ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об итогах работы "круглого стола" на тему
"Об условиях вступления Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию и о его последствиях
для агропромышленного комплекса страны"
В соответствии с Планом основных мероприятий Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2002
года, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 160-СФ,
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике
провел 14 мая 2002 года "круглый стол" на тему "Об условиях
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и
о его последствиях для агропромышленного комплекса страны".
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по
аграрно-продовольственной политике об итогах работы указанного
"круглого стола" и рассмотрев его рекомендации, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить рекомендации "круглого стола" на тему "Об условиях
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и
о его последствиях для агропромышленного комплекса страны"
(прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Предложить Правительству Российской Федерации создать в
рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам
Всемирной торговой организации, образованной постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072,
рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию, включив в ее состав представителей
палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российского союза
промышленников и предпринимателей (работодателей),
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отраслевых союзов
и ассоциаций, а также ученых и специалистов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
26 июня 2002 года
N 297-СФ
_________________
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 июня 2002 года
N 297-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
"круглого стола" на тему "Об условиях вступления
Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и о его
последствиях для агропромышленного комплекса страны"
Рассмотрев широкий круг проблем, связанных с вступлением
Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее -
ВТО), участники "круглого стола" отмечают, что вступление России в
ВТО должно отвечать интересам социально-экономического развития
страны, способствовать интеграции ее экономики в мировую
экономическую систему, создавать условия для защиты интересов
отечественных товаропроизводителей на мировых рынках, развития
экспорта российских товаров, улучшения инвестиционного климата и
доступа к современным технологиям.
Следует провести тщательный анализ последствий вступления
России в ВТО. Для этого необходимо конструктивное сотрудничество
между законодательными (представительными) и исполнительными
органами государственной власти на федеральном и региональном
уровнях, научными организациями, отраслевыми союзами и
ассоциациями.
Предварительное рассмотрение предложений об условиях
вступления России в ВТО показало, что они не подкреплены
долгосрочным прогнозом последствий их принятия для
агропромышленного комплекса страны (далее - АПК) и не в полной мере
учитывают необходимость защиты тех или иных его отраслей,
недостаточно конкурентоспособных в настоящее время, но имеющих
особое значение для социально-экономического развития страны.
Участники "круглого стола" отмечают также, что ключевыми
вопросами переговорного процесса по проблемам АПК в связи с
вступлением России в ВТО являются: условия доступа импортной
сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутренний
рынок; государственная поддержка отечественного
сельскохозяйственного, рыбохозяйственного производства;
субсидирование экспорта; технические барьеры в торговле; приведение
законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и
правилами ВТО.
Участники "круглого стола" считают, что Российская Федерация в
переговорном процессе должна исходить из того, что сельское
хозяйство России находится в относительно худших
природно-экономических условиях по сравнению с условиями основных
стран - производителей продовольственных товаров и является
низкоконкурентной отраслью экономики с малой инвестиционной
привлекательностью и большими рисками.
Нуждаются в уточнении вопросы доступа иностранных компаний к
участию в конкурсах на проведение государственных закупок, оптовой
торговле сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием,
а также вопросы экспорта и импорта этилового спирта.
России необходимо строить свою позицию на переговорах в части,
касающейся АПК, с учетом как дальнейших перспектив развития
отечественного агропромышленного производства, так и норм и правил
ВТО. Существенными моментами переговоров являются достижение
сопоставимого уровня поддержки агропромышленного производства с
основными торговыми партнерами России - членами ВТО и определение
базисных периодов, на основе которых рассчитываются уровни
внутренней поддержки и экспортного субсидирования.
Серьезную озабоченность участников "круглого стола" вызывает
проблема определения начального и конечного уровней связывания
таможенного тарифа, что имеет приоритетное значение, так как в
условиях предъявления требований по ограничению бюджетной поддержки
импортные пошлины остаются наиболее реальной мерой защиты
экономических интересов отечественных товаропроизводителей АПК, в
первую очередь товаропроизводителей сельского и рыбного хозяйства,
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Требуют дополнительного обсуждения вопросы упрощения норм и
процедур, связанных с техническими барьерами в торговле,
применением санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. При этом
весьма актуальными являются вопросы, касающиеся условий импорта
продовольственных товаров, произведенных по так называемым
"упрощенным стандартам", поставок сельскохозяйственной продукции, в
производстве которой применяются гормоны и используются достижения
генной инженерии, а также вопросы определения сроков и условий
перехода на международные стандарты.
Вступление России в ВТО потребует приведения законодательства
Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это
касается как федерального законодательства, так и законодательства
субъектов Российской Федерации и является одной из приоритетных
задач сегодняшнего дня.
Учитывая изложенное, участники "круглого стола" отмечают
необходимость безотлагательной разработки комплекса мер,
направленных на адаптацию отечественных товаропроизводителей АПК к
экономической и социальной ситуации, которая может сложиться в
результате вступления России в ВТО.
При этом принципиальное значение имеет не срок вступления
России в ВТО, а реализация указанного комплекса необходимых мер,
после выполнения которых объективно станет возможным подписание
документов о вступлении. Условия вступления должны основываться на
реальном положении дел в российской экономике, обеспечивать
необходимую защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
Участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
а) предложить Правительству Российской Федерации создать в
рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам
Всемирной торговой организации, образованной постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072,
рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию и направить в нее своих
представителей;
б) разработать совместно с Правительством Российской Федерации
программу совершенствования законодательства Российской Федерации с
целью приведения его в соответствие с нормами и правилами ВТО.
Указанная программа должна предусматривать как приоритетный
перечень законодательных актов, принять которые необходимо до
вступления России в ВТО, так и перечень законодательных актов,
разработка которых может быть инициирована по результатам
переговоров о вступлении России в ВТО в течение переходного
периода;
в) принять в первоочередном порядке новую редакцию Таможенного
кодекса Российской Федерации, федеральные законы "О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте
товаров", "Об основах технического регулирования в Российской
Федерации", "О государственной помощи", "О финансовом оздоровлении
неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их
реформировании", "О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов"; а также пакет федеральных законов, предусматривающих
внесение изменений и дополнений в законодательство Российской
Федерации в области стандартизации, сертификации, применения
санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в Федеральный закон
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле".
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать прогноз социально-экономических последствий
вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса на
переходный период и долгосрочную перспективу, как в целом для
страны, так и на региональном уровне;
б) создать в рамках Комиссии Правительства Российской
Федерации по вопросам Всемирной торговой организации, образованной
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа
1997 года N 1072, рабочую группу по подготовке к вступлению
Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, включив в
ее состав представителей палат Федерального Собрания Российской
Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей
(работодателей), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,
отраслевых союзов и ассоциаций, а также ученых и специалистов;
в) разработать и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проект федерального закона
"О сельскохозяйственном развитии", в котором определить
перечень направлений государственной поддержки
сельскохозяйственного производства на долгосрочную перспективу с
учетом обязательств, принимаемых Россией при вступлении в ВТО;
г) разработать федеральную целевую программу стимулирования
экспорта отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции,
сырья и продовольствия, прежде всего зерна и экологически чистой
сельскохозяйственной продукции;
д) добиваться в ходе переговорного процесса:
наиболее приемлемых для отечественных товаропроизводителей
условий вступления России в ВТО, и в первую очередь сопоставимого с
основными торговыми партнерами России - членами ВТО уровня
государственной поддержки сельскохозяйственного производства, а
также права применять все инструменты для защиты национального
аграрного сектора, используемые в рамках ВТО;
предоставления России режима переходного периода сроком не
менее шести - восьми лет;
определения базовых периодов, устанавливающих начальные уровни
внутренней поддержки сельскохозяйственного производства и
экспортных субсидий в размере не менее 16,2 млрд. и 0,7 млрд.
долларов соответственно;
установления средневзвешенной ставки ввозной таможенной
пошлины на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные
товары для начального уровня связывания не менее 34 процентов, для
конечного уровня связывания - не менее 23 процентов с установлением
на момент вступления России в ВТО и на переходный период ставок
ввозных таможенных пошлин на ряд товаров (мясо и мясопродукты,
молоко и молокопродукты, зерновые, сахар белый, крахмал,
крахмальная патока, некоторые виды растительных масел, кондитерских
изделий и рыбопродуктов) выше ставок, действующих в настоящее
время;
возможности применения тарифных квот по отдельным видам
сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров (мясо и
мясопродукты, рыбопродукты, сахар-сырец, рис, крахмал, крахмальная
патока) независимо от страны, производящей товар, а также
возможности применения специальных защитных мер по отдельным видам
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и введения
ограничений, связанных с условиями доступа иностранных компаний к
оптовой торговле продовольственными товарами;
е) в рамках реализации требований ВТО по выполнению Соглашения
по техническим барьерам в торговле и Соглашения по предотгрузочной
инспекции:
разработать механизм и условия заключения соглашений с другими
странами - членами ВТО о взаимном признании результатов процедур
оценки соответствия результатов измерений техническим регламентам и
стандартам;
определить организационную структуру для обеспечения
страхования рисков, которые могут возникнуть вследствие
несоответствия товаров применяемым техническим регламентам или
стандартам;
провести всестороннюю аттестацию действующих отечественных
инспекционных (экспертных) компаний вне зависимости от форм их
собственности и по результатам этой аттестации выбрать две-три
лучшие компании, придав им статус национальных экспертных компаний
с правами уполномоченных органов Правительства Российской Федерации
по предотгрузочной инспекции.
____________