ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 3 декабря 2004 г. N 737
г. Москва
О внесении изменений в федеральную целевую программу "Сокращение
различий в социально-экономическом развитии регионов Российской
Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденную
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября
2001 г. N 717
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Внести в федеральную целевую программу "Сокращение различий в
социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации
(2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденную постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43,
ст. 4100), следующие изменения:
а) в подразделе "Критерии комплексной оценки уровня
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации"
раздела 4 "Механизмы реализации Программы":
в абзаце двенадцатом:
слова: "(приложения N 6, 7)" заменить словами: "(приложение
N 6)";
слова: "(приложение N 8)" исключить;
в абзаце тринадцатом слова: "(приложения N 9, 10)" исключить;
в абзаце четырнадцатом слова: "(приложение N 11)" исключить;
абзац пятнадцатый исключить;
в абзаце шестнадцатом слова: "Приложения N 8, 10 и 11 к
Программе ежегодно пересматриваются в соответствии с динамикой
социально-экономических показателей развития субъектов Российской
Федерации и динамикой сокращения межрегиональных различий в
количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры"
исключить;
б) приложение N 6 к указанной Программе изложить в новой
редакции (прилагается);
в) приложения N 7-11 к указанной Программе исключить.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
__________________________
Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Сокращение различий в
социально-экономическом развитии
регионов Российской Федерации
(2002-2010 годы и до 2015 года)"
(в редакции постановления Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2004 г.
N 737)
М Е Т О Д И К А
распределения финансовых средств на реализацию федеральной
целевой программы "Сокращение различий в
социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации
(2002-2010 годы и до 2015 года)" в 2004 году
1. Общие положения
Фонд регионального развития является инструментом
финансирования проектов и мероприятий федеральных целевых программ
регионального развития по объектам, находящимся в собственности
субъекта Российской Федерации либо в муниципальной собственности.
Федеральные целевые программы развития субъектов Российской
Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации к
реализации, имеют конкретный перечень инвестиционных проектов.
Исключение составляет федеральная целевая программа "Сокращение
различий в социально-экономическом развитии регионов Российской
Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" (далее - Программа), для
реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты
Российской Федерации, претендующие на государственную поддержку,
так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Настоящая
методика решает эту задачу.
Программа направлена на сокращение различий
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и
доли населения, живущего за чертой бедности, и обеспечивает
участие государства в реализации программ экономического и
социального развития субъектов Российской Федерации, разработанных
в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 14 июня 2001 г. N 800-р.
Настоящая методика определяет перечень субъектов Российской
Федерации, финансируемых за счет средств Фонда регионального
развития, и объем необходимой государственной поддержки для
софинансирования проектов и мероприятий Программы.
2. Основные принципы
Оказание государственной поддержки для софинансирования
проектов и мероприятий Программы за счет средств Фонда
регионального развития будет осуществляться в соответствии со
следующими принципами:
привлечение средств федерального бюджета для реализации
региональных программ;
обеспечение эффективности использования государственной
поддержки;
софинансирование инвестиционных проектов за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
3. Общие условия и правила
Определение субъектов Российской Федерации, претендующих на
государственную поддержку, и распределение средств осуществляются
на основании:
региональной программы экономического и социального развития;
оценки состояния социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации.
По результатам расчета, проводимого с целью определения
отклонения уровня социально-экономического развития от
среднероссийского уровня, формируется перечень субъектов
Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку.
4. Расчет интегрального показателя и определение субъектов
Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке
Определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в
государственной поддержке, осуществляется на основе оценки уровня
их социально-экономического развития и обеспеченности объектами
социальной и инженерной инфраструктуры.
Осуществление оценки уровня социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации базируется на следующих основных
принципах:
системность оценки, предполагающая учет взаимосвязи базовых
показателей и использование упорядоченной структуры частных и
интегральных характеристик регионального развития;
адаптация используемых индикаторов к возможностям
существующей статистической отчетности;
соответствие системы индикаторов задачам ежегодного
мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации;
достижение предоставления полной информации о результатах
оценки уровня социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации для принятия адекватных решений на
федеральном и региональном уровнях государственного управления.
Система показателей включает в себя индикаторы,
характеризующие качество жизни населения, оценку уровня
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и
степень обеспеченности их объектами инфраструктуры.
5. Перечень базовых индикаторов оценки уровня
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации
В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j означает номер
субъекта Российской Федерации (RF - для среднероссийских
показателей), а нижний индекс t - рассматриваемый год.
Для учета территориальной дифференциации уровня цен в
настоящей методике использованы следующие индикаторы, отражающие
географические особенности региона:
коэффициент уровня покупательной способности (КУ),
определяемый как отношение среднедушевого прожиточного минимума
(ПР_MИН) в субъекте Российской Федерации к среднероссийскому
показателю:
j
j ПР_МИН t
КУ t = --------- ;
RF
ПР_МИН t
районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по
субъектам Российской Федерации (К_Уд), определяемый на основе
соответствующих официальных данных о территориальной
дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной
инфраструктуры.
6. Перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
Интегральный показатель развития определяется по следующим
нормированным показателям развития субъектов Российской Федерации:
1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс.
рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта
(ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня
покупательной способности (КУ), по формуле:
j
j ВРП t 1
x (ВРП) t = ------ х ---- ;
j j
N t КУ t
2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения
(тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за
счет средств всех источников финансирования (Ин) к численности
населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных
затрат (К_Уд), по формуле:
j
j ИН t 1
x (ИН) t = ---- х ------ ;
j j
N t К_УД t
3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на
основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый
как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта
Российской Федерации (рассчитывается на основе показателей
финансового баланса в соответствии с методическими рекомендациями
по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации,
утвержденными приказом Министерства экономического развития и
торговли Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 199, как
доходы субъекта Российской Федерации с учетом взаиморасчетов с
федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами
региона) к численности населения (N);
4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины
прожиточного минимума (в процентах), определяемое по формуле:
j
j СрДД t
x (СрДД) t = -------- ,
j
ПР_МИН t
где:
СрДД - величина среднедушевых денежных доходов населения;
ПР_МИН - величина среднедушевого прожиточного минимума;
5) доля населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах),
по данным Федеральной службы государственной статистики (для
расчетов применяется обратный показатель);
6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя
(кв. метров), по данным Федеральной службы государственной
статистики;
7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных
учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);
8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю
и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы
государственной статистики (для расчетов применяется обратный
показатель);
9) выпуск специалистов высшими и государственными средними
учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);
10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским
персоналом (на 10 тыс. человек населения);
11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими
учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по
данным Федеральной службы государственной статистики.
7. Расчет интегрального показателя
Расчет интегрального показателя отклонения уровня социально-
экономического развития субъекта Российской Федерации от
j
среднероссийского уровня (Y ) осуществляется поэтапно.
На первом этапе рассчитываются относительные отклонения
базовых индикаторов социально-экономического развития. Показатели
j
(x ) по каждому субъекту Российской Федерации нормируются
k
относительно среднероссийских показателей:
j
x
j k
X = ---- - 1,
k _RF
x
k
где:
j - номер субъекта Российской Федерации;
k - номер показателя;
_RF
x - среднее значение показателя по России.
k
При этом показатели уровня и качества жизни населения
определяются по формуле:
j
x
j k
X = 1 ---- .
k _RF
x
k
На втором этапе определяется интегральный показатель
отклонения уровня социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле:
11 j
сумма X
j i=1 i
Y = --------- ,
11
где j - номер субъекта Российской Федерации.
На заключительном этапе формируется перечень субъектов
Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке.
8. Определение объема возможной государственной
поддержки субъектам Российской Федерации
Объем финансирования для каждого субъекта Российской
Федерации определяется пропорционально отклонению уровня
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации от
среднероссийского уровня по формуле:
j j j j
V = K х 0,75 х V + K х 0,2 х V + K х 0,05 х V,
1 2
где:
j
V - объем для субъекта Российской Федерации;
V - объем средств, распределяемых среди субъектов Российской
Федерации, финансируемых в соответствии с настоящей методикой;
j
K - интегральный показатель отклонения уровня
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от
среднероссийского уровня:
j
j Y
K = -------- ,
n j
сумма Y
j=1
где:
j
K - коэффициент, учитывающий наличие региональной программы
1
развития субъекта Российской Федерации и/или отдельных поручений
Президента или Правительства Российской Федерации;
j
K - коэффициент, учитывающий уровень софинансирования
2
субъектом Российской Федерации проектов и мероприятий Программы в
предшествующие годы.
j
Коэффициент K рассчитывается по формуле:
1
j
K
j 11
K = ---------- ,
1 n j
сумма K
j=1 11
где:
j j j j
K = K + 10 х Z + 5 х Z ;
11 ср 1 2
j
K - средний процент выделения средств государственной
ср
поддержки в соответствии с Программой в предыдущие годы;
j
Z = 1, если у субъекта Российской Федерации есть
1
j
зарегистрированная региональная программа развития, иначе Z = 0;
1
j
Z = 1, если у субъекта Российской Федерации есть отдельное
2
поручение Президента или Правительства Российской Федерации, иначе
j
Z = 0
2
j
Коэффициент K определяется по формуле:
2
j
K
j 21
K = ---------- ,
2 n j
сумма K
j=1 21
j
где K - величина превышения уровня софинансирования
21
субъектом Российской Федерации проектов и мероприятий Программы в
предшествующие годы.
j
Если превышение отсутствует, то K = 0.
21
9. Оценка инвестиционных проектов для субъектов Российской
Федерации, уровень социально-экономического развития которых
ниже среднероссийского уровня
Доля средств федерального бюджета, бюджета субъекта
Российской Федерации - участника Программы, направляемых на
финансирование проектов и мероприятий Программы совместно с
привлеченными средствами из внебюджетных источников, определяется
дифференцированно исходя из уровня финансовой обеспеченности
субъекта Российской Федерации.
_______________