ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 1 декабря 2005 г. N 712
г. Москва
Об утверждении Положения о государственном надзоре
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 22.04.2009 г. N 346)
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2005 г.
N 712
П О Л О Ж Е Н И Е
о государственном надзоре в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 22.04.2009 г. N 346)
I. Общие положения
1. Государственный надзор в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее - государственный надзор в области защиты от
чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами,
возложенными на единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты
выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
2. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее
- органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных
ситуаций). (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 22.04.2009 г. N 346)
II. Порядок осуществления государственного надзора
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
3. Органы государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, а также настоящим Положением.
4. Органы государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:
а) организуют и осуществляют надзор за выполнением
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями и гражданами установленных
требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в
области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально
опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за
готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения;
б) участвуют в рассмотрении проектов программ
социально-экономического развития территорий, федеральных и
региональных целевых программ, а также приоритетных научных и
научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
в) организуют и осуществляют проведение на потенциально
опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных
проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием
представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с их компетенцией;
г) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора
в области защиты от чрезвычайных ситуаций с органами
государственного пожарного надзора;
д) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки
выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в
части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз
возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов
государственной власти;
е) информируют органы государственной власти и население о
принимаемых и принятых мерах в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в
случае их возникновения;
ж) осуществляют взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
з) проводят анализ эффективности выполнения требований
нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
и) проводят анализ деятельности по прогнозированию
чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска
чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на
потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения
населения, разрабатывают предложения по повышению эффективности
мер, направленных на совершенствование профилактической
деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
к) осуществляют подготовку заключений по результатам
рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных
производственных объектов, а также по результатам проведения
специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций;
л) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы
граждан и юридических лиц.
5. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых
утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
III. Права и обязанности должностных лиц органов государственного
надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
6. Должностные лица органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей
компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций,
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения;
б) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями требований в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений
требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) принимать участие в работе комиссий по установлению причин
возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и
комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке
потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
д) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях, деятельность филиалов,
представительств, структурных подразделений юридического лица,
производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов,
объектов, зданий и сооружений, осуществление отдельных видов
деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для
предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей,
возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если
предотвращение указанных обстоятельств другими способами
невозможно;
е) направлять органам, осуществляющим в соответствии с
законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных
видов деятельности, предложения о приостановлении действия
лицензии на осуществление опасного вида деятельности в случае
невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
ж) составлять протоколы об административных правонарушениях в
порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
7. Должностные лица органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:
а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные
им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению
нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) не разглашать информацию, составляющую государственную,
служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна
при осуществлении государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
в) осуществлять в ходе проведения мероприятий по надзору
разъяснительную работу по применению законодательства Российской
Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) соблюдать права и законные интересы юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и граждан;
д) не препятствовать представителям юридического лица,
индивидуальному предпринимателю или его представителю
присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать
разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить должностных лиц организаций и индивидуальных
предпринимателей либо их представителей с результатами проведения
мероприятий по надзору;
ж) выполнять требования законодательства Российской
Федерации, требования нормативных правовых актов и нормативных
документов, регламентирующих деятельность по организации и
осуществлению государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
з) доказывать законность своих действий при их обжаловании в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять в установленном порядке ведение документации,
отражающей деятельность юридического лица или индивидуального
предпринимателя в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
к) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с
другими надзорными органами и органами исполнительной власти
Российской Федерации;
л) анализировать организацию работы в области защиты от
чрезвычайных ситуаций на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
м) выполнять иные обязанности по надзору в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, установленные законодательством Российской
Федерации.
8. Должностные лица органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций несут установленную
законодательством Российской Федерации ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач
и функций.
9. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц
органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных
ситуаций обязательны для исполнения нижестоящими должностными
лицами.
10. Решения и требования должностных лиц органов
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для
организаций и граждан.
11. Решения должностных лиц органов государственного надзора
в области защиты от чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12. Запрещаются любые воздействия на должностных лиц органов
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, препятствующие правомерному выполнению ими должностных
обязанностей, или вмешательство в каком бы то ни было виде в их
деятельность.
13. Должностные лица органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций назначаются и
освобождаются от должности в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
14. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и
навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей
должностными лицами органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
15. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных
ситуаций в отношении специальных объектов, находящихся в ведении
федеральных органов исполнительной власти, осуществляется
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по согласованию с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти.
____________