Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

             О присяжных заседателях федеральных судов
              общей юрисдикции в Российской Федерации

     Принят Государственной Думой              31 июля    2004 года
     Одобрен Советом Федерации                  8 августа 2004 года

     (В редакции федеральных законов от 31.03.2005 г. N 26-ФЗ;
       от 22.12.2008 г. N 265-ФЗ; от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ;
                    от 27.12.2009 г. N 350-ФЗ)

     Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных
               заседателей

     Рассмотрение уголовных дел с  участием  присяжных  заседателей
федеральных  судов  общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели)
проводится в Верховном Суде Российской Федерации,  верховных  судах
республик,  краевых,  областных  судах,  судах городов федерального
значения,  автономной  области  и  автономных   округов,   окружных
(флотских) военных судах (далее - суды).

     Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в
               осуществлении правосудия в качестве присяжных
               заседателей

     1. Граждане  Российской  Федерации  (далее  -  граждане) имеют
право участвовать в осуществлении правосудия в  качестве  присяжных
заседателей  при  рассмотрении судами первой инстанции подсудных им
уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного
права устанавливается только федеральным законом.
     2. Участие в осуществлении  правосудия  в  качестве  присяжных
заседателей  граждан,  включенных  в  списки кандидатов в присяжные
заседатели, является их гражданским долгом.

     Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

     1. Присяжными заседателями могут быть граждане,  включенные  в
списки   кандидатов   в   присяжные   заседатели   и  призванные  в
установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации
порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
     2. Присяжными   заседателями   и   кандидатами   в   присяжные
заседатели не могут быть лица:
     1) не достигшие к моменту  составления  списков  кандидатов  в
присяжные заседатели возраста 25 лет;
     2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
     3) признанные  судом  недееспособными или ограниченные судом в
дееспособности;
     4) состоящие     на     учете     в     наркологическом    или
психоневрологическом диспансере в связи с лечением от  алкоголизма,
наркомании,   токсикомании,   хронических  и  затяжных  психических
расстройств.
     3. К  участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела
в   порядке,   установленном    Уголовно-процессуальным    кодексом
Российской   Федерации,   в   качестве   присяжных  заседателей  не
допускаются также лица:
     1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
     2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
     3) имеющие     физические    или    психические    недостатки,
препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного
дела.

     Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные
               заседатели

     1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной
списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое
для   работы   соответствующего   суда   число  граждан,  постоянно
проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
     2. Число   граждан,   подлежащих   включению  в  общий  список
кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации  от
каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать
соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании
граждан   с   числом  граждан,  постоянно  проживающих  в  субъекте
Российской Федерации.
     3. Число  граждан,  подлежащих  включению  в  запасной  список
кандидатов   в   присяжные    заседатели,    определяется    высшим
исполнительным  органом  государственной власти субъекта Российской
Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов  в
присяжные   заседатели,   подлежащих   включению   в  общий  список
кандидатов в присяжные заседатели.
     4. (Утратила        силу       -       Федеральный       закон
от 27.12.2009 г. N 350-ФЗ)

     Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов
               в присяжные заседатели

     1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения
срока   полномочий   кандидатов   в   присяжные  заседатели,  ранее
включенных  в  общий  и  запасной  списки  кандидатов  в  присяжные
заседатели,  вносит  руководителю  высшего  исполнительного  органа
государственной   власти   соответствующего   субъекта   Российской
Федерации   представление  о  необходимом  для  работы  суда  числе
кандидатов в присяжные заседатели.
     2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской  Федерации  в  соответствии  со  статьей  4   настоящего
Федерального  закона  устанавливает  порядок  и  сроки  составления
списков   кандидатов   в   присяжные    заседатели    и    сообщает
исполнительно-распорядительным  органам  муниципальных  образований
число граждан,  которое необходимо включить в списки  кандидатов  в
присяжные  заседатели от соответствующих муниципальных образований.
При составлении списков кандидатов  в  присяжные  заседатели  число
указанных   граждан  может  быть  превышено  не  более  чем  на  10
процентов.
     3. Списки   кандидатов  в  присяжные  заседатели  составляются
исполнительно-распорядительными органами муниципальных  образований
отдельно  по каждому муниципальному образованию субъекта Российской
Федерации на основе персональных данных об избирателях,  входящих в
информационные  ресурсы  Государственной автоматизированной системы
Российской   Федерации   "Выборы",    путем    случайной    выборки
установленного числа граждан.  При этом из числа отобранных граждан
исключаются лица,  которые не могут быть присяжными заседателями  в
соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
     4.  О  составлении  списков  кандидатов в присяжные заседатели
исполнительно-распорядительный   орган  муниципального  образования
извещает   граждан,   проживающих  на  территории  соответствующего
муниципального  образования, а также уведомляет граждан, включенных
в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель
предоставляет  им  возможность ознакомиться с указанными списками и
рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении
граждан  из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении
в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.     (В
редакции Федерального закона от 31.03.2005 г. N 26-ФЗ)
     5.   Уточненные  списки  кандидатов  в  присяжные  заседатели,
подписанные  главами  муниципальных  образований,  представляются в
высший   исполнительный   орган   государственной  власти  субъекта
Российской Федерации. (В      редакции      Федерального     закона
от 22.12.2008 г. N 265-ФЗ)
     6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской    Федерации     на     основании     поступивших     от
исполнительно-распорядительных  органов  муниципальных  образований
списков кандидатов в присяжные заседатели составляет  общий  список
кандидатов  в  присяжные  заседатели субъекта Российской Федерации,
который подписывается руководителем высшего исполнительного  органа
государственной  власти субъекта Российской Федерации и скрепляется
печатью.
     7. Одновременно  с  составлением  общего  списка  кандидатов в
присяжные заседатели высший  исполнительный  орган  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  составляет запасной список
кандидатов  в  присяжные  заседатели.  В  него  включаются   только
граждане,  постоянно  проживающие  в  населенном  пункте  по  месту
постоянного нахождения соответствующего суда.
     8. Запасной   список   кандидатов   в   присяжные   заседатели
подписывается   руководителем   высшего   исполнительного    органа
государственной  власти субъекта Российской Федерации и скрепляется
печатью.
     9. Общий  и  запасной списки кандидатов в присяжные заседатели
публикуются  в  средствах  массовой   информации   соответствующего
муниципального  образования  и  содержат  только  фамилии,  имена и
отчества кандидатов в присяжные заседатели.
     10. Граждане  имеют  право  обращаться в высший исполнительный
орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации   с
письменными   заявлениями   о  необоснованном  включении  в  списки
кандидатов в присяжные заседатели,  об исключении их  из  указанных
списков  или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные
заседатели, содержащихся в этих списках.
     11. Высший   исполнительный   орган   государственной   власти
субъекта Российской  Федерации  в  пятидневный  срок  рассматривает
поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут
быть  обжалованы  в  суд  в  порядке,   установленном   гражданским
процессуальным законодательством.
     12. Изменения и  дополнения,  внесенные  в  общий  и  запасной
списки  кандидатов в присяжные заседатели,  публикуются в средствах
массовой информации соответствующего муниципального образования.
     13. Исполнительно-распорядительный     орган    муниципального
образования и высший исполнительный  орган  государственной  власти
субъекта   Российской  Федерации  обязаны  ежегодно  (или  в  более
короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и  при
необходимости  изменять  и  дополнять  в соответствии с положениями
настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая
из  них граждан,  утративших право быть присяжными заседателями,  и
включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
     14. Финансовое              обеспечение             переданных
исполнительно-распорядительным  органам  муниципальных  образований
государственных  полномочий  по  составлению  списков  кандидатов в
присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета
в   порядке  и  размерах,  определяемых  Правительством  Российской
Федерации.

     Статья 5-1. Особенности порядка составления списков
                 кандидатов в присяжные заседатели в городах
                 федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

     1. Списки   кандидатов   в   присяжные  заседатели  в  городах
федерального значения  Москве  и  Санкт-Петербурге  составляются  в
соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей.
     2. В  городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
списки  кандидатов  в  присяжные  заседатели  составляются   высшим
исполнительным   органом  государственной  власти  соответствующего
города   федерального   значения   и   (или)   уполномоченным    им
исполнительным   органом  государственной  власти  соответствующего
города федерального значения.
     3. Законами    городов    федерального   значения   Москвы   и
Санкт-Петербурга полномочиями по составлению списков  кандидатов  в
присяжные        заседатели        могут        быть       наделены
исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных
образований соответствующего города федерального значения.
     4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные  заседатели,
формируемые    в    городах    федерального   значения   Москве   и
Санкт-Петербурге,  изменения  и  дополнения,   внесенные   в   них,
публикуются в средствах массовой информации соответствующего города
федерального значения и содержат только фамилии,  имена и  отчества
кандидатов в присяжные заседатели.
     5. Средства федерального бюджета для  финансового  обеспечения
полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели
в  городах  федерального   значения   Москве   и   Санкт-Петербурге
предоставляются  в порядке и размерах,  определяемых Правительством
Российской Федерации.
     (Статья        дополнена       -       Федеральный       закон
от 22.12.2008 г. N 265-ФЗ)

     Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей
               организаций по представлению информации для
               составления списков кандидатов в присяжные
               заседатели

     1. Должностные  лица  и руководители организаций независимо от
их    организационно-правовой    формы    обязаны    по     запросу
исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и
высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
Российской   Федерации   представить  информацию,  необходимую  для
составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
     2. За непредставление информации,  необходимой для составления
списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление
заведомо  неверной  информации лица,  указанные в части 1 настоящей
статьи,  несут ответственность,  установленную Кодексом  Российской
Федерации об административных правонарушениях.

     Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного
               списков кандидатов в присяжные заседатели

     Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов  в
присяжные  заседатели,  исключаются  из  указанных  списков  высшим
исполнительным органом государственной власти  субъекта  Российской
Федерации в случаях:
     1) выявления обстоятельств,  указанных  в  части  2  статьи  3
настоящего Федерального закона;
     2) подачи  гражданином   письменного   заявления   о   наличии
обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного
заседателя, если он является:
     а) лицом,    не   владеющим   языком,   на   котором   ведется
судопроизводство;
     б) лицом,   не   способным  исполнять  обязанности  присяжного
заседателя  по  состоянию  здоровья,  подтвержденному  медицинскими
документами;
     в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
     г) лицом,  замещающим  государственные  должности или выборные
должности в органах местного самоуправления;
     д) военнослужащим;
     д-1)  гражданином,  уволенным с военной службы по контракту из
органов   федеральной   службы  безопасности,  федеральных  органов
государственной  охраны  или  органов внешней разведки, - в течение
пяти лет со дня увольнения; (Подпункт  дополнен - Федеральный закон
от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
     е)  судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом,
нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным
детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и
в течение пяти лет со дня ее прекращения; (В  редакции Федерального
закона от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
     е-1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних
дел,  органов  по  контролю  за  оборотом  наркотических  средств и
психотропных  веществ,  таможенных органов или органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы; (Подпункт  дополнен  - Федеральный
закон от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
     е-2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях,
указанных в подпункте "е-1" настоящего пункта, - в течение пяти лет
со дня увольнения; (Подпункт    дополнен    -   Федеральный   закон
от 25.11.2009 г. N 271-ФЗ)
     ж) священнослужителем.

     Статья 8. Направление в суд общего и запасного
               списков кандидатов в присяжные заседатели

     1. Составленные высшим исполнительным органом  государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации  общий  и  запасной  списки
кандидатов в присяжные заседатели  направляются  в  соответствующий
суд   не  позднее  чем  за  месяц  до  истечения  срока  полномочий
кандидатов   в   присяжные   заседатели,   включенных    в    ранее
представленные  общий  и  запасной  списки  кандидатов  в присяжные
заседатели.
     2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в
присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего
Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный
срок.
     3. При  выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках
кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3
настоящего   Федерального  закона,  или  лиц,  подавших  письменное
заявление  об  исключении  из  списков   кандидатов   в   присяжные
заседатели   в   соответствии  с  пунктом  2  статьи  7  настоящего
Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих
списков  председатель  суда  вносит  в  высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации  представление
о  необходимости  изменения и дополнения общего и запасного списков
кандидатов в присяжные заседатели.

     Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда
               Российской Федерации

     Кандидаты в  присяжные  заседатели  для участия в рассмотрении
уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем
случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из
общих  и  запасных  списков  кандидатов  в  присяжные   заседатели,
составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

     Статья 9-1. Кандидаты в присяжные заседатели
                 окружного (флотского) военного суда

     1. В  окружной  (флотский) военный суд высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  на
территориях    которых   действует   данный   суд,   на   основании
представления председателя соответствующего суда направляются общий
и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, составленные в
порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.
     2. В  окружном  (флотском) военном суде из всех представленных
списков кандидатов в присяжные заседатели составляются единый общий
и  единый запасной списки кандидатов в присяжные заседатели данного
суда.
     3. Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении
уголовных дел окружным (флотским) военным  судом  отбираются  путем
случайной  выборки  аппаратом  данного  суда  из  единого  общего и
единого запасного списков кандидатов в присяжные заседатели данного
суда.
     (Статья        дополнена       -       Федеральный       закон
от 27.12.2009 г. N 350-ФЗ)

     Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином
                обязанностей присяжного заседателя

     1. Граждане  призываются  к  исполнению  в  суде  обязанностей
присяжных       заседателей      в      порядке,      установленном
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации,  один раз  в
год  на  десять рабочих дней,  а если рассмотрение уголовного дела,
начатое с участием присяжных заседателей,  не окончилось к  моменту
истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.
     2. Кандидаты в присяжные заседатели,  вызванные в суд,  но  не
отобранные   в   состав   коллегии   присяжных   заседателей  и  не
освобожденные от исполнения  обязанностей  кандидатов  в  присяжные
заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего
Федерального закона,  могут быть привлечены для участия в  качестве
присяжных заседателей в другом судебном заседании.

     Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

     1. За  время  исполнения присяжным заседателем обязанностей по
осуществлению правосудия соответствующий  суд  выплачивает  ему  за
счет  средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в
размере одной второй части должностного  оклада  судьи  этого  суда
пропорционально   числу   дней   участия  присяжного  заседателя  в
осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного
заседателя по месту его основной работы за такой период.
     2. Присяжному  заседателю  возмещаются  судом  командировочные
расходы,  а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения
суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством
для судей данного суда.
     3. За   присяжным   заседателем   на   время   исполнения   им
обязанностей  по осуществлению правосудия по основному месту работы
сохраняются  гарантии  и  компенсации,   предусмотренные   трудовым
законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод
на другую работу  по  инициативе  работодателя  в  этот  период  не
допускаются.
     4. Время  исполнения  присяжным  заседателем  обязанностей  по
осуществлению  правосудия  учитывается  при  исчислении  всех видов
трудового стажа.

     Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности
                присяжного заседателя

     1. На   присяжного   заседателя   в  период  осуществления  им
правосудия    распространяются     гарантии     независимости     и
неприкосновенности  судей,  установленные  Конституцией  Российской
Федерации,  Федеральным конституционным законом от 31 декабря  1996
года  N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",  пунктом 1
(за исключением абзацев третьего,  четвертого и шестого) и  абзацем
первым пункта 2 статьи 9,  статьей 10,  пунктами 1,  2, 5, 6, 7 и 8
статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I
"О статусе судей в  Российской  Федерации",  Федеральным законом от
20 апреля 1995 года  N 45-ФЗ  "О  государственной   защите   судей,
должностных  лиц  правоохранительных  и  контролирующих  органов" и
настоящим Федеральным законом.
     2. Лица,   препятствующие   присяжному   заседателю  исполнять
обязанности по осуществлению правосудия,  несут  ответственность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 13. Заключительные и переходные положения

     1. Списки  кандидатов  в  присяжные  заседатели  для судов,  в
которых  законодательством   Российской   Федерации   предусмотрено
рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны
быть составлены в течение трех месяцев со  дня  вступления  в  силу
настоящего Федерального закона.
     2. Граждане,  включенные  в  списки  кандидатов  в   присяжные
заседатели  до  вступления  в  силу настоящего Федерального закона,
сохраняют  свои  полномочия  до   составления   списков   присяжных
заседателей  в  соответствии  с настоящим Федеральным законом,  а в
случае их участия в качестве присяжных заседателей  в  рассмотрении
уголовных  дел,  которые не могут быть закончены до истечения этого
срока, - до окончания рассмотрения этих дел.
     3. Признать утратившими силу:
     1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
     2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации  от  16  июля
1993 года N 5451-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О судоустройстве  РСФСР",  Уголовно-процессуальный  кодекс  РСФСР,
Уголовный   кодекс   РСФСР   и  Кодекс  РСФСР  об  административных
правонарушениях" (Ведомости Съезда  народных  депутатов  Российской
Федерации  и  Верховного  Совета  Российской Федерации, 1993, N 33,
ст. 1313);
     3) статью  1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской  Федерации в связи с совершенствованием государственного
управления   в    области    пожарной    безопасности"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     20 августа 2004 года
     N 113-ФЗ

2004-08-20
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест