ОБРАЩЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Председателю Правительства Российской Федерации
М.Е.Фрадкову по вопросу финансирования
дорожного хозяйства
Уважаемый Михаил Ефимович!
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
обеспокоен положением дел с финансированием дорожного хозяйства.
Существующая сеть автомобильных дорог в основном либо исчерпала
свою пропускную способность, либо находится в крайне
неудовлетворительном состоянии. Именно дороги являются наиболее
слабым местом инфраструктуры, что тормозит дальнейшее развитие
экономики Российской Федерации.
В результате реального сокращения финансирования дорожного
хозяйства в течение последних лет невозможно осуществление
среднесрочного и перспективного развития сети автомобильных дорог
Российской Федерации, а также создание дорожно-транспортной
инфраструктуры, достаточной для удовлетворения потребностей
населения и хозяйствующих субъектов страны. Кроме того, это снижает
потенциал развития смежных отраслей экономики, сдерживает растущую
потребность в увеличении объема перевозок, товарооборот и деловую
активность как в целом по Российской Федерации, так и в отдельных
субъектах Российской Федерации.
С 1 января 2005 года признан утратившим силу Закон Российской
Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-I "О дорожных фондах в
Российской Федерации". Установленные ранее на федеральном уровне
правовые основы финансирования на содержание и устойчивое развитие
сети автомобильных дорог общего пользования, таким образом, были
упразднены. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации,
предназначавшиеся ранее на финансирование дорожного хозяйства,
стали направляться на другие, не связанные с ним цели.
Следует также отметить, что последовательный отказ от целевого
финансирования дорожного хозяйства в 2000-2004 годах,
сопровождавшийся, в частности, отменой налога на пользователей
автомобильных дорог, который являлся основным источником
финансирования дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации,
привел к тому, что только в 2003 году потери бюджетов субъектов
Российской Федерации в части дорожного хозяйства составили около
33 млрд. рублей. А в 2005 году субъекты Российской Федерации
оказались уже не в состоянии обеспечивать за счет средств
собственных бюджетов финансирование региональной сети автомобильных
дорог.
В 2005 году произошло реальное снижение объема субсидий
бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из
федерального бюджета на финансирование строительства и
реконструкции автомобильных дорог общего пользования и
искусственных сооружений на них.
Несмотря на то, что Федеральным законом "О внесении изменений
в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год", принятым
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
17 июня 2005 года и одобренным Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации 22 июня 2005 года, был увеличен на
11950,0 млн. рублей объем субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог
общего пользования и искусственных сооружений на них, этих средств
явно недостаточно для принципиального решения проблем с
финансированием дорожного хозяйства. При этом указанная сумма была
распределена между субъектами Российской Федерации без учета мнения
рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в
Российской Федерации, а также очевидных потребностей многих
субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации считает необходимым просить Вас, уважаемый
Михаил Ефимович, в первоочередном порядке рассмотреть следующие
предложения:
направить по итогам исполнения федерального бюджета за первое
полугодие 2005 года дополнительные доходы в объеме до 30 млрд.
рублей на увеличение финансирования дорожного хозяйства,
предусмотрев субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации не
только на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего
пользования и искусственных сооружений на них, но и на проведение
капитального (восстановительного) ремонта этих объектов с
выделением специальной суммы на финансирование мостов и мостовых
переходов. Распределение этих субсидий производить с учетом мнения
рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в
Российской Федерации;
считать безусловное выполнение показателей подпрограммы
"Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Модернизация
транспортной системы России (2002-2010 годы)" общенациональной
задачей;
поддержать инициативу Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по разработке проекта федерального закона об
обеспечении целевого финансирования дорожного хозяйства, включая
образование дорожных фондов субъектов Российской Федерации. Создать
рабочую группу, включив в ее состав представителей палат
Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, для выработки согласованных предложений по
проекту этого федерального закона.
Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Москва
6 июля 2005 года
N 224-СФ