П Р И К А З
Федеральной службы по финансовым рынкам
от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н
Об утверждении Положения о проведении проверок
организаций, осуществление контроля и надзора за которыми
возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам
Зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2007 г.
Регистрационный N 10761
(В редакции Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам
Российской Федерации от 20.01.2009 г. N 09-2/пз-н)
В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от
22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998,
N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424; 2002,
N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11,
ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17,
ст. 1780; N 31, ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 45; N 22,
ст. 2563; N 18, ст. 2117) и пунктом 5.3.6 Положения о Федеральной
службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2780; 2005,
N 33, ст. 3429; 2006, N 13, ст. 1406; N 52, ст. 5587; 2007, N 12,
ст. 1417), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении проверок
организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено
на Федеральную службу по финансовым рынкам.
2. Признать утратившим силу приказ ФСФР России от 13.09.2007
N 07-94/пз-н "Об утверждении Порядка проведения проверок
организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено
на Федеральную службу по финансовым рынкам" (зарегистрирован
Минюстом России 10.10.2007, регистрационный N 10300) с даты
вступления в силу настоящего приказа.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2008 г.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Руководитель В.Д.Миловидов
_____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении проверок организаций, осуществление контроля
и надзора за которыми возложено на Федеральную службу
по финансовым рынкам
(В редакции Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам
Российской Федерации от 20.01.2009 г. N 09-2/пз-н)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к проведению
проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов
отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных
накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному
обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и
профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов,
управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев
ипотечного покрытия, профессиональных участников рынка ценных
бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных
лицензируемых Федеральной службой по финансовым рынкам (далее -
ФСФР России) организаций, бюро кредитных историй и жилищных
накопительных кооперативов, их саморегулируемых организаций
(далее - организации), осуществление контроля и надзора за которыми
возложено на ФСФР России, а также определяет права и обязанности
инспекторов ФСФР России, территориальных органов ФСФР России
(далее - РО ФСФР России), уполномоченных работников федеральных
органов исполнительной власти, уполномоченных работников
саморегулируемых организаций и проверяемых организаций при
проведении проверок.
1.2. Порядок проведения проверок установлен Административным
регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам
государственной функции контроля и надзора, утвержденным приказом
ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (зарегистрирован Минюстом
России 14.12.2007, регистрационный N 10706).
Проверки организаций проводятся работниками ФСФР России и РО
ФСФР России самостоятельно, а также совместно с уполномоченными
работниками федеральных органов исполнительной власти (далее -
инспекторы).
К проведению плановых выездных проверок организаций,
являющихся членами саморегулируемых организаций профессиональных
участников рынка ценных бумаг или саморегулируемых организаций
управляющих компаний (далее - саморегулируемые организации),
привлекаются уполномоченные работники соответствующих
саморегулируемых организаций.
1.3. ФСФР России (РО ФСФР России) проводит выездные и
камеральные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми и
внеплановыми, а также совместными.
1.3.1. Под плановой выездной проверкой понимается проверка
деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту
нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в
план выездных проверок ФСФР России.
1.3.2. Выездная проверка организации, не включенная в план
выездных проверок ФСФР России, является внеплановой.
Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов
по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и
назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении
выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о
защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг,
в случае поступления информации от органов государственной власти о
наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов,
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и
надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России, и в
случае получения от физических и/или юридических лиц информации,
подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков
нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений
федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации.
Внеплановая выездная проверка эмитента в виде наблюдения на
общем собрании акционеров (далее - наблюдение) проводится по месту
проведения общего собрания акционеров и назначается для проверки
исполнения эмитентом требований законодательства об акционерных
обществах при подготовке, созыве и проведении общего собрания
акционеров, законодательства о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг или в случае поступления в ФСФР
России (РО ФСФР России) жалоб, обращений, заявлений или иной
информации, содержащей сведения о возможном нарушении
законодательства Российской Федерации и/или прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг при подготовке и
проведении общего собрания акционеров эмитента.
1.3.3. Совместная выездная проверка предусматривает включение
в состав группы инспекторов по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти уполномоченных ими работников.
1.3.4. Камеральная проверка проводится инспектором
(инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России)
посредством изучения имеющихся и представленных организацией и
другими лицами или государственными органами документов и сведений.
Камеральная проверка может назначаться при получении сведений
о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за
соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР
России).
1.3.5. Отдельные надзорные мероприятия ФСФР России, а именно
проверка сведений, изложенных в поступающих в ФСФР России жалобах и
обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении
организацией законодательства Российской Федерации, в том числе
нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в
сфере ее деятельности, проводятся без назначения камеральной
проверки путем затребования у этой организации (и/или у иных
поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью
проверяемой организации) необходимых объяснений, информации и
документов, относящихся к деятельности проверяемой организации.
1.4. В случае возникновения при проведении проверки
необходимости получения информации о деятельности организации,
связанной с иными поднадзорными ФСФР России организациями, ФСФР
России (РО ФСФР России) могут быть запрошены у этих организаций
документы, относящиеся к деятельности проверяемой организации.
1.5. В случае выявления при проведении проверки нарушений
организацией законодательства Российской Федерации, в том числе
нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не
относится к компетенции ФСФР России, материалы, полученные при
проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты
выявления таких нарушений направляются в соответствующий надзорный
орган.
2. Права и обязанности руководителя группы инспекторов,
инспекторов, уполномоченных работников саморегулируемых
организаций, уполномоченного лица организации при
проведении проверки
2.1. Руководитель группы инспекторов в соответствии с приказом
ФСФР России (РО ФСФР России) о проведении выездной проверки:
осуществляет руководство инспекторами, а также координацию
деятельности уполномоченных работников саморегулируемых организаций
при проведении проверки;
организует подготовку инспекторов к проверке;
распределяет обязанности между инспекторами;
устанавливает порядок работы инспекторов;
дает инспекторам указания, обязательные для исполнения;
взаимодействует с должностными лицами проверяемой организации.
2.2. Инспекторы, а также уполномоченные работники
саморегулируемых организаций обязаны сообщить руководителю,
заместителю руководителя ФСФР России (РО ФСФР России) в
соответствии с распределением обязанностей о личной
заинтересованности при исполнении обязанностей инспектора или при
участии уполномоченного работника саморегулируемой организации при
проведении проверки, которая может привести к конфликту интересов.
2.3. Руководитель группы инспекторов обязан:
2.3.1. ознакомить уполномоченное лицо организации с его
правами и обязанностями при проведении проверки;
2.3.2. выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся
предмета проверки;
2.3.3. обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов
документов, а также их рассмотрение на территории организации;
2.3.4. обеспечить соблюдение инспекторами установленного
режима работы и условий функционирования организации;
2.3.5. обеспечить охрану конфиденциальности ставших известными
инспекторам сведений, связанных с деятельностью организации,
составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну
или тайну связи.
2.4. Инспектор вправе:
2.4.1. при предъявлении служебного удостоверения находиться на
территории, в административных зданиях и служебных помещениях
организации;
2.4.2. вносить, выносить и пользоваться собственными
организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
2.4.3. требовать и получать все необходимые для достижения
целей проверки документы (справки, письменные объяснения и другие);
2.4.4. требовать и получать копии документов в бумажном и/или
электронном виде и после надлежащего их оформления приобщать к
материалам проверки (письменные копии документов на бумажных
носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны
уполномоченным лицом и скреплены печатью организации);
2.4.5. требовать и получать доступ к информационным ресурсам
автоматизированных систем, используемых в деятельности организации,
в режиме "только для чтения", документации на используемые
автоматизированные системы, а также письменные или устные
разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением,
стандартизацией и эксплуатацией;
2.4.6. требовать и получать устные разъяснения по существу
проверяемых вопросов.
2.5. Уполномоченные работники саморегулируемых организаций
вправе:
2.5.1. совместно с инспекторами находиться на территории, в
административных зданиях и служебных помещениях организации;
2.5.2. вносить, выносить и пользоваться собственными
организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами,
калькуляторами, телефонами;
2.5.3. рекомендовать инспекторам истребовать необходимые для
достижения целей проверки документы (в том числе справки,
письменные объяснения и другие) и их копии, а также устные
разъяснения по существу проверяемых вопросов;
2.5.4. получать от инспекторов копии документов (в бумажном
и/или электронном виде);
2.5.5. получать доступ к информационным ресурсам
автоматизированных систем, используемых в деятельности организации,
в режиме "только для чтения", документации на используемые
автоматизированные системы;
2.5.6. изучать полученные в ходе проведения проверки
документы;
2.5.7. давать инспекторам устные и письменные разъяснения
и/или заключения по существу проверяемых вопросов.
2.6. Уполномоченные работники саморегулируемых организаций
обязаны:
2.6.1. обеспечить охрану конфиденциальности ставших им
известными сведений, связанных с деятельностью организации,
составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну
или тайну связи;
2.6.2. обеспечить охрану конфиденциальности сведений,
связанных с профессиональной деятельностью организации, ставших им
известными в период подготовки к проверке и в ходе проведения
проверки.
2.7. При осуществлении наблюдения требования пунктов 2.1 - 2.4
настоящего Положения применяются к инспекторам с учетом следующих
особенностей:
2.7.1. Инспекторы осуществляют наблюдение за всеми этапами
проведения общего собрания акционеров, при этом инспекторы не
вправе влиять на ход его проведения, а также давать разъяснения по
вопросам, связанным с подготовкой, созывом и проведением общего
собрания акционеров.
2.7.2. Инспектор вправе:
присутствовать при проверке полномочий и регистрации лиц,
участвующих в общем собрании акционеров; определении кворума общего
собрания акционеров; голосовании по вопросам повестки дня общего
собрания акционеров, выносимым на голосование; подсчете голосов и
подведении итогов голосования на общем собрании акционеров;
требовать и получать документы, связанные с подготовкой,
созывом и проведением общего собрания акционеров, на котором
осуществляется наблюдение (справки, письменные объяснения и
другие);
требовать и получать копии документов, связанных с
подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров, на
котором осуществляется наблюдение (в том числе в электронном виде);
требовать и получать устные разъяснения по существу вопросов,
связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания
акционеров, на котором осуществляется наблюдение.
2.8. При проведении выездной проверки руководитель,
должностные лица или работники проверяемой организации,
ответственные за взаимодействие с инспекторами (далее -
уполномоченные лица организации), вправе:
2.8.1. знакомиться со своими правами и обязанностями,
установленными настоящим Положением;
2.8.2. обжаловать действия инспекторов руководителю ФСФР
России (РО ФСФР России);
2.8.3. знакомиться с актом выездной проверки, прилагать к нему
необходимые справки и письменные возражения.
2.9. Уполномоченные лица и работники организации, а также
работники иных организаций, в том числе осуществляющих охрану
организации на основе договорных отношений, не вправе:
2.9.1. проверять организационно-технические средства,
находящиеся в пользовании инспекторов и уполномоченных работников
саморегулируемых организаций, изымать и досматривать служебные и
иные документы, вещи или лишать возможности использовать их при
проведении проверки, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными
правовыми актами;
2.9.2. требовать от инспекторов и уполномоченных работников
саморегулируемых организаций давать какие-либо устные и/или
письменные обязательства и объяснения;
2.9.3. предъявлять инспекторам и уполномоченным работникам
саморегулируемых организаций иные требования, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными
правовыми актами и настоящим Положением.
2.10. При проведении выездной проверки уполномоченное лицо
организации обязано содействовать проведению проверки, а именно:
2.10.1. организовать по требованию руководителя группы
инспекторов встречу инспекторов с руководителем, главным
бухгалтером, контролером, руководителями основных подразделений
(лицами, исполняющими их обязанности) и иными работниками
организации;
2.10.2. предоставить инспекторам на срок проведения проверки,
при наличии возможности, отдельное изолированное служебное
помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное
необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением,
согласованным с руководителем группы инспекторов),
организационно-техническими средствами, в том числе средствами
связи;
2.10.3. предоставлять по письменному требованию инспектора в
установленный им срок необходимые документы, в том числе внутренние
документы организации, документы внутреннего учета, документы
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
2.10.4. предоставлять по письменному требованию инспектора в
установленный им срок справки и письменные объяснения, копии
документов (в том числе в электронном виде) в запрашиваемом формате
(при необходимости с приложением комплекса программного
обеспечения) для работы с указанными документами в режиме "только
для чтения", при этом письменные копии документов на бумажных
носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны
уполномоченным лицом и заверены печатью организации;
2.10.5. давать устные разъяснения по существу вопросов;
2.10.6. обеспечивать предоставление достоверной информации;
2.10.7. оказывать иное содействие инспекторам.
2.11. В случае, если по требованию инспектора документы (их
копии) не могут быть предоставлены в установленный им срок либо
отсутствуют, уполномоченное лицо организации должно до истечения
такого срока предоставить руководителю группы инспекторов
письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения
требования.
2.12. При осуществлении наблюдения требования пунктов
2.9 - 2.11 настоящего Положения применяются к уполномоченным лицам
эмитента, лицам, осуществляющим функции счетной комиссии на общем
собрании акционеров, а также лицам, созывающим внеочередное общее
собрание акционеров, обладающим в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации полномочиями, необходимыми
для созыва и проведения общего собрания акционеров.
2.13. При проведении выездной проверки обособленного
подразделения организации требования, установленные настоящим
Положением в отношении организации, применяются к обособленному
подразделению.
3. Результаты и решения по итогам проведения проверки
3.1. По результатам выездной проверки организации инспекторами
составляется акт выездной проверки.
3.2. По итогам наблюдения составляется отчет в одном
экземпляре о наблюдении на общем собрании акционеров эмитента
(далее - отчет).
3.3. По результатам камеральной проверки инспектором,
проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной
проверки.
3.4. ФСФР России (РО ФСФР России) по результатам рассмотрения
акта выездной проверки с учетом представленных организацией и
работником саморегулируемой организации, участвовавшим в проверке,
возражений и замечаний по акту выездной проверки (в случае наличия
таких возражений) или рассмотрения акта камеральной проверки
принимает решение в отношении организации.
По результатам проведенной проверки могут быть приняты
следующие решения:
- о направлении проверяемой организации предписания об
устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер,
направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей
деятельности;
- о направлении предписания о запрете или ограничении
проведения операций;
- о направлении предписания о приостановлении деятельности
жилищного накопительного кооператива;
- о приостановлении действия лицензии профессионального
участника рынка ценных бумаг, выданной проверяемой организации;
- об аннулировании лицензии проверяемой организации;
- об обращении в суд с заявлением о ликвидации жилищного
накопительного кооператива;
- об обращении в суд с заявлением об исключении бюро кредитных
историй из государственного реестра бюро кредитных историй.
(Пункт в редакции Приказа Федеральной службы по финансовым
рынкам Российской Федерации от 20.01.2009 г. N 09-2/пз-н)
_____________