ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола N 14
к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего
изменения в контрольный механизм Конвенции"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять заявление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола N 14
к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего
изменения в контрольный механизм Конвенции".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление
Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, Председателю
Правительства Российской Федерации В.В.Путину, в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В.Грызлов
Москва
23 сентября 2009 года
N 2546-5 ГД
_____________________
ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По поводу ратификации Протокола N 14
к Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции
В связи с усилением необоснованной критики позиции
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по
вопросу ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный
механизм Конвенции (далее - Протокол N 14), и озабоченностью
государств - членов Совета Европы перспективами его вступления в
силу в полном объеме Государственная Дума считает необходимым
заявить следующее.
Заявленной целью Протокола N 14 является повышение
эффективности деятельности Европейского суда по правам человека.
Государственная Дума считает важным дальнейшее
совершенствование деятельности Европейского суда по правам
человека. Хотя, по мнению Государственной Думы, Протокол N 14 не
позволит достичь указанной цели в достаточной мере, он представляет
собой лишь определенный шаг в этом направлении. Вместе с тем
Государственная Дума исходит из того, что ратифицируемые Российской
Федерацией международные договоры не должны ущемлять ее
национальные интересы, приводить к необоснованному ограничению
прав лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, или к
вмешательству в функционирование органов государственной власти и
органов местного самоуправления. Поэтому Государственная Дума при
рассмотрении законопроекта о ратификации Протокола N 14 в 2006 году
выразила озабоченность рядом положений этого международного
договора.
Государственная Дума отмечает, что некоторые из вопросов,
возникших у нее в связи с Протоколом N 14, в настоящее время
утратили актуальность. Учитывая это, а также отмечая необходимость
дальнейшего реформирования Европейского суда по правам человека,
Государственная Дума считает возможным вернуться к вопросу о
ратификации Протокола N 14 при том, однако, понимании, что
сохраняющаяся у нее озабоченность встретит адекватную реакцию
европейских партнеров.
Государственная Дума относит к числу проблемных статью 8
Протокола N 14, согласно которой комитет из трех судей Европейского
суда по правам человека наделяется правом выносить постановления
без обязательного включения в состав комитета судьи от
государства-ответчика. Данное положение, по мнению Государственной
Думы, может поставить под угрозу справедливость и обоснованность
выносимых Европейским судом по правам человека постановлений,
которые вследствие неучастия в соответствующем комитете судьи от
государства-ответчика могут быть приняты без всестороннего учета
особенностей правовой системы этого государства.
Обеспокоенность депутатов Государственной Думы вызывает
положение статьи 14 Протокола N 14, наделяющее Европейский суд по
правам человека правом осуществлять расследование до решения
вопроса о приемлемости жалобы. Использование Европейским судом по
правам человека такого права до того, как он, в частности,
удостоверится в исчерпании внутренних средств правовой защиты,
чревато вмешательством в национальное расследование по делу и даже
его подменой. Это едва ли может считаться приемлемым в силу того,
что роль Европейского суда по правам человека по отношению к
национальному правосудию является субсидиарной.
Наряду с этим вызывают вопросы и положения статей 10 и 16
Протокола N 14, которые предполагают, что Европейский суд по правам
человека в определенных случаях получит возможность посредством
разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета
Европы решать, каким образом государству надлежит выполнять
постановления Европейского суда по правам человека, что также
вступает в противоречие с субсидиарной ролью Европейского суда по
правам человека.
Следовательно, при решении вопроса о ратификации Протокола
N 14 Государственной Думой будут учтены разъяснения федеральных
органов исполнительной власти, а также соответствующих структур
Совета Европы о том, как положения этого международного договора
будут имплементированы на практике в свете изложенных депутатами
проблем.
Депутаты Государственной Думы уверены, что их позиция будет с
пониманием воспринята государствами - участниками Конвенции о
защите прав человека и основных свобод и соответствующими
структурами Совета Европы и что взаимоприемлемые решения будут
найдены в ходе консультаций с партнерами.
Москва
23 сентября 2009 года