Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

             О порядке принятия в Российскую Федерацию
            и образования в ее составе нового субъекта
                       Российской Федерации

     Одобрен Государственной Думой             30 ноября  2001 года
     Одобрен Советом Федерации                  5 декабря 2001 года

         (В редакции Федерального конституционного закона
                     от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ)

     Настоящий Федеральный конституционный закон в  соответствии  с
частью  2  статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает
основные условия и процедуру  принятия  в  Российскую  Федерацию  и
образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
               Федеральном конституционном законе

     1. Принятие  в  Российскую   Федерацию   нового   субъекта   -
процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской
Федерации  в  результате  присоединения  к   Российской   Федерации
иностранного государства или его части.
     2. Образование  в   составе   Российской   Федерации    нового
субъекта   -     процедура,   предусматривающая  изменение  состава
субъектов  Российской  Федерации   в   соответствии   с   настоящим
Федеральным  конституционным  законом  и не связанная с принятием в
Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

     Статья 2. Законодательство Российской Федерации
               о принятии в Российскую Федерацию и об
               образовании в ее составе нового субъекта

     1. Принятие   в   Российскую   Федерацию    нового    субъекта
осуществляется  в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
международными    (межгосударственными)    договорами    Российской
Федерации,  настоящим Федеральным конституционным законом,  а также
федеральными конституционными  законами  о  принятии  в  Российскую
Федерацию нового субъекта.
     2. Образование в составе Российской Федерации нового  субъекта
осуществляется  в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными
конституционными  законами  об  образовании  в  составе  Российской
Федерации нового субъекта.

     Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую
               Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта

     1. Принятие  в Российскую Федерацию и образование в ее составе
нового субъекта осуществляются на добровольной основе.
     2. При  принятии  в  Российскую  Федерацию  и образовании в ее
составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы
Российской Федерации,  принципы федеративного устройства Российской
Федерации,  права  и  свободы  человека  и  гражданина,   а   также
учитываться  сложившиеся  исторические,  хозяйственные и культурные
связи субъектов  Российской  Федерации,  их социально-экономические
возможности.

     Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию
               нового субъекта

     1. В качестве нового субъекта  в  Российскую  Федерацию  может
быть принято иностранное государство или его часть.
     2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового  субъекта
иностранного  государства или его части осуществляется по взаимному
согласию Российской Федерации и данного иностранного государства  в
соответствии   с  международным  (межгосударственным)  договором  о
принятии  в  Российскую  Федерацию  в  качестве   нового   субъекта
иностранного  государства  или  его  части  (далее  - международный
договор),  заключенным Российской Федерацией с  данным  иностранным
государством.
     3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве  нового
субъекта  иностранного  государства  этому субъекту предоставляется
статус республики,  если указанным  в  пункте  2  настоящей  статьи
международным  договором не предусматривается предоставление новому
субъекту статуса края или области.
     4. В  случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового
субъекта   части   иностранного    государства    этому    субъекту
предоставляется   статус   республики,  края,  области,  автономной
области или автономного округа в соответствии с указанным в  пункте
2 настоящей статьи международным договором.

     Статья 5. Условия образования в составе Российской
               Федерации нового субъекта

     1. Образование в составе Российской Федерации нового  субъекта
может  быть  осуществлено  в  результате  объединения  двух и более
граничащих между собой субъектов Российской Федерации.
     2. Образование  в составе Российской Федерации нового субъекта
может  повлечь  за  собой   прекращение   существования   субъектов
Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.
     3. Изменение  наименования  субъекта   Российской   Федерации,
предусмотренное   частью   2   статьи  137  Конституции  Российской
Федерации,  не влечет за собой  образование  в  составе  Российской
Федерации  нового субъекта.  Новое наименование субъекта Российской
Федерации включается  в  текст  статьи  65  Конституции  Российской
Федерации   и   учитывается   при  переиздании  текста  Конституции
Российской Федерации.

         ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
                          НОВОГО СУБЪЕКТА

     Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию

     1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в
качестве нового субъекта иностранного государства или его  части  и
заключении  международного  договора,  предусмотренного  пунктом  2
статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона,  является
данное иностранное государство.
     2. Президент Российской Федерации после поступления указанного
в  пункте  1  настоящей  статьи  предложения уведомляет о нем Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет
Федерации),  Государственную  Думу Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - Государственная Дума),  Правительство Российской
Федерации  и  при  необходимости  проводит  с  ними соответствующие
консультации.
     3. Рассмотрение  предложения,  указанного в пункте 1 настоящей
статьи,  и принятие решений,  касающихся заключения  международного
договора,    осуществляются   в  соответствии с Федеральным законом
"О международных договорах Российской Федерации".

     Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором

     1. Международным договором могут быть урегулированы  следующие
вопросы:
     а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;
     б) порядок   приобретения   гражданства  Российской  Федерации
гражданами иностранного государства  и  распространения  на  них  в
полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;
     в) правопреемство   в    отношении    членства    иностранного
государства в международных организациях, его имущественных активов
и пассивов;
     г) действие    законодательства    Российской   Федерации   на
территории нового субъекта Российской Федерации;
     д) функционирование  органов  государственной власти и органов
местного  самоуправления  иностранного  государства  на  территории
нового субъекта Российской Федерации.
     2. Международным договором  может  устанавливаться  переходный
период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в
экономическую,  финансовую, кредитную и правовую системы Российской
Федерации,   а  также  в  систему  органов  государственной  власти
Российской Федерации.
     3. По  отдельным вопросам,  связанным с принятием в Российскую
Федерацию в качестве нового субъекта иностранного  государства  или
его части,  Российской Федерацией и данным иностранным государством
могут быть подписаны специальные протоколы,  подлежащие ратификации
одновременно с ратификацией международного договора.
     4. После   подписания   международного   договора    Президент
Российской  Федерации  обращается  в Конституционный Суд Российской
Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской
Федерации данного международного договора.

     Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного
               договора на ратификацию и проекта федерального
               конституционного закона о принятии в Российскую
               Федерацию нового субъекта

     1. В случае,  если Конституционный  Суд  Российской  Федерации
признает не вступивший в силу международный договор соответствующим
Конституции Российской Федерации,  указанный международный  договор
вносится   в   Государственную   Думу  на  ратификацию  в  порядке,
предусмотренном  Федеральным  законом  "О  международных  договорах
Российской Федерации".
     2. Одновременно с международным  договором  в  Государственную
Думу   вносится   проект  федерального  конституционного  закона  о
принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
     3. Проект  федерального  конституционного  закона о принятии в
Российскую Федерацию нового субъекта  должен  содержать  положения,
определяющие  наименование,  статус  и  границы нового субъекта,  а
также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки,
в   течение  которых  новый  субъект  должен  быть  интегрирован  в
экономическую,  финансовую, кредитную и правовую системы Российской
Федерации,   а  также  в  систему  органов  государственной  власти
Российской    Федерации.     Проект     указанного     федерального
конституционного   закона   может  содержать  и  другие  положения,
вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

     Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального
               конституционного закона о принятии в Российскую
               Федерацию нового субъекта. Внесение изменений
               в Конституцию Российской Федерации

     1. Федеральный  закон  о  ратификации  международного договора
принимается палатами Федерального Собрания Российской  Федерации  в
порядке,  предусмотренном  статьями  105,  106  и  107  Конституции
Российской Федерации.
     2. Федеральный  конституционный  закон о принятии в Российскую
Федерацию  нового  субъекта   принимается   палатами   Федерального
Собрания  Российской  Федерации в порядке,  предусмотренном статьей
108 Конституции Российской Федерации.
     3. Федеральный  конституционный  закон о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта вступает в силу  не  ранее  вступления  в
силу  для  Российской  Федерации  и  для  иностранного  государства
международного договора.
     4. Изменения  в  часть  1  статьи  65  Конституции  Российской
Федерации,  определяющую состав Российской Федерации,  вносятся  на
основании   федерального   конституционного  закона  о  принятии  в
Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при  переиздании
текста Конституции Российской Федерации.

   ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НОВОГО СУБЪЕКТА

     Статья 10. Инициатива образования в составе
                Российской Федерации нового субъекта

     1. Инициатива  образования  в  составе  Российской   Федерации
нового  субъекта  принадлежит  субъектам  Российской Федерации,  на
территориях которых образуется новый субъект  Российской  Федерации
(далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации).
     2.  Совместное  предложение законодательных (представительных)
органов   государственной   власти   и   высших   должностных   лиц
(руководителей   высших   исполнительных   органов  государственной
власти)   заинтересованных   субъектов   Российской   Федерации  об
образовании   в   составе   Российской  Федерации  нового  субъекта
направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение
должно  быть  обосновано  и  содержать предполагаемые наименование,
статус    и    границы    нового    субъекта,   а   также   прогноз
социально-экономических    и    иных   последствий,   связанных   с
образованием  в  составе  Российской  Федерации  нового субъекта. В
качестве сопроводительных материалов одновременно представляются (в
редакции         Федерального        конституционного        закона
от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ):
     а) предложения  о  правопреемстве  нового субъекта в отношении
собственности заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  в
отношениях  с органами государственной власти Российской Федерации,
другими субъектами Российской Федерации;
     б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный
закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в
составе  Российской  Федерации  нового  субъекта либо предложения к
проекту федерального бюджета на следующий год,  если образование  в
составе   Российской  Федерации  нового  субъекта  не  предполагает
перераспределение бюджетных средств текущего года;
     в) предложения  о  функционировании  государственных органов и
организаций  заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  на
территории   нового   субъекта  Российской  Федерации,  а  также  о
формировании  органов  государственной   власти   нового   субъекта
Российской Федерации;
     г) предложения о действии законов и иных нормативных  правовых
актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории
нового субъекта Российской Федерации;
     д)  сведения  о  предполагаемых сроках проведения референдумов
заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  по  вопросу  об
образовании  в  составе  Российской  Федерации  нового  субъекта  и
согласованная   формулировка  вопроса,  выносимого  на  референдумы
заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  (подпункт "д" в
редакции  Федерального  конституционного  закона от 31.10.2005 г. N
7-ФКЗ).
     3. Президент  Российской  Федерации  уведомляет  о  полученном
предложении  об  образовании  в составе Российской Федерации нового
субъекта  Совет  Федерации,  Государственную  Думу,   Правительство
Российской   Федерации   и   при   необходимости  проводит  с  ними
соответствующие консультации.

     Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе
                Российской Федерации нового субъекта

     1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта   подлежит   вынесению   на  референдумы  заинтересованных
субъектов  Российской  Федерации  после  проведения соответствующих
консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки
Президентом   Российской   Федерации   инициативы  заинтересованных
субъектов  Российской  Федерации  вопрос  об  образовании в составе
Российской  Федерации  нового субъекта в согласованной формулировке
выносится  на  референдумы  заинтересованных  субъектов  Российской
Федерации.  Вынесение  вопроса  об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов
Российской   Федерации   с   различиями   в   его  формулировке  не
допускается (пункт   1  в  редакции  Федерального  конституционного
закона от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ).
     1-1.   Инициатива   проведения   референдума   по  вопросу  об
образовании   в   составе   Российской  Федерации  нового  субъекта
принадлежит   высшим   должностным   лицам   (руководителям  высших
исполнительных  органов  государственной  власти)  заинтересованных
субъектов Российской Федерации (пункт   1-1   дополнен  Федеральным
конституционным законом от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ).
     1-2. Высшие     должностные    лица    (руководители    высших
исполнительных  органов  государственной  власти)  заинтересованных
субъектов    Российской    Федерации,    депутаты   законодательных
(представительных) органов государственной власти  заинтересованных
субъектов  Российской  Федерации,  а  также  иные лица,  замещающие
государственные  или  выборные  муниципальные   должности,   вправе
принимать  участие в агитации по вопросу референдума об образовании
в составе  Российской  Федерации  нового  субъекта,  но  не  вправе
использовать преимущества своего должностного положения (пункт  1-2
дополнен         Федеральным         конституционным        законом
от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ).     
     1-3. В случае,  если в одном или нескольких, но не более чем в
половине    заинтересованных    субъектов    Российской   Федерации
референдумы  по  вопросу  об  образовании  в   составе   Российской
Федерации   нового  субъекта  будут  признаны  несостоявшимися  или
результаты референдумов будут признаны  недействительными,  в  этих
субъектах  Российской  Федерации  может  быть  проведено  повторное
голосование при условии,  что на референдумах иных заинтересованных
субъектов  Российской  Федерации  вопрос  об  образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта получил  одобрение.  Повторное
голосование  проводится  не  позднее  чем  через  45  дней  со  дня
вступления  в  силу   решения   избирательной   комиссии   субъекта
Российской  Федерации  о признании референдума несостоявшимся или о
признании его результатов недействительными (пункт   1-3   дополнен
Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ).
     2.    Назначение,   подготовка   и   проведение   референдумов
заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  по  вопросу  об
образовании   в   составе   Российской  Федерации  нового  субъекта
осуществляются    в    соответствии    с    настоящим   Федеральным
конституционным    законом,    федеральными    законами,   законами
заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме    (в
редакции         Федерального        конституционного        закона
от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ).
     3.  В  случае, если вопрос об образовании в составе Российской
Федерации  нового  субъекта был вынесен на референдумы двух и более
заинтересованных   субъектов  Российской  Федерации  и  не  получил
одобрения  на  референдуме  хотя  бы  одного из указанных субъектов
Российской  Федерации,  инициатива образования в составе Российской
Федерации  нового  субъекта  может  быть  вновь  выдвинута  теми же
заинтересованными  субъектами  Российской  Федерации  не  ранее чем
через год (пункт  3 в редакции Федерального конституционного закона
от 31.10.2005 г. N 7-ФКЗ).
     4. Официальные     данные     о    результатах    референдумов
заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  по  вопросу  об
образовании   в   составе   Российской  Федерации  нового  субъекта
представляются Президенту Российской Федерации.

     Статья 12. Проект федерального конституционного
                закона об образовании в составе Российской
                Федерации нового субъекта

     1. Проект федерального конституционного закона об  образовании
в  составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в
Государственную  Думу,  если   на   референдумах   заинтересованных
субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения
по вопросу об образовании в  составе  Российской  Федерации  нового
субъекта.  Проект указанного закона вносится Президентом Российской
Федерации.
     2. Проект  федерального конституционного закона об образовании
в составе Российской Федерации  нового  субъекта  должен  содержать
положения,  определяющие  наименование,  статус  и  границы  нового
субъекта   Российской   Федерации,    положения    о    прекращении
существования    заинтересованного    субъекта    (заинтересованных
субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5
настоящего    Федерального   конституционного   закона,   а   также
заключительные и переходные  положения,  устанавливающие  сроки,  в
течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
     а) формирование органов государственной власти нового субъекта
Российской Федерации;
     б) внесение изменений  и  дополнений  в  федеральный  закон  о
федеральном  бюджете  на  текущий  год,  если образование в составе
Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение
бюджетных средств текущего года;
     в) правопреемство  нового  субъекта  Российской  Федерации   в
отношении   собственности   заинтересованных  субъектов  Российской
Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской
Федерации,  другими  субъектами Российской Федерации,  иностранными
государствами и международными организациями;
     г) функционирование    территориальных   органов   федеральных
органов исполнительной власти и  федеральных  судов  на  территории
нового субъекта Российской Федерации;
     д) функционирование  государственных  органов  и   организаций
заинтересованных   субъектов  Российской  Федерации  на  территории
нового субъекта Российской Федерации;
     е) действие   законов   и   иных  нормативных  правовых  актов
заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации  на   территории
нового субъекта Российской Федерации.

     Статья 13. Принятие федерального конституционного
                закона об образовании в составе Российской
                Федерации нового субъекта. Внесение изменений
                в Конституцию Российской Федерации

     1. Федеральный конституционный закон об образовании в  составе
Российской   Федерации   нового   субъекта   принимается   палатами
Федерального   Собрания    Российской    Федерации    в    порядке,
предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.
     2. Изменения  в  часть  1  статьи  65  Конституции  Российской
Федерации,  определяющую  состав Российской Федерации,  вносятся на
основании федерального конституционного  закона  об  образовании  в
составе  Российской  Федерации  нового  субъекта  и учитываются при
переиздании текста Конституции Российской Федерации.

                ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального
                конституционного закона

     Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.

     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     17 декабря 2001 года
     N 6-ФКЗ

2001-12-17
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест