ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 29 октября 2002 г. N 1507-р
г. Москва
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года
(далее именуется - Концепция), подготовленную Госкомспортом России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
2. Госкомспорту России обеспечить доведение Концепции до
сведения федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и спортивной
общественности, а также организовать разработку мероприятий по ее
реализации.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития
физической культуры и спорта учитывать положения Концепции.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 октября 2002 г.
N 1507-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2005 года
Важной составной частью государственной
социально-экономической политики является всестороннее и
эффективное развитие физической культуры и спорта.
Основная цель политики государства в области физической
культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового
образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового,
физически крепкого поколения, а также достойное выступление
российских спортсменов на крупнейших международных спортивных
соревнованиях.
1. Характеристика современного состояния физической
культуры и спорта в Российской Федерации
С 1991 года в России отмечается сокращение сети
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. За десять
лет их число уменьшилось почти на 20 процентов. Под предлогом
экономической нецелесообразности многие предприятия и организации
отказываются от содержания спортивных и
физкультурно-оздоровительных объектов. Ряд стадионов и других
спортивных объектов используются не по назначению. Не в полной
мере реализуются нормы застройки городов и населенных пунктов
спортивными сооружениями.
В настоящее время система управления физической культурой и
спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и
на региональном уровне. Недостаточно используются возможности
общественных физкультурно-спортивных объединений.
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и
спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное
право каждого гражданина России на занятия физической культурой и
спортом, обеспечить полноценное становление и развитие
профессионального спорта.
Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как
развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта
высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров,
готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и
спорта, не создаются соответствующие условия.
Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и
тренера. Сократилось количество детских тренеров, среди них
сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как следствие,
ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы,
недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших
достижений.
Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в
международном олимпийском движении и международных спортивных
организациях.
Не всегда эффективно используются возможности спорта высших
достижений в решении экономических и социальных проблем общества.
По некоторым видам спорта в России практически отсутствуют
современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы
для подготовки к Олимпийским играм и крупнейшим международным
соревнованиям. Не удается сократить выезд за рубеж ведущих
российских спортсменов и тренеров.
Не в полной мере используются современные возможности средств
массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа
жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении.
Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных
услуг сделало практически недоступными основные учреждения
физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и
отдыха для многих российских граждан. Отсутствует эффективный
механизм государственного регулирования, стандартизации и
сертификации качества физкультурных и спортивных услуг.
В последние годы в России ухудшилось состояние здоровья
населения, увеличилось количество людей, принимающих наркотики,
злоупотребляющих алкоголем. Ежегодно в России признаются
инвалидами до 1 млн. человек.
В настоящее время физической культурой и спортом в стране
регулярно занимаются 8-10 процентов населения, тогда как в
экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60
процентов.
Наиболее острой и требующей кардинального решения является
проблема слабой физической подготовки и физического развития
учащихся. Реальный объем двигательной активности школьников и
студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического
развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Преподавание физической культуры в общеобразовательных школах не
соответствует современным требованиям, а в некоторых школах
отсутствует. Увеличивается число школьников и студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество
увеличилось на 371 тыс. человек по сравнению с 1995 годом и
составило 1336 тыс. человек.
2. Цель, задачи и основные принципы
Целью настоящего документа является совершенствование
государственной политики, направленной на повышение роли
физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
граждан и достойное выступление российских спортсменов на
Олимпийских играх и других международных соревнованиях.
Основными задачами в сфере развития физической культуры и
спорта являются:
обеспечение гражданам Российской Федерации возможности
заниматься физической культурой и спортом;
формирование у населения, особенно у детей и молодежи,
устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и
спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в
этой области;
разработка и реализация федеральных и региональных
нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на
создание необходимых условий для развития физической культуры и
спорта;
улучшение качества физического воспитания населения,
проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития детей и молодежи;
совершенствование деятельности спортивных клубов и создание
молодежных центров досуга;
укрепление материально-технической базы для занятий
физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных
школах и других учебных заведениях;
создание условий для развития спорта высших достижений и
профессионального спорта;
создание эффективной системы подготовки спортивного резерва.
Реализация настоящей Концепции должна основываться на
следующих принципах:
доступность занятий физической культурой, спортом и туризмом
для всех категорий и групп населения;
непрерывность и преемственность процесса физического
воспитания и образования для всех категорий и групп населения;
взаимодействие органов исполнительной власти, органов
законодательной власти всех уровней и общественных спортивных
организаций в вопросах развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации;
дифференцированный подход к организации мероприятий по
развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой
установки на развитие массовой физической культуры, спорта высших
достижений и профессионального спорта.
3. Основные направления деятельности в развитии
физической культуры и спорта
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта
должна предусматривать следующие основные направления:
формирование у населения понимания необходимости занятий
физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой
сфере;
создание условий для достойного выступления российских
спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
развитие спорта высших достижений;
усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации в вопросах регулирования и управления физической
культурой и спортом;
совершенствование системы управления и организации физической
культуры и спорта, разработка новых организационно-управленческих
решений, направленных на создание эффективной системы
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди
населения;
формирование региональной политики в сфере физической
культуры и спорта;
формирование нормативных правовых и
организационно-экономических механизмов привлечения и
использования внебюджетных источников финансирования;
анализ эффективности использования спортивных сооружений;
развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров
подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и
спортом в соответствии с программами развития физической культуры
и спорта всех уровней;
проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных
соревнований, в том числе детских ("Золотая шайба", "Кожаный
мяч");
подготовка спортивного резерва путем развития
детско-юношеского спорта;
подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы
физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента,
маркетинга и права в области физической культуры и спорта,
проведение аттестации управленческих кадров;
развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений
науки в сфере физической культуры и спорта, использование
результатов научных исследований в практике
физкультурно-спортивного движения России;
формирование постоянно действующей
информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной
системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия
физической культурой и спортом и формированию здорового образа
жизни населения, особенно подрастающего поколения;
предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения
льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
привлечение для развития физической культуры и спорта, а
также спорта высших достижений средств из различных источников,
включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе
получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения
спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения
инвестиций на развитие физической культуры и спорта.
4. Механизмы и основные меры по реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции предполагает:
совершенствование нормативной правовой базы физической
культуры и спорта;
принятие федеральных и региональных программ развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе
авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
совершенствование программно-методического, организационного
и медицинского обеспечения физического воспитания детей и молодежи
в образовательных учреждениях;
определение приоритетных отраслевых научных программ;
проведение мониторинга физической подготовки и физического
развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической
культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам
физической культуры и спорта, а также к добровольному участию в
физкультурно-спортивном движении;
совершенствование единой всероссийской спортивной
классификации и единого календарного плана
физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
повышение эффективности системы организации и проведения
спортивных соревнований, в том числе Всероссийских юношеских игр и
Спартакиады народов России;
развитие национальных видов спорта, спортивного туризма,
физических упражнений и игр с неотъемлемыми элементами
самобытности и использование их в приобщении населения к активным
занятиям физической культурой и спортом;
создание в городах Российской Федерации зон отдыха,
включающих сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых
формируется типовой набор специализированных спортивных
сооружений;
вовлечение инвалидов в физкультурно-спортивную деятельность,
разработка системы мер, направленных на социально-психологическую
и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и возврат к
трудовой деятельности инвалидов;
издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов,
а также создание компьютерных обучающих программ по различным
видам спорта;
создание телевизионных и радиопрограмм, направленных на
пропаганду физической культуры и спорта среди населения;
создание специализированного федерального спортивного
телевизионного и радиоканала.
Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в
организациях всех форм собственности должна быть направлена на
осуществление реабилитационных мероприятий, снижение
неблагоприятного воздействия производства на человека, повышение
уровня сопротивляемости организма различным заболеваниям, имея в
виду:
принятие мер по повышению эффективности использования средств
физической культуры в укреплении здоровья трудящихся,
разработанных на основе данных социально-гигиенического
мониторинга населения Российской Федерации;
уменьшение воздействия негативных факторов на
работоспособность и самочувствие человека;
включение производственной физической культуры в систему
мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение
профессиональной заболеваемости.
Организационной основой физкультурно-спортивного движения в
стране должны стать спортивные, физкультурно-оздоровительные и
туристские клубы, а также спортивные центры, предлагающие на
платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные
услуги.
Мероприятия по совершенствованию физического воспитания и
образования детей и молодежи должны включать в себя:
проведение обязательных урочных форм занятий по предмету
"физическая культура" во всех типах и видах образовательных
учреждений;
проведение дополнительных (факультативных) занятий
физическими упражнениями и спортом;
создание при образовательных учреждениях комплексных
физкультурно-спортивных центров с типовым набором спортивного
инвентаря и оборудования, позволяющим обеспечить двигательную
активность дошкольников и учащихся;
физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья;
осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в
режиме дня;
проведение внешкольной воспитательной работы с детьми
(спортивных секций, занятий в спортивных школах и
спортивно-оздоровительных туристских клубах, а также
самостоятельных занятий);
вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом
детей и подростков в свободное время;
производство недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и
тренажеров для занятий физической культурой дошкольников и
учащихся;
формирование ответственного отношения родителей к здоровью
детей и их физическому воспитанию;
организацию спортивно-массовой работы по месту жительства;
создание условий для занятий спортом детям, подросткам и
молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
Мероприятия по совершенствованию профессионального
образования в сфере физической культуры и спорта должны
предусматривать:
апробацию и внедрение в учебный процесс новых образовательных
программ профессионального образования;
долгосрочное планирование объема подготовки специалистов со
средним и высшим профессиональным образованием;
расширение системы дополнительного профессионального
образования;
укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы
образовательных учреждений среднего и высшего профессионального
образования;
осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и
спортивных кадров с ведущими университетами зарубежных стран,
включая стажировки;
разработку новых научно-исследовательских направлений в сфере
физической культуры и спорта;
использование современных научных технологий в подготовке
спортсменов высокого класса.
Мероприятия, направленные на развитие спорта высших
достижений, должны предусматривать:
эффективное функционирование существующих и создание новых
центров и баз спортивной подготовки сборных команд России;
совершенствование механизма использования ведомственных
спортивных баз для подготовки сборных команд России по различным
видам спорта;
создание комплексных научных групп по видам спорта и
организацию научно-методического, медико-биологического и
информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого
класса, а также спортивного резерва;
создание эффективных технических средств для нужд спорта
высших достижений;
совершенствование технологий, форм и методов подготовки и
переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
создание и развитие специализированных структур,
обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность
спортсменов (их комплексное организационное, методическое,
консультационное, медицинское и иное обслуживание);
совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов
и тренеров;
активизацию работы представителей России в международных
спортивных федерациях, расширение участия Российской Федерации в
организации и проведении олимпиад, чемпионатов мира и Европы,
осуществление более тесного взаимодействия и сотрудничества со
спортивными организациями государств - участников Содружества
Независимых Государств.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе
плана мероприятий, разрабатываемого Государственным комитетом
Российской Федерации по физической культуре и спорту совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти и организациями.
Реализация Концепции позволит:
улучшить физическое состояние населения, заложить основы
формирования здорового и гармонично развитого поколения;
привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом
различные категории населения;
использовать возможности физической культуры и спорта в
совершенствовании нравственного, эстетического и интеллектуального
развития учащейся молодежи;
усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого
класса, создать условия для их успешного выступления на
международной арене;
повысить роль физической культуры и спорта как средства
профилактики асоциального поведения молодежи;
использовать физическую культуру и спорт для социальной и
физической адаптации инвалидов и детей-сирот;
разработать и внедрить в Российской Федерации систему
спортивно-зрелищных мероприятий, которая будет способствовать
созданию новых рабочих мест;
обеспечить разнообразие форм предлагаемых
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль
средств массовой информации в развитии физической культуры и
спорта, а также в формировании здорового образа жизни.
_______________