ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О государственной поддержке
социально-экономического развития Камчатского края
Рассмотрев в рамках Дня Камчатского края в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, проведенного 25 ноября
2009 года, вопросы, связанные с социально-экономическим развитием
Камчатского края, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает следующее.
Камчатский край образован как новый субъект Российской
Федерации 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской
области и Корякского автономного округа.
Значительные различия объединившихся субъектов Российской
Федерации в уровне социально-экономического развития, составе и
занятости населения, состоянии транспортной, энергетической и
социальной инфраструктуры, высокая дотационность бюджетов обоих
бывших субъектов Российской Федерации, северная специфика их систем
жизнеобеспечения и другие факторы обусловили сложность
объединительного процесса и его особенности.
За прошедший период главные этапы этого процесса успешно
завершены. Основные социально-экономические показатели устойчиво
растут. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы выравнивания
ранее сложившихся территориальных различий, в том числе проблема
создания условий повышения конкурентоспособности экономики
Камчатского края в российском экономическом пространстве.
Ведущую роль в экономике Камчатского края играет
рыбохозяйственный комплекс, который обеспечивает 22 процента
российского вылова водных биологических ресурсов, 18,7 процента
производства товарной пищевой рыбной продукции. Доля продукции
рыбной отрасли в общем объеме промышленного производства
Камчатского края составляет более 55 процентов.
В последние годы значительно улучшена законодательная база,
регулирующая отношения в рыбохозяйственном комплексе. Однако ряд
изменений, внесенных в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года
N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов", не способствуют прогрессивному развитию
рыбохозяйственного комплекса как Камчатского края, так и в целом
Российской Федерации. В частности, изменения, касающиеся вылова
(добычи) водных биологических ресурсов коренными малочисленными
народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, привели к возникновению
напряженности в местах их постоянного проживания и ведения ими
промысла. В связи с этим стала очевидной необходимость комплексного
решения указанной проблемы на федеральном уровне с учетом интересов
субъектов Российской Федерации.
Расширяются сфера и масштабы использования недр и
водно-энергетических ресурсов.
В структуре вырабатываемой электроэнергии удельный вес
электроэнергии, произведенной с использованием местных природных
ресурсов, составляет 29,5 процента, а с 2010 года после завершения
строительства газопровода и перевода основных мощностей энергетики
на камчатский природный газ эта цифра достигнет 83 процентов.
Углеводородный потенциал суши оценивается в 1,4 млрд. тонн в
нефтяном эквиваленте. Имеются разведанные запасы и крупные
прогнозные ресурсы угля, золота, серебра, никеля, значителен
потенциал других полезных ископаемых.
Для производства строительных материалов разведано более 50
месторождений различных видов сырья.
Горнопромышленный комплекс Камчатского края в настоящее время
находится на этапе формирования. Наряду с рыбохозяйственным
комплексом, туризмом и бальнеологией он может внести весомый вклад
в экономический рост региона в ближайшей и отдаленной перспективе.
Камчатский край и прилегающие к нему акватории Охотского и
Берингова морей обладают значительным и разнообразным ресурсным,
туристско-рекреационным и природным потенциалом, сохранение,
рациональное и комплексное использование которого является одной из
главных задач стратегии социально-экономического развития региона
на долгосрочный период.
В то же время неразвитость инфраструктуры, в том числе низкая
плотность транспортной сети, препятствует оптимальному
использованию природного потенциала, ограничивает возможности
развития отдаленных населенных пунктов.
Необходимость выполнения антисейсмических мероприятий, высокие
цены на завозные строительные материалы и выполнение работ
увеличивают сметную стоимость объектов жилищного строительства по
сравнению с государственными сметными нормативами, что создает
проблемы с переселением граждан из ветхого жилья и обеспечением
жильем военнослужащих и детей-сирот.
Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти
Камчатского края, очевидна необходимость государственной поддержки
социально-экономического развития региона.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
1) в целях создания механизмов ускоренного
социально-экономического развития Камчатского края:
разработать и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проект федерального закона о создании
особой экономической зоны в Камчатском крае;
определить срок проведения конкурсов по отбору заявок на
создание портовых особых экономических зон и особых экономических
зон туристско-рекреационного типа;
учитывать при реализации федеральных программ строительства и
(или) приобретения жилья фактическую себестоимость строительства в
регионе, обусловленную высокой сейсмической активностью региона и
его географическим положением;
разработать и включить в федеральную целевую программу
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
на период до 2013 года" подпрограмму "Национальное село",
направленную на развитие социальной, жилищной и коммунальной
инфраструктуры в национальных селах Камчатского края;
оказать содействие в финансировании программы газификации
Камчатского края;
2) разработать и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении
изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ
"О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации", в котором уточнить понятие "традиционный образ жизни",
дополнить понятийный аппарат понятиями "традиционная хозяйственная
деятельность" и "подсобный вид деятельности", а также возложить на
Правительство Российской Федерации полномочия по установлению
порядка подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к
коренным малочисленным народам;
3) рассмотреть вопрос о корректировке федерального бюджета на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов с целью увеличения
объемов финансирования расходов на охрану, обустройство и
техническое оснащение особо охраняемых природных территорий
Камчатского края;
4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 886
"Об определении районов континентального шельфа Российской
Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации,
в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства" с
целью включения в число районов континентального шельфа Российской
Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации,
в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства,
Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской, Карагинской и
Петропавловско-Командорской подзон.
2. Поручить Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и
охране окружающей среды и Комитету Совета Федерации по делам Севера
и малочисленных народов в порядке реализации права законодательной
инициативы Совета Федерации подготовить проект федерального закона
о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля
1992 года N 2395-I "О недрах" в части:
увеличения до 10 лет срока геологического изучения недр,
включающего разведку и оценку месторождений полезных ископаемых в
труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к нему
местностях;
обеспечения возможности применения заявительного порядка
доступа к участкам недр, не содержащим локализованных прогнозных
ресурсов;
передачи субъектам Российской Федерации полномочий по
лицензированию геологического изучения участков недр, содержащих
общераспространенные полезные ископаемые;
определения финансовой ответственности пользователей недрами
за нарушение сроков освоения объектов, определенных лицензионными
соглашениями;
разработки и введения порядка обязательного согласования с
исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации изменений, вносимых в лицензии на пользование
недрами.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
25 декабря 2009 года
N 555-СФ