ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 18 декабря 2006 г. N 1760-р
г. Москва
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации
от 12.03.2008 г. N 301-р; от 28.02.2009 г. N 251-р;
от 16.07.2009 г. N 997-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной молодежной
политики в Российской Федерации (далее - Стратегия).
2. Установить, что Минспорттуризм России разрабатывает с
участием молодежных общественных объединений комплекс мероприятий
по реализации Стратегии и обеспечивает контроль их исполнения. (В
редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 28.02.2009 г. N 251-р)
3. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
учитывать положения Стратегии при принятии мер по реализации
государственной молодежной политики.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2006 г.
N 1760-р
С Т Р А Т Е Г И Я
государственной молодежной политики в Российской Федерации
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации
от 12.03.2008 г. N 301-р; от 28.02.2009 г. N 251-р;
от 16.07.2009 г. N 997-р)
I. Основные положения и цель Стратегии
Стратегия государственной молодежной политики (далее -
Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет
совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь,
включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации
приоритетных национальных проектов.
II. Предпосылки принятия Стратегии
Государственная молодежная политика является системой
формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и
возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации
молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и,
следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие
страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление
национальной безопасности.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется
органами государственной власти и местного самоуправления при
участии молодежных и детских общественных объединений,
неправительственных организаций и иных юридических и физических
лиц.
Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан
Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на
молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на
молодые семьи.
В связи со стремительным старением населения и
неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние
10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом
России, их трудовая деятельность - источником средств для
социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее
уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп
продвижения России по пути демократических преобразований. Именно
молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим
манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований
показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального
уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента
молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только
2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности
общественных организаций.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов
молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности,
развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и
межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов
молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение или
неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили
бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных
групп.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых
людей в возрасте 15-24 лет (6,4 процента).
Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые
проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3
миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и
увеличению количества неполных семей.
Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед
молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на
модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства,
проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм
найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в
Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам
остаются недоступными для молодых людей.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем
уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья,
который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно
молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то
же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости
минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем,
связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое
экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также
проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по
выработке нового стратегического подхода к государственной
молодежной политике.
III. Цель и принципы реализации Стратегии
Целью государственной молодежной политики является развитие и
реализация потенциала молодежи в интересах России.
Государственная молодежная политика разрабатывается и
реализуется в Российской Федерации с учетом
социально-экономического развития страны на основе следующих
принципов:
выделение приоритетных направлений;
учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных
направлений государственной молодежной политики;
взаимодействие государства, институтов гражданского общества и
представителей бизнеса;
информационная открытость;
независимость оценки результатов Стратегии.
Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве
системообразующих государственной молодежной политики в России.
Проекты, разработанные для реализации приоритетных
направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют
возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо
от пола, национальности, профессии, места жительства и социального
статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые
более всего соответствуют ее интересам.
IV. Приоритетные направления государственной
молодежной политики
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную
ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие
направления, работа по которым обеспечит создание условий для
успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а
также возможности для самостоятельного и эффективного решения
молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет
способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого
поколения и развитию страны в целом.
Учитывая тенденции социально-экономического и
общественно-политического развития России на среднесрочную
перспективу, государственная молодежная политика в Российской
Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:
совершенствование государственной политики в сфере
духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи,
защиты их нравственности; (Дополнен - Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 997-р)
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование
о потенциальных возможностях развития;
развитие созидательной активности молодежи;
интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в жизнь общества.
Государственная молодежная политика призвана объединить
государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает
межведомственный характер взаимодействия в целях:
системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития
навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны,
информирования всех молодых людей о возможностях их развития в
России и в мировом сообществе, а также культуры применения
созданных в стране возможностей личностного и общественного
развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой
потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее
достижений в социально-экономической, общественно-политической,
творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям
проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное
признание в России;
вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые
испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов,
выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с
отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и
катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а
также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном
положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей,
зависимых от употребления психоактивных веществ.
Такая система приоритетных направлений государственной
молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей,
приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность
страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия
ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Для реализации приоритетного направления, включающего
совершенствование государственной политики в сфере
духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи,
защиты их нравственности, предусмотрен проект "Гражданин России".
Основной целью проекта "Гражданин России" является развитие
системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического
воспитания детей и молодежи.
К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:
популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в
молодежной среде;
совершенствование системы гражданского воспитания в молодежной
среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и
ценностей с учетом современных условий и потребностей российского
общества;
совершенствование системы патриотического воспитания.
Реализация проекта направлена на формирование таких качеств
молодых россиян, как гражданственность и патриотизм, толерантность
и уважение к представителям другой культуры, гармоничное и духовное
развитие, высоконравственное поведение.
Основными видами работы по реализации указанного направления
являются:
разработка и реализация программ и проектов, направленных на
приобщение молодежи к отечественной культуре, историческому
наследию народов России, формирование прочных духовных и
нравственных начал личности, а также межличностных отношений;
развитие системы гражданского и патриотического воспитания
молодых людей (пропаганда государственных символов России, защита
прав и свобод молодых граждан, формирование культуры мира).
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет и
направлен на совершенствование государственной политики в сфере
духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи,
защиты их нравственности.
(Текст дополнен - Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 16.07.2009 г. N 997-р)
Для реализации приоритетного направления, включающего
вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о
потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены
следующие проекты:
"Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд";
"Доброволец России";
"Карьера";
"Молодая семья России".
Основными целями проекта "Российская молодежная информационная
сеть "Новый взгляд" являются:
вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения,
распространения и популяризации актуальной информации и ценностей,
необходимых для эффективной жизни в российском обществе;
развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной
для жизни молодежи, в молодежные аудитории;
развитие положительного отношения молодежи к позитивным
ценностям российского общества;
формирование и продвижение образа успешного молодого
россиянина.
Указанный проект адресован молодым гражданам Российской
Федерации, их родителям и сотрудникам учреждений, работающим с
молодежью.
Основными видами работ в рамках данного проекта являются:
развитие системы информирования и программ социального
просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе
(здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера,
общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь
молодежи в других странах и др.);
развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;
развитие молодежных информационных проектов и программ;
популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд,
семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение
Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и
ответственность) средствами социальной рекламы;
разработка и распространение информационных ресурсов и
социальной рекламы силами молодых граждан;
разработка специальных проектов, предоставляющих равные
возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в
поиске, применении и распространении актуальной информации;
участие в международных информационных молодежных проектах,
направленных на взаимное проникновение ценностей российской и
мировой культуры.
Основными целями проекта "Доброволец России" являются:
мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению
действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в
помощи и поддержке;
формирование механизмов вовлечения молодых людей в
многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение
качества жизни молодых россиян;
развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на
организацию добровольческого труда молодежи.
Основными видами работы по реализации указанного направления
являются:
развитие и поддержка общественных организаций и молодежных
объединений;
формирование информационных банков данных о потребностях и
возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах
России и за рубежом;
привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах
России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма
и досуга молодежи.
Указанный проект адресован каждому молодому человеку в
возрасте от 14 до 25 лет, живущему в Российской Федерации.
В результате этой работы формируется открытая и доступная для
молодых людей система поддержки инициатив молодежи, направленных на
решение задач улучшения качества жизни в России. Кроме того,
молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою
востребованность в обществе.
Основными целями проекта "Карьера" являются:
самоопределение молодежи на рынке труда;
развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и
экономическую деятельность, направленную на решение вопросов
самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные
мероприятия, направленные:
на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений,
студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости
молодежи;
на внедрение форм и технологий профессионального и
социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в
планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке
труда;
на внедрение эффективных программ развития социальной
компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке
труда;
на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении
вопросов трудоустройства молодых людей;
на создание условий для максимально гибкого включения молодого
человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его
законных прав и интересов;
на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в
социально-экономической сфере, сфере технологий и
научно-промышленных разработок.
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет,
участникам рынка труда.
По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой
человек в соответствии с российским законодательством, аудитория
этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:
от 14 до 18 лет - несовершеннолетние участники, выполняющие
временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
от 18 до 30 лет - совершеннолетние участники, в основном
обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а
также участники, частично занятые во время учебы;
молодые люди, получившие профессиональное образование и
осуществляющие поиск 1-го рабочего места.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказание
содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых
людей к труду и решению задач самообеспечения.
В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия,
направленные на построение эффективных самостоятельных
взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития
творческой активности молодежи и ее ответственности за свое
будущее.
Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и
механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов
трудоустройства молодежи.
Основными целями проекта "Молодая семья России" являются:
укрепление института молодой семьи;
увеличение количества благополучных семей в России;
пропаганда ответственного родительства.
К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:
пропаганда семейных ценностей среди молодежи;
формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе
создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;
подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, к созданию благополучной семьи;
содействие в обеспечении жильем молодых семей.
Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым
семьям.
В целях реализации этого проекта планируется проведение и
широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий,
демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для
молодых людей, а также создание условий для стимулирования
частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних
детей.
Для реализации приоритетного направления, включающего развитие
созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты "Команда"
и "Успех в твоих руках".
Основными целями проекта "Команда" являются:
обеспечение участия молодежи в процессе коллективного
управления общественной жизнедеятельностью и в процессе
самоуправления - собственной жизнедеятельностью;
развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального
и коллективного управления общественной жизнью;
вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.
К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся:
распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в
управлении общественной жизнью;
развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи;
привлечение молодежи к участию в общественной и
общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в
деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни
общества;
привлечение молодых людей к работе в исполнительных и
представительных органах власти;
привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой,
исследовательской деятельности;
популяризация идей участия молодежи в общественной и
общественно-политической жизни;
привлечение молодежи к участию в выборах законодательных
органов власти;
поддержка молодежных общественных организаций и объединений;
включение молодых людей в международные проекты по подготовке
лидеров молодежных общественных объединений и работу международных
молодежных органов.
Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до
25 лет.
Основной целью проекта "Успех в твоих руках" является
выявление и продвижение талантливой молодежи и использование
продуктов ее инновационной деятельности.
Для достижения этой цели планируется осуществить:
поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи;
развитие молодежного предпринимательства и деловой активности
молодежи;
поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем,
имеющих значение для развития страны;
привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные
объединения;
внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр,
конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам
молодежи;
вовлечение российской молодежи в инновационные международные
проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий;
популяризацию и пропаганду успехов российской молодежи в
мировом сообществе.
Указанный проект рассматривает в качестве адресата всех
молодых граждан Российской Федерации, обладающих мотивацией к
деятельности в общественно-политической, социально-экономической и
социокультурной жизни.
Для реализации приоритетного направления, включающего
интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
в жизнь общества, предусмотрен проект "Шаг навстречу".
Основными целями проекта "Шаг навстречу" являются:
оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации, в интеграции в общество;
вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную
жизнь общества;
развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности
и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основными видами работ по реализации указанного направления
являются следующие:
выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи,
оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной
помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
распространение для молодых людей, испытывающих трудности в
интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной
жизни;
поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение
молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в
общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и
улучшение их положения в обществе.
Указанный проект адресован молодым людям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации, участниками же должна стать российская
молодежь в возрасте до 30 лет.
V. Механизм реализации Стратегии
Для достижения целей настоящей Стратегии требуется внедрение
механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих
высокую результативность и оперативность в управлении процессами,
проистекающими в молодежной среде.
В этой связи приоритетными направлениями настоящей Стратегии
предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и
региональном уровнях. В рамках проектов на федеральном уровне
поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны,
в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские
молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне будут
созданы условия для решения задач, определяемых настоящей
Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического
развития Российской Федерации.
Для каждого проекта Министерством спорта, туризма и молодежной
политики Российской Федерации с участием уполномоченных органов по
работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается
технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели
соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные
федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов
государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены
научные и молодежные общественные организации. (В редакции
распоряжений Правительства Российской Федерации
от 12.03.2008 г. N 301-р; от 28.02.2009 г. N 251-р)
Для привлечения исполнителей приоритетного направления, прежде
всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью
субъектов Российской Федерации и общественных организаций,
работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы. Предметом
конкурсного отбора станут проекты и мероприятия, направленные на
решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и
соответствующими приоритетными направлениями. К организации и
проведению конкурсного отбора будут привлечены ведущие эксперты из
числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих
большой опыт работы в области молодежной политики.
Информация о поддержанных проектах, об организациях
победителях, ожидаемых результатах и о сроках их реализации будет
доведена до сведения широкой общественности, в том числе в рамках
работы создаваемой российской информационной молодежной сети.
На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений
Стратегии отвечает Федеральное агентство по делам молодежи во
взаимодействии с институтами гражданского общества и научной
общественностью. На региональном уровне - уполномоченный орган по
работе с молодежью субъекта Российской Федерации. (В редакции
распоряжений Правительства Российской Федерации
от 12.03.2008 г. N 301-р; от 28.02.2009 г. N 251-р)
VI. Условия, необходимые для реализации Стратегии
Для достижения целей и решения задач, определяемых Стратегией,
требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых
условий.
В соответствии с положениями настоящей Стратегии необходимо
внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты,
направленные на совершенствование механизмов взаимодействия
федеральных органов государственной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в реализации приоритетных направлений
государственной молодежной политики, на создание условий для
поддержки деятельности молодежных общественных объединений, а также
на создание условий для молодежи, находящейся в трудной жизненной
ситуации, и молодых семей.
Для реализации Стратегии необходимо формирование кадрового
потенциала государственной молодежной политики и негосударственных
организаций, что предполагает:
уточнение государственных образовательных стандартов по
перечню специальностей, представленных в системе органов и
организаций, реализующих государственную молодежную политику;
пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам,
работающим в сфере государственной молодежной политики;
совершенствование системы подготовки кадров в сфере
государственной молодежной политики в рамках проведения единой
государственной политики в области образования на базе действующей
сети образовательных учреждений.
В целях обеспечения эффективной реализации мер государственной
молодежной политики необходимо установить систему критериев и
показателей оценки ее результативности, которая должна показывать
взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и
изменениями в положении молодежи. Разработка такой системы
потребует модернизацию государственной статистики в области
государственной молодежной политики, в частности разработку и
пересмотр сложившихся требований и параметров информации,
характеризующей положение молодежи в основных сферах
социально-экономической жизни России.
Мероприятия по реализации Стратегии будут осуществляться из
следующих основных источников:
федеральный бюджет;
бюджет субъекта Российской Федерации;
внебюджетные средства.
Финансирование мероприятий по реализации Стратегии
осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию
государственной молодежной политики федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе путем
предоставления в установленном порядке субсидий субъектам
Российской Федерации и организациям любых организационно-правовых
форм.
VII. Результаты реализации государственной молодежной политики
и оценка ее эффективности
Главным результатом реализации Стратегии должны стать
улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие,
увеличение вклада молодых людей в развитие страны.
К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся
повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов
молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами
взрослого населения.
Результатом вклада молодежи в социально-экономическое,
общественно-политическое и социокультурное развитие страны
являются:
повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже
среднего профессионального);
сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень
доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений среди молодежи;
повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной
активности молодежи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в
жизни общества;
увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов
власти всех уровней.
В числе первоочередных мер по реализации Стратегии
рассматривается разработка российской системы оценки эффективности
государственной молодежной политики и положения молодежи в России,
число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет
уточнено в результате ее формирования. В качестве основного
критерия оценки эффективности государственной молодежной политики
будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение
положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее
общественной и социально-экономической активности.
Поскольку Стратегия носит комплексный характер, предполагается
разработка системы измерителей, позволяющих сопоставить
качественное улучшение положения молодежи с общими показателями
развития ситуации в стране.
Источником исходной информации станут данные мониторингов
положения молодежи в России, качественных оценок роли и места
государственной молодежной политики в улучшении этого положения,
предоставляемых всеми ее адресатами и участниками.
Формируемая система измерения и измерителей обеспечит
возможность осуществления оперативного анализа мер Стратегии,
прогнозирования положения молодежи и выявления актуальных задач
государственной молодежной политики на краткосрочную и
среднесрочную перспективу.
Помимо этого будут внесены коррективы и изменения в систему
сбора данных государственного статистического наблюдения в части,
отражающей актуальные задачи и приоритеты государственной
молодежной политики, обоснованные настоящей Стратегией.
VIII. Заключительные положения
В условиях модернизации общества и растущих требований к
человеческому капиталу государственная молодежная политика должна
стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от
всех участников процесса социального становления молодежи
разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных
на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и
общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба
могут быть решены только посредством применения проектного подхода,
формирования системы российских молодежных проектов, основанных на
приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в
молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для
самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив,
отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста
благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
____________