Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 № 13-О

                  Определение по жалобе гражданки
            Кулаковой Маргариты Ильиничны на нарушение
          ее конституционных прав абзацем пятым статьи 4
        Закона Российской Федерации "О налоге с имущества,
         переходящего в порядке наследования или дарения"

                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                      КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                        07 февраля 2002 г.

                              N 13-О

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   М.В.Баглая,    судей    Н.С.Бондаря,    Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина,
А.Л.Кононова,     В.О.Лучина,     Т.Г.Морщаковой,      Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном заседании заключение судьи А.Л.Кононова,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданки М.И.Кулаковой,

                        у с т а н о в и л:

     1. Налоговая  инспекция  по  Юго-Западному   административному
округу города Москвы и Управление Министерства Российской Федерации
по  налогам  и  сборам  по   городу   Москве   отказали   гражданке
М.И.Кулаковой,   унаследовавшей   квартиру   в   городе  Москве,  в
предоставлении ей как инвалиду II группы льготы в виде освобождения
от уплаты налога на наследство.
     В своей жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
М.И.Кулакова  утверждает,  что  примененный  в  ее деле абзац пятый
статьи 4 Закона Российской Федерации от 12  декабря  1991  года  "О
налоге   с  имущества,  переходящего  в  порядке  наследования  или
дарения" (в редакции от 27 января 1995 года),  согласно которому от
налогообложения  освобождаются  жилые дома и транспортные средства,
переходящие в порядке наследования инвалидам I и II  групп,  лишает
инвалидов,    получивших   в   наследство   квартиру,   льготы   по
налогообложению,    чем     нарушается     право     собственности,
конституционные принципы равного налогового бремени,  соразмерности
налоговых  ограничений  и  учета   фактической   платежеспособности
налогоплательщика.
     2. Закон Российской Федерации  от  12  декабря  1991  года  "О
налоге с имущества,  переходящего в порядке наследования и дарения"
вступил в  силу  в  период  радикального  преобразования  отношений
собственности на жилье.
     В результате принятия Закона РСФСР от  4  июля  1991  года  "О
приватизации жилищного фонда в РСФСР", установившего, что граждане,
ставшие  собственниками  жилых  помещений,  владеют,  пользуются  и
распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать,
сдавать в аренду эти помещения,  совершать с ними иные  сделки,  не
противоречащие закону, и внесения в Жилищный кодекс РСФСР изменений
и  дополнений,  касающихся  регулирования  права  собственности  на
квартиры,  и  в  связи  с  этим  - замены понятия "жилой дом (часть
дома)" на "жилой дом (часть дома),  квартира" такие объекты частной
собственности,  как жилой дом и квартира, были полностью уравнены в
правовом  титуле.  Принятая  в  декабре   1993   года   Конституция
Российской Федерации закрепила равную правовую охрану всех объектов
частной собственности,  в том числе жилых помещений,  и гарантии их
наследования (статьи 35 и 40).
     В тексте абзаца пятого статьи 4 Закона Российской Федерации "О
налоге с имущества,  переходящего в порядке наследования и дарения"
эти изменения не нашли своего отражения, хотя в иных нормах того же
Закона   квартиры  перечисляются  в  одном  ряду  с  такими  видами
подлежащего налогообложению,  в том числе  льготному,  собственного
жилья, как жилые дома, дачи, садовые домики в садовых товариществах
(статьи 2 и 4).
     Отмеченная несогласованность  не  может  быть  объяснена  ни с
точки зрения защиты фискальных интересов государства (учитывая, что
жилые  дома,  при  наследовании  которых  предоставляется налоговая
льгота инвалидам,  как обособленные строения с  прилегающей  к  ним
территорией  представляют,  как правило,  не меньшую ценность,  чем
квартира в доме),  ни,  тем более, с точки зрения социальной защиты
инвалидов.  Произвольное  немотивированное  исключение  одного вида
имущества,  имеющего равный с  другими  видами  имущества  правовой
титул,  из  общего для них регулирования льготного налогообложения,
не  соответствовало   бы   юридической   логике   и   нарушало   бы
конституционные принципы равенства и справедливости.
     3. В соответствии с правовыми позициями Конституционного  Суда
Российской Федерации,  выраженными в ряде решений, установление тех
или иных особенностей взимания  налоговых  платежей,  в  том  числе
освобождение от уплаты налога,  является прерогативой законодателя,
который,   однако,   не   может   при   этом   нарушать    принципы
налогообложения.
     В Постановлении от 23 декабря 1999 года  по  делу  о  проверке
конституционности отдельных положений Федеральных законов о тарифах
страховых взносов в государственные социальные  внебюджетные  фонды
Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  исходя в том числе из
принципов  справедливого  налогообложения,  юридического  равенства
налогоплательщиков,  равного  финансового обременения,  всеобщности
налогообложения и  законного  установления  обязательных  платежей,
указал,  что  установление  для  инвалидов  особых  условий  уплаты
страховых взносов является разновидностью государственной поддержки
и  социальной  защиты  в  целях  обеспечения  им  равных  с другими
гражданами возможностей,  при том что такое регулирование не  может
носить   дискриминационный   характер,   вводить  необоснованные  и
несправедливые различия и ставить одни категории инвалидов в худшее
по  отношению  к  другим положение,  т.е.  нарушать конституционный
принцип равенства (статья 19,  части 1 и 2,  Конституции Российской
Федерации).
     Таким образом,  содержащееся в абзаце пятом  статьи  4  Закона
Российской Федерации "О налоге с имущества,  переходящего в порядке
наследования или дарения" положение об освобождении инвалидов  I  и
II   групп   от  налогообложения  имущества  в  виде  жилого  дома,
переходящего в их собственность в порядке  наследования,  не  может
пониматься как исключающее такую льготу в отношении имеющего тот же
правовой статус имущества в виде квартиры.  Правоприменитель впредь
не  может  придавать  этому  положению  какое-либо  иное  значение,
расходящееся  с  его  конституционно-правовым  смыслом,  выявленным
Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2  и  3  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Положение,  содержащееся  в  абзаце  пятом  статьи 4 Закона
Российской Федерации "О налоге с имущества,  переходящего в порядке
наследования    или   дарения",   в   его   конституционно-правовом
истолковании не может служить основанием для отказа инвалидам  I  и
II  групп  в  освобождении  от  уплаты  налога  на переходящее в их
собственность в порядке наследования имущество в виде квартиры.
     В силу   статьи  6  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде Российской Федерации"  конституционно-правовой
смысл   данного   положения,   выявленный   Конституционным   Судом
Российской   Федерации   в    настоящем    Определении,    является
общеобязательным   и   исключает  любое  иное  его  истолкование  в
правоприменительной практике.
     2. Поскольку для разрешения поставленного гражданкой Кулаковой
Маргаритой    Ильиничной    вопроса    не    требуется    вынесения
предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде
постановления,   признать   ее  жалобу  не  подлежащей  дальнейшему
рассмотрению   в   заседании   Конституционного   Суда   Российской
Федерации.
     3. Правоприменительное решение по делу гражданки М.И.Кулаковой
подлежит пересмотру с учетом настоящего Определения.
     4. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в  "Российской
газете",   "Собрании   законодательства   Российской  Федерации"  и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                                М.В.Баглай

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

2002-02-07
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест