СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 23 октября 1993 г. N 1081
г. Москва
О Программе переподготовки кадров в условиях
широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил
и конверсии военного производства
в Российской Федерации
В целях обеспечения социальной защиты увольняемых в запас
военнослужащих, создания условий для их адаптации к гражданской
жизни и профессиональной переподготовки Совет Министров -
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить представленную Государственным комитетом
Российской Федерации по высшему образованию Программу
переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения
Вооруженных Сил и конверсии военного производства в Российской
Федерации (далее именуется - Программа).
2. Определить следующий состав участников Программы:
Государственный комитет Российской Федерации по высшему
образованию;
Государственный комитет Российской Федерации по оборонным
отраслям промышленности;
Федеральная служба занятости Российской Федерации;
Координационный совет по проблемам переподготовки офицеров,
увольняемых в запас, при Правительстве Российской Федерации.
3. Возложить на Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию координацию работы министерств и ведомств по
реализации указанной Программы и представление ее в Комиссию
Европейских Сообществ.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
__________________________________
Не для печати
ОДОБРЕНА
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г.
N 1081
П Р О Г Р А М М А
ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ШИРОКОМАСШТАБНОГО
СОКРАЩЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И КОНВЕРСИИ ВОЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Программа переподготовки кадров военнослужащих в условиях
широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного
производства в Российской Федерации (далее именуется - Программа)
направлена на подготовку специалистов для работы в условиях
рыночной экономики, адаптацию их к гражданской жизни и снятие
социального напряжения в среде военнослужащих, увольняемых с
военной службы.
Участники Программы:
Государственный комитет Российской Федерации по высшему
образованию;
Государственный комитет Российской Федерации по оборонным
отраслям промышленности;
Федеральная служба занятости Российской Федерации;
Координационный совет по проблемам переподготовки офицеров,
увольняемых в запас, при Правительстве Российской Федерации.
1.1. Обоснование Программы и ее содержание
Предлагаемая Программа представляет собой часть
широкомасштабной государственной программы переподготовки офицеров,
увольняемых в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил
Российской Федерации, инженерно-технических работников
конверсируемых предприятий и направлена на развитие средних и
мелких коммерческих промышленных предприятий.
Программа учитывает происходящие преобразования в
политической, экономической и социальной сферах, проводимые в
России, а также интересы и перспективы экономического развития
стран Европейского Сообщества (ЕС).
Важнейшим из преобразований, происходящих в России, является
массовое сокращение армии и военного производства. Предусмотренные
Программой предложения по кадровому обеспечению промышленных
предприятий, осуществляющих конверсию за счет привлечения
коммерческого капитала и на основе государственной поддержки,
предполагают проведение приватизации (полной или частичной) как
обязательного условия, обеспечивающего вложения коммерческого
капитала в производство, и рассчитаны на внебюджетное
финансирование.
Такими источниками внебюджетного финансирования являются:
средства, предоставляемые коммерческими структурами;
средства зарубежных и российских негосударственных
инвестиционных фондов;
средства Комиссии ЕС по Программе ТАСИС.
Программа предусматривает проведение прежде всего:
собственно конверсии промышленного производства, включающей
технологическое перевооружение предприятий, анализ рынка сбыта
продукции;
переподготовку кадров;
разработку бизнес-плана с учетом интересов предполагаемого
инвестора.
При разработке Программы группой экспертов были учтены
конверсионные и приватизационные процессы на предприятиях оборонной
промышленности.
На основании проведенной группой экспертов работы был сделан
вывод о том, что медленный ход приватизации и конверсии
определяется в значительной мере отсутствием соответствующих кадров
на конверсируемых промышленных предприятиях, помогающих преодолеть
психологический барьер в сознании людей при переходе на новые
экономические условия. Необходимыми оказались специалисты, хорошо
знающие технологические потоки предприятия и способные организовать
работы по привлечению средств для выкупа контрольного пакета акций
коллективом предприятий, взаимодействию предприятий и фонда,
представляющего интересы предполагаемого инвестора, а также
разработке пакета документов, составляющих бизнес-план.
Следует отметить, что на первом этапе реализации Программы
возникает необходимость в специалистах, обладающих перечисленными
навыками (менеджеры по конверсии промышленных предприятий).
В последующем необходимо готовить также специалистов по
организации деятельности приватизированных и смешанных предприятий
с аккредитацией новых технологических процессов и аттестацией их
продукции, а также специалистов по технике безопасности и
сохранению экологии, инженеров-контролеров (аудиторов)
технологических процессов и т. д.
Ведущие технические вузы России, Академия оборонных отраслей
промышленности и ИПК Госкомоборонпрома России обладают опытными
научно-техническими и преподавательскими кадрами, методическими
разработками, необходимыми для создания новых учебных программ по
подготовке требуемых специалистов. Такая подготовка и
переподготовка могут быть организованы для офицеров, имеющих высшее
техническое образование и представленных к увольнению, а также
инженерно-технических работников конверсируемых предприятий.
В настоящее время в Московском региональном центре ВЦПО на
базе Московского авиационного технологического института проводится
переподготовка третьего набора офицеров, имеющих высшее техническое
образование, большой опыт работы на оборонных предприятиях и
увольняемых в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил
Российской Федерации (42 слушателя).
Переподготовка проводится с целью апробации новой
специальности - менеджер по конверсии промышленных предприятий.
Учебная программа рассчитана на 4 месяца (720 часов) и включает в
себя следующие учебные блоки: юридически-правовой, экономический,
технологический, информатика и вычислительная техника.
Для осуществления Программы необходима помощь Комиссии ЕС в:
разработке учебных программ по новым специальностям,
необходимым в условиях формирования рыночных отношений в России;
подготовке новых преподавательских кадров по этим
специальностям;
создании сети учебных центров на базе крупных высших учебных
заведений, Академии оборонных отраслей промышленности и ИПК
Госкомоборонпрома России, связанных с промышленными предприятиями,
для подготовки специалистов из числа офицеров, увольняемых в запас,
и инженерно-технических работников конверсируемых предприятий.
Эффективная реализация Программы окажет положительное влияние
прежде всего на смягчение социальной напряженности в обществе.
Программа рассчитана на 1993-1995 годы.
1.2. Цели Программы
Главной целью Программы является максимальное использование
интеллектуального потенциала офицеров, увольняемых в запас, и
инженерно-технических работников конверсируемых предприятий в
интересах продвижения и углубления экономических реформ и
формирования дееспособного предпринимательского слоя.
Для достижения главной цели Программы предусматриваются:
создание 15 региональных учебных центров в промышленно-
развитых регионах России на базе высших учебных заведений, Академии
оборонных отраслей промышленности и ИПК Госкомоборонпрома России,
связанных с промышленными предприятиями, в задачи которых будет
входить переподготовка слушателей из числа офицеров и
инженерно-технических работников конверсируемых предприятий для
работы в конверсируемой оборонной промышленности в условиях рынка;
подготовка около 25000 специалистов современного уровня,
способных создавать собственные средние и малые промышленные
предприятия и участвовать в процессах приватизации и конверсии
оборонной промышленности России;
подготовка 400 преподавателей для работы в этих учебных
центрах;
подготовка 32 специалистов по трудоустройству и 32
разработчиков учебных программ из числа преподавателей и
специалистов вузов для работы в региональных учебных центрах
Программы (далее именуются - РЦ);
создание после завершения Программы на базе РЦ консалтинговых
и коммерческих центров с использованием опыта западных коммерческих
структур.
1.3. Механизм реализации Программы
Для эффективной реализации Программы в настоящее время
существуют специализированные организационные структуры.
Такими структурами являются:
Координационный совет по проблемам переподготовки офицеров,
увольняемых в запас, при Правительстве Российской Федерации (создан
распоряжением Президента Российской Федерации N 58-рп от 30 января
1992 г.), обеспечивающий поддержку Программы и контроль со стороны
Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также
являющийся координирующим центром по управлению Программой и ее
реализации;
Государственный комитет Российской Федерации по высшему
образованию и Государственный комитет Российской Федерации по
оборонным отраслям промышленности, являющиеся головными
организациями Программы;
РЦ - региональные центры Всероссийского центра переподготовки
офицеров, увольняемых в запас (ВЦПО), создаваемые на базе высших
учебных заведений, Академии оборонных отраслей промышленности и ИПК
Госкомоборонпрома России, тесно связанных с конверсируемыми
предприятиями в различных регионах России.
Программа предусматривает с российской стороны:
создание сети из РЦ в промышленно развитых регионах России на
базе высших учебных заведений (8 РЦ), Академии оборонных отраслей
промышленности и ИПК Госкомоборонпрома России (7 РЦ), готовых
участвовать в реализации Программы и тесно связанных с
конверсируемыми предприятиями;
обеспечение централизованного формирования групп, направляемых
на переподготовку в РЦ, из числа офицеров, увольняемых в запас, и
инженерно-технических работников конверсируемых предприятий;
проведение отбора преподавателей для работы в РЦ по всем
направлениям обучения слушателей, обеспечение их предварительной
подготовки, в том числе по западноевропейским программам (включая
компьютерную подготовку и обучение английскому языку);
обеспечение функционирования РЦ на базе отобранных вузов,
Академии оборонных отраслей промышленности и ИПК Госкомоборонпрома
России. Со стороны России финансирование обучения осуществляется за
счет средств предприятий и организаций, а также Госкомвуза России;
обеспечение гарантий увольнения офицеров после прохождения
переобучения.
Программа предусматривает со стороны ЕС:
привлечение к выполнению Программы необходимого количества
учебных центров ЕС и коммерческих структур Запада, отвечающих
предъявленным требованиям;
обеспечение участия западных консультантов и экспертов в
работе Координационного центра и РЦ;
оснащение Координационного центра и РЦ всеми необходимыми для
эффективной деятельности техническими средствами;
обеспечение обучения российских преподавателей в учебных
центрах ЕС;
осуществление финансирования Программы в части покрытия затрат
со стороны ЕС на обеспечение Программы техническими средствами.
2.1. Функциональные обязанности основных партнеров
с российской стороны
Госкомвуз России и Госкомоборонпром России в рамках данной
Программы возьмут на себя следующие основные функции:
разработка общих направлений осуществления Программы и
координация деятельности различных ведомств по ее реализации;
отбор на конкурсной основе высших учебных заведений, Академии
оборонных отраслей промышленности и ИПК Госкомоборонпрома России в
различных регионах России, на базе которых будут создаваться РЦ;
аттестация учебных программ, разработанных с целью реализации
данной Программы;
выработка требований к подготовке преподавателей и условиям их
отбора;
предоставление гарантий Комиссии ЕС в том, что выпускники РЦ
не будут работать в течение определенного времени в оборонной
промышленности;
согласование и решение текущих вопросов с Советом Министров -
Правительством Российской Федерации;
предоставление РЦ информации о кадровых потребностях
конверсируемых предприятий.
Для успешной реализации Программы необходимо содействие:
Министерства обороны Российской Федерации, которое:
предоставляет Межведомственной комиссии по социальным вопросам
военнослужащих и членов их семей необходимую информацию по
прогнозированию численности и регионального размещения
военнослужащих, увольняемых в 1993-1995 годах в плановом порядке в
связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации и выводом
российских войск из зарубежных стран, для создания базы данных с
целью комплектования учебных групп (раздел 3 п.1 Программы
первоочередных мер по усилению социальной защиты военнослужащих,
лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в условиях
экономической и военной реформ, утвержденной распоряжением
Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г.);
разрабатывает предложения и проекты нормативно-законодательных
актов Российской Федерации о социальной защите военнослужащих и
членов их семей, проходящих подготовку и переподготовку по
гражданским специальностям;
Федеральной службы занятости Российской Федерации, которая
предоставляет РЦ информацию:
о соответствующих кадровых вакансиях по регионам;
о безработных выпускниках РЦ, зарегистрированных в
региональных бюро занятости.
Для трудоустройства выпускников РЦ возможна помощь различных
неправительственных и коммерческих организаций, фондов и других
организаций (например, Российского союза промышленников и
предпринимателей), на которые в рамках данной Программы могут быть
возложены следующие функции:
содействие в трудоустройстве на промышленных предприятиях
выпускников РЦ после окончания переподготовки;
оказание помощи прошедшим переподготовку выпускникам РЦ в
организации собственных предприятий;
организация практики слушателей на предприятиях.
2.2. Управление Программой
Для реализации Программы образовывается исполнительная
дирекция во главе с директором Программы, назначаемым ВЦПО, и
заместителем директора, назначаемым из работников Госкомоборонпрома
России, и включающая в себя представителей участвующих организаций.
Дирекция ежегодно представляет отчет в Госкомвуз России и
Госкомоборонпром России о ходе реализации Программы.
На ВЦПО возлагается ответственность за непосредственную
реализацию Программы. ВЦПО назначает и организует работу
сотрудников, работающих непосредственно по Программе. Директор
Программы и заместитель директора отвечают за:
организацию работы исполнительной дирекции;
осуществление политики, определяемой Госкомвузом России и
Госкомоборонпромом России;
создание сети учебных центров;
обеспечение взаимосвязи между российскими и западными
партнерами;
координацию деятельности РЦ;
разработку общей стратегии переподготовки и трудоустройства
офицеров, увольняемых в запас;
разработку мер по улучшению финансового положения ВЦПО и РЦ.
Директор Программы, работающий в непосредственном контакте с
техническим экспертом ЕС, должен обладать опытом работы в качестве
менеджера, опытом преподавательской деятельности и работы в
промышленности, а также по переподготовке офицеров и владеть
английским языком.
В исполнительную дирекцию кроме того входят:
финансовый работник, который контролирует финансовые средства
российской стороны, финансовые отчеты РЦ, организует для
бухгалтеров ВЦПО и РЦ учебные курсы. Он должен быть знаком с
западными системами финансового контроля и бухгалтерии;
специалист по трудоустройству и специалист по кадрам,
отбираемые из числа преподавателей, которые отвечают за общую
координацию работ по трудоустройству выпускников и непосредственную
работу с консультантами ЕС по трудоустройству;
разработчики учебных курсов, отбираемые из числа
преподавателей, прошедших дополнительную подготовку, которые
отвечают за координацию учебно-методической деятельности РЦ и
контроль качества этой деятельности, разработку единого подхода к
переподготовке офицеров. Разработчики учебных программ работают в
тесном контакте со специалистами - методистами из ЕС.
На время действия Программы создается группа методического
обеспечения из числа высококвалифицированных преподавателей и
ученых-методистов (6 человек) с целью создания совместно с
западными консультантами учебных программ и методического
обеспечения Программы.
Административно-технический персонал отвечает за техническое
обеспечение деятельности ВЦПО и РЦ.
2.3. Ответственность участника Программы со стороны ЕС
Западным участником Программы со стороны ЕС должно быть
известное учебное заведение, специализирующееся на подготовке
менеджеров для малых и средних предприятий и имеющее практический
опыт разработки и проведения краткосрочных и долгосрочных курсов
менеджмента.
Западный участник должен быть тесно связан с сетью учебных
заведений в различных странах ЕС, обладающих необходимым
потенциалом для организации переподготовки и проведения практики на
малых и средних предприятиях для больших групп преподавателей.
Западный участник Программы должен обладать практическим опытом
осуществления крупномасштабных проектов по переподготовке кадров в
условиях реформ в экономике.
Для реализации Программы от западного участника требуется:
1. Направить в Россию следующих специалистов:
координатора Программы, отвечающего за ее общую реализацию;
главного технического консультанта для работы в непосредственном
контакте с директором Программы;
консультанта по разработке учебных программ;
экспертов на короткий период времени, отвечающих за конкретные
виды деятельности по Программе.
2. Создать консультационную совместную рабочую группу (5
человек - от ЕС, 5 человек - от России) для:
разработки учебных курсов подготовки российских преподавателей
и специалистов РЦ;
анализа и определения специфических особенностей регионов;
участия в разработке требований к отбору высших учебных
заведений для создания на их базе РЦ;
анализа потребностей РЦ в оборудовании;
определения расписания занятий на текущий год, сроков
стажировок, а также координаторов с обеих сторон.
3. Обеспечить деятельность по следующим направлениям:
разработка учебных программ (2 месяца - в России, 1 месяц - в ЕС);
подготовка 400 преподавателей (2 месяца - предварительный курс
в России; 2,5 месяца - обучение в ЕС и практика на западных
предприятиях; 1 месяц - обобщающий курс в России);
повторное обучение преподавателей в ЕС и России с учетом
особенностей и потребностей регионов по специализированным курсам
(до 1 месяца);
подготовка 32 разработчиков учебных программ из числа
преподавателей (1 месяц в России);
подготовка в России 32 специалистов по трудоустройству из
числа преподавателей (1 месяц в г. Москве).
4. Предоставить необходимое оборудование, обеспечить его
перевозку в Россию и установку в РЦ.
5. Выделить необходимые средства для организации и проведения
ежегодных семинаров, организуемых совместно ВЦПО и РЦ, с участием
прошедших переподготовку слушателей и приглашением всех участников
Программы с российской стороны и со стороны ЕС.
3. Детали Программы
Программа реализуется в следующих направлениях:
создание организационной инфраструктуры в рамках Программы
(создание и оснащение Координационного центра и 15 РЦ) и подготовка
административных работников этих центров; разработка на основе
базовой программы общего менеджмента 10 специализированных учебных
программ с учетом потребностей в регионах;
подготовка 400 преподавателей для 15 РЦ;
подготовка 32 разработчиков учебных программ и 32 специалистов
по трудоустройству из числа преподавателей;
переподготовка около 20-25 тысяч слушателей из числа офицеров,
увольняемых в запас;
дополнительная подготовка 100-140 преподавателей в ЕС по
специализированным учебным курсам.
3.1. Целевые группы
Программа предусматривает создание следующих целевых групп:
офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые в
запас, с высшим техническим образованием и опытом работы в
оборонной промышленности в возрасте до 45 лет и
инженерно-технические работники конверсируемых предприятий, которые
после окончания обучения работают менеджерами различного профиля на
конверсируемых предприятиях оборонной промышленности или как
частные предприниматели (учебная группа до 25 человек);
офицеры, увольняемые в запас, с высшим и высшим техническим
образованием в возрасте до 45 лет и инженерно-технические работники
конверсируемых предприятий, которые после обучения работают
менеджерами различного профиля на приватизированных предприятиях
или как частные предприниматели (учебная группа до 25 человек).
3.2. Функции и структура РЦ
РЦ создаются на базе высших учебных заведений, Академии
оборонных отраслей промышленности и ИПК Госкомоборонпрома России,
тесно связанных с промышленностью различных регионов России.
Переподготовка ведется в соответствии с потребностями
предприятий в кадрах, тем самым создается рынок новых рабочих мест.
РЦ должны выполнять следующие функции:
организовывать и осуществлять учебную деятельность;
отбирать преподавателей, обеспечивать необходимый уровень их
подготовки;
отвечать за эффективность обучения по предоставляемым
Методическим центром учебным программам;
осуществлять доработку учебных программ, дополнять и изменять
их по согласованию с Методическим центром;
разрабатывать и согласовывать с Методическим центром
дидактические материалы;
участвовать в отборе слушателей и формировании учебных групп;
осуществлять мероприятия по привлечению к участию в Программе
российских предпринимателей;
отбирать для участия в Программе промышленные предприятия в
различных регионах;
разрабатывать программы экономического развития различных
регионов России с учетом трудоустройства переподготовленных
офицеров и инженерно-технических работников конверсируемых
предприятий, расположенных в этих регионах.
РЦ должен быть юридическим лицом. При этом РЦ может быть
организован на базе уже имеющейся самостоятельной коммерческой
учебной структуры вуза, Академии оборонных отраслей промышленности
и ИПК Госкомоборонпрома России.
Структура РЦ включает в себя:
директора, организующего деятельность учебного центра в рамках
данной Программы;
специалиста по разработке учебных программ;
финансового работника;
специалиста по трудоустройству.
РЦ используют, как правило, материальную базу, преподавателей,
помещения вузов, Академии оборонных отраслей промышленности и ИПК
Госкомоборонпрома России. После завершения Программы такие РЦ могут
стать коммерческими центрами (бизнес-центрами) либо консалтинговыми
фирмами, помогающими предприятиям действовать в условиях рыночной
экономики.
От ЕС необходима помощь в организации РЦ и их преобразовании
после окончания Программы в коммерческие и консалтинговые центры.
3.3. Разработка учебных программ
В качестве базового курса для переподготовки офицеров послужит
учебный курс, состоящий из следующих разделов:
МЕНЕДЖМЕНТ, включающий в себя:
производственный менеджмент (обоснование необходимости данного
производства, контроль качества и затрат);
общий менеджмент (определение производственной политики и
процесс принятия решения, разрешения возникающих трудностей);
информационные системы менеджмента;
управление людскими ресурсами;
организация производства;
МАРКЕТИНГ, включающий в себя:
исследование рынка;
распределение;
обеспечение;
ценообразование;
маркетинг экспорта;
ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, включающий в себя:
финансовый менеджмент;
движение капитала;
учет затрат;
бухгалтерская отчетность;
ПРАВО, включающее в себя:
проблемы приватизации;
законодательство в области бизнеса и налогообложения.
Данный учебный курс не включает в себя специализированные
курсы на основе базового курса общего менеджмента. Предполагается
после одобрения данной Программы и открытия финансирования создать
совместную группу по разработке методического обеспечения
Программы, для чего предусматривается:
провести анализ реальных потребностей местных предприятий
регионов в специализированных кадрах;
на основании анализа определить характер необходимых
специализированных программ, способность РЦ осуществлять такую
специализированную подготовку, наличие необходимого оборудования и
т. д.;
принять необходимые меры для разработки новых
специализированных учебных программ и обеспечения РЦ необходимыми
учебными материалами и оборудованием.
Анализ реальных потребностей будет проведен совместно ВЦПО,
дирекцией Программы, РЦ и консультантом ЕС. Специализированные
курсы будут сориентированы на практические потребности регионов.
3.4. Подготовка преподавателей
В течение 6 месяцев планируется подготовить 400
преподавателей. Подготовка будет проводиться по базовому курсу
общего менеджмента и включать в себя следующие этапы:
отбор 400 преподавателей из 15 РЦ в возрасте не старше 45 лет
с опытом работы не менее 3 лет из числа преподавателей учебных
вузов, Академии оборонных отраслей промышленности и ИПК
Госкомоборонпрома России;
предварительное 2-месячное обучение в России на базе трех РЦ
(гг. Москва, Новосибирск, Саратов), включающее в себя изучение
английского языка и компьютерную подготовку;
обучение в ЕС, включая стажировку на западных предприятиях в
течение 3 месяцев (группа до 15 человек). После стажировки
предлагается организовать месячный обобщающий курс.
Группы преподавателей будут обучаться в ЕС при участии
российских координаторов (по одному на каждую группу), отобранных
дирекцией Программы из числа преподавателей с опытом работы не
менее 5 лет и опытом разработки учебно-методических программ. В
последующем координаторы будут работать в РЦ.
После разработки специализированных курсов будут организованы
дополнительные курсы для преподавателей продолжительностью обучения
до 14 дней. Переподготовка может быть проведена в ЕС (100 человек)
и в России (100 человек).
После обучения преподаватели читают готовые курсы другим
преподавателям. Эта деятельность контролируется российскими
координаторами и консультантами ЕС, которые дают преподавателям
консультации по предмету и методологии.
Из числа преподавателей будут дополнительно в течение месяца
подготовлены следующие специалисты для РЦ:
32 разработчика учебных программ (по два от 15 центров и два
от ВЦПО). Задача дополнительного обучения состоит в том, чтобы
помочь РЦ адаптировать учебные модули в области менеджмента к
потребностям российской экономики;
32 консультанта по трудоустройству. В их задачу входят
трудоустройство выпускников и пропаганда учебных курсов среди
частных предпринимателей. Они будут также подготовлены для
проведения трейсерных исследований.
4. Финансирование Программы
Российская сторона (7 РЦ Госкомоборонпрома России, 8 РЦ
Госкомвуза России) обеспечивает:
эксплуатацию офисов, учебных и вспомогательных помещений РЦ;
оплату труда российских преподавателей и сотрудников РЦ;
подготовку преподавателей и переподготовку слушателей на
территории Российской Федерации;
набор слушателей в РЦ и трудоустройство их после обучения (для
зарегистрированных на бирже труда расходы несет Федеральная служба
занятости Российской Федерации);
перевод, размножение учебных материалов и их распределение по
учебным центрам.
Участник Программы со стороны ЕС обеспечивает:
проживание и путевые расходы своих сотрудников в России;
проживание, путевые расходы за рубежом и учебные стажировки
российских преподавателей;
поставку и наладку необходимого оборудования и учебных
материалов для ВЦПО и РЦ;
работу российских консультантов в рамках проведения
исследований специфики и потребностей регионов (50000 ЭКЮ) и
разработки учебных специализированных курсов (25000 ЭКЮ);
расходы по проведению ежегодных семинаров выпускников РЦ на
базе Московского РЦ или ВЦПО (10000 ЭКЮ).
Осуществление Программы планируется начать со второй половины
1993 года.
____________