Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 05.11.1991 № 01-290/16-08

                      О ВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ О
                        КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Циркулярное письмо Минкультуры РСФСР от 05.11.91 г. N 01-290/16-08

     В  связи  с письмом Министерства культуры РСФСР от 03.09.91 г.
N  01/245/16-08  "О деполитизации деятельности учреждений культуры"
с  мест  поступают  запросы  относительно  отмены действия Типового
положения  о  клубных  учреждениях государственной системы. Поэтому
возникла  необходимость дать разъяснение, что Временное положение о
клубных    учреждениях   системы   Министерства   культуры   РСФСР,
утвержденное  приказом  Министерства  культуры  РСФСР  N  489 от 30
ноября  1988  г.  и  согласованное  с  Министерством культуры СССР,
Министерством  финансов  РСФСР,  Жилсоцбанком  РСФСР,  ЦК профсоюза
работников  культуры  РСФСР,  Госкомцен  РСФСР,  Госкомтрудом РСФСР
(16.12.88  г.)  сохраняет  свою силу. На территории РСФСР указанным
письмом   отменяется   действие   Типового   положения   о  клубных
учреждениях   системы  Министерства  культуры  РСФСР  (1983  г.)  и
подготовленного на его основе Типового положения РСФСР.
     Временное    положение    о    клубных   учреждениях   системы
Министерства    культуры   РСФСР   разработано   с   учетом   новых
экономических  отношений.  Кроме  того,  в  нем  имеются актуальные
новации.   В   частности  к  ним  относятся  новые  организационные
принципы  создания  и структуры клуба, регулируемые принимаемыми их
трудовыми  коллективами  и  регистрируемыми в установленном порядке
Уставами.  Временное  положение  РСФСР  может  служить  в настоящее
время  руководством  и  основой для разработки уставов деятельности
клубов.
     Принимаемые  уставы  клубных учреждений должны соответствовать
выходящим  законодательным  и нормативным актам, регулирующим новые
условия   хозяйствования   организаций,   учреждений,  содержащихся
полностью,  или  частично за счет средств государственного бюджета.
При  этом  обращаем  внимание,  что при регистрации уставов клубных
учреждений,   содержащихся   за   счет   государственного  бюджета,
регистрационные сборы не взымаются.

    Заместитель Министра                      Н.Б.Жукова

                                          Приложение
                                    к ЦП Минкультуры РСФСР
                                 от 05.11.91 г. N 01-290/16-08

                        ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
     о клубных учреждениях системы Министерства культуры РСФСР

                                            Утверждено
                                  приказом Министерства культуры
                                    РСФСР N 489 от 30.XI.88 г.

                                           Согласовано с
                                  Министерством культуры СССР,
                                  ЦК профсоюза работников культуры,
                                  Министерством финансов РСФСР,
                                  Госкомтрудом РСФСР,
                                  Госкомцен РСФСР,
                                  Жилсоцбанком РСФСР

     I. Общие положения, социальное назначение клуба

     1.1.  Клубные  учреждения  - это общедоступные центры общения,
духовного развития и активного отдыха населения.
     1.2.  К  клубным  учреждениям  системы  Министерства  культуры
РСФСР  (далее  -  клубы) относятся ныне действующие государственные
районные,  городские, поселковые, зональные, сельские дома (дворцы)
культуры,     городские     и     сельские     клубы,    автоклубы,
агитационно-культурные бригады и другие передвижные клубы х/.
     1.3.  Основной  задачей  клубов  является создание условий для
формирования   и  удовлетворения  культурных  запросов  и  духовных
потребностей,   развития   инициативы   и   реализации  творческого
потенциала населения в сфере досуга.
     1.4.  Для  реализации  своих  задач  клубы  осуществляют  свою
деятельность   дифференцированно,   на   основе  учета  запросов  и
потребностей     населения,     национальных,     профессиональных,
возрастных,  общеобразовательных  и иных особенностей в зоне своего
действия;  активно  используют  все  имеющиеся  в арсенале культуры
средства,   формы  и  методы  воспитательной  и  культурно-массовой
работы,   развивают   разнообразные  виды  досуговой  деятельности,
совершенствуют многогранный спектр культурных услуг населению.
     1.5.  По  направлениям своей деятельности клубы могут быть как
однопрофильными, так и многопрофильными.

     II. Организационные принципы создания и структура клуба

     2.1.   Клуб   создается  по  инициативе  трудовых  коллективов
предприятий,  совхозов,  колхозов,  учебных заведений, общественных
организация,   кооперативов *,   творческих   союзов,  а  также  по
инициативе   общего   собрания   (схода)   жителей  сел,  поселков,
микрорайонов в городах или добровольных объединений граждан.
     2.2.      Организациями-учредителями     вновь     создаваемых
государственных   клубов   могут   выступать  органы  и  учреждения
культуры.
     2.3.  Стационарные  клубные  учреждения  могут  размещаться  в
помещениях,  предоставляемых  для  них  исполкомами местных Советов
народных    депутатов,    колхозами,    совхозами,   предприятиями,
учреждениями, организациями.
     2.4.  Клуб  считается  созданным  с  момента  регистрации  его
Устава  в  исполкоме  районного,  городского,  районного  в городе,
сельского,   поселкового   Совета   народных   депутатов  по  месту
нахождения  клуба.  Устав  принимается  общим собранием к оллектива
или   граждан,   желающих   открыть   клуб,   и  является  основным
документом, регулирующим его деятельность.
     2.5.  Ныне  действующие  государственные  районные, городские,
зональные,  поселковые,сельские  дома культуры и клубы, подчиненные
местным   органам  культуры,  разрабатывают  на  основе  настоящего
Положения  свой  Устав.  После  того,  как  он  будет  принят общим
собранием  коллектива,  регистрируют  Устав  в  исполкоме  местного
Совета  народных депутатов и в соответствии с ним реорганизуют свою
структуру, управление, деятельность.
     2.6.  В  уставе  определяются  конкретные цели и задачи клуба,
его     организационная     структура,    принципы    хозяйственной
деятельности,    указываются    его    название,   местонахождение,
организация-учредитель.   В   Устав   могут   включаться  и  другие
положения,   связанные   с  особенностями  деятельности  клуба,  не
противоречащие  советскому  законодательству.Вносимые  в дальнейшем
изменения и дополнения регистрируются в том же порядке.
           --------------------------------------------
     */  Деятельность  кооперативных  клубов  строится на основании
настоящего Положения и регулируется Законом СССР "О кооперации".

     2.7.  Исполнительный  комитет районного, городского, районного
в  городе,  поселкового,  сельского  Совета  народных  депутатов  в
месячный  срок  рассматривает и регистрирует Устав. Исполком вправе
отказать  клубу в регистрации Устава лишь в случае его противоречия
действующему законодательству.
     2.8.  Отказ в регистрации Устава или вносимых в него изменений
и  дополнений  может  быть обжалован в исполком вышестоящего Совета
народных  депутатов,  в  Совет  Министров  автономной республики, в
Совет Министров РСФСР.
     Рассмотрение  жалобы  на  отказ  в  регистрации производится в
течение месяца.
     2.9.  Клуб  является  юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс,  расчетные  и  иные  счета  в Банках СССР, гербовую печать,
бланки со своим наименованием и другие реквизиты.
     2.10.  По  согласованию  с организацией-учредителем клуб может
на  добровольных  началах  входить  в  состав социально-культурного
комплекса   (объединения)   в   качестве  структурной  единицы  или
подразделения.
     2.11.  Закрытие  клуба,  прекращение его деятельности является
исключительной  компетенцией  исполкома  местного  Совета  народных
депутатов.  Решение  о  закрытии  клуба  может  быть  обжаловано  в
исполком  вышестоящего  Совета  народных депутатов, Совет Министров
автономной республики, Совет Министров РСФСР.
     2.12.   Структура   клуба   определяется   направлениями   его
деятельности.  Структурными  подразделениями многопрофильного клуба
являются  действующие  на его базе и по месту жительства творческие
самодеятельные     коллективы     и    студии,    курсы,    кружки,
консультационные   пункты,   базы   проката   культурно-спортивного
инвентаря  и  реквизита,  любительские  объединения  по интересам и
другие  инициативные  формирования,  финансируемые  как  из средств
клуба,  так  и  действующие  на  началах внутреннего хозрасчета, на
условиях   срочного  договора,  коллективного  подряда,  на  правах
кооператива.

     III. Основные принципы хозяйственного механизма

     Клубы    имеют   хозяйственный   механизм,   предусматривающий
следующие основные положения:
     3.1. В области планирования:
     Самостоятельно  планируют  свою  творческо-производственную  и
финансово-хозяйственную    деятельность   и   социальное   развитие
коллектива.
     Творческо-производственная  деятельность  клубов  строится  на
основе   целевых   культурных  программ  и  планов,  самостоятельно
разрабатываемых   клубом  с  учетом  социальных  заказов  населения
региона,  трудовых  коллективов предприятий, организаций, хозяйств,
договоров   с   государственными   и  общественными  организациями,
творческими союзами и кооперативами.
     В     культурных     программах     комплексно     увязываются
социально-значимые  цели,  на  достижение  которых  направлена  вся
деятельность  клуба,  конкретные  формы  и методы работы, ресурсы и
затраты, необходимые для реализации программ, конечные результаты.
     Целевые   культурные   программы  утверждаются  заказчиками  и
финансируются за их счет.
     При  формировании  пятилетнего  плана  финансово-хозяйственной
деятельности   клубы  руководствуются  экономическими  нормативами,
контрольными   цифрами   и  лимитами,  установленными  вышестоящими
органами.
     Экономические нормативы:
     -  норматив  отчисления  в  фонд творческо-производственного и
социального развития;
     -   норматив   финансирования   из  фонда  развития  народного
творчества и культурно-просветительной деятельности;
     -    норматив    образования   фондов   заработной   платы   и
материального    поощрения    (для    клубов,   избравших   систему
нормативного образования этих фондов);
     Контрольные   цифры   не   носят   директивного   характера  и
определятся  органами непосредственного управления при формировании
социально-творческих заказов.
     Лимиты:
     -    предельный    размер   государственных   централизованных
капитальных  вложений,  объемов  строительно-монтажных  и подрядных
работ,  централизованно  распределенных  материальных  ресурсов для
обеспечения текущей деятельности и строительства.
     3.2. В области финансирования:
     Источниками финансирования являются:
     -  ассигнования  из  фонда  развития  народного  творчества  и
культурно-просветительной деятельности;
     -    платежи    по    договорам    объединения,   предприятий,
кооперативных    и   общественных   организаций   за   обслуживание
(предоставление услуг) их трудовых коллективов;
     -  сборы от продажи билетов, реализации творческой продукции и
других   видов   эксплуатационной   деятельности  и  платных  услуг
населению;
     -  выручка  от реализации излишнего, устаревшего и изношенного
оборудования, материалов и других материальных ценностей;
     -  отчисления и добровольные взносы граждан, государственных и
общественных, кооперативных организаций;
     - иные поступления.
     3.3.  В области хозяйственной деятельности: В целях расширения
прав   в   самостоятельном  решении  вопросов  производственного  и
социального  развития и оплаты труда работников, трудовой коллектив
клуба может принять один из двух способов распределения доходов;
     -  при  нормативном  способе клуб выплачивает заработную плату
работникам   за   счет   фонда  заработной  платы,  образуемого  по
нормативу  к  доходу,  возмещает  материальные и приравненные к ним
затраты,   производит   расчеты  по  обязательствам  со  сторонними
организациями  (включая  отчисления  творческим  союзам  и  ВААПу),
выплачивает  проценты за кредит. Образовавшийся после этих расчетов
остаточный  доход поступает в распоряжение трудового коллектива. Из
него  по нормативам формируются: фонд творческо-производственного и
социального  развития  и  фонд  поощрения.  В фонд поощрения, кроме
того,  включаются средства, передаваемые из фондов поощрения других
организаций и предприятий;
     -  при  результативном способе - в клубе создается единый фонд
оплаты   труда.   Из   дохода   клуба  возмещаются  материальные  и
приравненные  к ним затраты, производятся расчеты по обязательствам
со  сторонними  организациями,  выплачиваются  проценты  за кредит,
после чего образуется хозрасчетный доход коллектива.
     Единый  фонд оплаты труда образуется как остаток хозрасчетного
дохода    коллектива    после    образования    из    него    фонда
творческо-производственного  и  социального  развития,определяемого
по нормативу к хозрасчетному доходу.
     3.4. В области организации и оплаты труда.
     Клубы могут:
     -  использовать  коллективный,  семейный,  бригадный, арендный
подряды,  договорные  и  другие  прогрессивные  формы организации и
стимулирования труда;
     - определять формы и системы оплаты труда работников;
     -  вводить  в  штатное  расписание  должности  специалистов из
других  отраслей  народного хозяйства и применять схему должностных
окладов,   сдельных   расценок  и  тарифов,  действующих  в  других
отраслях  народного  хозяйства,  для которых эти должности являются
типовыми;
     -  утверждать  структуру  и  штатное расписание без соблюдения
средних   окладов   по   схеме   должностных   окладов,  без  учета
соотношений численности руководящих работников и специалистов;
     -  разрабатывать  и утверждать положение о премировании членов
коллектива и административно-управленческого аппарата.
     Неиспользованный  в плановом периоде свободный остаток единого
фонда  оплаты  труда не подлежит изъятию вышестоящими и финансовыми
органами и переходит на следующий плановый период.
     3.5. В области формирования и использования ресурсов.
     Материально-техническую   базу  и  средства  клубов,  т.е.  их
имущество,  составляют  основные  фонды,  а также иные материальные
ценности и финансовые ресурсы.
     Все  собственные  средства  клубов  начисляются  на их счета в
Банках СССР.
     Оборотные  средства  находятся  в полном распоряжении клубов и
изъятию  не  подлежат.  Недостаток оборотных средств пополняется из
их фондов.
     Клубы   приобретают   информационные,  материальные  и  другие
необходимые   ресурсы  по  безналичному  расчету  или  за  наличные
средства  (в соответствии с порядком, установленным Госбанком СССР)
через   государственные,  кооперативные  организации,  комиссионные
магазины и непосредственно у отдельных граждан по договорным ценам.
     Клубы могут: */
     -  передавать  другим предприятиям и организациям, обменивать,
сдавать  в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование
либо   взаймы   здания,   сооружения,   оборудование,  транспортные
средства,   инвентарь,  сырье  и  другие  материальные  ценности  и
ресурсы,  а  также  списывать  их  с баланса, если они изношены или
морально устарели;
     -  предоставлять материальные и денежные средства, в том числе
(с  согласия  трудовых  коллективов) средства фондов экономического
стимулирования  другим  организациям  и  предприятиям,  выполняющим
работы или услуги для клубов.
     3.6. В области ценообразования.
     Клубы  реализуют  свою  творческую продукцию и услуги по ценам
(тарифам),    устанавливаемым    централизованно,    а   также   по
договоренности с потребителем или самостоятельно.
     
     IV. Управление клубом
     
     4.1.    Управление    клубом    осуществляется    на    основе
самоуправления,  широкой  демократии,  гласности, активного участия
членов  его  трудового  коллектива  в  творческо-производственной и
организационно-хозяйственной   деятельности.   Трудовой   коллектив
клуба   образуют   его   штатные   работники   и  члены  творческих
формирований (структурных подразделений).
     4.2.  Основным  органом  управления  в  клубе  является  общее
собрание  трудового  коллектива.  Граждане,  работающие  в клубе по
срочному  трудовому  договору  и совместительству принимают участие
в общем собрании с правом совещательного голоса.
              ---------------------------------------
     */   С  согласия  местных  органов  государственной  власти  и
управления.
     4.3. Общее собрание трудового коллектива:
     - утверждает Устав и вносит в него изменения, дополнения;
     -  рассматривает и утверждает планы творческо-производственной
и финансовой деятельности;
     - устанавливает порядок распределения доходов;
     - определяет форму и систему оплаты труда;
     -  избирает  правление, председателя, заслушивает отчеты об их
деятельности;
     -  принимает и изменяет правила общего распорядка, положение о
материальной ответственности за ущерб, нанесенный клубу;
     -   решает   вопросы  реорганизации  (слияния,  присоединения,
преобразования) и прекращения деятельности клуба.
     4.4.  Общее собрание правомерно принимать решения, если на нем
присутствует   не   менее   2/3   работников.  Решения  принимаются
большинством   голосов.   Любой  член  трудового  коллектива  может
потребовать тайного голосования по любому вопросу.
     4.5.    Общее   собрание   созывается   правлением   по   мере
необходимости, но не реже двух раз в год.
     4.6.  Выборы  председателя правления клуба производятся тайным
голосованием  на  срок  до 5 лет и подлежат утверждению вышестоящим
органом  управления.  Если  кандидатура,  избранная  собранием,  не
утверждена,  проводятся  новые  выборы.  При этом вышестоящий орган
обязан объяснить причины отказа.
     Председатель  правления  может  быть  освобожден от занимаемой
должности только по решению общего собрания.
     Председатель  обеспечивает  выполнение решений общего собрания
и   правления,   распоряжается  средствами  и  имуществом  клуба  в
пределах,    установленных    планами    производственно-финансовой
деятельности,  принимает и увольняет работников, открывает в Банках
СССР  расчетные  и  иные счета;без доверенности представляет клуб в
отношениях     с    государственными,    общественными    органами,
предприятиями,    учреждениями,    организациями,    кооперативами,
заключает  договора,  совершает  иные  действия, несет персональную
ответственность    за   результаты   творческо-производственной   и
финансовой деятельности перед государством и трудовым коллективом.
     4.7.   Правление  осуществляет  руководством  текущими  делами
клуба  и  принимает  решения  по всем вопросам, которые не отнесены
исключительно  к  компетенции  общего  собрания.  Состав  и порядок
работы правления, его функции утверждаются общим собранием.
     Правление  клубы ежегодно организует аттестацию работников. По
результатам  аттестации правление принимает решение о повышении или
понижении   работников   в   классном   звании  и  квалификационной
категории,    повышении    или   понижении   должностного   оклада,
установлении,  изменении или отмены надбавок к должностным окладам,
повышении в должности или освобождении от должности.
     4.8. Заседания правления проводятся по мере необходимости.
     4.9.   Руководители   структурных  подразделений  утверждаются
председателем  правления  после  прохождения ими аттестации и могут
быть  освобождены  от  занимаемой  должности  по  решению трудового
коллектива соответствующего подразделения.
     4.10.   Работа   в   клубе,   требующая   в   соответствии   с
законодательством  специальных  знаний и навыков, может выполняться
только  лицами,  имеющими  необходимую подготовку, профессиональную
пригодность и соответствующее образование.

     V.  Отношение  клуба  с  вышестоящими  органами  управления  и
местными Советами народных депутатов

     5.1.  Вышестоящим  органом для клуба является непосредственный
орган управления по отраслевому признаку.
     5.2.  Отношения  клуба  и  вышестоящей организации строятся на
основе  планового  управления  и соблюдения принципов хозяйственной
самостоятельности.
     5.3. Вышестоящая организация:
     -  обеспечивает  условия  для  эффективной  работы  клуба,  не
вмешивается   в   его   оперативно-хозяйственную   деятельность   и
экономическими  методами  противодействует искусственному завышению
цен (тарифов);
     -   проводит   комплексно   с   привлечением  заинтересованных
организаций    не    чаще    одного    раза    в    год    проверку
творческо-производственной и финансово-хозяйственной деятельности;
     -  может  давать  указания клубу только в соответствии о своей
компетенцией,   установлено  законодательством.  В  случае  издания
вышестоящим  органом  акта,  не  соответствующего  его компетенции,
либо   с   нарушением   требований   законодательства  клуб  вправе
обратиться  в  государственный  арбитраж  с  заявлением о признании
такого акта недействительным полностью или частично.
     Убытки,  причиненные  клубу  в  результате выполнения указания
вышестоящего  органа,  нарушившего  права  клуба,  также вследствие
ненадлежащего  осуществления вышестоящим органом своих обязанностей
по  отношению  к  клубу, подлежат возмещению этим органом. Споры по
возмещению убытков, решаются государственным арбитражем.
     5.4.  Для  контроля за качеством выполнения целевых культурных
программ,  соответствием  деятельности  клуба  его Уставу создаются
общественные  комиссии,  советы  и  т.д., которые являются рабочими
органами Советов народных депутатов.
     5.5.  Общественные  органы  контроля состоят из представителей
трудовых   коллективов   предприятий   и  организаций,  заключивших
договоры  с  клубом,  населения,  органов  культуры,  финансовых  и
правоохранительных органов.
     Порядок  работы  общественных  органов  контроля  определяется
исполкомом местного Совета народных депутатов.
     5.6.  Проекты  планов по вопросам строительства, использования
трудовых  ресурсов и охраны природы клуб согласовывает с исполкомом
местного Совета народных депутатов.

       VI. Критерии оценки деятельности клуба

     6.1.  Выполнение  социальных  и  творческих  заказов,  целевых
культурных  программ,  договорных  обязательств  является  основным
критерием эффективности работы клуба.
     Доход    является    обобщающим    показателем   хозяйственной
деятельности клуба.

1991-11-05
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест