Именем
Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по ходатайству Тюменской областной Думы об официальном
разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской
Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о проверке
конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
город Москва 16 июля 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего О.С.Хохряковой, судей М.В.Баглая,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, Н.В.Селезнева,
заслушав в заседании палаты заключение судьи М.В.Баглая,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение ходатайства Тюменской областной Думы,
у с т а н о в и л:
1. В Постановлении от 12 апреля 2002 года по делу о проверке
конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации
признал положения пунктов 1, 2 и 3 статьи 13 и пунктов 1, 2 и 4
статьи 14 названного Федерального закона не соответствующими
Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими
устанавливался запрет на привлечение депутата к уголовной и
административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и
на осуществление обусловленных этим мер уголовно-процессуального и
административно-процессуального характера без согласия
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации. Исключив, таким образом, возможность
освобождения депутатов от уголовной и административной
ответственности, налагаемой в судебном порядке, Конституционный Суд
Российской Федерации вместе с тем признал право федерального
законодателя устанавливать особые условия привлечения этих лиц к
ответственности и указал на его обязанность согласовать положения
различных законодательных актов по данному вопросу, в том числе с
учетом введения в действие с 1 июля 2002 года
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, закрепившего
в качестве условия возбуждения уголовного дела в отношении депутата
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации или привлечения его к ответственности
получение по ходатайству прокурора субъекта Российской Федерации
заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда
республики, краевого или областного суда, суда федерального
значения, суда автономной области и суда автономного округа, о
наличии в действиях депутата признаков преступления.
Тюменская областная Дума, обращаясь в Конституционный Суд
Российской Федерации с ходатайством об официальном разъяснении
данного Постановления, просит ответить на вопрос, суд какого именно
субъекта Российской Федерации - по месту деятельности
законодательного (представительного) органа, в состав которого
входит соответствующий депутат, или по месту осуществления
производства по уголовному делу - управомочен давать заключение о
наличии в действиях депутата признаков преступления и,
соответственно, прокурор какого субъекта Российской Федерации
вправе вносить представление о подготовке такого заключения.
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное
разъяснение принятого Конституционным Судом Российской Федерации
постановления дается только в рамках его предмета и не может
содержать решение по новым вопросам, связанным с проверкой
конституционности иных норм, а также с толкованием законов или иных
нормативных актов, которое может осуществляться в процессе их
применения судами общей юрисдикции.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
12 апреля 2002 года оценивалась конституционность отдельных норм
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", в которых отсутствовали положения,
связывающие возбуждение уголовного дела в отношении депутата
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации или привлечения такого депутата в
качестве обвиняемого с необходимостью получения заключения коллегии
судей о наличии в его действиях признаков преступления.
Соответствующие положения впервые были включены только в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который
вводился в действие с 1 июля 2002 года, не был и не мог быть
предметом проверки в рассмотренном Конституционным Судом Российской
Федерации деле и упоминался в Постановлении лишь как свидетельство
одного из возможных и реально существующих вариантов
законодательного решения вопроса об особых условиях осуществления
уголовного преследования в отношении депутата законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Указав на то, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской
Федерации установлен иной, нежели в Федеральном законе "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", порядок привлечения депутата в качестве обвиняемого,
Конституционный Суд Российской Федерации этот порядок
непосредственно не анализировал и не оценивал его с точки зрения
соответствия Конституции Российской Федерации.
В такой ситуации ответ на поставленный Тюменской областной
Думой вопрос явно выходил бы за рамки предмета Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года,
в связи с чем ходатайство Тюменской областной Думы не подлежит
удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и статьей 83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Поскольку для разрешения поставленных Тюменской областной
Думой вопросов не требуется дача Конституционным Судом Российской
Федерации официального разъяснения Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о проверке
конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации", производство по данному ходатайству
прекратить.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 212-О