П Р И К А З
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 30 сентября 2005 г. N 1938
Об утверждении показателей деятельности
и критериев государственной аккредитации высших
учебных заведений
Зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2005 г.
Регистрационный N 7092
В соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании", п. 4 Положения о государственной
аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999
N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49,
ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования
деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при
принятии решений о государственной аккредитации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений
(приложение N 1).
1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при
экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений
различных видов (приложение N 2).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2006 г.
Руководитель В.А.Болотов
_____________
Приложение N 1
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1. Показатели государственной аккредитации, определяющие
аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"
Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин
требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и
содержанию.
Показатель 1.2. Качество подготовки
Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников
требованиям государственных образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества
образования.
Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
Востребованность выпускников.
Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного
учреждения
Условия, созданные в образовательном учреждении, для
внеучебной работы с обучающимися.
Организация воспитательной работы с обучающимися.
2. Показатели государственной аккредитации, используемые для
определения вида высшего учебного заведения (институт, академия,
университет)
Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных
программ
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по
образовательным программам послевузовского и дополнительного
профессионального образования
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
Показатель 2.4. Методическая работа
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
____________
Приложение N 2
КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
+-----------------------------------------------------------------+
¦Показатель государственной¦ Наименование критерия государственной¦
¦ аккредитации ¦ аккредитации и его значение ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.1. Спектр реализуемых ¦Число укрупненных групп специальностей¦
¦основных образовательных ¦(направлений подготовки) по¦
¦программ ¦реализуемым основным образовательным¦
¦ ¦программам: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университетов ¦- не менее 7 ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.2. Возможность ¦Число отраслей науки по специальностям¦
¦продолжения образования по¦научных работников (аспирантуры): ¦
¦образовательным программам+--------------------------------------¦
¦послевузовского и ¦для университета ¦- не менее 5 ¦
¦дополнительного +--------------------------------------¦
¦профессионального ¦Число аспирантов на 100 студентов¦
¦образования ¦контингента, приведенного к очной¦
¦ ¦форме обучения: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 4 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 2 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Процент аспирантов, защитивших¦
¦ ¦диссертации не позднее чем через год¦
¦ ¦после окончания аспирантуры (от числа¦
¦ ¦поступивших): ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 25 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 25 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Для университета - наличие¦
¦ ¦докторантуры, диссертационных советов,¦
¦ ¦реализация образовательных программ¦
¦ ¦профессиональной переподготовки и¦
¦ ¦(или) повышения квалификации¦
¦ ¦руководящих работников и специалистов,¦
¦ ¦научных и научно-педагогических¦
¦ ¦работников ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Для академии - наличие докторантуры,¦
¦ ¦наличие диссертационных советов¦
¦ ¦(информационный показатель),¦
¦ ¦реализация образовательных программ¦
¦ ¦профессиональной переподготовки и¦
¦ ¦(или) повышения квалификации¦
¦ ¦руководящих работников и специалистов¦
¦ ¦для определенной области¦
¦ ¦научно-педагогической деятельности ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Среднегодовой контингент обучающихся¦
¦ ¦по образовательным программам¦
¦ ¦профессиональной переподготовки и¦
¦ ¦(или) повышения квалификации (чел.): ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 50 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 20 ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.3. Научная, ¦Число отраслей науки, в рамках которых¦
¦научно-техническая ¦выполняются научные исследования: ¦
¦деятельность и ее +--------------------------------------¦
¦результативность ¦для университета ¦- не менее 5 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Среднегодовой объем финансирования¦
¦ ¦научных исследований за пять лет (тыс.¦
¦ ¦руб.): ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 10 000¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 5000 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для института ¦- не менее 1500 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Среднегодовой объем научных¦
¦ ¦исследований на единицу¦
¦ ¦научно-педагогического персонала за¦
¦ ¦пять лет (тыс. руб.): ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 18 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 12 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для института ¦- не менее 5 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Среднегодовое количество монографий на¦
¦ ¦100 основных штатных педагогических¦
¦ ¦работников с учеными степенями и (или)¦
¦ ¦учеными званиями, изданных за пять¦
¦ ¦лет: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 2,0 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 1,5 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для института ¦- не менее 1,2 ¦
+--------------------------+--------------------+-----------------¦
¦2.4. Методическая работа ¦Процент учебных¦- 100% ¦
¦ ¦дисциплин основных¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦ ¦программ, ¦ ¦
¦ ¦обеспеченных ¦ ¦
¦ ¦учебно-методическими¦ ¦
¦ ¦комплексами ¦ ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Для университета - использование¦
¦ ¦инновационных методов в¦
¦ ¦образовательном процессе ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Для академии - использование¦
¦ ¦инновационных методов в¦
¦ ¦образовательном процессе ¦
+--------------------------+--------------------------------------¦
¦2.5. Квалификация ¦Процент ¦
¦педагогических работников ¦профессорско-преподавательского ¦
¦ ¦состава с учеными степенями и (или)¦
¦ ¦учеными званиями: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 60 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 60 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для института ¦- не менее 55 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Процент докторов наук и (или)¦
¦ ¦профессоров: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 10 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 10 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для института ¦- не менее 8,5 ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Процент ¦
¦ ¦профессорско-преподавательского ¦
¦ ¦состава, работающего в вузе на штатной¦
¦ ¦основе: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для вузов,¦- не менее 30 ¦
¦ ¦существующих от трех¦ ¦
¦ ¦до пяти лет ¦ ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для вузов,¦- не менее 40 ¦
¦ ¦существующих от пяти¦ ¦
¦ ¦до девяти лет ¦ ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для вузов,¦- не менее 50 ¦
¦ ¦существующих более¦ ¦
¦ ¦девяти лет ¦ ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦Среднегодовое число защит диссертаций¦
¦ ¦на 100 человек научно-педагогического¦
¦ ¦персонала за 5 лет: ¦
¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦для университета ¦- не менее 3 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для академии ¦- не менее 3 ¦
¦ +--------------------+-----------------¦
¦ ¦для института ¦- не менее 1 ¦
+-----------------------------------------------------------------+
Дополнительные требования к показателям и критериям
государственной аккредитации для военных образовательных
учреждений высшего профессионального образования
(высших военно-учебных заведений)
Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин
квалификационным требованиям по направлениям подготовки
(специальностям) офицеров (специалистов).
Показатель 1.2. Качество подготовки
Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям
государственных образовательных стандартов и квалификационным
требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по
образовательным программам послевузовского и дополнительного
профессионального образования
Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или)
докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных
заведений.
Для военной академии - наличие образовательных программ
дополнительного профессионального образования для офицерского
состава, научных и научно-педагогических кадров.
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
Соответствие объема финансирования научных исследований на
единицу профессорско-преподавательского состава установленным
требованиям для высших военно-учебных заведений.
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями
могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных
дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие
профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах),
штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже
"подполковник", а также боевой опыт или государственные награды,
государственные или отраслевые почетные звания, государственные
премии.
В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или)
ученым званием профессора могут учитываться преподаватели
военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью
кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные
или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Дополнительные требования к показателям и критериям
государственной аккредитации для высших учебных заведений
культуры и искусств
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
В перечень основных научных и творческих школ по каждому
направлению научных исследований включаются:
защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для
творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной
сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся
имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и
всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий;
члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли;
осуществившие самостоятельную постановку
спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве
концертирующих музыкантов и т. п.);
опубликованные статьи в специализированных журналах и научных
изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.
К монографиям могут приравниваться публично представленные,
опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты
профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию
авторских художественных произведений: спектакль, концертная
композиция, фильм, цирковое и эстрадное представления.
Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями
могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие
государственные почетные звания, лауреаты международных и
всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.
____________