Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.11.2009 № 216

                            П Р И К А З

           Министерства транспорта Российской Федерации
                    от 26 ноября 2009 г. N 216

           Об утверждении Федеральных авиационных правил
     "Требования к диспетчерам управления воздушным движением
                   и парашютистам-инструкторам"

         Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г.
                      Регистрационный N 15996

     В соответствии  со  статьей 53 Федерального закона от 19 марта
1997 г.  N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации,  1997, N 12, ст. 1383; 1999,
N 28,  ст.  3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13,
ст.  1078;  2006,  N  30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29;
N 27,  ст.  3213;  N 46,  ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239,
6244,  6245;  2008,  N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616;
2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях реализации Конвенции о
Международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемые  Федеральные   авиационные   правила
"Требования   к   диспетчерам   управления  воздушным  движением  и
парашютистам-инструкторам".
     2. Не применять на территории Российской Федерации Положение о
классификации специалистов гражданской авиации  СССР,  утвержденное
Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И.
     3. Установить,  что настоящий приказ вступает в силу через  30
дней со дня официального опубликования.

     Министр                                              И.Левитин

                          ______________

     Приложение

                  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
     "Требования к диспетчерам управления воздушным движением
                   и парашютистам-инструкторам"

                        I. Общие положения

     1. Федеральные  авиационные  правила "Требования к диспетчерам
управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам"  (далее
-  Правила)  разработаны  в соответствии со статьей 53 Федерального
закона от 19 марта 1997 г.  N 60-ФЗ  "Воздушный  кодекс  Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 1997,
N 12,  ст.  1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45,
ст. 4377; 2005,  N  13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007,
N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075;
N  50,  ст.  6239,  6244,  6245;  2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30
(ч. II),  ст.  3616;  2009,  N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях
реализации   стандартов   и  рекомендуемой  практики  Международной
организации гражданской авиации (ИКАО).
     2. Настоящие  Правила  устанавливают  требования к диспетчерам
управления  воздушным  движением  (далее   -   диспетчер   УВД)   и
парашютистам-инструкторам    при    осуществлении   соответствующей
деятельности в  Российской  Федерации  при  выдаче  соответствующих
свидетельств,     продлении    срока    их    действия,    внесении
квалификационных отметок, классной квалификации и допуске к работе.
     3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД или
парашютиста-инструктора не допускаются лица,  не имеющие  при  себе
действующего свидетельства.
     4. Диспетчеры УВД осуществляют  деятельность  по  обслуживанию
воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о
допуске к  работе  на  конкретном  диспетчерском  пункте  (секторе)
обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке
в свидетельство,  а также установленного срока его  действия и  при
наличии  действующего  медицинского заключения о признании годным к
работе диспетчером УВД,  кроме случаев,  когда  сфера  деятельности
диспетчера  УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей,
не требующих медицинского заключения о признании  годным  к  работе
диспетчером УВД.
     5. Медицинское   освидетельствование   диспетчеров    УВД    и
парашютистов-инструкторов    осуществляется    в   соответствии   с
положениями  федеральных   авиационных   правил,   регламентирующих
порядок медицинского освидетельствования.
     6. Медицинское заключение о признании годным к работе является
неотъемлемой    частью   свидетельства.   Обладатели   свидетельств
перестают пользоваться правами,  предусмотренными  соответствующими
квалификационными   отметками,   когда   они  узнают  об  ухудшении
состояния здоровья,  которое  могло  бы  помешать  им  безопасно  и
надлежащим образом осуществлять данные им права.
     7. Обладатель      свидетельства      осуществляет      права,
предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к
работе,  внесенными в свидетельство,  лишь в том  случае,  если  он
сохраняет    свою    квалификацию,    соответствующую   требованиям
профессиональной пригодности.
     8. В  целях  продления  срока действия свидетельства диспетчер
УВД  должен  подтверждать  свою  квалификацию  в  рамках  имеющейся
квалификационной   отметки   (отметок)   путем   демонстрации   при
проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических  знаний
и практических навыков со следующей периодичностью:
     диспетчер УВД 1-го класса - один раз в три года;
     диспетчер УВД 2-го класса - один раз в два года;
     диспетчер УВД 3-го класса - ежегодно.
     9. Диспетчер   УВД   не   должен  подвергаться  дополнительным
проверкам (тестированию) теоретических  знаний до  окончания  срока
действия  свидетельства,  если  осуществляет  свою деятельность без
получения очередной квалификационной отметки,  допуска к работе  на
другом   диспетчерском  пункте  (секторе)  или  повышения  классной
квалификации,  за  исключением  случаев,  когда  действия   данного
диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному
инциденту.
     10. Тематика  вопросов  при проведении проверки (тестировании)
теоретических знаний  на  подтверждение  классной  квалификации  не
должна  выходить  за  рамки подтверждаемой квалификационной отметки
(квалификационных отметок) и отметок о  допуске  к  самостоятельной
работе, внесенных в свидетельство.
     11. В  целях  поддержания  надлежащего   уровня   знаний   для
обеспечения   безопасности   полетов  при  обслуживании  воздушного
движения  установлены   следующие   требования   по   периодичности
прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:
     руководящий состав,   включая   лиц,   занимающих    должности
руководителей  полетов,  должны пройти курсы повышения квалификации
при высших образовательных учреждениях гражданской авиации один раз
в пять лет;
     старшие диспетчеры,      диспетчеры-инструкторы       (включая
диспетчеров-инструкторов  тренажера),  диспетчеры УВД должны пройти
курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года.
     Лица, имеющие  допуск  к  обслуживанию  полетов  с применением
английского  языка,  проходят  курсы  повышения   квалификации   по
специальности и английскому языку по совмещенной программе.
     12. Диспетчеры  УВД,  осуществляющие  районное   диспетчерское
обслуживание  (диспетчер  процедурного и радиолокационного контроля
района  УВД)  на  международных  трассах,  а  также   диспетчерское
обслуживание  подхода  (диспетчер  процедурного и радиолокационного
контроля  подхода)   и   аэродромное   диспетчерское   обслуживание
(диспетчер   аэродрома,  диспетчер  посадочного  радиолокатора)  на
международных  аэродромах,   должны   демонстрировать   способность
говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать
его не ниже чем на 4 (рабочем)  уровне  по  Шкале  оценки  языковых
знаний ИКАО<1>.
     13. Диспетчеры  УВД,  допущенные  к   работе   с   применением
английского  языка  и демонстрирующие знание английского языка на 4
(рабочем) уровне по  Шкале  оценки  языковых  знаний  ИКАО,  должны
проходить  языковую  аттестацию по английскому языку не реже одного
раза в три года.
     14. Диспетчеры   УВД,   допущенные   к  работе  с  применением
английского языка и демонстрирующие знание английского языка  на  5
(продвинутом)  уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО,  должны
проходить языковую аттестацию по английскому языку не  реже  одного
раза в шесть лет.
     15. Диспетчеры  УВД,  допущенные  к   работе   с   применением
английского  языка  и демонстрирующие знание английского языка на 6
(профессиональном) уровне по Шкале  оценки  языковых  знаний  ИКАО,
освобождаются  от  прохождения  языковой  аттестации по английскому
языку.
     ______________
     <1> Требование применяется  по  истечении  определенного  ИКАО
переходного периода практической реализации языкового стандарта.

      II. Требования к кандидатам для получения свидетельства
                    и квалификационной отметки

     16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с  внесением  в
него квалификационной отметки кандидат должен отвечать требованиям,
изложенным  в  настоящем  пункте,  и  соответствовать   требованиям
настоящих Правил при получении квалификационных отметок:
     1) возраст - не моложе 18 лет;
     2) образование   -   среднее   профессиональное   или   высшее
профессиональное      образование,      курсы      профессиональной
переподготовки;
     3) кандидат  получил  знания, по  крайней  мере, в   следующих
областях:
     а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД;
     б) принципы,   использование   и   ограничения   оборудования,
применяемого при обслуживании воздушного движения;
     в) аэродинамика  и  летно-технические характеристики воздушных
судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
     г) применение   и   понимание   метеорологической  информации,
возникновение и характеристики опасных  явлений  погоды,  измерение
метеоэлементов;
     д) основные положения аэронавигации,  принципы,  ограничения и
точность навигационных систем и визуальных средств;
     е) теория  и  практика  обслуживания  (управления)  воздушного
движения, виды обслуживания воздушного движения, основные положения
типовых технологий  работы  диспетчеров  УВД  органов  обслуживания
воздушного    движения   (управления   полетами),   общие   правила
радиообмена и типовой фразеологии;
     ж) практические  методы  обеспечения  безопасности полетов при
обслуживании   воздушного   движения,   авиационные   происшествия,
связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;
     з) английский    язык    (для    кандидатов,    предполагающих
осуществлять  функциональные  обязанности с применением английского
языка);
     4) опыт   (приобретенные   навыки  в  процессе  стажировки)  -
заключение   диспетчера-инструктора   о   возможности   допуска   к
самостоятельной    работе   и   заключение   диспетчера-инструктора
диспетчерского тренажера;
     5) состояние  здоровья  - действующее медицинское заключение в
соответствии с требованиями,  предъявляемыми к диспетчерам УВД,  за
исключением случаев,  когда сфера деятельности кандидата ограничена
выполнением функциональных обязанностей,  не требующих медицинского
заключения   о   годности  к  работе  по  результатам  медицинского
освидетельствования.
     17. Требования,  предъявляемые  при  внесении квалификационных
отметок   диспетчера   аэродрома,   диспетчера    процедурного    и
радиолокационного    контроля   подхода,   диспетчера   посадочного
радиолокатора, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля
района УВД в свидетельство диспетчера УВД:
     1) кандидат:
     а) закончил   учебное   заведение   гражданской   авиации   по
соответствующей   специализации    или    курсы    профессиональной
переподготовки (профессиональные курсы обучения);
     б) дополнительно получил знания, которые соответствуют правам,
предоставляемым квалификационными отметками, указанными в пункте 17
в нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают
круг служебных функциональных обязанностей:
     обслуживание воздушного движения;
     план аэродрома,   физические   характеристики   и   визуальные
средства;
     структура воздушного пространства;
     применяемые правила, процедуры и источники информации;
     аэронавигационные средства;
     основное оборудование обслуживания воздушным движением  и  его
использование;
     рельеф местности и характерные наземные ориентиры;
     характерные особенности воздушного движения;
     особые явления погоды;
     планы действий  в аварийной обстановке и поисково-спасательных
операциях;
     принципы предоставления  обслуживания  воздушного  движения на
основе наблюдения,  включая  правила  выдерживания  соответствующей
высоты полета над местностью;
     в) прошел тренировки и проверку на диспетчерском  тренажере  и
имеется        соответствующее       положительное       заключение
диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;
     г) успешно обеспечивал под руководством диспетчера-инструктора
или надлежащим образом аттестованного диспетчера  УВД  (внештатного
диспетчера-инструктора)  обслуживание воздушного движения в течение
времени,  необходимого  для   получения   допуска   к   работе   на
диспетчерском    пункте    (секторе),    определяющего   конкретную
квалификационную отметку в конкретном  подразделении,  в  отношении
которого   запрашивается   данная   отметка  и  имеется  заключение
диспетчера-инструктора;
     2) кандидат  продемонстрировал  умения,  способность принимать
решения  и  выполнять  обязанности,   требуемые   для   обеспечения
безопасного,    упорядоченного    и   оперативного   диспетчерского
обслуживания на уровне, соответствующем предоставляемым правам.
     18. Обладатель   свидетельства   диспетчера   УВД   не  должен
проводить подготовку персонала обслуживания воздушного  движения  в
эксплуатационных   условиях,   если  он  не  является  штатным  или
внештатным диспетчером-инструктором и не имеет письменного указания
работодателя.
     19. Квалификационная отметка теряет силу,  если диспетчер  УВД
не осуществляет права, предусмотренные квалификационной отметкой, в
течение шести месяцев.  Отметка остается  недействительной  до  тех
пор,   пока   вновь  не  будет  установлено  право  диспетчера  УВД
осуществлять права, предусмотренные квалификационной отметкой.
     20. С  целью  продления  действия свидетельства диспетчера УВД
кандидат подтверждает свой класс квалификации в рамках имеющейся  у
него квалификационной отметки.
     21. Свидетельства парашютиста-инструктора с  квалификационными
отметками выдаются лицам, отвечающим следующим требованиям:
     1) возраст - не моложе 18 лет;
     2) образование - среднее;
     3) состояние здоровья - действующее медицинское заключение  по
результатам медицинского освидетельствования;
     4) кандидат   продемонстрировал   уровень   знаний,    который
соответствует  предоставляемым  правам в следующих областях и в той
степени, в какой они затрагивают круг служебных обязанностей:
     воздушное законодательство        Российской        Федерации,
регламентирующее поисково-спасательное обеспечение полетов;
     конструкция, работа и тактико-технические данные спасательных,
тренировочных, десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов,
страхующих приборов и спусковых (подъемных) устройств  для  спусков
(подъемов) с вертолета в режиме висения;
     конструкция, работа  и  тактико-технические данные авиационных
спасательных плавательных средств и правила их применения;
     предотвращение авиационных  и  чрезвычайных  происшествий  при
выброске парашютистов и грузов;
     основные летно-технические   характеристики  и  конструктивные
особенности воздушных судов,  используемых для десантирования людей
и грузов;
     технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой
и аварийно-спасательной техники;
     правила проведения поисково-спасательных работ;
     правила по   охране   труда,   производственной   санитарии  и
противопожарной защиты, а также специальные дисциплины;
     5) кандидат  продемонстрировал  умения,  способность принимать
решения     и     выполнять     обязанности     при      проведении
поисково-спасательных, эвакуационных и специальных работ на уровне,
соответствующем предоставляемым правам:
     выполнять тренировочные  и производственные прыжки с парашютом
с  воздушных  судов,  спуски  (подъемы)  на  специальных  спусковых
(подъемных) устройствах с вертолетов,  находящихся в режиме висения
на высоте не менее 10 метров,  в том числе в сложных  условиях,  на
сушу  и  на  водную  поверхность  в различное время суток,  а также
водолазные погружения;
     осуществлять воздушный  и  наземный  поиск  воздушных  судов и
людей,   потерпевших   бедствие   в   различных   условиях,   вести
ориентировку  на  местности  с  использованием  магнитного компаса,
технических навигационных средств топографических карт;
     выполнять спасательные   работы   в   горах  с  использованием
горно-спасательного  (альпинистского)  снаряжения  и  на   воде   с
использованием водолазного снаряжения;
     готовить спасателей к выполнению прыжков с  парашютом,  спуску
(подъему)  людей  и грузов на спусковых (подъемных) устройствах,  а
также производить расчет и выброску парашютистов и грузов;
     укладывать парашюты,       готовить       к      использованию
подъемно-спусковые устройства, авиационные плавательные средства;
     проверять исправность    парашютов,    страхующих    приборов,
подъемно-спусковых   устройств,   бортовых    аварийно-спасательных
средств и контролировать правильное их хранение;
     пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями;
     обеспечить выживаемость   как   личную,   так  и  групповую  в
экстремальных условиях;
     6) опыт - кандидат успешно окончил курс специальной парашютной
подготовки.

    III. Требования к кандидатам, предъявляемые при присвоении
  классной квалификации диспетчера УВД и парашютиста-инструктора

     22. Кандидатам  на  присвоение классной квалификации,  а также
лицам,   имеющим   действующие   свидетельства   диспетчера    УВД,
присваиваются третий,  второй и первый классы классной квалификации
диспетчера УВД.
     23. Кандидат   на   присвоение  класса  классной  квалификации
диспетчера УВД должен:
     1) знать основные положения нормативных документов в следующих
областях:
     а) основы  воздушного  законодательства  Российской Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
     б) обеспечение безопасности полетов;
     в) обслуживание воздушного движения;
     г) технология    работы,   правила   радиообмена   и   типовая
фразеология;
     д) метеорологическое обеспечение полетов;
     е) основы  аэродинамики  и  летно-технические   характеристики
воздушных судов;
     ж) навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     з) радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
     и) английский язык (в части  правил  ведения  радиообмена  для
диспетчеров, осуществляющих обслуживание полетов воздушных судов на
английском языке);
     2) уметь:
     управлять воздушным движением  в  соответствии  с  технологией
работы, правилами радиообмена и типовой фразеологией;
     правильно и своевременно  действовать  в  различных  ситуациях
воздушной и метеорологической обстановки;
     грамотно использовать  радиотехнические  средства  обеспечения
полетов и авиационной электросвязи, радиолокационные и иные системы
наблюдения обслуживания воздушного движения;
     оперативно взаимодействовать    со   смежными   диспетчерскими
пунктами,  службами и органами,  обеспечивающими и  контролирующими
производство полетов;
     оказывать в соответствии с технологией работы помощь воздушным
судам,  терпящим  бедствие,  и  содействовать  организации поиска и
спасания;
     3) кандидат  должен  продемонстрировать практические навыки по
обслуживанию воздушного движения по следующим операциям:
     прием дежурства и подготовка рабочего места;
     знание воздушной    и    метеорологической    обстановки     в
контролируемом   районе   (зоне),   особенности   выполнения  плана
воздушного движения;
     соблюдение установленных    правил   обслуживания   воздушного
движения согласно технологии работы;
     использование радиотехнических средств;
     знание и применение правил радиообмена и правильное применение
типовой   фразеологии,   а   также   в   части   выполнения   своих
функциональных обязанностей соблюдение требований табеля  сообщений
о движении воздушных судов в Российской Федерации;
     ведение установленной  диспетчерской  документации   (согласно
технологии работы).
     Проверка практических  навыков  по   обслуживанию   воздушного
движения   осуществляется   на   одном   из  диспетчерских  пунктов
(секторе),  на котором у диспетчера УВД имеется допуск к  работе  с
учетом действующей квалификационной отметки (отметок);
     4) кандидат  должен  пройти  тренажерную  подготовку,  которая
является неотъемлемым требованием проверки практических навыков.
     24. Классная  квалификация   "Диспетчер   УВД   3-го   класса"
присваивается  выпускникам  учебных  заведений  гражданской авиации
среднего и высшего профессионального образования,  а  также  лицам,
прошедшим  курсы  профессиональной переподготовки и соответствующую
стажировку:
     1) кандидаты,    представляемые    к    присвоению    классной
квалификации  "Диспетчер  УВД   3-го   класса",   должны   отвечать
требованиям   настоящих  Правил,  иметь  навыки  для  осуществления
практического  обслуживания  воздушного   движения,   положительные
оценки   при   проверке   практических  навыков  и  соответствующие
заключения диспетчеров-инструкторов;
     2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые
к присвоению классной квалификации  "Диспетчер  УВД  3-го  класса",
должны:
     а) продемонстрировать уровень  теоретических  знаний  основных
положений  нормативных  документов  в перечисленных ниже областях с
оценкой не ниже 3 (три):
     метеорологическое обеспечение полетов;
     основы аэродинамики   и    летно-технические    характеристики
воздушных судов;
     навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     б) продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных  ниже  областях  с
оценкой не ниже 4 (четыре):
     основы воздушного   законодательства   Российской   Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
     обеспечение безопасности полетов;
     обслуживание воздушного движения;
     технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
     радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
     английский язык  (в  части  правил  ведения  радиообмена   для
кандидатов,  которые  будут  осуществлять  обслуживание  воздушного
движения с применением английского языка).
     25. Кандидаты,    представляемые    к    присвоению   классной
квалификации  "Диспетчер  УВД   2-го   класса",   должны   отвечать
требованиям   настоящих   Правил,   иметь   классную   квалификацию
"Диспетчер УВД 3-го класса", стаж работы в должности диспетчера УВД
не менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило,
не менее чем  на  двух  диспетчерских  пунктах  или  трех  секторах
одноименного диспетчерского пункта:
     1) кандидаты,    представленные    к    присвоению    классной
квалификации  "Диспетчер УВД 2-го класса",  должны пройти  проверку
практических навыков с общей оценкой не ниже  4  (четыре)  и  иметь
соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;
     2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые
к  присвоению  классной  квалификации  "Диспетчер УВД 2-го класса",
должны продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний  основных
положений  нормативных  документов  в  перечисленных  в подпункте 1
пункта 23 областях с оценкой не ниже 4 (четыре).
     26. Кандидаты,    представляемые    к    присвоению   классной
квалификации  "Диспетчер  УВД   1-го   класса",   должны   отвечать
требованиям   настоящих   Правил,   иметь   классную   квалификацию
"Диспетчер УВД 2-го класса",  стаж работы с данной квалификацией не
менее 36 месяцев и допуск к самостоятельной работе, как правило, не
менее  чем  на  трех  диспетчерских  пунктах  или   пяти   секторах
одноименного диспетчерского пункта:
     1) кандидаты,    представленные    к    присвоению    классной
квалификации  "Диспетчер  УВД 1-го класса",  должны пройти проверку
практических навыков с общей оценкой  не  ниже  5  (пять)  и  иметь
соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;
     2) при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые
к  присвоению  классной  квалификации  "Диспетчер УВД 1-го класса",
должны:
     а) продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных  ниже  областях  с
оценкой не ниже 5 (пять):
     основы воздушного   законодательства   Российской   Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
     технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
     обслуживание воздушного движения;
     английский язык  (в  части  правил  ведения  радиообмена   для
диспетчеров,  которые осуществляют обслуживание воздушного движения
с применением английского языка);
     б) продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний основных
положений нормативных документов в перечисленных  ниже  областях  с
оценкой не ниже 4 (четыре):
     метеорологическое обеспечение полетов;
     обеспечение безопасности полетов;
     основы аэродинамики   и    летно-технические    характеристики
воздушных судов;
     навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов.
     27. При тестировании  с  использованием  компьютерной  техники
проверяемый  диспетчер  УВД  с  учетом классной квалификации должен
показать не менее 75%  правильных  ответов  по  разделу  (области),
допускающему оценку 3 (три),  не менее 80%  - по разделу (области),
допускающему оценку 4  (четыре),  и  не  менее  85%  -  по  разделу
(области), допускающему оценку 5 (пять).
     28. Кандидату на присвоение  классной  квалификации,  а  также
лицам,  имеющим  действующие свидетельства парашютиста-инструктора,
присваиваются третий, второй и первый классы.
     29. Кандидат     на     присвоение     класса     квалификации
парашютиста-инструктора должен отвечать следующим требованиям:
     1) иметь  среднее  образование и пройти специальную парашютную
подготовку;
     2) знать:
     основы воздушного законодательства Российской Федерации;
     предотвращение авиационных  и  чрезвычайных  происшествий  при
выброске парашютистов и грузов;
     руководство по воздушному десантированию;
     конструкцию, работу и тактико-технические данные спасательных,
тренировочных,  десантных, спортивных, запасных, грузовых парашютов
и страхующих приборов;
     конструкцию, работу  и  тактико-технические данные авиационных
спасательных плавательных средств и правил их применения;
     организацию поиска и спасания в Российской Федерации;
     поисковые и аварийно-спасательные средства;
     3) уметь:
     готовить личный состав к  выполнению  прыжков  с  парашютом  и
спусков  (подъемов)  с  помощью  спусковых  (подъемных)  устройств,
производить расчет и выброску парашютистов и грузов;
     укладывать парашюты,       готовить       к      использованию
подъемно-спусковые     устройства,     авиационные     спасательные
плавательные средства;
     проверять исправность    парашютов,    страхующих    приборов,
спусковых  (подъемных)  устройств,  бортовых  аварийно-спасательных
средств и контролировать правильность их хранения;
     пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями.
     30. Кандидаты,   представляемые    к    присвоению    классной
квалификации  "Парашютист-инструктор 3-го класса",  должны отвечать
требованиям настоящих Правил,  изложенным в  пункте  29,  иметь  не
менее  50  прыжков  с парашютом или 30 спусков (подъемов) с помощью
спусковых устройств.
     31. Кандидаты,    представляемые    к    присвоению   классной
квалификации "Парашютист-инструктор 2-го класса",  должны  отвечать
требованиям настоящих Правил,  изложенным  в пункте 29 на оценку не
ниже 4 (четыре),  и иметь не менее 200 прыжков с парашютом или  100
спусков-подъемов,  а  также  в  совершенстве  владеть  техникой  их
выполнения.
     32. Кандидаты,    представляемые    к    присвоению   классной
квалификации "Парашютист-инструктор 1-го класса",  должны  отвечать
требованиям  настоящих Правил,  изложенным в пункте 29 на оценку не
ниже 5 (пять),  иметь не менее 350 прыжков с парашютом и 50 полетов
по  расчету и выброске парашютистов и грузов,  а также не менее 120
спусков, подъемов и не менее 30 полетов по расчету и десантированию
спасателей с помощью спусковых устройств и выброске грузов.
     33. Парашютист-инструктор,    допустивший     при     выброске
парашютистов,  грузов  или  спуске десантников травмы или нанесение
материального ущерба,  для повышения в классе должен  выполнить  не
менее  50 полетов по расчету и выброске парашютистов или грузов или
30  полетов  по  расчету  и  десантированию  спасателей  с  помощью
спусковых устройств.
     34. При  повышении  в  классе  и  продлении   срока   действия
свидетельства  демонстрацию  теоретических  знаний  и  практической
работы парашютисты-инструкторы  должны  осуществлять  на  ежегодных
сборах,   проводимых  в  авиационных  организациях,  учреждениях  и
учебных заведениях,  в объеме,  указанном  в  пункте  29  настоящих
Правил.

      IV. Требования к кандидатам, предъявляемые при внесении
     отметок о допуске к работе руководителем полетов, старшим
               диспетчером, диспетчером-инструктором
       (диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД

     35. Для  получения  допуска  руководителя   полетов   кандидат
должен:
     1) иметь:
     высшее профессиональное образование;
     опыт работы  в  органах   обслуживания   воздушного   движения
(управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее
чем  36  месяцев  в  подразделении,  представляющем  кандидата   на
получение допуска руководителя полетов;
     как правило,  все допуски к работе  на  диспетчерских  пунктах
(секторах),  где  кандидат  будет исполнять должностные обязанности
руководителя полетов;
     документ об    успешном    прохождении    курсов    подготовки
руководителей полетов;
     действующее свидетельство  и  классную квалификацию "Диспетчер
УВД 1-го класса";
     2) знать:
     принципы и  методы   управления   персоналом   и   организации
производства;
     основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;
     основы экономики в гражданской авиации;
     принципы и  методы  экономической  деятельности   организаций,
осуществляющих    аэронавигационное    обслуживание   пользователей
воздушного пространства Российской Федерации;
     воздушное законодательство   Российской   Федерации   в  части
выполнения своих функциональных обязанностей;
     нормативные документы,       регламентирующие      организацию
использования воздушного пространства Российской Федерации;
     документы по   организации  обслуживания  воздушного  движения
своей зоны (района) ответственности;
     принципы и методы планирования работы диспетчерской смены;
     принципы и методы организационно-методической работы в органах
обслуживания воздушного движения и диспетчерских сменах;
     организацию контроля работы диспетчерской смены;
     организацию профилактической     работы,    направленной    на
обеспечение  безопасности  полетов  при   обслуживании   воздушного
движения;
     правила и условия  аэронавигационного  обслуживания,  а  также
обеспечения полетов воздушных судов;
     3) уметь:
     применять в   практической  деятельности  знания  принципов  и
методов управления персоналом,  организации производства,  делового
общения и обеспечения охраны труда;
     применять в  практической  деятельности   знания   в   области
экономики;
     применять знание  нормативных   документов,   регламентирующих
организацию   использования   воздушного   пространства  Российской
Федерации, в практической деятельности;
     планировать работу подчиненного состава диспетчерской смены;
     организовать работу  диспетчерских  пунктов   в   своей   зоне
ответственности;
     организовывать и проводить  методическую,  профилактическую  и
воспитательную работу с диспетчерским составом подчиненной смены;
     организовать и осуществлять  постоянный  контроль  за  работой
подчиненной диспетчерской смены;
     осуществлять организацию    и     координацию     обслуживания
(управления)  воздушного  движения  в  контролируемой зоне (районе)
ответственности;
     вести установленную  для  руководителя  полетов документацию и
контролировать надлежащее ведение документации  на  рабочих  местах
диспетчеров;
     осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного
оборудования диспетчерских пунктов;
     уведомлять соответствующие организации и  службы  о  воздушных
судах,   нуждающихся   в   помощи  поисково-спасательных  служб,  и
оказывать таким организациям и  службам  необходимое  содействие  в
соответствии с предписанными процедурами;
     4) кандидат должен продемонстрировать теоретические  знания  в
областях:
     организационно-методическая работа руководителя полетов;
     организация воздушного движения;
     психологические и    педагогические    аспекты    деятельности
руководителя полетов;
     обеспечение безопасности полетов при  обслуживании  воздушного
движения;
     обеспечение деятельности   органов   обслуживания   воздушного
движения;
     управленческо-экономические аспекты деятельности  организаций,
осуществляющих    аэронавигационное    обслуживание   пользователей
воздушного пространства Российской Федерации;
     5) кандидат  должен  продемонстрировать практические навыки по
следующим операциям:
     проведение инструктажа диспетчерской смены;
     прием и сдача дежурства;
     контроль приема  и  сдачи  дежурства  персоналом  обслуживания
воздушного  движения  диспетчерской  смены,  а  также   организации
подмены диспетчеров в процессе работы;
     взаимодействие со   службами,    обеспечивающими    выполнение
полетов;
     контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
     проведение разбора работы диспетчерской смены.
     36. Для получения допуска старшего диспетчера кандидат должен:
     1) иметь:
     высшее или среднее профессиональное образование;
     опыт работы   в   органах   обслуживания  воздушного  движения
(управления полетами) не менее чем 36 месяцев, в том числе не менее
чем   24   месяца  в  подразделении,  представляющем  кандидата  на
получение допуска старшего диспетчера;
     не менее  трех  действующих  допусков на диспетчерских пунктах
(секторах) в зоне  (районе)  ответственности,  где  кандидат  будет
исполнять должностные обязанности старшего диспетчера.  При наличии
в подразделении  трех  и  менее  диспетчерских  пунктов  (секторов)
кандидат должен иметь все допуски;
     действующее свидетельство и классную  квалификацию  "Диспетчер
УВД 1-го класса" или "Диспетчер УВД 2-го класса";
     удостоверение об  успешном   прохождении   курсов   подготовки
старших диспетчеров;
     2) знать:
     принципы и   методы   управления   персоналом   и  организации
производства;
     основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;
     воздушное законодательство  Российской   Федерации   в   части
выполнения своих функциональных обязанностей;
     нормативные документы,      регламентирующие       организацию
использования воздушного пространства Российской Федерации;
     руководящие документы по организации  обслуживания  воздушного
движения своей зоны (района) ответственности;
     принципы и методы планирования работы в  органах  обслуживания
воздушного движения и диспетчерской смены;
     принципы и   методы   организационно-методической   работы   в
диспетчерских сменах;
     организацию контроля работы диспетчерской смены;
     организацию профилактической     работы,    направленной    на
обеспечение  безопасности  полетов  при   обслуживании   воздушного
движения;
     правила и  условия  аэронавигационного  обслуживания   полетов
воздушных  судов,  а  также иные виды обеспечения полетов воздушных
судов;
     3) уметь:
     применять в  практической  деятельности  знания  принципов   и
методов управления персоналом,  организации производства,  делового
общения и обеспечения охраны труда;
     применять в своей практической деятельности знания нормативных
документов, регламентирующих организацию и использование воздушного
пространства Российской Федерации;
     организовывать работу  диспетчерских  пунктов  в  своей   зоне
ответственности;
     организовывать и проводить  методическую,  профилактическую  и
воспитательную работу в диспетчерской смене;
     осуществлять контроль за работой диспетчерского состава;
     осуществлять при    необходимости   координацию   обслуживания
воздушного движения в установленной зоне (районе) ответственности;
     осуществлять расстановку   персонала   перед  заступлением  на
дежурство и уточнение функций, выполняемых на рабочих местах;
     вести установленную  для  старшего  диспетчера  документацию и
контролировать надлежащее ведение документации  на  рабочих  местах
диспетчеров;
     осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного
оборудования диспетчерских пунктов;
     уведомлять соответствующие организации и  службы  о  воздушных
судах,   нуждающихся   в   помощи  поисково-спасательных  служб,  и
оказывать таким организациям и  службам  необходимое  содействие  в
соответствии с предписанными процедурами;
     4) кандидат должен продемонстрировать теоретические  знания  в
областях:
     организационно-методическая работа старшего диспетчера;
     организация воздушного движения;
     психолого-педагогические аспекты     деятельности      старших
диспетчеров;
     обеспечение безопасности полетов при  обслуживании  воздушного
движения;
     обеспечение деятельности   органов   обслуживания   воздушного
движения;
     5) кандидат должен продемонстрировать практические  навыки  по
следующим операциям:
     проведение инструктажа диспетчерской смены;
     прием и сдача дежурства;
     контроль приема  и  сдачи  дежурства  персоналом  обслуживания
воздушного   движения  диспетчерской  смены,  а  также  организация
подмены диспетчеров в период дежурства;
     взаимодействие со    службами,    обеспечивающими   выполнение
полетов;
     контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
     проведение разбора работы диспетчерской смены.
     37. Для   получения  допуска  диспетчера-инструктора  (включая
диспетчера-инструктора тренажера) кандидат должен:
     1) иметь:
     высшее или среднее профессиональное образование;
     опыт работы   в   органах   обслуживания  воздушного  движения
(управления полетами) не менее чем 60 месяцев, в том числе не менее
чем   24   месяца  в  подразделении,  представляющем  кандидата  на
получение допуска диспетчера-инструктора;
     действующее свидетельство  и  классную квалификацию "Диспетчер
УВД 1-го класса";
     допуски к  работе  на  диспетчерских  пунктах (секторах),  где
кандидат     будет      исполнять      должностные      обязанности
диспетчера-инструктора;
     удостоверение о      прохождении       курсов       подготовки
диспетчеров-инструкторов;
     2)  знать:
     основы авиационной педагогики;
     основы авиационной психологии;
     методику планирования учебного процесса;
     методику проведения предварительной подготовки и практического
обучения на рабочем месте в процессе стажировки;
     нормативные документы,    регламентирующие    профессиональную
подготовку соответствующих специалистов;
     3) уметь:
     применять в   практической   деятельности  знания  авиационной
педагогики и психологии;
     применять в   практической   деятельности  знания  нормативных
документов   по   профессиональной    подготовке    соответствующих
специалистов;
     составлять планы  и   программы   подготовки   соответствующих
специалистов и осуществлять контроль за их выполнением;
     осуществлять качественную      подготовку      соответствующих
специалистов;
     содействовать внедрению  передовых  методов  и  технологий   и
представлять соответствующие рекомендации;
     проводить стажировку соответствующих специалистов и  оказывать
диспетчерам  УВД практическую помощь после получения ими допусков к
самостоятельной работе;
     проводить проверку практических навыков персонала обслуживания
воздушного движения на рабочих местах;
     вести необходимую документацию;
     4) кандидат должен продемонстрировать теоретические  знания  в
областях:
     основы авиационной педагогики и психологии;
     обслуживание воздушного движения;
     методы профессионального обучения;
     обеспечение безопасности  полетов  при обслуживании воздушного
движения;
     национальные требования,  стандарты  и  рекомендуемая практика
Международной   организации   гражданской   авиации    в    области
профессиональной   подготовки   персонала  обслуживания  воздушного
движения;
     5) кандидат  должен  продемонстрировать практические навыки по
следующим операциям:
     организация, планирование    и    проведение   предварительной
подготовки стажера;
     определение готовности стажера к практической подготовке;
     организация, планирование и проведение практической стажировки
на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;
     ведение дневника стажера и оформление представления на  допуск
стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера.
     38. Для  получения  допуска  к  работе  диспетчером   УВД   на
диспетчерском пункте (секторе) кандидат должен:
     обладать знаниями, определенными для обладателя свидетельства,
и соответствующей квалификационной отметкой;
     пройти проверку теоретических знаний по разделам, определенным
подпунктом 1 пункта 23 настоящих Правил,  в соответствии с классной
квалификацией;
     пройти необходимую  стажировку и проверку практических навыков
в соответствии с  требованиями  подпункта  3  пункта  23  настоящих
Правил.
     При получении  последующих   допусков   в   рамках   имеющейся
квалификационной  отметки  кандидат проходит проверку теоретических
знаний только в части абзацев "г",  "д" и "з" подпункта 1 пункта 23
настоящих Правил,  а если данный пункт предусматривает обслуживание
полетов на английском языке,  дополнительно  проходит  проверку  по
абзацу "и".

                           _____________

2009-11-26
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест