ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской
Федерации о неотложных мерах по ограничению роста цен на основные
виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации
о неотложных мерах по ограничению роста цен на основные виды
топлива на внутреннем рынке Российской Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
Правительство Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В.Грызлов
Москва
10 декабря 2004 года
N 1305-IV ГД
____________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах по
ограничению роста цен на основные виды топлива на внутреннем рынке
Российской Федерации
Социально-экономическая и политическая стабильность Российской
Федерации, повышение благосостояния граждан Российской Федерации и
конкурентоспособности ее экономики во многом определяется
состоянием топливно-энергетического комплекса страны. В связи с
этим значительное повышение цен на основные виды топлива на
внутреннем рынке Российской Федерации в 2004 году является
негативной в социальном отношении тенденцией, для преодоления
которой требуется принятие мер как государственными органами,
органами местного самоуправления, так и субъектами
предпринимательской деятельности.
В 2004 году в мире произошел существенный рост цен на
углеводородное сырье. По данным Федеральной службы государственной
статистики, а также других органов исполнительной власти Российской
Федерации, на внутреннем рынке наблюдается сходная ситуация. Так,
при росте потребительских цен с октября 2003 года по октябрь 2004
года включительно на 11,5% цены на низкооктановый автомобильный
бензин выросли на 48,4%, на дизельное топливо - на 51,3%.
В угольной промышленности цена коксующегося угля с декабря
2003 года по октябрь 2004 года включительно выросла на 43%, а на
энергетический каменный уголь - на 55,8%. Рост цены на естественный
газ за этот же период составил 120%.
Увеличение цен на основные виды топлива существенно опережает
рост денежных доходов населения. Повышение цен на нефть и
нефтепродукты приводит к значительным издержкам производства
продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства,
неизбежно сказывается на увеличении расходов бюджетов Российской
Федерации на закупку основных видов топлива, а также негативно
влияет на развитие ключевых отраслей экономики Российской
Федерации.
Например, в отдельных регионах России уже сейчас
предполагается повышение тарифов на электроэнергию для населения на
15-28%. Удорожание авиационного топлива в гражданской авиации на
35-40% в сравнении с ценами в январе 2004 года сказалось на
увеличении тарифов на авиаперевозки, а следовательно, и доступности
перевозок для пассажиров.
Наряду с таким объективным фактором, как рост мировых цен на
углеводородное сырье, положение усугубляет ряд субъективных
факторов: сезонное увеличение в Российской Федерации цен на топливо
в весенне-осенний период, рост налоговой составляющей в цене
углеводородного сырья, а также стремление ряда субъектов
предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса
получить максимально высокую долю прибыли в условиях благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры мировых цен на нефть.
Причинами роста цен на основные виды топлива являются также
недостаточная развитость внутреннего рынка углеводородного сырья и,
в частности, отсутствие прозрачности формирования оптовых и
розничных цен на него. Не способствуют стабилизации этих цен также
случаи недобросовестной конкуренции и другие нарушения
антимонопольного законодательства Российской Федерации некоторыми
крупными нефтяными компаниями. Ограничение доступа субъектов малого
предпринимательства на рынок розничной продажи бензина - одно из
проявлений такой недобросовестной конкуренции.
По данным Федеральной антимонопольной службы Российской
Федерации, во втором квартале 2004 года выявлены нарушения Закона
РСФСР N 948-I от 23 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" и возбуждены
дела в отношении нескольких нефтяных компаний. Вместе с тем
правоприменительная практика показывает, что санкции, налагаемые на
нарушителей антимонопольного законодательства Российской Федерации,
должны быть значительно ужесточены.
По мнению Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, в Российской Федерации цены на нефть и
нефтепродукты, уголь и ряд других основных видов топлива пока в
должной мере не регулируются государством, отсутствует
соответствующий федеральный закон, который бы установил основы
ценовой политики Российской Федерации, в том числе в
топливно-энергетическом комплексе. В ряде государств (Австрийской
Республике, Королевстве Дания, Королевстве Норвегия, Республике
Казахстан, Украине) такие законы, в которых принцип свободы
ценообразования претерпевает определенные ограничения в целях
обеспечения интересов общества и государства, приняты и действуют.
В целях создания условий для эффективного развития в
Российской Федерации внутреннего рынка основных видов топлива,
усиления социальной ответственности субъектов предпринимательской
деятельности топливно-энергетического комплекса, а также
ограничения роста цен на основные виды топлива Государственная Дума
обращается к Правительству Российской Федерации с предложением
рассмотреть вопросы:
о внесении в Государственную Думу законопроектов,
предусматривающих изменение антимонопольного законодательства
Российской Федерации в части усиления ответственности за его
нарушение;
о совершенствовании правового регулирования биржевой торговли
основными видами топлива, в том числе нефтью и нефтепродуктами;
о разработке комплекса мер, направленных на повышение
доступности для граждан информации о функционировании внутреннего
рынка основных видов топлива;
об оптимизации налогообложения субъектов предпринимательской
деятельности топливно-энергетического комплекса, а также механизма
формирования свободных и регулируемых цен на основные виды топлива
на внутреннем рынке Российской Федерации;
о содействии созданию благоприятных условий для привлечения
субъектов малого предпринимательства к деятельности по производству
и реализации нефти и нефтепродуктов;
о принятии иных мер по ограничению дальнейшего роста цен на
основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации.
Москва
10 декабря 2004 года