О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза)
"Красносельское" на нарушение его конституционных прав частью
второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
и частью второй статьи 6 Закона Владимирской области
"О ставках земельного налога для физических и юридических лиц
на 1999 год"
город Москва 8 июня 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С.Бондаря,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы сельскохозяйственного
производственного кооператива (колхоза) "Красносельское",
у с т а н о в и л:
1. Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз)
"Красносельское" с 1992 года имеет в бессрочном (постоянном)
пользовании земельные участки в границах сельских населенных
пунктов Красное, Кузьмадино и Ненашевское Юрьев-Польского района
Владимирской области. Суздальский межрайонный комитет по земельным
ресурсам и землеустройству Владимирской области, представляя в
налоговую инспекцию очередной ежегодный список юридических лиц -
плательщиков земельного налога за пользование землей, отнес СПК
(колхоз) "Красносельское" к пользователям расположенных в границах
сельских населенных пунктов земельных участков, занятых
производственными зонами (постройками), что предполагает
последующее применение к нему налоговой ставки, исчисляемой с
квадратного метра соответствующих земель (как это предусмотрено
частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 11 октября
1991 года "О плате за землю" и, соответственно, частью второй
статьи 6 Закона Владимирской области от 5 июля 1999 года "О ставках
земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год"), а
не с гектара земли сельскохозяйственного использования в двукратном
размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного
качества (что предусмотрено частью восьмой статьи 8 Закона
Российской Федерации "О плате за землю").
Арбитражный суд Владимирской области, куда в августе 2003 года
обратился СПК (колхоз) "Красносельское", полагая, что решение
Суздальского межрайонного комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Владимирской области в части поданных в налоговую
инспекцию сведений об описанных им землях является незаконным, в
том числе противоречит требованиям статьи 85 Земельного кодекса
Российской Федерации, и нарушает его права, посчитал, что действия
земельного комитета соответствуют Закону Российской Федерации
"О плате за землю" и другим федеральным законам, предусматривающим
индексирование ставок земельного налога, статье 6 Закона
Владимирской области "О ставках земельного налога для физических и
юридических лиц на 1999 год" и другим нормативным актам
Владимирской области и органов местного самоуправления по
указанному вопросу.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации СПК
(колхоз) "Красносельское" указывает, что в результате действий
земельного комитета к нему будут применены положения части 2 статьи
6 Закона Российской Федерации "О плате за землю", а это приведет к
нарушению его прав налогоплательщика, в связи с чем просит признать
не соответствующими Конституции Российской Федерации следующие
законоположения:
часть вторую статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за
землю", согласно которой земельный налог за участки,
предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских
населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части
первой данной статьи) целей, взимается со всей площади земельного
участка в размере пяти рублей за квадратный метр;
часть вторую статьи 6 Закона Владимирской области от 5 июля
1999 года "О ставках земельного налога для физических и юридических
лиц на 1999 год", согласно которой земельный налог за участки,
предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских
населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства,
дачного хозяйства, индивидуального и кооперативного гаражного
строительства и иных целей, не предусмотренных в части первой
данной статьи, взимается со всей площади земельного участка в
размере 6 коп./кв. м.
По мнению заявителя, указанный порядок исчисления налога за
земельные участки, находящиеся на территории сельских населенных
пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей, отличающийся
от порядка исчисления налога за аналогичные земли в городской
черте, приводит к многократному превышению ставок земельного налога
за участки, расположенные в сельской местности, что нарушает
конституционные права граждан - членов СПК (колхоза)
"Красносельское" в части равенства всех перед законом и судом, а
также установленный Конституцией Российской Федерации принцип
равного налогового бремени и, следовательно, противоречит статьям 8
(часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
2. По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в
системной связи с ее статьями 1 (часть 1) и 19 (части 1 и 2),
налоговое регулирование в Российской Федерации должно быть основано
на конституционном принципе равенства, из которого вытекает в том
числе требование равного налогового бремени. Данные конституционные
предписания получили свое подтверждение в Налоговом кодексе
Российской Федерации, в соответствии с которым налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный характер и различно применяться
исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев (абзац первый пункта 2 статьи 3).
Вместе с тем, как следует из правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, в том
числе в Постановлении от 27 апреля 2001 года по делу о проверке
конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской
Федерации, принцип равенства не исключает возможность установления
различных условий для различных категорий субъектов права; однако
такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться
на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
Данная правовая позиция, имеющая общее значение для всех отраслей
законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых
отношений означает, что конституционный принцип равенства не
препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к
регламентации порядка исчисления налогов в том случае, если такая
дифференциация обусловлена объективными факторами, а также связана
с необходимостью реализации одного из основных начал
законодательства о налогах и сборах, заключающегося в установлении
налогов исходя из фактической способности налогоплательщика к
уплате налога (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской
Федерации).
Законом Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрен
различный порядок исчисления земельного налога: для лиц, которым
земельные участки предоставлены в границах сельских населенных
пунктов для иных (за исключением указанных в части первой статьи 6)
целей, плата взимается со всей площади земельного участка в размере
пяти рублей за квадратный метр (часть вторая статьи 6 раздела II
"Плата за земли сельскохозяйственного назначения"), а для лиц,
которым предоставлены земли сельскохозяйственного использования в
пределах городской (поселковой) черты, налог устанавливается в
двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья
аналогичного качества (часть восьмая статьи 8 раздела III "Плата за
земли несельскохозяйственного назначения"); в то же время для лиц,
которым земли предоставлены (или ими приобретены) в пределах
городской, поселковой черты для садоводства, огородничества,
животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями),
земельный налог устанавливается в размере 10 рублей за квадратный
метр (часть седьмая статьи 8).
При этом критерии отнесения земельных участков к землям
определенной категории, назначения и использования, являющиеся
значимыми при принятии решения о применении в отношении
собственников земельных участков, землевладельцев и
землепользователей конкретного порядка налогообложения, содержатся
в корреспондирующих соответствующим нормам Закона Российской
Федерации "О плате за землю" положениях земельного
законодательства. Использование данных критериев связано в том
числе с определением содержания таких используемых Законом
Российской Федерации "О плате за землю" понятий, как "земли
сельскохозяйственного назначения", "земли несельскохозяйственного
назначения", "земли сельскохозяйственного использования" и др., и
должно осуществляться в соответствии с вытекающим из пункта 1
статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации требованием,
согласно которому институты, понятия и термины гражданского,
семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации,
используемые в данном Кодексе, должны применяться в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное
не предусмотрено данным Кодексом.
Указанное требование, направленное на достижение
конституционно значимой цели - обеспечения определенности при
применении налогового законодательства, распространяется и на те
случаи, когда используемые в отраслевом законодательстве институты,
понятия и термины содержательно не определены в законах о налогах и
сборах, принятых до введения в действие Налогового кодекса
Российской Федерации и сохраняющих свою силу. Это означает, что
суды и иные правоприменители должны применять положения части
второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и,
соответственно, части второй статьи 6 Закона Владимирской области
"О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на
1999 год" исходя из фактических обстоятельств конкретного дела
(назначения земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, их
фактического использования и других имеющих существенное значение
для дела обстоятельств) в системной связи с соответствующими
положениями земельного законодательства.
Таким образом, законодательное регулирование налогообложения
землепользователей - как предусматривающее различный порядок
исчисления и уплаты налога за земельные участки, расположенные в
сельских населенных пунктах, и земли, находящиеся в городской
(поселковой) черте, - само по себе не нарушает конституционные
права заявителя. Проверка же правильности выбора норм отраслевого
законодательства, подлежащих применению в совокупности с
оспариваемыми нормами, не относится к компетенции Конституционного
Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской
Федерации, статья 3 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации") и может быть
осуществлена лишь в процессе реализации заявителем права на
судебную защиту в судах иной юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и статьей 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы
сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза)
"Красносельское", поскольку она не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть
признана допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в
ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации
неподведомственно.
2. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не
подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 228-О