ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мониторинге цен (тарифов) на электрическую и
тепловую энергию, в сфере деятельности организаций
коммунального хозяйства
Заслушав и обсудив вопрос о мониторинге цен (тарифов) на
электрическую и тепловую энергию, в сфере деятельности организаций
коммунального хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации отмечает следующее.
Сложившаяся в последние годы система мониторинга позволяет
своевременно реагировать на отклонения цены для отдельных групп
потребителей и в отдельных регионах от показателей, определяемых
прогнозом социально-экономического развития страны, а также
принимать меры по устранению таких отклонений.
Так, в начале 2010 года в ряде муниципальных образований был
зафиксирован значительный рост платежей граждан за коммунальные
услуги. В соответствии с поручением Правительства Российской
Федерации проведен мониторинг принятых решений по установлению
тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг на 2010 год с
устранением фактов прироста более чем на 25 процентов.
По информации Министерства регионального развития Российской
Федерации, на 1 января 2011 года в 55 процентах муниципальных
образований рост платежей граждан не превысил 11 процентов, в 20
процентах муниципальных образований - 11-13 процентов, в 25
процентах муниципальных образований платежи граждан увеличились от
13 до 15 процентов.
Одной из острейших проблем продолжает оставаться рост цен
(тарифов) на электрическую энергию. Правительством Российской
Федерации в 2011 году прирост цен на электрическую энергию для
конечного потребителя прогнозировался на уровне не более 15
процентов. При этом по регионам и группам потребителей намечались
следующие средние значения: в европейской части России и на Урале
(первая ценовая зона) - 12,5 процента, в Сибири (вторая ценовая
зона) - 12 процентов, для населения - 9,6 процента.
Однако в первом квартале 2011 года в 38 субъектах Российской
Федерации произошел рост цен на электрическую энергию, значительно
превышающий 15 процентов.
В результате мониторинга оценочно (с учетом всего комплекса
проработанных и реализованных Правительством Российской Федерации
мероприятий) среднегодовой прирост цен на электрическую энергию в
Российской Федерации в 2011 году составит 11 процентов от уровня
фактических показателей 2010 года (вместо ранее определенных 15
процентов).
В 2010-2011 годах проделана большая законодательная работа по
регулированию деятельности организаций коммунального хозяйства и
организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения. В
частности, были приняты федеральные законы от 27 июля 2010 года
N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и N 191-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "О теплоснабжении". В первом
полугодии 2011 года проведена работа по подготовке подзаконных
нормативных правовых актов в этой сфере.
Вместе с тем серьезную озабоченность вызывает происходящий в
начале календарного года существенный рост стоимости электрической
и тепловой энергии, платежей за коммунальные услуги. В январе -
августе 2011 года тарифы на коммунальные услуги повысились на 11,1
процента при инфляции за этот же период 4,7 процента. Более всего
выросли тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение - на 15,1
процента, на газоснабжение - на 13,4 процента, на горячее
водоснабжение - на 12,9 процента. Все это свидетельствует о
необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования
данной сферы отношений.
Недостаточно урегулированы вопросы использования
альтернативных источников энергии. В настоящее время на розничных
рынках отсутствует механизм ценообразования на возобновляемые
источники энергии, что снижает рост развития альтернативной
энергетики.
Большие нарекания населения и органов местного самоуправления
вызывают взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций с
управляющими жилищным фондом компаниями, отсутствие ответственности
указанных компаний, так как известны случаи, когда собранные
платежи не доходят до ресурсоснабжающих организаций.
В ряде субъектов Российской Федерации штатная численность
органов исполнительной власти в области государственного
регулирования тарифов не соответствует объему выполняемых задач,
учитывая количество организаций, осуществляющих регулируемые виды
деятельности, что существенным образом сказывается на качестве
регулирования и вызывает обоснованные нарекания со стороны органов
власти и населения.
Несбалансированные решения органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
отсутствие программ комплексного развития территорий, недостаточное
информационное обеспечение деятельности организаций, осуществляющих
регулируемые виды деятельности, отсутствие большинства нормативных
правовых актов в сфере теплоснабжения требуют принятия более
эффективных мер.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных
законов N 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об электроэнергетике", N 484225-5 "О водоснабжении и
канализовании", N 484229-5 "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О водоснабжении и канализовании", N 562736-5
"О государственной информационной системе топливно-энергетического
комплекса".
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в
целях реализации положений Федерального закона "О теплоснабжении" в
части: основ ценообразования в сфере теплоснабжения; правил
организации теплоснабжения и подключения к системам теплоснабжения;
стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями;
правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; порядка
вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии,
тепловых сетей; порядка установления долгосрочных параметров
регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; методических указаний
по расчету тарифов в сфере теплоснабжения; правил согласования и
утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения; правил
определения стоимости активов и инвестированного капитала; порядка
заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам,
определенным соглашением сторон; правил распределения удельного
расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии;
разработать и принять комплекс мер, направленных на
обеспечение финансовой дисциплины и ответственности участников
рынка коммунальных услуг и электрической энергии;
обеспечить реализацию принципа государственного регулирования
и контроля в энергетике в части достижения баланса экономических
интересов поставщиков и потребителей электрической энергии путем
проведения экспертных действий, осуществляемых государственными
структурами непосредственно;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1173
"О порядке согласования передачи объектов электросетевого
хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую)
электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям",
позволяющих Министерству энергетики Российской Федерации принимать
оперативные решения по передаче объектов электросетевого хозяйства,
входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть,
в аренду территориальным сетевым организациям.
3. Предложить Министерству экономического развития Российской
Федерации, Министерству регионального развития Российской
Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации разработать
и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации
предложения по ценообразованию на возобновляемые источники энергии.
4. Предложить органам государственной власти субъектов
Российской Федерации:
обеспечить сбалансированность решений по тарифам на 2012 год
для создания надежности функционирования и устойчивого развития
инфраструктурных компаний в сфере электро- и теплоснабжения,
предусмотрев коррекцию инвестиционных программ организаций,
осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом ограничений
по темпам изменения уровней тарифов, в том числе коррекцию по
объектам, срокам и стоимости;
обеспечить своевременные разработку и утверждение схем и
программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации
на пятилетний период;
учитывать при бюджетном и налоговом планировании
предусмотренное прогнозом социально-экономического развития
Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014
годов, одобренным Правительством Российской Федерации, изменение с
января на июль (начиная с июля 2012 года) срока индексации тарифов
на электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги, что
позволит избежать роста инфляции в начале года и снизит темпы роста
тарифов;
обеспечить контроль за разработкой и утверждением
муниципальными образованиями программ комплексного развития
территорий, в том числе схем теплоснабжения, систем коммунальной
инфраструктуры;
обеспечить при установлении тарифов на водоснабжение,
канализование, теплоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов
применение предельных индексов максимально возможного изменения
установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального
хозяйства;
обратить особое внимание на комплектование органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов, включая вопросы обеспечения
соответствия штатной численности объему выполняемых задач, и на
регулярное повышение квалификации их сотрудников;
обеспечить проведение мониторинга реализации решений,
принимаемых органами, регулирующими деятельность организаций
коммунального хозяйства, и задолженности за потребленные ресурсы;
обеспечить исполнение поручения Президента Российской
Федерации о подключении организаций, осуществляющих регулируемые
виды деятельности, к федеральной государственной информационной
системе "ЕИАС ФСТ России";
разработать в 2011 году программы консолидации активов
электросетевых региональных компаний;
разработать в 2012 году региональные программы по производству
возобновляемых источников энергии;
поставить на особый контроль мониторинг платежной дисциплины
потребителей энергоресурсов и провести мероприятия, направленные на
недопущение накопления задолженности за потребленные энергоресурсы.
5. Поручить членам Совета Федерации осуществлять контроль за
реализацией органами государственной власти субъектов Российской
Федерации положений пункта 4 настоящего постановления.
6. Поручить Счетной палате Российской Федерации совместно с
Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации
осуществлять в субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях мониторинг изменений тарифов на электрическую и
тепловую энергию, в сфере деятельности организаций коммунального
хозяйства и информировать Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации о его результатах.
7. Поручить Комиссии Совета Федерации по естественным
монополиям совместно с профильными комитетами и комиссиями Совета
Федерации доложить о ходе исполнения настоящего постановления на
заседании Совета палаты в декабре 2011 года.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО
Москва
28 сентября 2011 года
N 364-СФ