ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 20 февраля 2010 г. N 72
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов"
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты
Правительства Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2010 г.
N 72
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в акты Правительства Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов"
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от
3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства
юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 24, ст. 2281):
а) в преамбуле слова "В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. N 2147 "О мерах по
совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1994, N 32, ст. 3337)" исключить;
б) в пунктах 1, 2, абзаце первом пункта 4 и пункте 5
слова "юридическая экспертиза" в соответствующем падеже заменить
словами "правовая экспертиза" в соответствующем падеже.
2. В Правилах подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 1999, N 8, ст. 1026;
2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443):
а) в абзаце пятом пункта 4 слова "юридическую экспертизу"
заменить словами "правовую экспертизу";
б) пункт 4-1 изложить в следующей редакции:
"4-1. В целях обеспечения возможности проведения независимой
антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
федеральный орган исполнительной власти - разработчик проекта
нормативного правового акта в течение рабочего дня,
соответствующего дню его направления на рассмотрение в юридическую
службу этого федерального органа исполнительной власти, размещает
проект нормативного правового акта на своем официальном сайте в
сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.";
в) абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:
"При подготовке нормативного правового акта проводится его
правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в
порядке, установленном соответствующим федеральным органом
исполнительной власти, и согласно методике проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской
Федерации.";
г) в пункте 11:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству
Российской Федерации;";
после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"антикоррупционную экспертизу этого акта;";
д) абзац седьмой пункта 12 изложить в следующей редакции:
"сведения о проведении независимой антикоррупционной
экспертизы с приложением копий заключений по результатам
независимой антикоррупционной экспертизы.";
е) в абзаце втором пункта 13 слова "до одного месяца"
заменить словами "до 30 рабочих дней";
ж) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. В регистрации нормативного правового акта может быть
отказано, если при проведении правовой экспертизы будет
установлено несоответствие этого акта законодательству Российской
Федерации.".
3. В абзаце втором пункта 3 Положения о порядке ведения
федерального регистра нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4826),
слова "юридической экспертизы" заменить словами "правовой
экспертизы".
4. В предложении первом абзаца первого пункта 13 Основных
требований к концепции и разработке проектов федеральных законов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
2 августа 2001 г. N 576 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 32, ст. 3335; 2009, N 12, ст. 1443; N 19,
ст. 2346), слова "экспертизы в целях выявления в них положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции,"
заменить словами "антикоррупционной экспертизы".
5. В Регламенте Правительства Российской Федерации,
утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от
1 июня 2004 г. N 260 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2007, N 32, ст. 4150; 2009, N 12,
ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 49, ст. 5970):
а) абзац первый пункта 60 изложить в следующей редакции:
"60. Проекты федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации нормативного характера и актов Правительства,
имеющих нормативный характер (проектов постановлений
Правительства), после их согласования в соответствии с
пунктами 57-59 настоящего Регламента до внесения в Правительство
направляются с приложением протоколов согласительных совещаний
(при их наличии) и замечаний на правовую экспертизу и
антикоррупционную экспертизу для оценки проекта акта на предмет
его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия
внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании
соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники,
а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов. По
результатам указанных экспертиз Министерство юстиции Российской
Федерации дает соответствующие заключения.";
б) пункт 61 после абзаца первого дополнить абзацем следующего
содержания:
"Проекты актов вносятся в Правительство с приложением
заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы
(при их наличии).";
в) абзац второй пункта 104 изложить в следующей редакции:
"Министерство юстиции Российской Федерации проводит
антикоррупционную экспертизу проектов официальных отзывов и
заключений на проекты федеральных законов при проведении их
правовой экспертизы.".
6. В Типовом регламенте внутренней организации федеральных
органов исполнительной власти, утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31,
ст. 3233; 2009, N 12, ст. 1443):
а) абзац третий пункта 5.1 изложить в следующей редакции:
"В целях обеспечения возможности проведения независимой
антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций
или имеющих межведомственный характер, федеральный орган
исполнительной власти - разработчик проекта нормативного правового
акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления
на рассмотрение в юридическую службу этого федерального органа
исполнительной власти, размещает проект нормативного правового
акта на своем официальном сайте в сети Интернет с указанием дат
начала и окончания приема заключений по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы.";
б) абзац второй пункта 6.3 изложить в следующей редакции:
"В целях обеспечения возможности проведения независимой
антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов,
проектов указов Президента Российской Федерации, проектов
постановлений Правительства, проектов концепций и технических
заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов
официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов
федеральный орган исполнительной власти - разработчик проекта акта
в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на
согласование в государственные органы и организации в соответствии
с пунктом 57 Регламента Правительства, размещает его на своем
официальном сайте в сети Интернет с указанием дат начала и
окончания приема экспертных заключений по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы.";
в) в абзаце первом пункта 6.4 слова "на заключение" заменить
словами "на правовую экспертизу и на антикоррупционную
экспертизу".
7. В Положении о законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по
совершенствованию законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2009, N 19, ст. 2346):
а) абзац второй пункта 26 изложить в следующей редакции:
"Министерство юстиции Российской Федерации при проведении
правовой экспертизы также проводит антикоррупционную экспертизу
законопроекта, по результатам которых дает соответствующие
заключения. Заключения на законопроект до его внесения в
Правительство подписываются Министром юстиции Российской Федерации
или его заместителем и направляются в соответствующий федеральный
орган исполнительной власти либо организацию в течение 7 дней со
дня поступления законопроекта. В зависимости от объема и сложности
законопроекта по договоренности между Министерством юстиции
Российской Федерации и соответствующим федеральным органом
исполнительной власти либо организацией может быть установлен иной
срок подготовки заключений, который не может превышать 30 дней.";
б) пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Заключение Министерства юстиции Российской Федерации по
результатам правовой экспертизы должно содержать следующие
сведения:
а) предмет регулирования и его соответствие предметам ведения
Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией
Российской Федерации (с указанием статей);
б) состояние нормативного регулирования в данной сфере,
необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня
нормативных правовых актов, необходимых для реализации
соответствующего федерального закона, для урегулирования
затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции
Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных
органов исполнительной власти;
в) оценка формы законопроекта (новый федеральный закон,
внесение изменений в действующий федеральный закон и т. д.) и
соответствия его текста правилам юридической техники;
г) соответствие содержания законопроекта нормам Конституции
Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам
международного права, международным договорам Российской
Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным
законам, а также юридической практике;
д) иные юридические особенности законопроекта.";
в) дополнить пунктом 29-1 следующего содержания:
"29-1. Заключение Министерства юстиции Российской Федерации по
результатам антикоррупционной экспертизы должно содержать сведения
о наличии в законопроекте коррупциогенных факторов и предложения о
способах их устранения либо сведения об отсутствии в законопроекте
коррупциогенных факторов.".
____________