О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по запросу Думы Чукотского автономного округа о проверке
конституционности пункта 1 статьи 12,
пункта 1 статьи 14 и пункта 4
статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации"
город Москва 10 июля 2003 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой,
В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи
С.М.Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение запроса Думы Чукотского
автономного округа,
у с т а н о в и л:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
Дума Чукотского автономного округа просит признать пункт 1 статьи
12, пункт 1 статьи 14 и пункт 4 статьи 30 Федерального закона от
17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не
соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 18, 55 (части 2 и 3)
Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, пункт 4 его статьи 30, предусматривающий
в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц календарный
порядок учета суммарной продолжительности трудовой и иной
общественно полезной деятельности (трудового стажа), имевшей место
до 1 января 2002 года, нарушает права лиц, в отношении которых
ранее действовало льготное исчисление некоторых периодов,
зачисляемых в трудовой стаж. К ним, в частности, относились
периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним
местностях, которые учитывались в полуторном размере. Данное
правило было предусмотрено в законодательных актах, утративших
силу со дня введения в действие Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", в том числе в статье 94 Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации". Заявитель обращает внимание также на то обстоятельство,
что оспариваемая норма противоречит статье 28 Закона Российской
Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях", согласно которой трудовой стаж для назначения
пенсий на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми
условиями труда, период работы в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.
Поскольку в этой части запрос Думы Чукотского автономного
округа соответствует требованиям допустимости и
подведомственности, закрепленным в Федеральном конституционном
законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", он может быть
принят Конституционным Судом Российской Федерации к производству.
2. Пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации", согласно которому исчисление страхового
стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию,
производится в календарном порядке для всех категорий пенсионеров,
нарушает, по мнению заявителя, конституционные права лиц,
работавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним
местностях, в отношении которых ранее действовало льготное
исчисление некоторых периодов, зачисляемых в трудовой стаж.
Между тем, как следует из содержания запроса, заявитель
необоснованно отождествляет институты страхового стажа, о котором
говорится, в частности, в статьях 2 и 12 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и общего трудового
стажа (пункт 4 статьи 30 того же Федерального закона). Под
страховым стажем понимается учитываемая при определении права на
трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или)
иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы
в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер
трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется для
определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии,
величины расчетного пенсионного капитала, а также стажевого
коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии.
Трудовой стаж также учитывается при досрочном назначении пенсий
отдельным категориям граждан (пункты 2, 3 и 4 статьи 30
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, фактически заявитель оспаривает
конституционность изменения порядка учета общего трудового стажа,
установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации". Изложение правового обоснования позиции заявителя по
вопросу о неконституционности положений статьи 12 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в запросе
отсутствует, не приведены статьи Конституции Российской Федерации,
на соответствие которым могла бы быть проверена оспариваемая им
норма. В связи с этим запрос Думы Чукотского автономного округа в
части проверки конституционности пункта 1 статьи 12 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может быть
принят к рассмотрению, поскольку по форме не отвечает требованиям,
сформулированным в пункте 8 части второй статьи 37 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
3. Неконституционность пункта 1 статьи 14 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявитель усматривает в
том, что размер базовой части трудовой пенсии, установленный для
исчисления трудовой пенсии, не подлежит увеличению на районный
коэффициент для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях. По мнению Думы Чукотского
автономного округа, районные коэффициенты при расчете отношения
среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в
Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 статьи 30
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не
являются равноценной заменой районному коэффициенту к заработной
плате, который применяется при исчислении трудовых пенсий для лиц,
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
установил порядок расчета размера пенсии по старости, согласно
которому при расчете отношения среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в
Российской Федерации (пункт второй статьи 30) для лиц, работавших
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
применяются районные коэффициенты от 1,4 до 1,9, в то время как
для всех остальных категорий пенсионеров данное отношение
учитывается в размере не свыше 1,2. Установление для лиц,
работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, особого размера базовой части трудовой пенсии по
старости путем применения к нему районного коэффициента, как
предлагает заявитель, привело бы к появлению у данной категории
пенсионеров еще одной, дополнительной компенсации наряду с уже
предусмотренной законодателем.
Кроме того, разрешение вопроса увеличения размера базовой
части трудовой пенсии посредством применения к ней районного
коэффициента для какой-либо категории лиц является прерогативой
законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда
Российской Федерации, как они установлены статьей 125 Конституции
Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Следовательно, в этой части данный запрос также не может быть
принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части второй
статьи 40, частью первой статьи 42, пунктом 1 части первой статьи
43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Принять к производству запрос Думы Чукотского автономного
округа в части, касающейся проверки конституционности пункта 4
статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".
2. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского
автономного округа в части, касающейся проверки конституционности
пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", поскольку по форме он не отвечает
требованиям пункта 8 части второй статьи 37 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
3. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского
автономного округа в части, касающейся проверки конституционности
пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", поскольку разрешение поставленного в нем
вопроса Конституционному Суду Российской Федерации
неподведомственно.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 252-О