О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению запроса Жердевского
районного суда Тамбовской области о проверке конституционности
подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации"
город Москва 4 апреля 2006 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Жердевского районного суда
Тамбовской области,
у с т а н о в и л:
1. В производстве судьи Жердевского районного суда Тамбовской
области И.А.Зайцева находится дело гражданки Н.М.Труниной об
оспаривании решения управления Пенсионного фонда Российской
Федерации в Жердевском районе Тамбовской области об отказе в
досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости по достижении
50-летнего возраста в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи
27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Н.М.Трунина считает, что имеет право на досрочное назначение
пенсии, поскольку периоды ее работы с тяжелыми условиями труда в
должности телефонистки междугородной телефонной связи в общей
сложности составляют более 10 лет, однако управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в Жердевском районе Тамбовской области
исключило из ее стажа, дающего право на такую пенсию, период ее
военной службы в звании рядовой в должности телефонистки
междугородной телефонной связи в войсковой части с 16 апреля 1991
года по 14 мая 1998 года.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
Жердевский районный суд Тамбовской области утверждает, что подпункт
2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" противоречит статьям 7
(часть 2), 19 (часть 2), 37 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть
3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает
при досрочном назначении трудовой пенсии по старости (мужчинам - по
достижении возраста 55 лет и женщинам - 50 лет, если они
проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не
менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25
и 20 лет) возможность включения в стаж работы с тяжелыми условиями
труда периодов прохождения гражданами военной службы в
соответствующих должностях и тем самым ставят таких граждан при
реализации пенсионных прав в неравное положение с лицами,
осуществлявшими трудовую деятельность в тех же должностях и потому
имеющими право на льготное пенсионное обеспечение.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение
условий и порядка реализации данного конституционного права, в том
числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на
них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к
компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Военная служба является особым видом государственной службы.
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих
определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за
исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
определяющего - исходя из специфики такой службы и особого
правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий,
порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных
параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена
такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу
лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги
независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий
осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок
сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до
приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по
государственному пенсионному обеспечению), установил правило о
включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также
другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за
ними следовали периоды работы.
Вопрос о возможности включения периодов военной службы в
специальный трудовой стаж, дающий право для досрочного назначения
трудовой пенсии по старости, уже был предметом рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 10 марта
2005 года N 14-О по запросу Амурского городского суда Хабаровского
края о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, решение
законодателя не включать периоды прохождения военной, а также
другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в
стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как
ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную
и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из
конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем,
что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за
период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы
не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к
числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе
обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно
(на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы
в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время
уплачиваются на общих основаниях, т. е. по одинаковым тарифам всеми
застрахованными, и возможность включения периодов прохождения
военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы с
тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочную трудовую
пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц,
имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным лицам.
3. Жердевский районный суд Тамбовской области, как следует из
содержания запроса, утверждая, что в специальный стаж, дающий право
на досрочное назначение пенсии, наряду с работой в тяжелых условиях
труда должны быть включены соответствующие периоды военной службы,
фактически ставит вопрос об изменении действующей системы
пенсионного обеспечения.
Разрешение данного вопроса не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена
статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Жердевского
районного суда Тамбовской области, поскольку он не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в
Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым, и
поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
N 90-О