П Р И К А З
Министра обороны Российской Федерации
от 26 марта 2010 г. N 270
О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации
постановления Правительства Российской Федерации
от 18 июля 2000 г. N 538
Зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2010 г.
Регистрационный N 17562
1. Утвердить Требования, предъявляемые к военнослужащим
летно-испытательного состава и парашютистам-испытателям
Вооруженных Сил Российской Федерации, для присвоения
квалификационных категорий (приложение N 1 к настоящему приказу).
2. Внести изменения в приказ Министра обороны Российской
Федерации от 8 октября 2000 г. N 487 "О дополнительных мерах по
усилению социальной защиты военнослужащих летно-испытательного
состава и парашютистов-испытателей 929 Государственного
летно-испытательного центра Министерства обороны Российской
Федерации имени В.П.Чкалова, 1181 центра организации и контроля
испытаний вооружения, военной и специальной техники
(Военно-воздушных сил) и управления начальника вооружения
Военно-воздушных сил" (зарегистрирован в Министерстве юстиции
Российской Федерации 26 октября 2000 г., регистрационный N 2429)
(в редакции приказов Министра обороны Российской Федерации от
7 мая 2007 г. N 178 "О внесении изменений в приказ Министра обороны
Российской Федерации от 8 октября 2000 г. N 487" (зарегистрирован
в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 июня 2007 г.,
регистрационный N 9620) и от 4 апреля 2009 г. N 143 "О внесении
изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от
8 октября 2000 г. N 487" (зарегистрирован в Министерстве юстиции
Российской Федерации 19 мая 2009 г., регистрационный N 13945)
согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).
Министр обороны
Российской Федерации А.Сердюков
____________
Приложение N 1
к приказу
Т Р Е Б О В А Н И Я,
предъявляемые к военнослужащим летно-испытательного состава и
парашютистам-испытателям Вооруженных Сил Российской Федерации, для
присвоения квалификационных категорий
1. Настоящие Требования, предъявляемые к военнослужащим
летно-испытательного состава и парашютистам-испытателям Вооруженных
Сил Российской Федерации<1>, для присвоения квалификационной
категории разработаны в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 538 "Об определении
квалификации летно-испытательного состава и
парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации".
____________
<1> Далее в тексте настоящих Требований, если не оговорено
особо, для краткости военнослужащие летно-испытательного состава и
парашютисты-испытатели Вооруженных Сил Российской Федерации будут
именоваться военнослужащими летно-испытательного состава.
2. В зависимости от профессионального мастерства и
накопленного опыта, полученного при испытаниях авиационных,
авиационно-космических комплексов, образцов и систем авиационной,
ракетной, парашютно-десантной и воздухоплавательной техники,
беспилотных авиационных комплексов, специального вооружения (далее
именуется - авиационная техника), военнослужащим
летно-испытательного состава присваивается следующая
квалификационная категория:
а) летчик (штурман)-испытатель третьего класса;
б) летчик (штурман)-испытатель второго класса;
в) летчик (штурман)-испытатель первого класса;
г) воздушный стрелок-радист-испытатель третьего класса;
д) воздушный стрелок-радист-испытатель второго класса;
е) воздушный стрелок-радист-испытатель первого класса;
ж) бортовой инженер-испытатель третьего класса;
з) бортовой инженер-испытатель второго класса;
и) бортовой инженер-испытатель первого класса;
к) бортовой техник-испытатель третьего класса;
л) бортовой техник-испытатель второго класса;
м) бортовой техник-испытатель первого класса;
н) парашютист-испытатель третьего класса;
о) парашютист-испытатель второго класса;
п) парашютист-испытатель первого класса.
Военнослужащим, для которых постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 538 квалификационные
категории установлены впервые, разрешается их присвоение исходя из
достигнутого уровня профессионального мастерства.
3. Соответствие военнослужащих летно-испытательного состава
требованиям присваиваемой квалификационной категории определяется
по результатам испытательных, научно-исследовательских работ,
проведенных в воздухе, и сдачи теоретических экзаменов или защиты
научно-исследовательской (военно-научной) работы.
4. Представление военнослужащих летно-испытательного состава
на присвоение квалификационной категории производится
непосредственными командирами (начальниками).
Председателю нештатной квалификационной комиссии 929
Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны
Российской Федерации имени В.П.Чкалова (ГЛИЦ) направляется
представление на присвоение военнослужащему квалификационной
категории (приложение к настоящим Требованиям).
5. Военнослужащие летно-испытательного состава, имеющие
неснятые дисциплинарные взыскания, на присвоение квалификационной
категории не представляются.
6. Военнослужащие летно-испытательного состава,
представленные на присвоение квалификационной категории, сдают
экзамены в объеме, предусмотренном для каждой квалификационной
категории.
7. Экзамены сдают по следующим дисциплинам:
а) летчики-испытатели:
практическая аэродинамика и методики летных испытаний;
авиационная техника;
навигационная подготовка;
б) штурманы-испытатели:
навигационная подготовка и методики летных испытаний;
применение прицельно-навигационных комплексов и вооружения;
авиационная техника;
в) воздушные стрелки-радисты-испытатели, бортовые
инженеры-испытатели, бортовые техники-испытатели<1>:
методики летных испытаний;
авиационная техника (в части касающейся);
практическая аэродинамика (для бортовых инженеров-испытателей
и бортовых техников-испытателей);
правила ведения радиосвязи и скрытого управления войсками
(для воздушных стрелков-радистов-испытателей);
прием на слух и передача на ключе (для воздушных
стрелков-радистов-испытателей);
г) парашютисты-испытатели:
методики летных испытаний;
людские парашютные системы;
средства аварийного покидания летательных аппаратов.
____________
<1> Далее в тексте настоящих Требований, если не оговорено
особо, для краткости воздушные стрелки-радисты-испытатели, бортовые
инженеры-испытатели, бортовые техники-испытатели будут именоваться
членами летного экипажа.
8. О времени и месте сдачи экзаменов военнослужащие,
представленные на присвоение квалификационной категории,
извещаются не позднее 10 дней до их начала.
9. Военнослужащим, которые на экзаменах по каждой дисциплине
получили оценки не ниже "хорошо", в установленном порядке
присваивается квалификационная категория. При этом экзамены должны
быть сданы на "отлично" (средний балл - не менее 4,6) по следующим
дисциплинам:
практическая аэродинамика и методики летных испытаний -
летчиками-испытателями;
навигационная подготовка и методики летных испытаний -
штурманами-испытателями;
правила ведения радиосвязи, скрытого управления войсками и
методики летных испытаний - воздушными
стрелками-радистами-испытателями;
авиационная техника и методики летных испытаний - бортовыми
инженерами-испытателями и бортовыми техниками-испытателями;
людские парашютные системы и методики летных испытаний -
парашютистами-испытателями.
Военнослужащим, не выполнившим перечисленные требования,
квалификационная категория не присваивается, и они могут быть
допущены к повторной сдаче экзаменов не ранее чем через пять
месяцев.
10. Результаты экзаменов оформляются протоколом. На основании
протокола и заключения нештатной квалификационной комиссии 929
Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны
Российской Федерации имени В.П.Чкалова в установленном порядке
издается приказ главнокомандующего Военно-воздушными силами о
присвоении квалификационных категорий, после чего в личные дела,
летные книжки, книжки учета выполнения прыжков с парашютом
военнослужащих летно-испытательного состава производятся
соответствующие записи.
11. Квалификационная категория "летчик (штурман)-испытатель
третьего класса" присваивается выпускнику учебно-летного отдела 267
летно-испытательного центра 929 Государственного
летно-испытательного центра Министерства обороны Российской
Федерации имени В.П.Чкалова, прошедшему программу обучения,
сдавшему экзамены по летной и теоретической подготовке.
Летчик (штурман)-испытатель третьего класса проводит
различные виды испытаний на серийных и модифицированных воздушных
судах, участвует в облетах всех серийных и модифицированных
воздушных судов, участвует в научно-техническом сопровождении
комплексов и систем авиационной техники.
12. Квалификационная категория "летчик (штурман)-испытатель
второго класса" присваивается летчику (штурману)-испытателю не
ранее чем через два года после получения им квалификационной
категории третьего класса, освоившему методику и технику испытаний
воздушных судов, участвовавшему в контрольных, приемо-сдаточных
или специальных летных испытаниях и сдавшему теоретические
экзамены или защитившему научно-исследовательскую (военно-научную)
работу.
Летчик (штурман)-испытатель второго класса осуществляет все
виды испытаний, проводимые летчиком (штурманом)-испытателем
третьего класса, а также проводит в качестве ведущего летчика
(штурмана) испытания опытных воздушных судов, поступивших на
испытания в ГЛИЦ, участвует в научно-техническом сопровождении
комплексов и систем авиационной техники.
13. Квалификационная категория "летчик (штурман)-испытатель
первого класса" присваивается летчику (штурману)-испытателю не
ранее чем через три года после получения им квалификационной
категории второго класса при условии его участия в государственных
или летно-конструкторских испытаниях не менее двух типов воздушных
судов (для штурманов - не менее трех государственных или
летно-конструкторских испытаний воздушных судов, навигационных и
прицельно-навигационных комплексов, систем вооружения,
десантирования и поисково-прицельных систем, комплексов разведки и
обороны), сдачи теоретических экзаменов или защиты
научно-исследовательской (военно-научной) работы.
Разрешается одно из государственных или летно-конструкторских
испытаний приравнивать к двум специальным или периодическим летным
испытаниям или научно-исследовательским работам в воздухе:
на устойчивость и управляемость воздушных судов с выходом на
предельные режимы и воздушных судов с надстройками и подвесками,
изменяющими их аэродинамическую компоновку;
на большие углы атаки, сваливание и штопор;
на маневрирование на малых и околонулевых скоростях;
на посадки с выключенными двигателями и на режиме
самовращения несущего винта;
на расширение летных ограничений воздушных судов;
систем автоматического управления, в том числе на воздушных
судах-мишенях;
систем автоматизированного перехвата на высотах менее 500
метров;
систем маловысотного полета;
на прерванные и продолженные взлеты;
на взлеты и посадки с палубы корабля или с укороченной
взлетно-посадочной полосы;
на посадки на нестандартную взлетно-посадочную полосу;
на дозаправки воздушных судов в полете;
силовых установок на предельных режимах эксплуатации, в том
числе на газодинамическую устойчивость при стрельбе или пуске
ракет;
летательных аппаратов с нетрадиционной компоновкой;
на расширение боевых возможностей систем вооружения,
десантирования и поисково-прицельных систем, комплексов разведки и
обороны - для штурманов;
перспективных систем, входящих в состав навигационного и
прицельно-навигационного комплекса, - для штурманов.
Инструкторам - летчикам (штурманам)-испытателям
учебно-летного отдела 267 летно-испытательного центра 929
Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны
Российской Федерации имени В.П.Чкалова разрешается заменять одно
из специальных летных испытаний выпуском не менее одного набора
слушателей.
Летчик (штурман)-испытатель первого класса проводит в
качестве ведущего летчика (штурмана) все виды испытаний,
проводимые летчиками (штурманами)-испытателями третьего и второго
классов, а также выполняет первые полеты на опытных и
экспериментальных воздушных судах, проходящих
летно-конструкторские и государственные испытания, участвует в
научно-техническом сопровождении комплексов и систем авиационной
техники.
14. Квалификационная категория "воздушный
стрелок-радист-испытатель третьего класса" присваивается воздушным
стрелкам-радистам первого класса, зачисленным на должность в ГЛИЦ
или в военное представительство Министерства обороны Российской
Федерации (далее именуется - военное представительство), имеющим
опыт работы по специальности не менее пяти лет, высшее техническое
образование и сдавшим теоретические экзамены.
15. Квалификационная категория "бортовой инженер-испытатель
третьего класса" присваивается бортовым инженерам первого класса,
зачисленным в ГЛИЦ или в военное представительство, имеющим опыт
летной работы по специальности не менее пяти лет, высшее
техническое образование и сдавшим теоретические экзамены.
16. Квалификационная категория "бортовой техник-испытатель
третьего класса" присваивается бортовым техникам первого класса,
зачисленным в ГЛИЦ или в военное представительство, имеющим опыт
летной работы по специальности не менее трех лет и сдавшим
теоретические экзамены.
17. Член летного экипажа - испытатель третьего класса
проводит летные испытания серийных комплексов и систем воздушных
судов, проходящих испытания в ГЛИЦ или в военных
представительствах, и участвует в научно-техническом сопровождении
комплексов и систем авиационной техники.
18. Квалификационная категория "испытатель второго класса"
присваивается члену летного экипажа не ранее чем через два года
после получения им квалификационной категории третьего класса,
освоившему методики и технику испытаний оборудования воздушных
судов, проведшему летные приемо-сдаточные испытания или
контрольные летные испытания комплексов и систем, установленных на
воздушных судах, и сдавшему теоретические экзамены.
Член летного экипажа - испытатель второго класса проводит
испытания опытных комплексов и систем, поступающих на испытания в
ГЛИЦ, установленных на опытных, модифицированных и серийных
воздушных судах, участвует в научно-техническом сопровождении
комплексов и систем авиационной техники.
19. Квалификационная категория "испытатель первого класса"
присваивается члену летного экипажа не ранее чем через три года
после получения им квалификационной категории второго класса,
участвовавшему в двух государственных или летно-конструкторских
испытаниях комплексов и систем воздушных судов и сдавшему
теоретические экзамены.
Член летного экипажа - испытатель первого класса проводит все
виды летных испытаний, в том числе опытных и экспериментальных
комплексов и систем, устанавливаемых на воздушных судах, участвует
в научно-техническом сопровождении комплексов и систем авиационной
техники.
20. Члену летного экипажа разрешается одно из государственных
или летно-конструкторских испытаний приравнивать к двум
специальным, приемо-сдаточным, летным испытаниям или
научно-техническим работам в воздухе:
а) для воздушных стрелков-радистов-испытателей:
бортовых комплексов связи, связанных с изменением состава или
математического обеспечения;
систем быстродействующей радиосвязи;
систем стрелково-пушечного вооружения;
систем адаптации коротковолновой радиосвязи;
на определение характеристик систем электроснабжения;
б) для бортовых инженеров-испытателей и бортовых
техников-испытателей:
на определение характеристик силовых установок и
вспомогательных силовых установок;
на определение характеристик систем дозаправки топливом в
воздухе;
на определение характеристик систем летательных аппаратов;
на определение характеристик десантно-транспортного
оборудования.
21. Квалификационная категория "парашютист-испытатель
третьего класса" присваивается парашютисту-инструктору
парашютно-десантной подготовки, назначенному на воинскую должность
инструктора - испытателя парашютов, прошедшему программу
подготовки парашютиста-испытателя, сдавшему теоретические экзамены
и допущенному к выполнению испытательных прыжков с десантными,
спортивными и тренировочными парашютными системами.
22. Квалификационная категория "парашютист-испытатель второго
класса" присваивается парашютисту-испытателю не ранее чем через
два года после получения им квалификационной категории третьего
класса:
а) выполнившему не менее 100 испытательных прыжков, из них не
менее 25 прыжков по испытаниям:
спасательных парашютных систем;
запасных парашютных систем;
специального снаряжения;
плавательных средств или специального снаряжения на воде;
аварийных выходов (люков);
устройств отцепки купола парашютной системы в воздухе;
б) освоившему не менее пяти типов опытных (модифицированных)
парашютных систем;
в) сдавшему теоретические экзамены.
23. Квалификационная категория "парашютист-испытатель первого
класса" присваивается парашютисту-испытателю не ранее чем через
три года после получения им квалификационной категории второго
класса:
а) допущенному к:
выполнению испытательных катапультирований;
десантированию внутри боевой техники;
выполнению прыжков из стратосферы;
десантированию совместно с техникой и внутри специальных
контейнеров;
б) выполнившему не менее 250 испытательных прыжков, из них не
менее 50 прыжков по испытаниям:
спасательных парашютных систем;
запасных парашютных систем;
специального снаряжения;
плавательных средств или специального снаряжения на воде;
аварийных выходов (люков);
устройств отцепки основного купола парашютной системы в
воздухе;
в) освоившему не менее десяти типов опытных
(модифицированных) парашютных систем;
г) сдавшему теоретические экзамены.
____________
Приложение
к Требованиям (п. 4)
П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е
на присвоение квалификационной категории
______________________________________________________________
(наименование квалификационной категории)
______________________________________________________________
(наименование воинской части, управления)
Воинская должность____________________________________________
Воинское звание __________________ личный номер ______________
Фамилия, имя, отчество _______________________________________
Год рождения ______________________, в Вооруженных Силах с ___
Год окончания летного училища_________________________________
Образование: общее _________________ , военное _______________
С какого времени на испытательной работе _____________________
Какой имеет класс испытателя (дата, номер приказа) ___________
I. Характеристика профессиональной подготовки летчика (штурмана),
члена летного экипажа, парашютиста
А. Налет (количество прыжков)
|-------------|-------------|-------------------------------------|
|Общий |На испытания | За последние три года |
| | | |
|-------------|-------------|-------------|----------|------------|
| | |год |общий |на испытания|
| | |-------------|----------|------------|
| | | | | |
|-------------|-------------|-------------|----------|------------|
Б. Испытательная работа
1. Какие освоил типы самолетов (вертолетов, парашютных систем)
___________________________________________________________________
2. На каких типах самолетов (вертолетов) летает в настоящее
время _____________________________________________________________
3. Какие самолеты (вертолеты), навигационные комплексы,
прицельно-навигационные системы, системы ракетного
(бомбардировочного) вооружения, десантного, разведывательного и
другого специального оборудования испытывал (вид испытаний,
количество испытаний, краткое их содержание)__________________
4. Какие разрабатывал методики летных испытаний, инструкции
экипажу (летчику), летная оценка в актах, отчетах и др.
___________________________________________________________________
II. Заключение нештатной квалификационной комиссии
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
III. Результаты приема экзаменов
|------|--------------------|------------------|------------------|
|N |Наименование |Оценка |Подписи |
|п/п |дисциплины | |председателя и |
| | | |секретаря комиссии|
|------|--------------------|------------------|------------------|
|------|--------------------|------------------|------------------|
|------|--------------------|------------------|------------------|
IV. Выводы нештатной квалификационной комиссии
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Председатель нештатной квалификационной комиссии
___________________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия, дата)
Секретарь нештатной квалификационной комиссии
___________________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия, дата)
____________
Приложение N 2
к приказу
П Е Р Е Ч Е Н Ь
изменений, внесенных в приказ Министра обороны Российской Федерации
от 8 октября 2000 г. N 487
1. Заголовок приказа изложить в следующей редакции:
"О дополнительных мерах по усилению социальной защиты
военнослужащих летно-испытательного состава и
парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации".
2. Преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
"Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 18 июля 2000 г. N 538 "Об определении квалификации
летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей
Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3155; 2007, N 14, ст. 1700;
2009, N 9, ст. 1120; 2010, N 9, ст. 971) приказываю:".
3. Пункт 1 приказа и приложение к нему признать утратившими
силу.
4. Абзац первый пункта 2 приказа изложить в следующей
редакции:
"2. Выплачивать военнослужащим летно-испытательного состава и
парашютистов-испытателей 929 Государственного летно-испытательного
центра Министерства обороны Российской Федерации имени В.П.Чкалова
и 1181 центра организации и контроля испытаний вооружения, военной
и специальной техники (Военно-воздушных сил) - с момента вступления
в силу настоящего приказа, а остальным военнослужащим
летно-испытательного состава и парашютистам-испытателям Вооруженных
Сил Российской Федерации* - с 1 января 2010 г. оклады по воинским
должностям с увеличением в следующем размере:".
5. Сноску к абзацу первому пункта 2 приказа изложить в
следующей редакции:
"*Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо,
для краткости военнослужащие летно-испытательного состава и
парашютисты-испытатели Вооруженных Сил Российской Федерации будут
именоваться военнослужащими летно-испытательного состава.".
6. В абзаце двенадцатом пункта 2 приказа слова "1 января
2007 г." заменить словами "1 января 2010 г.".
_____________