О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по ходатайству Государственного Совета Республики Дагестан об
официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке
конституционности ряда положений Устава (Основного закона)
Тамбовской области
город Москва 16 декабря 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой,
Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой,
Б.С.Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С.Эбзеева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение ходатайства Государственного Совета
Республики Дагестан,
у с т а н о в и л:
1. Государственный Совет Республики Дагестан в своем
ходатайстве об официальном разъяснении Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года
по делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного закона) Тамбовской области, а именно пункта 5 его
мотивировочной части, ставит перед Конституционным Судом Российской
Федерации следующие вопросы:
означает ли содержащийся в данном пункте вывод
Конституционного Суда Российской Федерации о двойственной природе
органа внутренних дел в субъекте Российской Федерации, выступающего
также и в качестве органа исполнительной власти, возможность
включения его в перечень (структуру) органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации?
какой должна быть процедура утверждения положения об органе
внутренних дел субъекта Российской Федерации?
Вопрос о правовой характеристике органов внутренних дел в
субъекте Российской Федерации, их двойственной природе поставлен в
ходатайстве в связи с формированием структуры органов
исполнительной власти в Республике Дагестан. В соответствии с
указами Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа
2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти
Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства
Республики Дагестан" Министерство внутренних дел Республики
Дагестан включено в структуру органов исполнительной власти
Республики Дагестан, а министр внутренних дел входит в состав
Правительства Республики Дагестан.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации от 17 ноября 2003 года указ
Государственного Совета Республики Дагестан N 180 "О структуре
органов исполнительной власти Республики Дагестан" в части
включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан
Министерства внутренних дел Республики Дагестан признан
противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Данное обстоятельство Государственный Совет посчитал поводом для
обращения с ходатайством в Конституционный Суд Российской
Федерации.
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный
Суд Российской Федерации дает официальное разъяснение своего
решения в рамках его содержания, причем такое разъяснение не должно
сводиться к повторению разъясняемого решения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
10 декабря 1997 года вывод о двойственной природе органов
внутренних дел и юридических последствиях этого был сделан в связи
с установлением конституционности содержащихся в Уставе (Основном
законе) Тамбовской области норм о процедуре назначения на должность
руководителей названных органов, которые оценивались с учетом
действовавшего федерального правового регулирования. В ходатайстве
же речь идет об отношениях, складывающихся в связи с установлением
структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан, а
также о конституционности включения в эту структуру Министерства
внутренних дел Республики Дагестан. Тем самым заявитель, по
существу, ставит вопрос о распространении содержащихся в указанном
Постановлении выводов на другие отношения в рассматриваемой сфере,
правовое регулирование которых существенно изменилось.
Таким образом, обращение Государственного Совета Республики
Дагестан с требованием об официальном разъяснении правовой позиции,
содержащейся в пункте 5 мотивировочной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года,
как относящейся к оценке положений Устава (Основного закона)
Тамбовской области, действовавших в системе норм федерального
законодательства, в настоящее время утративших силу или
подвергшихся изменению, не является ходатайством о разъяснении
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в смысле
статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации".
Вопрос же о конституционности соответствующих актов Республики
Дагестан, в частности указов Государственного Совета Республики
Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов
исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании
Правительства Республики Дагестан", может быть разрешен в
надлежащей процедуре, предусмотренной статьей 125 (пункт "б" части
2) Конституции Российской Федерации, статьями 84, 85, 86 и 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
В ходатайстве также поставлен вопрос о процедуре и форме
утверждения положения об органе внутренних дел Республики Дагестан.
Между тем в Постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 10 декабря 1997 года данный вопрос не затрагивается,
и, следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации не
вправе давать по нему разъяснение. Кроме того, в силу требований
Конституции Российской Федерации он также не вправе подменять
нормотворческий орган и высказываться в отношении проектов
нормативных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и статьей 83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный
Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Поскольку вопросы, поставленные в ходатайстве
Государственного Совета Республики Дагестан об официальном
разъяснении положения пункта 5 мотивировочной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года
по делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного закона) Тамбовской области, не требуют истолкования
данного Постановления, признать данное ходатайство не подлежащим
дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда
Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
N 387-О