О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации
муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области
на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих"
город Москва 25 декабря 2003 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина,
А.Я.Сливы, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи
В.Г.Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы администрации
муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области,
у с т а н о в и л:
1. В жалобе администрации муниципального образования
"Сертолово" Ленинградской области оспаривается конституционность
пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года
"О статусе военнослужащих", устанавливающего, что в случае
освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и
совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением
жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные
помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как следует из представленных материалов, администрация
муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области
отказала военнослужащей Н.В.Корневой в выдаче ордера на выделенную
ей Министерством обороны Российской Федерации квартиру в городе
Сертолово, ранее занимаемую военнослужащим, на том основании, что
квартира является муниципальной собственностью и ее распределением
могут заниматься только органы местного самоуправления.
Всеволожский городской суд Ленинградской области решением от
22 ноября 2002 года, оставленным без изменения кассационной
инстанцией, удовлетворил жалобу Н.В.Корневой и обязал администрацию
выдать ей ордер на эту квартиру со ссылкой на то, что собственник
не вправе нарушать права военнослужащих, гарантированные пунктом
5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Заявитель полагает, что названная норма не соответствует
статьям 12, 35 (часть 2), 40 (части 1 и 2), 130 (часть 1), 132
(часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации, поскольку,
допуская заселение освобожденных военнослужащими жилых помещений,
находящихся в муниципальной собственности, другими военнослужащими
и членами их семей (при том, что ею не учитывается необходимость
закрепления данных помещений за Министерством обороны Российской
Федерации), ограничивает тем самым право местного самоуправления
владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.
2. Согласно Конституции Российской Федерации местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья
12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и
распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1);
органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации
принцип самостоятельности местного самоуправления и его
компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного
значения, как содержание и использование муниципального жилищного
фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к
ведению муниципальных образований (подпункты 5 и 10 пункта 2
статьи 6).
3. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т")
Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид
федеральной государственной службы, что обусловливает и особый
правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в
порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе
специального законодательства и по специальным правилам. В развитие
названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе
военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в
области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан
Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их
семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище
(статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при
обеспечении жилой площадью в домах государственного и
муниципального жилищного фонда на условиях договора социального
найма жилого помещения.
Жилищный фонд социального использования предназначен для
удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище.
Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением
функционирования и сохранения целевого назначения объектов
жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и
независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или
муниципальной форме собственности, вправе установить специальный
порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан,
нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно
которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части
имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть,
пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем,
аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать,
видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия,
если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права
и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по
предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых
военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей,
другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения
пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" -
в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых
ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита
прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного
самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано
гарантировать правомочия муниципального образования как
собственника жилья; при этом самостоятельность местного
самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не
нарушается.
Однако несмотря на то, что содержание и использование
муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам
местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и
членов их семей как граждан, проживающих на территории
соответствующего муниципального образования, имеют не только
местное, но и общегосударственное значение, а потому должны
решаться совместно государственными органами и органами местного
самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов
местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих
составляет прерогативу законодателя.
4. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению,
Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части
второй статьи 36 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить,
имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о
соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы,
либо такая неопределенность является мнимой.
Поскольку неопределенность в вопросе о соответствии
Конституции Российской Федерации пункта 5 статьи 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" отсутствует, жалоба администрации
муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области не
может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи
36, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации
муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области,
поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в
соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 453-О