ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О парламентских слушаниях "Развитие парламентского
права Российской Федерации в свете совершенствования
законодательной деятельности Федерального Собрания
Российской Федерации"
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по
конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам о
парламентских слушаниях "Развитие парламентского права Российской
Федерации в свете совершенствования законодательной деятельности
Федерального Собрания Российской Федерации" и рассмотрев
рекомендации по результатам указанных парламентских слушаний, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях
по результатам парламентских слушаний "Развитие парламентского
права Российской Федерации в свете совершенствования
законодательной деятельности Федерального Собрания Российской
Федерации" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
26 декабря 2001 года
N 434-СФ
____________________
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 декабря 2001 года
N 434-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам парламентских слушаний
"Развитие парламентского права Российской Федерации
в свете совершенствования законодательной деятельности
Федерального Собрания Российской Федерации"
Современное парламентское право Российской Федерации,
регулирующее, в частности, устройство, процессуальные и
организационные аспекты деятельности Федерального Собрания
Российской Федерации, взаимоотношения палат парламента Российской
Федерации с другими органами государственной власти, в целом
обеспечивает как исполнение Федеральным Собранием Российской
Федерации его функций представительного и законодательного органа
Российской Федерации, так и реализацию палатами Федерального
Собрания Российской Федерации полномочий, закрепленных за ними
Конституцией Российской Федерации, является основой развития
парламентаризма, утверждения принципов разделения властей и
верховенства закона.
Вместе с тем практика применения норм парламентского права
Российской Федерации свидетельствует о наличии в нем пробелов,
несовершенных правовых конструкций и норм, снижающих эффективность
законотворческой деятельности российского парламента.
Так, требует конкретизации в федеральном законодательстве
конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской
Федерации и каждой из его палат.
Нуждается в совершенствовании организация деятельности палат
Федерального Собрания Российской Федерации: определение основных
полномочий председателей палат и их заместителей; порядок их
избрания, а также основания и порядок их досрочного освобождения;
определение полномочий советов палат Федерального Собрания
Российской Федерации. Требуют регламентации система и структура
комитетов и комиссий палат российского парламента с точки зрения
организации постоянных комитетов и комиссий палат, а также
подкомитетов и временных комиссий.
Предметом более детального правового регулирования должна
стать процедура одобрения федеральных законов Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации без рассмотрения.
Существует необходимость развития механизмов согласования
позиций и взаимодействия палат Федерального Собрания Российской
Федерации, а также иных федеральных органов государственной власти
в законотворческом процессе. Это может быть выражено в
законодательном закреплении правового положения и основ
деятельности согласительных комиссий по урегулированию разногласий,
возникших между палатами Федерального Собрания Российской Федерации
при рассмотрении федеральных конституционных законов и федеральных
законов, специальных комиссий по урегулированию разногласий между
палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом
Российской Федерации по отклоненным Президентом Российской
Федерации федеральным законам, а также совместной комиссии Совета
Федерации и Государственной Думы по вопросам, касающимся
федерального бюджета.
Отсутствуют достаточные гарантии финансовой и имущественной
самостоятельности Федерального Собрания Российской Федерации в
целом и каждой из его палат. Финансовая независимость парламента
является одним из важнейших условий функционирования этого
института народовластия и требует правового регулирования. Для того
чтобы парламент был полностью независим, он должен иметь в своем
распоряжении финансовые средства, способные обеспечить свободу его
деятельности как полноправного представительного и законодательного
органа Российской Федерации. В целях дальнейшего совершенствования
деятельности Федерального Собрания Российской Федерации возможно
либо принятие отдельного закона о финансовой и имущественной
автономии палат парламента, либо внесение дополнений в уже
действующее законодательство.
В законодательстве об основах государственной службы
Российской Федерации не в полной мере учитываются такие особенности
прохождения государственной службы в аппаратах палат Федерального
Собрания Российской Федерации, как условия поступления на
государственную парламентскую службу (квалификационные требования),
порядок назначения на государственные должности в аппаратах палат
Федерального Собрания Российской Федерации, социальные гарантии
государственным парламентским служащим, в том числе при
реорганизации аппаратов палат Федерального Собрания Российской
Федерации.
В связи с новым порядком формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации требуется переработка
Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации - одного из источников парламентского права,
регулирующего организационные и процессуальные аспекты деятельности
палаты и ее участие в законодательном процессе.
Повышение эффективности законотворческой деятельности
Федерального Собрания Российской Федерации может быть обеспечено
путем принятия ряда федеральных законов, иных нормативных правовых
актов, а также путем внесения изменений и дополнений в
соответствующие федеральные законы.
Участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации необходимо:
разработать и принять федеральный закон о Федеральном Собрании
Российской Федерации;
в целях развития механизмов согласования позиций и
взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации, а
также иных федеральных органов государственной власти ускорить
принятие федерального закона о порядке принятия федеральных
конституционных законов и федеральных законов;
разработать и принять федеральный закон о внесении изменений в
законодательство о государственной службе Российской Федерации,
вводящий понятие "государственная парламентская служба" и
предусматривающий особенности ее прохождения и гарантии
государственным парламентским служащим.
2. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
рассмотреть вопрос об обновлении состава представителей палаты в
совместной рабочей группе Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по разработке проекта
федерального закона о Федеральном Собрании Российской Федерации
(далее - совместная рабочая группа).
3. Совместной рабочей группе при разработке указанного проекта
федерального закона учесть следующие предложения:
закрепить в указанном проекте федерального закона правовой
статус и основы формирования органов палат Федерального Собрания
Российской Федерации и структурных подразделений аппаратов палат, в
том числе принципы организации системы и структуры постоянных
комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской
Федерации, а также согласительных, специальных, временных и других
комиссий;
предусмотреть при уточнении правового статуса Федерального
Собрания Российской Федерации систему гарантий финансовой и
имущественной автономии Федерального Собрания Российской Федерации
в целом и каждой из его палат.
4. Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским
процедурам при разработке проекта новой редакции Регламента Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации учесть
настоящие рекомендации парламентских слушаний, направленные на
повышение качества и эффективности законодательной деятельности
палаты.
5. Комитету Совета Федерации по конституционному
законодательству и судебно-правовым вопросам совместно с Комитетом
Государственной Думы по государственному строительству изучить
вопрос о возможности создания постоянно действующего
научно-исследовательского центра парламентского права при
Федеральном Собрании Российской Федерации.
___________