П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5
Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с
запросом Автозаводского районного суда города Тольятти
Самарской области
город Санкт-Петербург 6 февраля 2009 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи С.П.Маврина, судей Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, С.Д.Князева, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
с участием судьи Автозаводского районного суда города Тольятти
Самарской области С.Б.Клюева, постоянного представителя
Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации
А.Н.Харитонова, представителя Совета Федерации - доктора
юридических наук Е.В.Виноградовой, полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской
Федерации М.В.Кротова,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой
статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86,
101, 102 и 104 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона
"Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному
страхованию".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Автозаводского
районного суда города Тольятти Самарской области. Основанием к
рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе
о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации
оспариваемые в запросе законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Д.Рудкина, объяснения
представителей сторон, выступления полномочного представителя
Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации М.Ю.Барщевского, приглашенных в заседание
представителей: от Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации - Т.В.Юрьевой, от Верховного Суда
Российской Федерации - заместителя Председателя Верховного Суда
Российской Федерации В.Н.Соловьева, от Генерального прокурора
Российской Федерации - Т.А.Васильевой, от Фонда социального
страхования Российской Федерации - Г.А.Орловой, исследовав
представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд
Российской Федерации
у с т а н о в и л:
1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от
29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по
временной нетрудоспособности выплачивается гражданам, подлежащим
обязательному социальному страхованию, в случаях утраты
трудоспособности вследствие заболевания или травмы, необходимости
осуществления ухода за больным членом семьи, карантина
застрахованного лица либо ребенка в возрасте до 7 лет или другого
члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным,
осуществления протезирования по медицинским показаниям в
стационарном специализированном учреждении, долечивания в
санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного
лечения.
Со ссылкой на приведенные законоположения мировой судья
судебного участка N 1 Автозаводского района города Тольятти
Самарской области отказал в удовлетворении исковых требований
гражданина М.А.Ермолова о взыскании пособия по временной
нетрудоспособности к ОАО "АВТОВАЗ", не оплатившему выданный истцу в
связи с болезнью и стационарным лечением его супруги Е.Г.Ермоловой
листок нетрудоспособности по уходу за здоровым ребенком (сыном в
возрасте одного года). Свой отказ мировой судья мотивировал тем,
что законом установлен исчерпывающий перечень случаев обеспечения
застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности, и
осуществление отцом ухода за здоровым ребенком в связи с болезнью
его матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, в число
таких случаев не входит.
Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области,
в производстве которого находится апелляционная жалоба М.А.Ермолова
на решение мирового судьи, просит признать не соответствующей
Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 5 Федерального
закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию", которая, по мнению заявителя, не
предусматривая - в отличие от ранее действовавшего регулирования -
выплату пособия по временной нетрудоспособности отцу (или другому
члену семьи) ребенка в возрасте до полутора лет в случае болезни
матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, лишает тем
самым отца ребенка равного с матерью права на воспитание и заботу о
детях (статьи 38 и 39 Конституции Российской Федерации), а также -
в нарушение статьи 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации -
отменяет право отца на социальное обеспечение для воспитания детей,
которое было закреплено в нормативных правовых актах Союза ССР,
т. е. до принятия названного Федерального закона.
Таким образом, часть 1 статьи 5 Федерального закона
"Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному
страхованию" является предметом рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку ею не
предусматривается возможность назначения и выплаты пособия по
временной нетрудоспособности отцу (или другому члену семьи) ребенка
в возрасте до полутора лет в случае болезни матери, находящейся в
отпуске по уходу за ребенком.
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные
пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2);
материнство и детство, семья находятся под защитой государства,
забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность
родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право детей на особую заботу и помощь провозглашено Всеобщей
декларацией прав человека и наряду с принципом приоритета интересов
и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплено
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 года), установившей, что родители несут основную
ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого
являются предметом их основной заботы, и что государства -
участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней
прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую
помощь, в том числе через систему социального обеспечения и
социального страхования, в выполнении ими своих обязанностей по
воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий
для их развития (статьи 18, 26 и 27).
Ориентируя национальное законодательство в области социального
обеспечения на создание соответствующих правовых механизмов,
Международная организация труда считает необходимым принимать во
внимание потребности работающих граждан, члены семей которых
нуждаются в уходе, с тем чтобы эти граждане могли осуществлять свое
право на труд, не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно,
гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (пункт 2
статьи 1, пункт 1 статьи 3, статьи 4 и 9 Конвенции МОТ 1981 года
N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся
мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями").
3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом (статья 39, часть 1).
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему
статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1
и 2) Конституции Российской Федерации полномочия, определил случаи
(социальные страховые риски), с которыми связано осуществление
гражданами конституционного права на социальное обеспечение в
системе обязательного социального страхования, и установил в рамках
специального правового регулирования соответствующих отношений
принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по
обязательному социальному страхованию.
3.1. Страховое обеспечение в виде пособия по временной
нетрудоспособности предоставляется, согласно Федеральному закону от
16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального
страхования", при наступлении такого социального страхового риска,
как временная нетрудоспособность (подпункт 2 пункта 1 статьи 7,
подпункт 5 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок
обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом
"Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному
страхованию".
Часть 1 статьи 5 названного Федерального закона, содержащая
исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых
осуществляется обеспечение пособием по временной
нетрудоспособности, связывает возможность его выплаты либо с
болезнью самого застрахованного лица или членов его семьи, либо с
осуществлением специальных ограничительных (карантин) или
реабилитационных в отношении застрахованного лица (протезирование и
санаторно-курортное лечение) мероприятий, обусловливающих
необходимость его освобождения от выполнения трудовых обязанностей.
Ее положения, определяющие во взаимосвязи с соответствующими
положениями Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных
законов "Об основах обязательного социального страхования" и
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" содержание
временной нетрудоспособности как социального страхового риска, не
предназначены для предоставления обеспечения по обязательному
социальному страхованию в случае наступления других социальных
страховых рисков.
Осуществление ухода за малолетним ребенком - самостоятельный
страховой случай, представляющий собой реализацию такого
социального страхового риска, как материнство, который охватывает
также беременность и рождение ребенка и которому, согласно
Федеральному закону "Об основах обязательного социального
страхования" (подпункт 4 пункта 1 статьи 7, подпункты 7, 8, 10 и 11
пункта 2 статьи 8), соответствуют следующие виды обеспечения по
обязательному социальному страхованию: пособие по беременности и
родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное
пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Порядок предоставления этих пособий урегулирован Федеральным
законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию" и Федеральным законом "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющим в статьях 13 и 14
право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет как матерью ребенка, так и его
отцом либо другим родственником, фактически осуществляющим уход за
ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на который
эти лица имеют право в силу статьи 256 Трудового кодекса Российской
Федерации.
Таким образом, право на освобождение от выполнения трудовых
обязанностей в связи с необходимостью ухода за ребенком, не
достигшим полутора лет, равно как и право на социальное обеспечение
в этот период, которые указанные лица имели в соответствии с ранее
действовавшим правовым регулированием в сфере государственного
социального страхования, были сохранены. Ограничение же случаев
обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, обусловленное
целевым назначением данного вида страхового обеспечения в системе
обязательного социального страхования, не может рассматриваться как
ущемляющее конституционные права на заботу о детях и на социальное
обеспечение для воспитания детей, которые реализуются в рамках
другого вида социального обеспечения, целевое назначение которого -
компенсировать утрату заработка, обусловленную рождением и
воспитанием ребенка, осуществлением надлежащей заботы о нем.
Данное регулирование осуществлено федеральным законодателем в
пределах его дискреционных полномочий и согласуется с
конституционно значимыми целями обязательного социального
страхования, направленного на компенсацию или минимизацию для
работающих граждан последствий изменения их материального положения
в связи с наступлением предусмотренных законодательством Российской
Федерации социальных страховых рисков, каждому из которых
соответствует определенный вид страхового обеспечения (часть третья
статьи 1, пункт 1 статьи 8 Федерального закона "Об основах
обязательного социального страхования").
3.2. Изменение правового регулирования обеспечения пособиями
по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком предполагает
наличие такого правового механизма, который позволял бы отцу
ребенка в случае болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за
ребенком, беспрепятственно реализовать предусмотренную статьей 256
Трудового кодекса Российской Федерации возможность самому
использовать на этот период отпуск по уходу за ребенком и тем самым
осуществить гарантированные статьями 38 (часть 2) и 39 (часть 1)
Конституции Российской Федерации права на заботу о ребенке и на
социальное обеспечение в связи с воспитанием детей. При этом,
поскольку одновременное предоставление отпуска по уходу за ребенком
нескольким членам семьи исключается, переход права на использование
отпуска по уходу за ребенком и, соответственно, на назначение и
выплату пособия по уходу за ребенком должен происходить посредством
максимально удобных для родителей ребенка процедур.
Как следует из пунктов 50 и 51 Положения о назначении и
выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей
(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2006 года N 865), основанием для назначения и выплаты
ежемесячного пособия по уходу за ребенком является решение
работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, для
принятия которого наряду с другими документами должна быть
представлена справка с места работы (учебы, службы) матери (отца,
обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует
указанный отпуск и не получает пособия.
По сложившейся к настоящему моменту практике применения этих
предписаний, заболевшей матери, находящейся в отпуске по уходу за
ребенком, необходимо обратиться к своему работодателю с заявлением
о прекращении отпуска; на основании этого заявления должен быть
издан соответствующий приказ, а матери ребенка выдана справка,
подтверждающая данный факт, что дает отцу ребенка право требовать
от своего работодателя предоставления отпуска по уходу за ребенком
с выплатой пособия по уходу за ребенком.
Такая процедура, сама по себе требующая организационных и
временных затрат, в ряде случаев не может быть доведена до
завершения (например, если мать тяжело больна или находится на
лечении в стационаре) и, следовательно, не может гарантировать в
полной мере защиту интересов семьи и ребенка, что, в свою очередь,
означает невозможность осуществления в полном объеме
конституционных прав на заботу о детях и их воспитание, а также на
социальное обеспечение для воспитания детей. Это предполагает
необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования
с целью максимального упрощения процедуры оформления - в случае
болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, - отцом
ребенка (другим родственником) отпуска по уходу за ребенком на этот
период и назначения полагающегося ему в таком случае в соответствии
с законом пособия по обязательному социальному страхованию.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 80 и 100 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать не противоречащей Конституции Российской Федерации
часть 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию", поскольку
содержащимися в ней положениями - в системе действующего правового
регулирования - отец ребенка не лишается равного с матерью права на
воспитание детей, а также права на социальное обеспечение для
воспитания детей, осуществляемое в том числе посредством
предоставления пособия по обязательному социальному страхованию.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее
Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в
"Российской газете" и "Собрании законодательства Российской
Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 3-П