ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 6 мая 2008 г. N 352
г. Москва
Об утверждении Положения о системе государственного
учета и контроля ядерных материалов
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 22.04.2009 г. N 351)
В соответствии с федеральными законами "Об использовании
атомной энергии" и "О Государственной корпорации по атомной
энергии "Росатом" и в целях совершенствования нормативного
правового обеспечения учета и контроля ядерных материалов
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о системе государственного учета и контроля ядерных
материалов;
перечень ядерных материалов и специальных неядерных
материалов, подлежащих государственному учету и контролю.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от
14 октября 1996 г. N 1205 "О Концепции системы государственного
учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4918);
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля
1998 г. N 746 "Об утверждении Правил организации системы
государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3559);
постановление Правительства Российской Федерации от
15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного
учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5145);
постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля
2004 г. N 59 "О внесении изменений в Положение о государственном
учете и контроле ядерных материалов, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7,
ст. 529);
пункты 24 и 74 изменений, которые вносятся в акты
Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Зубков
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 г.
N 352
П О Л О Ж Е Н И Е
о системе государственного учета и контроля ядерных материалов
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 22.04.2009 г. N 351)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации в области
обращения с ядерными материалами и специальными неядерными
материалами (далее - ядерные материалы) и определяет порядок
организации системы государственного учета и контроля ядерных
материалов и осуществления учета и контроля ядерных материалов,
обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо
от их организационно-правовой формы и формы собственности на
ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству,
использованию, переработке, хранению, транспортированию и
перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных
материалов, а также органами государственного управления
использованием атомной энергии и органами государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
2. Порядок учета и контроля ядерных материалов, используемых
при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации
ядерного оружия и ядерных установок военного назначения,
определяется иными нормативными правовыми актами.
3. Система государственного учета и контроля ядерных
материалов является элементом системы государственного управления
использованием атомной энергии и предназначена для выполнения
следующих задач:
а) обеспечение контроля за обращением ядерных материалов;
б) обеспечение сохранности, своевременного выявления и
предотвращения потерь, несанкционированного использования и
хищений ядерных материалов;
в) предоставление органам государственной власти Российской
Федерации, органам управления использованием атомной энергии,
органам государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии и другим заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти необходимой для
выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении
ядерных материалов, включая их перемещение через таможенную
границу Российской Федерации;
г) определение наличного количества ядерных материалов в
местах их нахождения;
д) обеспечение необходимых условий для применения гарантий
Международного агентства по атомной энергии, а также реализации
двусторонних договоренностей о контроле за ядерными материалами.
4. Система государственного учета и контроля ядерных
материалов включает в себя:
а) органы управления, обеспечивающие ее функционирование на
федеральном уровне и в организациях, осуществляющих обращение с
ядерными материалами;
б) нормативное правовое обеспечение деятельности по учету и
контролю ядерных материалов;
в) информационно-аналитическое обеспечение функционирования
системы, а также обработки и передачи информации о наличии и
перемещении ядерных материалов;
г) системы учета и контроля ядерных материалов организаций, в
которых осуществляется обращение ядерных материалов;
д) контроль и надзор за состоянием учета и контроля ядерных
материалов.
5. Система государственного учета и контроля ядерных
материалов должна обеспечивать:
а) совершенствование системы измерений, обеспечивающей
получение данных о количестве и составе ядерных материалов;
б) профессиональную подготовку и переподготовку персонала в
области учета и контроля ядерных материалов;
в) ограничительный порядок доступа к информации в области
государственного учета и контроля ядерных материалов в целях
защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной
информации ограниченного распространения.
II. Термины и определения
6. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают
следующее:
"аномалия в учете и контроле ядерных материалов (аномалия)" -
расхождение значений фактически наличного количества ядерных
материалов и данных учетных документов, выходящее за установленные
пределы, недостача (излишек) учетной единицы с ядерными
материалами;
"баланс ядерных материалов" - сравнительный итог
зарегистрированного и фактически наличного количества ядерных
материалов;
"зона баланса материалов" - территориально и административно
установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения
ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в
которой на основании измерений определяется количество ядерных
материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится
баланс ядерных материалов за установленный период времени;
"зона отчетности" - территориально и административно
установленная в организации, осуществляющей обращение с ядерными
материалами, зона, объединяющая одну или несколько зон баланса
материалов, в целях формирования отчетности для представления в
федеральную автоматизированную информационную систему
государственного учета и контроля ядерных материалов;
"инвентаризационная разница" - разница между фактически
наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного
материала;
"контроль ядерных материалов" - административный контроль за
наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения
их несанкционированного использования;
"надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти при осуществлении
государственного учета и контроля ядерных материалов;
"незаконный оборот ядерных материалов" - деятельность,
связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием,
хранением, использованием, передачей, перемещением,
транспортированием или переработкой ядерных материалов, совершаемая
с нарушением требований законодательства Российской Федерации;
"система измерений ядерных материалов" - совокупность методик
и средств измерений, стандартных образцов, а также организационных
мероприятий, позволяющая выполнять учетные и подтверждающие
измерения с требуемой точностью;
"сохранность ядерных материалов" - предотвращение
несанкционированного доступа к ядерным материалам, их утери,
хищения или иных несанкционированных действий с ними путем
реализации комплекса мер, осуществляемых в соответствии с
требованиями нормативных правовых актов по учету, контролю и
физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов;
"специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие
или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут
быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления
взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);
"учет ядерных материалов" - определение количества ядерных
материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных
документов;
"физическая инвентаризация" - определение фактического
количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса
материалов.
III. Государственный учет и контроль ядерных материалов
7. Государственный учет и контроль ядерных материалов
включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о
количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов
и осуществляются путем сплошного непрерывного документального
учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными
материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных
материалов, а также проверки достоверности этой информации и ее
соответствия фактическому наличию ядерных материалов в местах их
нахождения.
8. Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному
учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
9. Минимальное количество ядерных материалов в организации,
начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю,
определяется федеральными нормами и правилами государственного
учета и контроля ядерных материалов, кроме того, федеральные нормы
и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:
а) порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и
снятия с учета ядерных материалов;
б) категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю
в зависимости от состава и количества ядерных материалов,
находящихся в зоне баланса материалов;
в) требования к организации зон баланса материалов;
г) требования к ведению учетной документации, периодичность
представления и объем информации, содержащейся в отчетной
документации;
д) порядок и требования к проведению измерений состава и
количества ядерных материалов или применению расчетных методов
(методик) для определения состава и количества этих материалов;
е) требования к порядку организации и проведению физической
инвентаризации, периодичность и объем ее проведения;
ж) требования к порядку подведения баланса ядерных материалов
и определению величины допустимой инвентаризационной разницы;
з) требования к определению допустимых значений расхождений
данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и
мероприятия при обнаружении превышения этих значений;
и) требования к учету и контролю ядерных материалов при их
экспорте и импорте;
к) периодичность, объем и вид проверок, проводимых органами
государственного управления использованием атомной энергии,
осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном
уровне, управление использованием атомной энергии, государственный
надзор за ядерной и радиационной безопасностью.
10. Ядерные материалы, находящиеся в составе облученных
тепловыделяющих сборок и отработавшего ядерного топлива,
учитываются в системе государственного учета и контроля ядерных
материалов.
Порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных
веществ или радиоактивных отходов определяется федеральными
нормами и правилами ведения государственного учета и контроля
ядерных материалов.
IV. Деятельность органов государственного управления
использованием атомной энергии в области государственного учета
и контроля ядерных материалов
11. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в
пределах своих полномочий:
а) проводит государственную политику в области
государственного учета и контроля ядерных материалов;
б) осуществляет государственный учет и контроль ядерных
материалов, находящихся на территории Российской Федерации,
независимо от формы собственности на эти материалы;
в) осуществляет методическое руководство и координацию
деятельности федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих управление использованием атомной энергии, в
области государственного учета и контроля ядерных материалов;
г) ведет государственный регистр ядерных материалов,
находящихся в федеральной собственности;
д) формирует перечень ядерных материалов, находящихся в
собственности юридических лиц Российской Федерации, а также
принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим
лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации;
е) ведет регистрацию зон баланса материалов и зон отчетности;
ж) предоставляет по запросам органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственного управления
использованием атомной энергии, органов государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии
информацию о наличном количестве и перемещении ядерных материалов,
необходимую для выполнения ими своих полномочий;
з) обеспечивает создание, развитие и функционирование
федеральной автоматизированной информационной системы учета и
контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические
организации и (или) центры сбора и обработки информации;
и) разрабатывает и утверждает формы отчетных документов в
области государственного учета и контроля ядерных материалов,
порядок и периодичность их представления;
к) разрабатывает и утверждает форму государственного регистра
ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, и
форму перечня ядерных материалов, находящихся в собственности
юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих
иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно
находящихся на территории Российской Федерации;
л) разрабатывает федеральные нормы и правила ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов;
м) создает центры по подготовке и переподготовке специалистов
в области учета и контроля ядерных материалов в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает
их функционирование;
н) осуществляет контроль за состоянием и функционированием
системы государственного учета и контроля ядерных материалов в
Российской Федерации независимо от формы собственности на ядерные
материалы;
о) осуществляет контроль за обращением с ядерными материалами;
п) обеспечивает совместно с Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии проведение сертификации
средств и аттестации методик для выполнения измерений характеристик
ядерных материалов.
12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
управление использованием атомной энергии в пределах своих
полномочий, в системе государственного учета и контроля ядерных
материалов:
а) осуществляют координацию деятельности находящихся в их
ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными
материалами, в области учета и контроля ядерных материалов;
б) участвуют в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, в разработке федеральных норм и правил
государственного учета и контроля ядерных материалов;
в) разрабатывают и утверждают в соответствии с федеральными
нормами и правилами ведения учета и контроля ядерных материалов
нормативные и распорядительные акты, в которых отражаются
особенности учета и контроля ядерных материалов в подведомственных
им организациях.
13. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
управление использованием атомной энергии, могут разрабатывать по
согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии
"Росатом" положения по учету и контролю ядерных материалов, а
также создавать центры сбора, обработки и анализа информации о
ядерных материалах, находящихся в подведомственных им
организациях.
14. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом",
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление
использованием атомной энергии, а также организации, не находящиеся
в ведении органа государственного управления использованием атомной
энергии, незамедлительно информируют Министерство внутренних дел
Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской
Федерации о выявленных фактах незаконного обращения с ядерными
материалами и хищения ядерных материалов.
V. Учет и контроль ядерных материалов организацией,
осуществляющей обращение с ядерными материалами
15. Организации, осуществляющие обращение с ядерными
материалами:
а) ведут учет и контроль ядерных материалов и проводят
физические инвентаризации ядерных материалов в зонах баланса
материалов;
б) представляют отчеты о количестве и перемещении (изменении
инвентарного количества) ядерных материалов в соответствии с
порядком, установленным Государственной корпорацией по атомной
энергии "Росатом";
в) оснащают системы учета и контроля ядерных материалов
методиками, техническими и программно-техническими средствами,
обеспечивающими выполнение требований учета и контроля ядерных
материалов;
г) осуществляют подбор, подготовку и повышение квалификации
персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов;
д) обеспечивают сохранность ядерных материалов.
16. Учет и контроль ядерных материалов организацией,
осуществляющей обращение с ядерными материалами, проводятся по
зонам баланса материалов в соответствии с федеральными нормами и
правилами государственного учета и контроля ядерных материалов,
нормативной и технической документацией, разрабатываемой и
утверждаемой этими организациями во исполнение федеральных норм и
правил государственного учета и контроля ядерных материалов.
Зоны баланса материалов устанавливаются указанной
организацией по согласованию с Государственной корпорацией по
атомной энергии "Росатом".
17. Учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса
материалов проводятся материально ответственным лицом или
должностным лицом, ответственным за учет ядерных материалов, в
соответствии с инструкцией, положениями об учете и контроле ядерных
материалов, утвержденными руководителем организации, осуществляющей
обращение с ядерными материалами.
18. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса
материалов, его количество и изменение инвентарного количества
этого материала регистрируются в учетной документации.
Ведение учетных документов в зоне баланса материалов
основывается на результатах измерений характеристик ядерных
материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам,
входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается
проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных
материалов, полученных заводом-изготовителем, или с использованием
расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных
исследований.
Бухгалтерский учет должен основываться на учетных данных
ядерных материалов, полученных в результате измерений материалов, в
соответствии с учетной документацией зоны баланса материалов.
19. Во время физической инвентаризации ядерных материалов
определяются фактически наличное количество, качественный состав и
состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса
материалов.
Порядок организации и проведения физической инвентаризации
ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем
устанавливаются организацией, осуществляющей обращение с ядерными
материалами, в соответствии с федеральными нормами и правилами
государственного учета и контроля ядерных материалов и должны
основываться на технологическом процессе, оснащенности зоны баланса
материалов инженерными и техническими средствами физической защиты,
а также на применении мер и средств контроля доступа к этим
материалам.
По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в
каждой зоне баланса материалов подводится баланс ядерных материалов
и составляется материально-балансовый отчет, который утверждается
руководителем организации. Материально-балансовый отчет зоны
баланса материалов содержит сведения о фактическом и
зарегистрированном количествах ядерных материалов,
инвентаризационной разнице и ее погрешности.
20. Для обеспечения представления в Государственную
корпорацию по атомной энергии "Росатом" отчетов, содержащих
информацию, необходимую для выполнения задач, поставленных перед
системой государственного учета и контроля ядерных материалов,
организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, по
согласованию с указанной корпорацией формирует зоны отчетности.
21. Организации, осуществляющие обращение с ядерными
материалами, сообщают о выявленных аномалиях в учете и контроле
ядерных материалов в Государственную корпорацию по атомной энергии
"Росатом" и в федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие управление использованием атомной энергии, в ведении
которых находятся эти организации, а также в территориальные органы
регулирования безопасности. Порядок представления информации о
такой аномалии и организации работ по выявлению причин ее
возникновения устанавливается федеральными нормами и правилами
государственного учета и контроля ядерных материалов.
22. Для накопления, систематизации и анализа информации о
состоянии учета и контроля ядерных материалов, подготовки и
представления отчетов в организации, осуществляющей обращение с
ядерными материалами, может создаваться центр (центры) сбора,
обработки и передачи информации.
VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов
на федеральном уровне
23. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, формирует
государственный регистр ядерных материалов, находящихся в
федеральной собственности, а также перечень ядерных материалов,
находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации,
принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим
лицам.
Государственный регистр ядерных материалов, находящихся в
федеральной собственности, относится к федеральным информационным
ресурсам и подлежит инвентарному учету в Государственной корпорации
по атомной энергии "Росатом".
24. Министерство внутренних дел Российской Федерации и
Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до
1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в
Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному
надзору сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии
незаконных действий в отношении ядерных материалов, а также
причинах их совершения.
25. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года,
следующего за отчетным, представляет в Государственную корпорацию
по атомной энергии "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в
грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную
границу Российской Федерации ядерных материалов.
При необходимости Федеральная таможенная служба представляет
по запросу Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом",
Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной
службы безопасности Российской Федерации сведения по отдельным
фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации
ядерных материалов.
VII. Надзор за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов
26. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные
осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасности при использовании атомной
энергии, в пределах своих полномочий:
осуществляют надзор за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов;
разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы
и правила в области государственного учета и контроля ядерных
материалов.
27. Надзор за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований
федеральных норм и правил, организационно-распорядительных
документов в области государственного учета и контроля ядерных
материалов, условий лицензий, а также состояния государственного
учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории
Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций.
28. Порядок организации и осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов определяется
положением, утверждаемым в установленном порядке Министерством
природных ресурсов и экологии Российской Федерации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 22.04.2009 г. N 351)
VIII. Ответственность за нарушение порядка ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов
29. За нарушение установленного порядка ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов должностные
лица несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
____________
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 г.
N 352
П Е Р Е Ч Е Н Ь
ядерных материалов и специальных неядерных материалов,
подлежащих государственному учету и контролю
Ядерные материалы
Плутоний
Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)
Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)
Нуклиды:
нептуний-237
америций-241
америций-243
калифорний-252
Специальные неядерные материалы
Нуклиды:
дейтерий
тритий
литий-6
Примечание. Материалы, указанные в настоящем перечне,
подлежат государственному учету и контролю
независимо от химической и физической формы
соединения, в которое они входят.
____________