П Р И К А З
Министерства юстиции Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 222
Об утверждении Порядка проведения проверок соответствия
деятельности некоммерческой организации, в том числе по
расходованию денежных средств и использованию иного имущества,
целям, предусмотренным ее учредительными документами
(уставным целям)
Зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2006 г.
Регистрационный N 8028
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 32 Федерального
закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3,
ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12,
ст. 1093; N 52 (ч. II), ст. 5141; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5031;
2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636), пунктом 3 части второй статьи 38
Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608;
2002, N 11, ст. 1018; N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50,
ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636),
Указом Президента Российской федерации от 13 октября 2004 г. N 1313
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005,
N 44, ст. 4535; N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284;
N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452), Указом Президента Российской
Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной
регистрационной службы" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 42, ст. 4110; 2005, N 52 (ч. III), ст. 5689;
2006, N 19, ст. 2069) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения проверок соответствия
деятельности некоммерческой организации, в том числе по
расходованию денежных средств и использованию иного имущества,
целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным
целям).
Министр Ю.Я.Чайка
____________
Приложение
П О Р Я Д О К
проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой
организации, в том числе по расходованию денежных средств и
использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее
учредительными документами (уставным целям)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными
законами от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях"<1>, от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях"<2> в целях установления единого порядка проведения
Федеральной регистрационной службой (далее - Росрегистрация) и
территориальными органами Росрегистрации (далее - территориальные
органы) проверок соответствия деятельности некоммерческих
организаций, в том числе по расходованию денежных средств и
использованию иного имущества, целям, предусмотренным их
учредительными документами (уставным целям) (далее - проверки).
2. При реализации полномочий по проведению проверок
Росрегистрация и территориальные органы руководствуются
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами Президента Российской
Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской
Федерации, а также настоящим Порядком.
3. Организация и проведение проверок осуществляются в
соответствии с принципами законности, невмешательства в
деятельность некоммерческих организаций, в том числе общественных
объединений, презумпции их добросовестности.
4. Проверки проводятся уполномоченными в соответствии с
настоящим Порядком федеральными государственными гражданскими
служащими Росрегистрации и территориальных органов (далее -
проверяющие). Проверки могут проводиться одним проверяющим или
комиссией в составе двух и более проверяющих, один из которых
является председателем комиссии.
5. Проверки проводятся не чаще одного раза в год.
6. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
7. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:
1) по месту нахождения и (или) ведения деятельности
некоммерческой организации, в том числе общественного объединения
(далее - выездные проверки);
2) без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности
некоммерческой организации, в том числе общественного объединения,
путем изучения:
представленных по запросам распорядительных документов органов
управления некоммерческой организации (руководящих органов
общественного объединения);
полученной по запросам информации о финансово-хозяйственной
деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных
объединений, у органов государственной статистики, федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору
в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора
и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
полученного от федерального органа государственного
финансового контроля, федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов,
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
сообщения о результатах установления соответствия расходования
денежных средств и использования иного имущества некоммерческими
организациями целям, предусмотренным их учредительными документами;
иных документов, которыми в соответствии с законодательством
Российской Федерации располагает Росрегистрация (территориальные
органы), в том числе отчетов о деятельности некоммерческой
организации, документов о расходовании денежных средств и об
использовании иного имущества, в том числе полученных от
международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц
без гражданства; сведений об объеме получаемых общественным
объединением от международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного
имущества, о целях их расходования или использования и об их
фактическом расходовании или использовании.
8. Плановой проверкой является проверка, включенная в план
проверок, формируемый на соответствующий календарный период
(квартал, полугодие или год) и утверждаемый распоряжением
Росрегистрации (территориального органа).
Проверка, не включенная в названный план, является
внеплановой. Внеплановая проверка назначается при наличии
достаточных данных (например, жалоб граждан, запросов организаций),
указывающих на нарушение законодательства Российской Федерации
некоммерческой организацией, в том числе общественным объединением,
а также с целью проверки устранения выявленных ранее нарушений,
послуживших основанием для вынесения предупреждения, и в иных
случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
9. В случае выявления при проведении проверки нарушений
некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации,
иных нормативных правовых актов, контроль за соблюдением которых не
входит в компетенцию Росрегистрации (территориальных органов),
материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10
рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в
соответствующий контрольный или надзорный орган.
10. В случае возникновения при проведении проверки
необходимости получения информации о деятельности некоммерческой
организации, связанной с иными некоммерческими организациями,
принятие решения о государственной регистрации которых возложено на
Росрегистрацию (территориальные органы), Росрегистрацией
(территориальным органом) могут быть запрошены у этих
некоммерческих организаций документы, относящиеся к деятельности
проверяемой некоммерческой организации.
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3,
ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12,
ст. 1093; N 52 (ч. 11), ст. 5141; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5031;
2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608; 2002,
N 11, ст. 1018; N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50,
ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636.
II. Организация проведения проверок
11. Выездная проверка проводится по решению директора
Росрегистрации (руководителя территориального органа) либо лица,
исполняющего его обязанности, оформляемому в виде распоряжения
Росрегистрации (территориального органа).
12. Проверка, проводимая без выезда по месту нахождения и
(или) ведения деятельности некоммерческой организации,
осуществляется по решению директора Росрегистрации (руководителя
территориального органа) либо лица, исполняющего его обязанности,
или заместителя директора Росрегистрации, к компетенции которого
отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих
организаций, оформляемому в виде поручения указанного должностного
лица.
13. В распоряжении и поручении (пункты 11 и 12 настоящего
Порядка) в том числе указываются:
фамилия, имя, отчество и полное наименование должности
проверяющего (проверяющих);
наименование некоммерческой организации, в отношении которой
проводится проверка;
место проверки (для выездной проверки);
предмет проверки;
срок (дата начала и окончания) проведения проверки.
При проведении проверки несколькими проверяющими в
распоряжении (поручении) также указывается, кто из них является
председателем комиссии.
Проверка может проводиться только тем проверяющим
(проверяющими), который указан в распоряжении или поручении.
14. Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С
учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой
информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть
продлен, но не более чем на 30 дней.
Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в
распоряжении (поручении) о проведении проверки.
15. Проверка проводится за период деятельности некоммерческой
организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих
проверок, но не превышающий 3 лет деятельности некоммерческой
организации, непосредственно предшествовавших году проведения
проверки (проверяемый период).
Проверка может проводиться за период деятельности
некоммерческой организации, не подлежавший проверке при проведении
предыдущих проверок, превышающий указанные 3 года, при наличии
информации о том, что при создании данной организации были допущены
неустранимые нарушения.
Запрещается проведение повторных проверок за тот же
проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за
исключением случаев поступления оформленной в письменном виде
информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности
некоммерческой организации (по вновь открывшимся обстоятельствам).
16. Проверка проводится с предварительным письменным
уведомлением некоммерческой организации, в котором в том числе
указываются:
реквизиты распоряжения (дата поручения, фамилия, инициалы и
должность лица, давшего поручение) о проведении проверки;
фамилия, инициалы и полное наименование должности проверяющего
(должностей проверяющих);
место проверки (для выездной проверки) или указание на то, что
проверка проводится без выезда по месту нахождения и (или)
деятельности некоммерческой организации;
срок проведения проверки;
предмет проверки.
Письменное уведомление некоммерческой организации о проведении
проверки должно быть направлено заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении не позднее чем за 5 рабочих дней до даты
начала проверки. Письменное уведомление может быть направлено по
факсимильной или электронной связи (с подтверждением его получения
некоммерческой организацией).
В уведомлении или в приложении к нему может быть указан список
документов, которые некоммерческая организация обязана представить
в определенный в уведомлении срок.
17. Полномочия проверяющих на проведение выездной проверки
подтверждаются служебными удостоверениями и соответствующим
распоряжением Росрегистрации (территориального органа). Копия
распоряжения, заверенная в установленном порядке Росрегистрацией
(территориальным органом), вручается руководителю или иному
уполномоченному лицу некоммерческой организации.
III. Права и обязанности проверяющих, руководителя проверяемой
некоммерческой организации, иных уполномоченных лиц
данной организации, ответственных за взаимодействие
с проверяющим при проведении проверки
18. Проверяющий обязан:
сообщить директору (заместителю директора) Росрегистрации
(руководителю, заместителю руководителя территориального органа) о
личной заинтересованности при исполнении обязанностей по проведению
проверки, которая может привести к конфликту интересов;
ознакомить уполномоченное лицо некоммерческой организации с
его правами и обязанностями при проведении проверки;
при подготовке к проверке и в ходе ее проведения выяснить все
существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов
документов, а также их рассмотрение на территории некоммерческой
организации (при выездной проверке);
обеспечить соблюдение установленного режима работы и условий
функционирования некоммерческой организации (при выездной
проверке);
обеспечить сохранение конфиденциальности ставших известными
ему сведений, связанных с деятельностью некоммерческой организации,
составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну
или тайны связи.
19. Проверяющий вправе:
запрашивать и получать необходимые для достижения целей
проверки документы;
запрашивать и получать копии документов как на бумажном, так и
на магнитном носителе и после надлежащего их оформления приобщать к
материалам проверки (копии документов на бумажных носителях должны
быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и
скреплены печатью некоммерческой организации);
получать устные разъяснения по существу проверяемых вопросов;
посещать проводимые некоммерческой организацией мероприятия, в
том числе съезды, конференции, собрания и заседания руководящих
органов;
при предъявлении служебного удостоверения находиться на
территории, в административных зданиях и служебных помещениях
некоммерческой организации;
вносить, выносить и пользоваться собственными
организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами,
телефонами.
20. При проведении проверки руководитель, иные лица
проверяемой некоммерческой организации, ответственные за
взаимодействие с проверяющим (проверяющими) (далее - уполномоченные
лица некоммерческой организации), обязаны содействовать проведению
проверки, в том числе:
организовать при необходимости встречу проверяющего с лицами,
входящими в состав руководящих органов, а также главным
бухгалтером, руководителями основных подразделений (лицами,
исполняющими их обязанности) некоммерческой организации;
при наличии возможности предоставить на срок проведения
выездной проверки отдельное изолированное помещение, обеспечивающее
сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью,
компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с
проверяющим), организационно-техническими средствами, в том числе
средствами связи (при выездной проверке);
предоставлять по письменному требованию проверяющего в
установленный им срок необходимые документы или их надлежащим
образом заверенные копии;
давать устные разъяснения по существу вопросов;
оказывать иное содействие проверяющему (проверяющим).
В случае, если по требованию проверяющего документы (их копии)
не могут быть предоставлены в установленный им срок либо
отсутствуют, уполномоченное лицо некоммерческой организации должно
до истечения такого срока предоставить письменное мотивированное
объяснение о причинах неисполнения требования.
21. В случае неисполнения уполномоченным лицом некоммерческой
организации предусмотренных в пункте 20 настоящего Порядка
обязанностей (противодействия проверке) проверяющим в день оказания
противодействия проверке составляется акт по факту противодействия
проверке или протокол об административном правонарушении.
Акт по факту противодействия проверке составляется в двух
экземплярах и подписывается проверяющим (председателем комиссии,
если проверка проводится комиссией). Второй экземпляр акта
вручается (направляется) уполномоченному лицу некоммерческой
организации. В случае вручения в первом экземпляре акта
производится запись с указанием даты вручения, должности, фамилии,
имени, отчества и подписи уполномоченного лица некоммерческой
организации. При отказе уполномоченного лица некоммерческой
организации получить акт по факту противодействия проверке
проверяющим (председателем комиссии, если проверка проводится
комиссией) в акте производится соответствующая запись.
Порядок составления протокола об административном
правонарушении определяется Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях. Перечни должностных лиц
Росрегистрации и ее территориальных органов, уполномоченных
составлять протоколы об административных правонарушениях,
утверждаются в установленном порядке.
22. При проведении проверки уполномоченное лицо некоммерческой
организации вправе:
знакомиться со своими правами и обязанностями, установленными
законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком;
обжаловать действия проверяющего директору Росрегистрации
(руководителю территориального органа);
знакомиться с актом проверки, составленным в соответствии с
настоящим Порядком, прилагать к нему необходимые справки и
письменные возражения в порядке, установленном настоящим Порядком.
IV. Порядок оформления результатов проверки
23. По результатам проверки составляется акт.
24. Акт проверки состоит из вводной и основной частей.
1) Вводная часть акта включает:
основание проверки;
предмет проверки;
срок проведения проверки;
проверенный период деятельности некоммерческой организации;
фамилию, имя, отчество, полное наименование должности
проверяющего (должностей проверяющих);
справочные данные о некоммерческой организации, высших
должностных лицах (руководителях) и контрольных органах;
место проведения проверки.
2) Основная часть акта включает информацию:
обо всех выявленных при проверке нарушениях некоммерческой
организацией требований законодательства Российской Федерации со
ссылкой на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт
таких нарушений;
о требованиях законодательства Российской Федерации, которые
были нарушены некоммерческой организацией, - по каждому выявленному
нарушению;
о фактах непредставления каких-либо документов;
обо всех выявленных недостатках в деятельности некоммерческой
организации (в том числе о действиях либо бездействии должностных
лиц и (или) работников некоммерческой организации), не являющихся
нарушениями положений нормативных правовых актов, но отрицательно
влияющих на ее деятельность или создающих предпосылки для
возникновения правонарушений, в том числе нарушений прав и законных
интересов членов (участников) некоммерческой организации;
об устранении некоммерческой организацией нарушений
(недостатков), выявленных при проведении проверки некоммерческой
организации (при наличии подтверждающих такое устранение
материалов);
иную информацию, полученную в ходе проверки и имеющую
отношение к предмету проверки.
В завершении основной части акта должен содержаться вывод по
итогам проверки:
о соответствии или несоответствии деятельности некоммерческой
организации целям, предусмотренным ее учредительными документами
(уставным целям);
о предложении проверяющего (комиссии) руководству
Росрегистрации (территориального органа) принять по итогам проверки
одно из решений, предусмотренных пунктом 33 настоящего Порядка.
25. Акт проверки некоммерческой организации должен быть
составлен в срок, не превышающий 10 рабочих дней после ее
завершения.
26. Акт проверки составляется в трех экземплярах.
Каждый экземпляр акта должен иметь пометку "для служебного
пользования".
27. Акт проверки подписывается проверяющим (всеми
проверяющими, если проверка осуществлялась комиссией). В случае
невозможности подписания акта проверки проверяющим (отдельными
проверяющими) (из-за болезни, нахождения в командировке, отпуске и
по другим уважительным причинам) непосредственным руководителем
проверяющего в акте производится соответствующая запись с указанием
полного наименования занимаемой им должности, его фамилии и
инициалов, заверяемая подписью.
28. Акт проверки (первый и второй экземпляры) вручается
(направляется) некоммерческой организации в срок, не превышающий 5
рабочих дней с даты его составления.
Акт считается полученным некоммерческой организацией:
в момент его вручения представителю некоммерческой организации
под расписку;
в день его получения некоммерческой организацией, если акт
направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
29. Руководитель некоммерческой организации (иное
уполномоченное лицо) обязан в течение 10 рабочих дней с даты
получения ознакомиться с актом, подписать его с записью "с актом
ознакомлен", направить второй экземпляр акта в Росрегистрацию
(территориальный орган) заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении или передать иным способом,
свидетельствующим о дате его передачи в Росрегистрацию
(территориальный орган).
30. В случае, если руководитель некоммерческой организации
(иное уполномоченное лицо) отказался от подписания акта либо не
направил его в Росрегистрацию (территориальный орган) в срок,
предусмотренный в пункте 29 настоящего Порядка, проверяющим
(председателем комиссии, если проверка проводилась комиссией) в
третьем экземпляре акта производится соответствующая запись.
31. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте
проверки, руководитель некоммерческой организации (иное
уполномоченное лицо некоммерческой организации) вправе приложить к
нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным
положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие
обоснованность возражений.
32. Должностное лицо Росрегистрации (территориального органа),
назначившее проверку, рассматривает акт проверки, а также документы
и материалы, представленные некоммерческой организацией в
соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка, и принимает решение,
указанное в пункте 33 настоящего Порядка, в срок, не превышающий 30
дней с даты получения от некоммерческой организации экземпляра
акта.
В случае невозвращения в Росрегистрацию (территориальный
орган) некоммерческой организацией акта проверки либо нарушения
срока его направления, указанного в пункте 29 настоящего Порядка,
рассмотрение акта проверки и принятие решения осуществляются в
срок, не превышающий 45 дней с даты вручения (передачи) акта
некоммерческой организации.
33. По результатам проверки могут быть приняты решения о:
вынесении письменного предупреждения;
возбуждении дела об административном правонарушении и
рассмотрении материалов в рамках производства по делам об
административных правонарушениях (в случаях и порядке,
установленных законодательством Российской Федерации);
передаче материалов по подведомственности, в том числе для
решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по
делам об административных правонарушениях или уголовных
преступлениях;
приостановлении деятельности (в случаях и порядке,
установленных законодательством Российской Федерации);
предъявлении в суд искового заявления о ликвидации
некоммерческой организации (в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации).
Принятые по итогам проверки решения оформляются в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
О принятом решении уведомляется некоммерческая организация.
34. Все полученные при проведении проверки материалы (за
исключением подлинников документов, которые должны быть возвращены
некоммерческой организации) формируются в отдельное дело проверки и
подлежат хранению в Росрегистрации (территориальном органе) в
установленном порядке.
V. Заключительные положения
35. Проверка обособленного подразделения некоммерческой
организации, структурного подразделения общественного объединения
организуется и проводится в соответствии с настоящим Порядком.
При этом копии уведомления о проведении проверки, распоряжения
о проведении выездной проверки, акта проверки обособленного
подразделения некоммерческой организации (структурного
подразделения общественного объединения), а также уведомления о
принятом Росрегистрацией (территориальным органом) решении по
итогам проверки направляются также некоммерческой организации
(общественному объединению).
36. Порядок взаимного информирования территориальными органами
и Росрегистрацией о ходе и результатах проверок всероссийских и
международных общественных объединений и их структурных
подразделений, обмена информацией между территориальными органами о
результатах проверок межрегиональных общественных объединений и их
структурных подразделений, а также некоммерческих организаций и их
обособленных подразделений определяется Росрегистрацией.
_____________