Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Совета Министров СССР от 08.01.1981 № 24

                       СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

                     П о с т а н о в л е н и е

                     от 8 января 1981 г. N 24
                          Москва, Кремль

           Об утверждении положения о землях транспорта

     В соответствии со статьей 38 Основ земельного законодательства
Союза    ССР    и    союзных   республик   и   в  целях   улучшения
порядка   пользования    землями,  предоставленными   предприятиям,
учреждениям   и   организациям  транспорта,  Совет  Министров  СССР
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о землях транспорта.
     2. Признать   утратившими   силу  решения  Правительства  СССР
согласно прилагаемому перечню.

     Председатель
     Совета Министров СССР                               Н. Тихонов

     Управляющий Делами
     Совета Министров СССР                             М. Смиртюков
     _____________________

     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением
     Совета Министров СССР
     от 8 января 1981 г.
     N 24

                         П О Л О Ж Е Н И Е
                        о землях транспорта

                          Общие положения

     1. Настоящее Положение регулирует порядок пользования  землями
железнодорожного,  морского,  внутреннего водного,  автомобильного,
воздушного и трубопроводного транспорта.
     2. Землями   транспорта   признаются   земли,  предоставленные
предприятиям,   учреждениям   и   организациям    транспорта    для
осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации,
содержанию,      строительству,       реконструкции,       ремонту,
усовершенствованию   и  развитию  сооружений,  устройств  и  других
объектов транспорта.
     Размеры земельных   участков,  предоставляемых  для  указанных
целей,  определяются в соответствии с утвержденными в установленном
порядке нормами или проектно-технической документацией.
     Отвод земельных участков осуществляется с  учетом  очередности
их освоения.
     3. Земельные участки предоставляются предприятиям, учреждениям
и организациям транспорта, как правило, в бессрочное пользование.
     На период строительства, реконструкции или ремонта сооружений,
устройств   и   других   объектов   транспорта   в  соответствии  с
проектно-технической  документацией  предприятиям,  учреждениям   и
организациям   транспорта   предоставляются  земельные  участки  во
временное пользование, которые по миновании надобности в них должны
быть   приведены   в  состояние,  пригодное  для  использования  по
назначению.
     4. Размещение   сооружений,   устройств   и   других  объектов
транспорта   на   предоставленных   предприятиям,   учреждениям   и
организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных
пунктов,   производится   по   согласованию   с    соответствующими
исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
     5. Предприятия,  учреждения  и  организации  транспорта  имеют
право  использовать  для своих нужд имеющиеся на предоставленных им
земельных участках общераспространенные полезные ископаемые, торф и
водные объекты.
     6. Предприятия,  учреждения  и  организации  транспорта  могут
предоставлять  в  установленном  порядке  из  закрепленных  за ними
земель  во   временное   пользование   земельные   участки   другим
предприятиям,  учреждениям и организациям для устройства подъездных
путей,  проездов,  погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных
объектов.   Предприятия,   учреждения   и  организации,  получившие
земельные участки во временное пользование, возмещают предприятиям,
учреждениям  и  организациям  транспорта  понесенные  в этот период
расходы, связанные с содержанием и улучшением указанных участков.
     Земли транспорта  могут  также  предоставляться  во  временное
пользование:
     колхозам, совхозам,   другим  государственным  и  общественным
предприятиям,  учреждениям,  организациям   и   гражданам   -   для
сельскохозяйственных целей;
     отдельным категориям работников  транспорта  -  под  служебные
земельные наделы;
     гражданам - для выпаса скота и сенокошения.
     7. При проектировании строительства, реконструкции или ремонта
сооружений,  устройств   и   других   объектов   транспорта   могут
предусматриваться  земельные  участки для защитных лесонасаждений и
устройств в местах, подверженных снежным заносам.
     Размеры земельных   участков  для  защитных  лесонасаждений  и
устройств определяются нормами отвода земель  для  соответствующего
вида транспорта.
     Предприятия, учреждения  и  организации   транспорта   обязаны
проводить  мероприятия  по  борьбе  с  вредителями  и  сорняками  в
защитных  лесонасаждениях,  осуществлять  противопожарные  и   иные
мероприятия по уходу за ними.
     8. В целях  обеспечения  нормальной  эксплуатации  сооружений,
устройств  и  других  объектов транспорта на землях,  прилегающих к
землям,  предоставленным в пользование предприятиям,  учреждениям и
организациям  транспорта,  могут  устанавливаться охранные зоны,  в
которых вводятся особые условия землепользования.
     Порядок установления   охранных  зон,  их  размеров  и  режима
пользования землями охранных  зон  определяется  для  каждого  вида
транспорта в соответствии с действующим законодательством.
     Земли охранных зон транспорта остаются в пользовании колхозов,
совхозов   и   других   землепользователей  и  используются  ими  с
соблюдением установленных ограничений.
     9. К  охранным  зонам  транспорта относятся земельные участки,
необходимые для обеспечения сохранности,  прочности и  устойчивости
сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с
подвижными песками, прилегающие к землям транспорта.
     10. В охранных зонах транспорта запрещается:
     производить без письменного согласия предприятий, учреждений и
организаций  транспорта  всякого  рода  строительные,  монтажные  и
горные работы постоянного и временного характера;
     вести рубки  леса  и  нарушать  растительный покров способами,
которые могут привести  к  образованию  оползней,  осыпей,  селевых
потоков,  оврагов, возникновению подвижных песков, снежных заносов,
лавин и т. п.
     11. В  целях  обеспечения безопасности строительными нормами и
правилами устанавливаются  необходимые  расстояния  от  сооружений,
устройств  и  других  объектов  транспорта  до  населенных пунктов,
промышленных,  сельскохозяйственных и других предприятий, отдельных
зданий и сооружений,
     12. В  случае  пересечения   объектов   транспорта   линейными
сооружениями  другого  вида  транспорта,  линиями электропередачи и
связи,  а также при подходе таких сооружений  и  линий  к  объектам
транспорта   условия   строительства   и   эксплуатации   указанных
сооружений,  линий  и  объектов  определяются  соглашениями   между
соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
     13. Предприятия,  учреждения и организации транспорта  обязаны
рационально  использовать предоставленные им земельные участки,  не
совершать     действий,      нарушающих      интересы      соседних
землепользователей, не допускать заболачивания земель и загрязнения
их производственными и другими отходами, сточными водами, принимать
меры к защите почв от эрозии,  осуществлять закрепление и облесение
песков,  оврагов,  крутых  склонов,  а   также   иные   необходимые
мероприятия по охране земель.
     14. Ответственность  за  содержание  в  надлежащем   состоянии
земель,  предоставленных в пользование предприятиям,  учреждениям и
организациям  транспорта,  и  использование  их  в  соответствии  с
целевым   назначением   возлагается   на   руководителей  указанных
предприятий, учреждений и организаций.

                 Земли железнодорожного транспорта

     15. К  землям  железнодорожного  транспорта  относятся  земли,
занятые:
     железнодорожными путями    сообщения     и     непосредственно
примыкающими  к  ним  строениями  и  сооружениями  (железнодорожное
полотно,  мосты,   тоннели,   виадуки,   сигнальное   оборудование,
служебно-технические здания и т. д.);
     железнодорожными подъездными путями,  принадлежащими  железным
дорогам  Министерства  путей  сообщения,  а  также железнодорожными
подъездными  путями,  принадлежащими  предприятиям,  учреждениям  и
организациям  других  министерств  и  ведомств и расположенными вне
территории (земель) этих предприятий, учреждений и организаций;
     станциями со  всеми  зданиями,  сооружениями  энергетического,
локомотивного,   вагонного,   путевого   и   грузового    хозяйств,
водоснабжения    и    канализации,   защитными   и   укрепительными
насаждениями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и
иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию
железнодорожного транспорта.

                     Земли морского транспорта

     16. К землям морского транспорта относятся земли, занятые:
     морскими портами,  в том числе портами рыбной промышленности и
иными  специализированными   морскими   портами,   с   набережными,
площадями,   причалами,   вокзалами,   зданиями,   сооружениями   и
устройствами,  объектами общепортового и комплексного  обслуживания
флота;
     гидротехническими сооружениями  и   средствами   навигационной
обстановки,  судоремонтными заводами и предприятиями,  мастерскими,
базами,   складами,    радиоцентрами,    служебными,    жилыми    и
культурно-бытовыми   помещениями  и  иными  сооружениями,  имеющими
специальное назначение по обслуживанию морского транспорта.
     17. Без   согласования  с  администрацией  портов  запрещается
сооружение на подходах к портам (каналам) и  на  территории  портов
мостовых,  кабельных  и воздушных переходов,  водозаборных и других
объектов,  а  также  сооружение   радиосистем   в   зоне   действия
радионавигационных объектов.

               Земли внутреннего водного транспорта

     18. К  землям  внутреннего водного транспорта относятся земли,
занятые:
     портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и
затонами  со  всеми  техническими  сооружениями   и   устройствами,
обеспечивающими нужды внутреннего водного транспорта;
     пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
     судоходными каналами,     судоходными     и    энергетическими
сооружениями и служебно-техническими зданиями;
     берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
     узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
     зданиями, береговыми    навигационными   знаками   и   другими
сооружениями  для   обслуживания   водных   путей,   судоремонтными
заводами,     ремонтно-эксплуатационными    базами,    мастерскими,
судоверфями,   отстойно-ремонтными   пунктами,   складами,   базами
материально-технического снабжения, инженерными сетями, служебными,
жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными объектами, имеющими
специальное   назначение   по   обслуживанию   внутреннего  водного
транспорта.
     19. Для   работ,   связанных   с  судоходством  и  сплавом  на
внутренних  водных  путях,  вне  населенных  пунктов  выделяется  в
установленном  порядке береговая полоса.  Земли береговой полосы не
изымаются у землепользователей,  но устанавливаются особые  условия
пользования    этими   землями   в   соответствии   с   действующим
законодательством.
     Особые условия землепользования не устанавливаются на участках
береговой  полосы,  занятых  гидротехническими   и   мелиоративными
сооружениями,  строениями, садами, виноградниками и другими ценными
насаждениями,  пашней,  на  приусадебных  участках,  а   также   на
участках, укрепленных специальными сооружениями и насаждениями, и в
охранных  зонах  железных,  автомобильных  дорог  и   магистральных
трубопроводов.
     20. Исполнительными комитетами районных, городских, районных в
городах,  поселковых  и  сельских  Советов  народных  депутатов  по
согласованию с органами,  регулирующими судоходство,  выделяются по
берегам  судоходных  путей  пристанские участки общего пользования.
Эти участки предназначаются для кратковременного  причала  судов  и
плотов, погрузки и выгрузки грузов.
     Устройство и содержание этих пристанских участков  возлагается
на исполнительные комитеты указанных Советов народных депутатов.

                  Земли автомобильного транспорта

     21. К   землям  автомобильного  транспорта  (включая  дорожное
хозяйство) относятся земли, занятые:
     а) автомобильными  дорогами  и  непосредственно примыкающими к
ним строениями и сооружениями (земляное полотно,  мосты, сигнальное
оборудование,  служебно-технические здания и т. д.), водоотводными,
защитными и другими  искусственными  сооружениями,  площадками  для
стоянки  и  мойки  подвижного состава,  защитными лесонасаждениями,
сооружениями на съездах  и  пересечениях  дорог,  производственными
зданиями,  сооружениями,  базами,  заводами, карьерами, служебными,
жилыми  и  культурно-бытовыми  помещениями  и  другими   объектами,
имеющими   специальное   назначение   по   обслуживанию   дорожного
хозяйства;
     б) сооружениями  и  устройствами энергетического,  гаражного и
бензораздаточного   хозяйств,   автостанциями   и    автовокзалами,
линейными   производственными  сооружениями,  служебно-техническими
зданиями,  станциями  технического  обслуживания,  автозаправочными
станциями     общего    пользования,    транспортно-экспедиционными
предприятиями,  авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами,
контейнерными   и  перецепными  площадками,  служебными,  жилыми  и
культурно-бытовыми  помещениями  и  другими   объектами,   имеющими
специальное назначение по обслуживанию автомобильного транспорта.

                    Земли воздушного транспорта

     22. К землям воздушного транспорта относятся земли, занятые:
     аэропортами, включая   аэродромы,   обособленные    сооружения
(объекты управления воздушным движением,  радионавигации и посадки,
очистные и другие сооружения),  служебно-техническую территорию  со
всеми зданиями и сооружениями,  обеспечивающими удовлетворение нужд
воздушного транспорта;
     вертолетными станциями,           включая          вертодромы,
служебно-техническую территорию со всеми зданиями  и  сооружениями;
     заводами гражданской авиации по ремонту  авиационной  техники,
аэродромами,  вертодромами,  гидроаэродромами и другими  площадками
для эксплуатации воздушных судов;
     жилыми, служебными,  культурно-бытовыми помещениями и  другими
объектами,   имеющими   специальное   назначение   по  обслуживанию
воздушного транспорта.
     23. С целью обеспечения безопасности взлета,  посадки и других
маневров воздушных  судов  устанавливаются  охранные  зоны.  К  ним
относятся   приаэродромные  территории  и  входящие  в  них  полосы
воздушных подходов.
     В указанных зонах без согласования с соответствующими органами
Министерства гражданской авиации не допускается размещение  зданий,
сооружений,  линий  связи,  высоковольтных  линий  электропередачи,
радио- и светотехнических, взрывоопасных и других объектов, которые
могут  угрожать  безопасности  полетов  воздушных судов,  создавать
помехи  нормальной  работе  радиотехнических   средств   аэродрома,
аэропорта  и  радионавигационных устройств воздушных трасс СССР,  а
также размещение промышленных предприятий с выбросом дыма и  газов,
сооружений   водного   хозяйства   и  других  объектов,  ухудшающих
видимость в районе аэродромов, аэропортов.
     На землях,  прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии
15  километров  запрещается   размещение   мест   концентрированных
выбросов   пищевых   отходов,  строительство  звероводческих  ферм,
скотобоен и других  объектов,  способствующих  массовому  скоплению
птиц, опасных для полетов воздушных судов.

                 Земли трубопроводного транспорта

     24. К  землям  трубопроводного  транспорта относятся земельные
участки,   занимаемые   наземными   и   надземными   магистральными
трубопроводами  и  их сооружениями,  а также наземными сооружениями
подземных магистральных трубопроводов, включая:
     запорную арматуру, переходы через естественные и искусственные
препятствия,   узлы   подключения   насосных,    компрессорных    и
распределительных станций,  узлы пуска и приема очистных устройств,
узлы  учета  нефти  и  замера  расхода  газа,   конденсатосборники,
устройства для ввода метанола;
     наземные установки  энергоснабжения,   связи,   автоматики   и
телемеханики, электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
     противопожарные средства,   противоэрозионные    и    защитные
сооружения трубопроводов;
     емкости для хранения  и  разгазирования  конденсата,  земляные
амбары для аварийного выпуска нефти,  нефтепродуктов,  конденсата и
сжиженных углеводородов;
     сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
     постоянные дороги,  вертолетные площадки,  расположенные вдоль
трасс трубопровода,  и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные
знаки местонахождения трубопроводов;
     головные и  промежуточные  перекачивающие  и наливные насосные
станции,  резервуарные парки, компрессорные и газораспределительные
станции, станции (установки) охлаждения газа;
     станции подземного хранения газа;
     наливные и сливные эстакады и причалы;
     пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.
     25. Строительство   магистральных   трубопроводов   не  должно
приводить  к  переводу  земель  сельскохозяйственного   назначения,
предоставленных   в   пользование   предприятиям,   учреждениям   и
организациям трубопроводного транспорта, в менее ценный вид угодий,
а  также  создавать  препятствия  для  использования этих земель по
назначению.
     После завершения  строительства  трубопроводов предоставленные
во  временное  пользование  для  этой  цели  земли   передаются   в
установленном порядке землепользователям.
     26. Материалы   о    фактическом    положении    трубопроводов
(исполнительная   съемка)   передаются   в   установленном  порядке
исполнительным комитетам районных,  городских,  районных в  городах
Советов  народных  депутатов  для  нанесения трасс трубопроводов на
районные карты землепользований.
     Исполнительные комитеты   районных,   городских,   районных  в
городах   Советов   народных   депутатов    выдают    сведения    о
местонахождении    трубопроводов   заинтересованным   предприятиям,
учреждениям и организациям.

                           ____________

     УТВЕРЖДЕН
     постановлением
     Совета Министров СССР
     от 8 января 1981 г.
     N 24

                          П Е Р Е Ч Е Н Ь
            утративших силу решений Правительства СССР

     1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г.  N  58/50
"Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту" (СЗ
СССР, 1933 г., N 12, ст. 66а, 66б).
     2. Постановление  ЦИК  и СНК СССР от 7 июля 1934 г.  N 99/1490
"Об изменении положения о землях,  предоставленных транспорту"  (СЗ
СССР, 1934 г., N 35, ст. 276).
     3. Пункт  5  раздела   II  постановления  Совнаркома  СССР  от
2 ноября 1938 г. N 1185 "Об изменении Постановлений ЦИК и СНК  СССР
в связи  с   Постановлением   СНК   СССР  от   22  апреля  1938  г.
"Об  управлении  дорожным  хозяйством"  (СП СССР,   1938 г.,  N 50,
ст. 281).
     4. Постановление  Совета  Министров СССР от 26 октября 1947 г.
N 3670  "О   распространении   на   порты   рыбной   промышленности
законодательства, регулирующего работу морских торговых портов".

                           ____________

1981-01-08
Каталог юристов
Расскажите бесплатно о своей юридической практике в нашем каталоге юристов.
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо