О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по жалобе гражданина Репы Николая Федоровича на нарушение его
конституционных прав пунктом 50 статьи 35 Федерального закона
"О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
город Санкт-Петербург 3 февраля 2010 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи
В.Г.Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Н.Ф.Репы,
у с т а н о в и л:
1. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
был внесен ряд изменений.
В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право
врачей, провизоров, работников со средним медицинским и
фармацевтическим образованием государственной и муниципальной
систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской
местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними
членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и
освещением в соответствии с действующим законодательством, признана
утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая,
согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников
федеральных специализированных организаций здравоохранения
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданин Н.Ф.Репа - врач федерального специализированного
медицинского учреждения "Детский туберкулезный санаторий "Кирицы"
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию,
находящегося в ведении Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации и расположенного в сельской
местности, оспаривает конституционность положений пункта 50 статьи
35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
По мнению заявителя, осуществленное федеральным законодателем
изменение действовавшего правового регулирования привело - в
нарушение статей 2, 7, 18, 19, 21, 39, 40 и 55 (часть 2)
Конституции Российской Федерации - к отмене без равноценной
компенсации ранее предоставлявшихся медицинским работникам
федеральных специализированных учреждений здравоохранения,
расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот,
поставило их в неравное положение с работающими и проживающими в
сельской местности медицинскими работниками иных организаций
здравоохранения и, при отсутствии соответствующего нормативного
правового акта Правительства Российской Федерации, фактически
лишило медицинских работников федеральных специализированных
учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности,
социальной поддержки.
Как следует из представленных материалов, решениями судов
общей юрисдикции со ссылкой на пункт 50 статьи 35 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и отсутствие в действующем
законодательстве положений, устанавливающих для медицинских
работников федеральных специализированных учреждений
здравоохранения конкретные меры социальной поддержки, в том числе
по оплате жилья и коммунальных услуг, Н.Ф.Репе было отказано в
сохранении льготы в виде бесплатного пользования квартирой с
отоплением и освещением, которая до 1 января 2005 года
предоставлялась ему на основании части второй статьи 63 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ был
осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по
состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан.
В частности, пунктом 50 статьи 35 названного Федерального закона
решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было
передано тем властным структурам, в ведении которых находятся
соответствующие организации здравоохранения: для медицинских
работников федеральных специализированных организаций
здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются
Правительством Российской Федерации, для медицинских работников
организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных
организаций здравоохранения - органами местного самоуправления
(части четвертая - шестая статьи 63 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан в указанной
редакции).
Само по себе такое правовое регулирование, принятое в рамках
процесса разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, как
отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от
12 июля 2006 года N 375-О, от 4 декабря 2007 года N 947-О-П, от
7 февраля 2008 года N 383-О-П и др., не вступает в противоречие с
конституционными предписаниями. При этом, реализуя указанные
полномочия, соответствующие органы государственной власти и
местного самоуправления обязаны учитывать, что изменение ранее
установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций
должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип
поддержания доверия граждан к закону и действиям государства,
предполагающий правовую определенность, сохранение разумной
стабильности правового регулирования, недопустимость внесения
произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость
законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально
признанного статуса, приобретенных прав, действенности их
государственной защиты, т. е. в том, что приобретенное ими на
основе действующего законодательства право будет уважаться властями
и будет реализовано, а отмена либо приостановление предоставления
выплат либо льгот компенсаторного характера будут иметь место
только при установлении надлежащего механизма соответствующего
возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не
должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П,
от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от
23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года
N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года
N 521-О и др.).
3. Согласно части четвертой статьи 63 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) к полномочиям
Правительства Российской Федерации отнесено принятие нормативных
правовых актов, устанавливающих с 1 января 2005 года меры
социальной поддержки медицинских работников федеральных
специализированных организаций здравоохранения, в том числе
медицинских учреждений (их перечень утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872
"О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных
учреждениях оздоровительного профиля", действующим в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008
года N 594).
Детский туберкулезный санаторий "Кирицы" Федерального
агентства по здравоохранению и социальному развитию включен в
перечень федеральных специализированных медицинских учреждений,
утвержденный названным постановлением Правительства Российской
Федерации. Однако до настоящего времени Правительство Российской
Федерации не установило меры социальной поддержки для медицинских
работников федеральных специализированных организаций
здравоохранения, в связи с чем данные работники (в отличие от
аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения)
оказались лишенными возможности реализовать право на меры
социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в
сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался
жилищно-коммунальными льготами на основании части второй статьи 63
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан в прежней редакции, фактически утратили такую возможность
без какой-либо компенсации.
Отсутствие надлежащего правового регулирования, которое должно
было осуществить Правительство Российской Федерации в соответствии
с частью четвертой статьи 63 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), не предполагающей
произвольный отказ Российской Федерации от предоставления
медицинским работникам федеральных специализированных медицинских
учреждений, работающим и проживающим в сельской местности,
жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании
законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года, не
согласуется с приведенной правовой позицией Конституционного Суда
Российской Федерации.
В целях недопущения ущемления социальных прав указанной
категории медицинских работников Правительству Российской Федерации
надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки, а
до установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность
по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто,
работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами
до 1 января 2005 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2
части первой статьи 43, частью четвертой статьи 71, частью первой
статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" правовое
регулирование не предполагает лишение медицинских работников
федеральных специализированных медицинских учреждений, работающих и
проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот,
которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части
второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан.
2. Конституционно-правовой смысл положений пункта 50 статьи 35
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный
Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении
на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою
силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
3. Признать жалобу гражданина Репы Николая Федоровича не
подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного
им вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
4. Правоприменительные решения по делу гражданина Репы Николая
Федоровича, основанные на пункте 50 статьи 35 Федерального закона
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в истолковании, расходящемся с его
конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем
Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для
этого нет иных препятствий.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской
газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
N 136-О-П