П Р И К А З
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 3 августа 2006 г. N 228
О мерах, направленных на повышение эффективности работы,
связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого
строительства жилья
Зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2006 г.
Регистрационный N 8191
В настоящее время вопросы, связанные с комплексным решением
проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, а
также безопасные и комфортные условия проживания в нем, определены
в качестве приоритетных направлений государственной политики в
жилищном секторе экономики.
В этой связи соответствующая деятельность Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
и ее территориальных органов, связанная с практическим применением
комплекса ограничительных, предупредительных и профилактических
мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав граждан
и ущемление их законных интересов в сфере жилищного строительства,
рассматривается Роспотребнадзором как один из важнейших элементов
государственных гарантий жилищных прав граждан Российской
Федерации.
Между тем работа большинства территориальных органов в
указанном направлении все еще не носит системный характер и явно не
соответствует той социальной значимости проблем, которые имеют
место быть в данной области.
Об этом в первую очередь свидетельствует информация,
представленная самими управлениями, а также их низкая
исполнительская дисциплина в целом.
Так, с нарушением установленного срока, т. е. уже после
15.07.2006, соответствующие сведения представили территориальные
органы Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Республике
Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми,
Республике Чувашия, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия,
Республике Северная Осетия - Алания, по Приморскому краю,
Белгородской, Брянской, Волгоградской, Магаданской, Самарской,
Псковской, Свердловской и Томской областям, по Усть-Ордынскому
Бурятскому, Ямало-Ненецкому, Ненецкому, Ханты-Мансийскому и
Эвенкийскому автономным округам.
При этом лишь отдельные управления Роспотребнадзора (по
Республике Марий Эл, Ямало-Ненецкому автономному округу,
Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Свердловской
областям) представили целостную информацию, позволяющую судить об
инициативном характере работы, связанной с обеспечением защиты прав
потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений.
В результате по сведениям территориальных органов
Роспотребнадзора в 2005 году и первом полугодии 2006 года в целом
по Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов,
осуществляющих соответствующее привлечение денежных средств граждан
на строительство квартир в многоквартирных жилых домах, было
проведено 196 мероприятий по контролю. Однако при этом во многих
субъектах Российской Федерации, включая города Москву и
Санкт-Петербург, Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия,
Калмыкия, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия, Алтайский,
Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Архангельскую,
Астраханскую, Владимирскую, Ивановскую, Иркутскую, Калининградскую,
Камчатскую, Костромскую, Курскую, Новгородскую, Орловскую, Омскую,
Псковскую, Саратовскую, Сахалинскую, Смоленскую, Томскую,
Ульяновскую и Ярославскую области, а также в отдельных автономных
округах подобные мероприятия вообще не проводились.
По результатам проверок территориальными органами
Роспотребнадзора было возбуждено лишь 86 дел об административных
правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч. 1, 2 ст. 14.8,
ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717;
N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34,
ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13,
ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104,
3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17,
ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31,
ст. 3452), при этом только в 21 случае в качестве субъектов
административной ответственности в виде штрафа выступали
юридические лица (согласно информации, представленной управлениями
Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, по Краснодарскому
краю, Калужской, Воронежской, Липецкой, Московской и Свердловской
областям).
За тот же период времени в территориальные органы
Роспотребнадзора по различным аспектам защиты прав граждан в сфере
долевого строительства жилья поступило 402 обращения, но только в
41 случае заявителям в рамках процессуальных требований
гражданского судопроизводства была оказана практическая помощь,
связанная с подготовкой и предъявлением соответствующего иска в суд
(управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Республике
Бурятия, Республике Коми, Ямало-Ненецкому автономному округу,
Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской, Нижегородской,
Оренбургской, Орловской, Пензенской, Смоленской, Тюменской и
Кировской областям). Лишь в 28 случаях территориальные органы
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (по Республике Башкортостан, Ямало-Ненецкому
автономному округу, Амурской, Волгоградской, Вологодской,
Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской и
Калининградской областям) вступали в судебные процессы для дачи
заключения по делу в целях защиты прав потребителей, что
свидетельствует о явно недостаточном использовании с их стороны
соответствующих полномочий, закрепленных статьей 47 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532). При
этом отмечается отсутствие наработанной практики судебной защиты
потребителей в тех регионах, где нарушение прав граждан в сфере
жилищного строительства носит наиболее массовый и систематический
характер (г. Москва, Московская область).
Все это наряду с неоднозначной в целом судебной практикой
разрешения споров в рассматриваемой области, основанной в первую
очередь на различных подходах к определению правовой природы
соответствующих отношений с точки зрения предмета договора,
значительно подрывает веру населения в саму возможность добиться
действенной и эффективной защиты своих нарушенных прав за счет
практической реализации законодательства о защите прав
потребителей, государственный контроль и надзор за соблюдением
которого возложен на Федеральную службу, что объективно требует
принятия со стороны Роспотребнадзора действенных мер, направленных
на достижение качественно нового уровня соответствующей работы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 9.7 Положения о
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337),
приказываю:
1. Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской
Федерации, руководствуясь Положениями, закрепленными п. 9 ст. 4 и
п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от
18.07.2006 N 111-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287), активизировать
в пределах компетенции работу по применению предусмотренных
законодательством Российской Федерации мер ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, направленных на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав потребителей
в сфере строительства многоквартирных домов, в связи с чем:
1.1. Во втором полугодии 2006 года провести анализ договоров,
заключенных организациями-застройщиками и (или) иными
хозяйствующими субъектами с гражданами, предметом которых является
строительство для них с последующей передачей в собственность жилых
помещений, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, на предмет выявления в этих договорах условий,
ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами,
установленными действующим законодательством, с последующим
привлечением виновных лиц к административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
1.2. Повысить эффективность работы, связанной с судебной
защитой прав потребителей, за счет более действенной реализации
соответствующих функций в рамках полномочий, закрепленных за
государственными органами статьями 46 и 47 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
1.3. Обеспечить, принимая во внимание соответствующие
положения п. 17 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006
N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в
долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации", необходимое
взаимодействие по вопросам защиты прав потребителей с
контролирующими органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный
контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных
домов.
1.4. Представить по итогам работы за 2006 год в срок до
20 января 2007 года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" для последующего обобщения документированную
информацию (на электронном и бумажном носителе (согласно
приложению), характеризующую результаты проделанной работы в
указанной области (с приложением (при наличии) копий направленных в
суд заключений по делам и принятых судебных постановлений).
2. Управлению защиты прав потребителей обеспечить необходимое
информационно-методическое сопровождение деятельности
территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации по реализации ими функций, связанных с защитой прав
потребителей в досудебном, административном и судебном порядке.
3. Территориальным органам Роспотребнадзора по г. Москве и
Московской области в месячный срок по согласованию с органами
государственной исполнительной власти г. Москвы и Московской
области определить приоритетные направления работы, связанной с
обеспечением защиты прав граждан в сфере долевого строительства
жилья, после чего предоставлять в Роспотребнадзор информацию,
предусмотренную п. 1.3 настоящего приказа, до 10 числа каждого
месяца.
4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" обобщить
информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего приказа, и
представить ее в Роспотребнадзор в срок до 10 февраля 2007 г.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко
Руководитель Г.Г.Онищенко
_____________
Приложение
Деятельность Территориального управления Роспотребнадзора
по контролю за соблюдением законодательства о защите прав
потребителей в сфере долевого строительства жилья
+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| Количество |Коли-|Всего |в том числе:|Всего|Воз- |Выне- |Число |Общая |Общая |Обжа- |Отме- |По- |Нап- |Удо- |Устра-|
| обращений, |чест-|прове-+------------|выяв-|буж- |сено |выдан-|сумма |сумма |ловано|нено |дано |рав- |влет-|нено |
| находившихся |во |дено |плано-|вне- |лено |дено |поста-|ных |нало- |взыс- |в су- |поста-|иско-|лено |во- |нару- |
| в работе |кон- |меро- |вые |пла- |нару-|дел |новле-|пред- |женных|канных|дах |нов- |вых |в суд |рено |шений |
|в отчетном периоде|суль-|прия- | |новые|шений|об |ний о |став- |штра- |(упла-|поста-|лений |заяв-|заклю-|иско-|в сфе-|
|(без учета устных)|таций|тий | | | |адми-|прив- |ле- |фов |чен- |новле-|о |ле- |чений |вых |ре |
+------------------|на |по | | | |нист-|лече- |ний |(руб.)|ных) |ний о |прив- |ний в|по де-|заяв-|защиты|
| | из них: |уст- |конт- | | | |ра- |нии к | | |штра- |прив- |лече- |за- |лам в |ле- |прав |
| +------------|ные |ролю | | | |тив- |адми- | | |фов |лече- |нии к |щиту |целях |ний в|потре-|
|Всего|заре- |заре-|обра-| | | | |ных |нист- | | |(руб.)|нии к |адми- |неоп-|защиты|за- |бите- |
| |гист- |гист-|щения| | | | |пра- |ра- | | | |адми- |нист- |реде-|прав |щиту |лей |
| |риро- |риро-| | | | | |вона-|тив- | | | |нист- |ра- |лен- |потре-|неоп-|(из |
| |ван- |ван- | | | | | |руше-|ной | | | |ра- |тив- |ного |бите- |реде-|графы |
| |ных в |ных в| | | | | |ниях |ответ-| | | |тив- |ной |круга|лей |лен- |8) |
| |преды-|от- | | | | | | |ствен-| | | |ной |ответ-|лиц | |ного | |
| |дущих |чет- | | | | | | |ности | | | |ответ-|ствен-| | |круга| |
| |пери- |ном | | | | | | | | | | |ствен-|ности | | |лиц | |
| |одах |пери-| | | | | | | | | | |ности | | | | | |
| | |оде | | | | | | | | | | | | | | | | |
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+-----+------+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+------+------+------+------+------+------+-----+------+-----+------|
+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
_____________