ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских
Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки
о линии разграничения морских пространств 1990 года
для национальных интересов Российской Федерации
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации, рассмотрев информацию Комитета Государственной Думы по
безопасности о выполнении поручения Государственной Думы от
23 января 2002 года, в которой содержится предварительная оценка
последствий применения Соглашения между Союзом Советских
Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии
разграничения морских пространств (далее - Соглашение),
подписанного в городе Вашингтоне 1 июня 1990 года Министром
иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и Государственным секретарем США
Дж.Бейкером, для национальных интересов Российской Федерации,
отмечает, что имеются основания квалифицировать Соглашение как
несбалансированный международный договор, содержание которого
ставит под сомнение его соответствие национальным интересам
Российской Федерации, в первую очередь в области рыболовства.
В результате разграничения морских пространств в соответствии
с Соглашением в Беринговом море к США отошли: часть исключительной
экономической зоны СССР площадью 23,7 тысячи квадратных километров,
фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам Америки
еще в 1977 году; часть исключительной экономической зоны СССР
площадью 7,7 тысячи квадратных километров; участок континентального
шельфа площадью 46,3 тысячи квадратных километров в открытой
центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200
морских миль от исходных линий. При этом участок континентального
шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской
Федерации, составил всего 4,6 тысячи квадратных километров.
На отдельном участке исключительная экономическая зона
Соединенных Штатов Америки за счет неоправданно уступленной площади
исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200
морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57
Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982
года).
По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной
отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8
миллиона тонн рыбы стоимостью свыше 1,4 миллиарда долларов США.
Вопрос о Соглашении рассматривался Государственной Думой в
1995, 1996 (дважды) и 1997 годах, однако ввиду противоречивого
характера Соглашения с точки зрения обеспечения национальных
интересов Российской Федерации оно до сих пор остается не
ратифицированным Российской Федерацией и осуществляется в порядке
временного применения. При этом нарушается статья 23 Федерального
закона "О международных договорах Российской Федерации" в части
законодательного оформления решения о продлении срока временного
применения Соглашения Российской Федерацией. Фактически в
законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое
обоснование неправомерно затянувшегося временного применения
Соглашения Российской Федерацией.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять
меры по ускорению выработки позиции в отношении Соглашения между
Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами
Америки о линии разграничения морских пространств, отвечающей
национальным интересам Российской Федерации.
2. Предложить Комитету Государственной Думы по международным
делам разработать проект федерального закона о внесении дополнения
в Федеральный закон "О международных договорах Российской
Федерации" в части совершенствования правового обоснования
временного применения международных договоров Российской
Федерацией.
3. Поручить Комитету Государственной Думы по безопасности,
Комитету Государственной Думы по международным делам и Комиссии
Государственной Думы по геополитике сформировать рабочую группу с
привлечением авторитетных специалистов в целях проведения
дополнительной всесторонней экспертизы Соглашения на предмет его
соответствия долгосрочным интересам Российской Федерации и
подготовки предложений, направленных на минимизацию связанного с
применением Соглашения ущерба для Российской Федерации. Рассмотреть
доклад указанной рабочей группы на пленарном заседании
Государственной Думы в период осенней сессии 2002 года.
4. Направить настоящее Постановление в Правительство
Российской Федерации.
5. Направить настоящее Постановление в "Парламентскую газету"
для официального опубликования.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
14 июня 2002 года
N 2880-III ГД