ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 14 июня 2002 г. N 422
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 30.06.2006 г. N 403
Об утверждении Положения о лицензировании космической
деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 03.10.2002 г. N 731; от 01.02.2005 г. N 49)
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании
космической деятельности.
2. Установить, что лицензии на осуществление космической
деятельности, выданные до принятия настоящего постановления,
действительны до окончания предусмотренного в них срока.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства
Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 104 "Об утверждении
Положения о лицензировании космической деятельности" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 591).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июня 2002 г.
N 422
П О Л О Ж Е Н И Е
о лицензировании космической деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 03.10.2002 г. N 731; от 01.02.2005 г. N 49)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования
космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями.
2. Лицензированию подлежит космическая деятельность,
включающая в себя:
создание и производство космической техники, создание и
развитие космической инфраструктуры;
запуск и управление полетом космических объектов;
использование (эксплуатация) космической техники, космических
технологий и информации, получаемой с помощью космических средств;
предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и
использованием (эксплуатацией) космической техники;
прием, обработку и распространение информации, получаемой с
космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
3. Лицензирование космической деятельности осуществляется
Федеральным космическим агентством (далее именуется -
лицензирующий орган). (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении
космической деятельности являются:
а) при создании и производстве космической техники, создании
и развитии космической инфраструктуры:
наличие утвержденного технического задания на создание
космической техники и космической инфраструктуры;
наличие охраняемых помещений, оборудованных противопожарными
средствами, обеспечивающих сохранность документации,
технологического и испытательного оборудования, комплектующих
изделий, расходных материалов, а также проведение особо опасных
операций с использованием легковоспламеняющихся и взрывоопасных
материалов;
наличие квалифицированных специалистов-машиностроителей,
имеющих профессиональное образование и квалификационные аттестаты
(удостоверения) на выполнение конкретных работ;
наличие технологических стендов, обеспечивающих при
необходимости стыковку изделий, их проверку на функционирование и
измерение технических характеристик;
наличие системы контроля качества продукции при создании и
производстве космической техники;
наличие протоколов разрешения применения комплектующих
изделий общепромышленного назначения;
проведение своевременной аттестации технологических
процессов, испытательного и технологического оборудования,
контрольно-измерительных средств;
наличие государственной аккредитации научной организации в
соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической политике" (при выполнении
научно-исследовательских работ);
выполнение требований нормативно-технической документации по
разработке, изготовлению и испытаниям космической техники;
обеспечение учета и хранения документации, материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий, экспериментальных, опытных
и серийно изготовленных образцов космической техники;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите
государственной тайны в сфере противодействия иностранным
техническим разведкам, установленных государственными стандартами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной
службы по техническому и экспортному контролю; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
применение безопасных для окружающей природной среды и
физических лиц космических технологий;
наличие и содержание в работоспособном состоянии средств
противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и
расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для
ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на
случай пожара;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
б) при запуске и управлении полетом космических объектов:
соблюдение требований нормативных правовых и эксплуатационных
документов по запуску и управлению полетом космических объектов;
наличие квалифицированных специалистов-испытателей, имеющих
профессиональное образование и квалификационные аттестаты
(удостоверения) на выполнение конкретных работ;
наличие технологической и стендовой базы для моделирования
процессов управления на всех этапах полета, в том числе при
возникновении нештатных или аварийных ситуаций;
наличие решения Государственной комиссии по радиочастотам на
выделение полос радиочастот, обеспечение частотных присвоений
радиоэлектронным и оптоэлектронным средствам, обеспечение их
электромагнитной совместимости и международной правовой защиты; (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)
обеспечение защиты передаваемой и принимаемой информации от
несанкционированного доступа;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите
государственной тайны в сфере противодействия иностранным
техническим разведкам, установленных государственными стандартами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации;
оборудование районов падения отделяющихся частей космических
объектов техническими средствами с целью обеспечения экологической
безопасности этих районов;
проведение своевременной аттестации наземного
технологического и испытательного оборудования, измерительных
средств, автоматизированных комплексов управления;
обеспечение безопасности работ на всех этапах подготовки и
проведения запуска, в том числе при возникновении нештатных или
аварийных ситуаций;
наличие и содержание в работоспособном состоянии средств
противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и
расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для
ликвидации пожара, а также наличие плана действий персонала на
случай пожара;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
в) при использовании (эксплуатации) космической техники,
космических технологий и информации, получаемой с помощью
космических средств:
соблюдение требований эксплуатационной документации по
применению космических объектов по назначению;
наличие квалифицированных специалистов, имеющих
профессиональное образование и квалификационные аттестаты
(удостоверения) на выполнение конкретных работ;
проведение своевременной аттестации наземного
технологического оборудования, необходимого для приведения
космических объектов в установленную готовность, поддержания в
готовности и использования по назначению;
обеспечение безопасной эксплуатации космических объектов;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите
государственной тайны в сфере противодействия иностранным
техническим разведкам, установленных государственными стандартами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации;
применение безопасных для окружающей природной среды и
физических лиц космических технологий;
представление в лицензирующий орган исходных данных по
космическим объектам для их регистрации;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
г) при предоставлении услуг, связанных с созданием, запуском
и использованием (эксплуатацией) космической техники:
наличие квалифицированных специалистов, имеющих
профессиональное образование и квалификационные аттестаты
(удостоверения) на выполнение конкретных работ и услуг;
соблюдение требований экспортного контроля, а также
международных обязательств в области защиты и нераспространения
ракетных технологий и средств доставки оружия массового
уничтожения;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите
государственной тайны в сфере противодействия иностранным
техническим разведкам, установленных государственными стандартами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации;
д) при приеме, обработке и распространении информации,
получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования
Земли:
наличие наземного технологического оборудования для приема,
обработки и хранения информации, получаемой с космических
аппаратов;
наличие квалифицированных специалистов, имеющих
профессиональное образование и квалификационные аттестаты
(удостоверения) на выполнение конкретных работ;
проведение своевременной аттестации технологического
оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием,
обработку и хранение информации;
обеспечение защиты информации дистанционного зондирования от
несанкционированного доступа;
обеспечение защиты объектов гражданских прав;
обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
соблюдение требований по выполнению мероприятий по защите
государственной тайны в сфере противодействия иностранным
техническим разведкам, установленных государственными стандартами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Государственной технической комиссии при Президенте Российской
Федерации.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места
нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности с указанием работ и услуг, которые
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены
осуществлять;
б) копии учредительных документов и документа,
подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый
государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов
в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического
лица; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.10.2002 г. N 731)
в) копия свидетельства о государственной регистрации
соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя (с
предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена
нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на
учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера
налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия
не заверена нотариусом);
д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за
рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
е) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
ж) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской
Федерации "О государственной тайне" (в случае, если осуществление
работ связано с использованием сведений, составляющих
государственную тайну).
Требовать от соискателя лицензии представления иных
документов не допускается.
Документы для предоставления лицензии принимаются по описи,
копия которой направляется (вручается) лицензирующим органом
соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
6. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении
лицензии имеет право проводить проверки соответствия соискателя
лицензии лицензионным требованиям и условиям.
7. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или
об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней с даты
поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется
(вручается) лицензирующим органом соискателю лицензии с указанием
реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за
предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется
(вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
8. Лицензия выдается на 5 лет. Срок действия лицензии может
быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном
для переоформления лицензии.
9. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором
указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) сведения о лицензиате:
для юридического лица - наименование, организационно-правовая
форма, место нахождения и код по Общероссийскому классификатору
предприятий и организаций;
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество,
место жительства, данные документа, удостоверяющего личность
гражданина;
в) лицензируемая деятельность с указанием выполняемых работ и
услуг;
г) срок действия лицензии;
д) идентификационный номер налогоплательщика;
е) номер лицензии;
ж) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения о переоформлении лицензии;
к) сведения о продлении срока действия лицензии;
л) основания и даты приостановления и возобновления действия
лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.
10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных
требований и условий осуществляется на основании предписания
руководителя лицензирующего органа, в котором определяются
лицензиат и состав комиссии, осуществляющей проверку.
В состав комиссии включаются эксперты с опытом работы по
соответствующим направлениям космической деятельности.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года.
Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения
лицензиатом выявленных при проведении плановых проверок нарушений
лицензионных требований и условий, а также в случае получения
лицензирующим органом от юридических лиц, органов государственной
власти и органов местного самоуправления документов и иных
доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений
лицензиатом лицензионных требований и условий.
Уведомление о проверке направляется лицензиату за 10 дней до
даты начала проверки.
Срок проведения проверки не должен превышать 10 рабочих дней.
По результатам проверки оформляется акт.
При выявлении нарушений в акте указываются конкретные
нарушения и срок их устранения. Указанный срок не может превышать
6 месяцев.
Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.
На основании акта лицензирующий орган может принять решение о
приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением
о ее аннулировании.
Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган об устранении
им нарушений, повлекших за собой приостановление действия
лицензии.
Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении
действия лицензии после получения соответствующего уведомления и
проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой
приостановление действия лицензии.
Решение о приостановлении, возобновлении действия лицензии
или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии
доводится лицензирующим органом до лицензиата в течение 3 дней
после его принятия.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету
ведения иных органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
11. Принятие решений о предоставлении, переоформлении,
продлении срока действия, приостановлении действия и аннулировании
лицензии, а также взимание лицензионных сборов лицензирующий орган
осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
_______________