Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1039-р

                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                   от 21 июня 2010 г. N 1039-р

                              МОСКВА

     1. Утвердить   прилагаемую  Стратегию  развития  геологической
отрасли Российской Федерации до 2030 года.
     2. Минприроды  России  с участием заинтересованных федеральных
органов  исполнительной  власти  разработать и утвердить в месячный
срок    план   мероприятий   по   реализации   Стратегии   развития
геологической   отрасли   Российской   Федерации   до  2030 года  и
обеспечить его выполнение.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     ___________________________

     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 21 июня 2010 г.
     N 1039-р

                         С Т Р А Т Е Г И Я
            развития геологической отрасли до 2030 года

                            I. Введение

     Геологическая  отрасль является базовой составляющей экономики
страны,  представляющей собой совокупность управленческих структур,
производственных  и  научных  организаций  всех форм собственности,
обеспечивающих   потребности   государства   и   общества  в  сфере
геологического   изучения   территории   Российской  Федерации,  ее
континентального  шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового
океана,  Арктики  и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой
базы страны, мониторинга и охраны недр.
     Настоящая  Стратегия  учитывает  тенденции  изменения  в сфере
геологического    изучения    недр,    отечественной    и   мировой
минерально-сырьевой базы и анализ их текущего состояния.
     Настоящая  Стратегия  определяет основные направления развития
геологической    отрасли    Российской    Федерации    в   условиях
интенсификации  процессов  глобализации,  обострения конкуренции на
международных   рынках  минерального  сырья  и  сервисных  услуг  в
области геолого-разведочного производства.

          II. Современное состояние геологической отрасли

     Геологическая    отрасль   обеспечивает   минерально-сырьевую,
энергетическую  и  экономическую безопасность Российской Федерации,
реализацию  ее  геополитических  интересов,  в  том числе в Мировом
океане,  Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской
Федерации.
     Геологическая   отрасль  неразрывно  связана  с  деятельностью
отраслей, осуществляющих:
     добычу,  первичную  переработку,  транспортировку и реализацию
минерального сырья;
     использование   минерального  сырья  производителями  энергии,
металлургической   и   химической   промышленностью,   строительной
индустрией и агропромышленным комплексом.

          1. Структура управления геологической отраслью

     Система  государственного управления геологической отраслью на
федеральном уровне включает:
     Министерство   природных   ресурсов   и   экологии  Российской
Федерации,  осуществляющее  функции  по  выработке  государственной
политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в сфере изучения,
использования,  воспроизводства  и охраны недр, безопасного ведения
работ,  связанных  с  пользованием  недрами,  а  также  мониторинга
состояния недр;
     Федеральное    агентство    по    недропользованию    и    его
территориальные   органы,  оказывающие  государственные  услуги  по
геологическому    изучению    недр,    осуществляющие    управление
государственным    имуществом,   лицензирование   недропользования,
государственный   учет   и   государственную   экспертизу  запасов,
информации и проектов геолого-разведочных работ;
     Федеральную  службу по надзору в сфере природопользования и ее
территориальные  органы, осуществляющие государственный контроль за
геологическим  изучением,  рациональным  использованием  и  охраной
недр.
     К   полномочиям   органов   государственной  власти  субъектов
Российской    Федерации    в    сфере    регулирования    отношений
недропользования      относятся      управление     фондом     недр
общераспространенных  полезных  ископаемых, участками недр местного
значения,    а    также   участие   в   разработке   и   реализации
государственных    программ    геологического   изучения   недр   и
воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  и участие в определении
условий  пользования  месторождениями  полезных ископаемых на своих
территориях.
     Координационным    органом,    обеспечивающим   взаимодействие
федеральных  органов  исполнительной власти, органов исполнительной
власти  субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций
в  области  изучения  и использования минерально-сырьевых ресурсов,
является      Правительственная      комиссия      по      вопросам
топливно-энергетического      комплекса      и      воспроизводства
минерально-сырьевой базы.
     В    настоящее    время   отсутствует   четкое   разграничение
ответственности  государства  и  бизнеса  в  сфере  воспроизводства
минерально-сырьевой  базы  Российской  Федерации.  Поиски  и оценка
месторождений   полезных  ископаемых  осуществляются  как  за  счет
средств  федерального бюджета в рамках государственного заказа, так
и  за  счет  средств недропользователей на лицензионной основе. При
этом     соотношение    вкладов    государства    и    бизнеса    в
геолого-разведочные   работы  в  денежном  выражении  составляет  в
среднем  соответственно  1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5
-  для  твердых  полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы по
поиску  отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств
недропользователей не ведутся.
     Большинство  геологических  организаций  функционирует в форме
федеральных  государственных  унитарных  предприятий  и акционерных
обществ,   управление   которыми   осуществляется  при  минимальном
участии Федерального агентства по недропользованию.

 2. Информационно-аналитическое обеспечение геологической отрасли

     Информационно-аналитическое обеспечение отрасли включает:
     сбор   и   обработку  геологической  информации,  а  также  ее
хранение;
     создание    сводной   информационно-аналитической   продукции,
необходимой для государственного управления фондом недр;
     предоставление        геологической        информации        и
информационно-аналитической продукции потребителям.
     Получение    и    интерпретация    геологической    информации
осуществляются  недропользователями,  научными  и производственными
организациями,  проводящими  работы  по  геологическому  изучению и
использованию недр.
     Сбор,   обработка,  хранение  и  предоставление  геологической
информации   в   пользование   обеспечиваются  разветвленной  сетью
организаций,   находящихся  в  ведении  Федерального  агентства  по
недропользованию.
     Основными  сводными  информационно-аналитическими  продуктами,
имеющими  ключевое  значение для государственного управления фондом
недр, являются:
     государственный баланс запасов полезных ископаемых;
     государственный  кадастр  месторождений  и проявлений полезных
ископаемых Российской Федерации;
     государственный  реестр работ по геологическому изучению недр,
участков  недр,  предоставленных для добычи полезных ископаемых и в
целях,  не  связанных  с  добычей,  а также лицензий на пользование
недрами;
     сводные  данные  федерального государственного статистического
наблюдения,   отражающие   объемы  выполненных  геолого-разведочных
работ в физическом и денежном выражении.
     В  настоящее  время  содержание  геологической  информации, ее
полнота,  доступность  и оперативность предоставления в пользование
не   полностью   соответствуют   потребностям  геолого-разведочного
производства,   выработки  и  принятия  управленческих  решений.  В
частности,  геологическая информация, полученная пользователем недр
за   счет   собственных  или  привлеченных  средств,  является  его
собственностью  и  фактически выпадает из оборота на неопределенный
срок.
     Не  решены  вопросы  сбора  и хранения первичной геологической
информации.

      3. Научно-техническое обеспечение геологической отрасли

     Геолого-разведочные     работы     характеризуются     высокой
наукоемкостью.   Результатом   научных   исследований   в  геологии
являются  новые  данные  и  знания  о  геологическом строении недр,
закономерностях  формирования  и  размещения  полезных  ископаемых.
Эффективность  геолого-разведочных  работ обеспечивается внедрением
прогрессивных  научно-технических  решений  и  технологий в области
поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
     Основные  объемы научных исследований и опытно-конструкторских
разработок    в    области    геологического    изучения   недр   и
воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  выполняются отраслевыми
научными  организациями,  учреждениями  Российской  академии наук и
профильными высшими учебными заведениями.
     Научные   исследования   в  геологии  развиваются  в  условиях
постоянного   обновления  информации  о  геологическом  строении  и
минерагеническом   потенциале   недр,   появления   новых   идей  и
концепций,   а  также  изменения  экономической  и  геополитической
ситуации.
     Решающее    значение    в   развитии   научных   геологических
исследований  имеет  возможность  обработки  и  освоения  огромного
объема  геологических, геофизических, геохимических и дистанционных
данных    на    основе   современных   информационных   технологий.
Принципиально  новым  является  переход  от  качественных  оценок к
количественным моделям.
     Разрабатываются  новые  подходы к тектоническому районированию
и  прогнозированию  открытий  месторождений  полезных ископаемых на
основе геодинамического анализа.
     Существенно      усовершенствованы     используемые     методы
исследования  вещества  и строения недр Земли, позволяющие получать
всестороннюю  аналитическую  характеристику геологического вещества
на  основе  элементного  и  изотопного анализа, и разработаны новые
такие   методы.   Использование   новых   физических  методов  дает
возможность  выявить  детальные  особенности  внутреннего  строения
горных  пород  и минералов. Значительное повышение чувствительности
геофизических   методов  и  их  комплексное  применение  привело  к
существенной  детализации  и  новому пониманию внутреннего строения
Земли.
     Отмечается  расширение объектов геолого-разведочных работ и их
масштаба.   Кроме   верхних   горизонтов   земной   коры   в  сферу
геологических  исследований  уже  сейчас  вовлечены  вся литосфера,
территория  континентального  шельфа  Российской  Федерации  и  дно
Мирового   океана.   Это  стало  возможным  благодаря  глубокому  и
сверхглубокому    бурению,    возросшей    точности   геофизических
исследований,  особенно различных сейсмических методов, достижениям
в  области  экспериментальной  петрологии  и минералогии и изучении
каменного  материала  глубинного  происхождения,  а также успехам в
физике горных пород в условиях высоких температур и давлений.
     К    настоящему    времени    достаточно    детально   изучены
нефтегазоносные   и   нефтегазоперспективные   отложения  осадочных
бассейнов  России  на  глубине  до  3,5 - 4,5 км. Весьма актуальным
становится    повышение   глубинности   исследований   в   пределах
территории   Российской   Федерации  и  получение  новых  данных  о
нефтегазоносности континентального шельфа Российской Федерации.
     В   практику   геолого-геофизических   исследований   внедрены
цифровые  измерительные  системы,  а  также  средства  автоматики и
информационно-коммуникационных технологий.
     Использование  передовых  научно-технических решений позволяет
уменьшить  риски,  неизбежные при проведении геологических работ на
ранних стадиях геологического изучения территории.
     Вместе  с  тем  в последние годы вследствие перепрофилирования
ряда  конструкторских  и приборостроительных организаций разработка
и  выпуск  отечественных  аппаратурно-технологических  комплексов и
оборудования    существенно   сократились.   Отчетливо   проявилось
отставание   в   развитии   отечественных   технических  средств  и
технологий  для  геолого-разведочных  работ от уровня, достигнутого
зарубежными  странами.  По  ряду  направлений  происходит замещение
отечественного оборудования и технологий импортными.
     Имеющиеся   в   распоряжении   государственных   геологических
организаций  технические средства в значительной степени изношены и
морально устарели.
     Выявление  новых  источников минерального сырья становится все
более  сложным  и дорогостоящим из-за усложнения условий проведения
геолого-разведочных  работ.  Стоящие  перед  геологической отраслью
проблемы   определяют   необходимость  разработки  новых  подходов,
научных теорий, методов и технологий поисков и разведки.

           4. Кадровое обеспечение геологической отрасли

     Подготовка  специалистов  геологического  профиля в Российской
Федерации   ведется   в   34 высших   учебных  заведениях,  включая
18 технических    университетов,    академий    и   институтов,   и
20 техникумах.  Подготовка  ведется  по  15 специальностям  высшего
профессионального    образования    и   8 специальностям   среднего
профессионального образования.
     Общий    контингент    студентов-геологов   составляет   около
18 тыс. человек,  в  том числе студентов высших учебных заведений -
около    16    тыс. человек,    студентов    техникумов   -   около
2 тыс. человек.  Годовой выпуск специалистов с высшим геологическим
образованием   составляет   около   2,5 тыс. человек,   со  средним
геологическим   образованием   -   около   500 человек.  По  данным
последних  лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают
не по специальности.
     За  последние  15 лет обеспеченность организаций геологической
отрасли   специалистами   с  высшим  профессиональным  образованием
снизилась  почти  в 1,5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста
и  одновременно  снизилась  доля  персонала в экономически активной
возрастной   категории   до   40   лет.   Кроме   того,   постоянно
увеличивается  отток  кадров,  а  более  10  процентов  появившихся
рабочих  мест  остаются  вакантными.  По различным оценкам, дефицит
молодых  инженеров,  экономистов  и  управленцев,  а  также  других
специалистов   с   высшим   образованием  в  геологической  отрасли
составляет свыше 20 тыс. человек.
     Причинами   дефицита   высококвалифицированных   геологических
кадров являются:
     отсутствие   мотивационных   стимулов  и  недостаточный  имидж
профессии  геолога  для привлечения молодых и талантливых кадров и,
как   следствие,   изменение   возрастной   структуры   в   сторону
преобладания  предпенсионных  и пенсионных групп, в результате чего
средний  возраст  геологических  кадров, особенно в государственных
организациях, составляет 50 - 60 лет;
     слабое   и   неэффективное   взаимодействие   высших   учебных
заведений   и   других  учебных  заведений  с  успешно  работающими
научными   и   производственными   геологическими  организациями  и
компаниями-недропользователями;
     отсутствие  образовательных  программ,  отвечающих современным
требованиям;
     несоответствие  номенклатуры  специальностей  подготавливаемых
специалистов реальным потребностям отрасли;
     отсутствие  системы  повышения  квалификации  кадров  с учетом
потребностей инновационного развития геологической отрасли;
     отсутствие  современных  механизмов  и инструментов управления
кадровым  обеспечением  геологической отрасли, способных эффективно
прогнозировать    и    удовлетворять    спрос    на    специалистов
геологического профиля в условиях современного рынка труда.

 III. Стратегическая цель и задачи развития геологической отрасли

     Стратегической   целью   развития   геологической  отрасли  до
2030 года  является  формирование  высокоэффективной,  инновационно
ориентированной    системы    геологического    изучения   недр   и
воспроизводства  минерально-сырьевой  базы,  обеспечивающей решение
поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде.
     В  соответствии  с Основами государственной политики в области
использования  минерального сырья и недропользования, утвержденными
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  21  апреля
2003 г.   N 494-р,   и   долгосрочной   государственной  программой
изучения  недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на
основе  баланса  потребления  и воспроизводства минерального сырья,
утвержденной    Министерством   природных   ресурсов   и   экологии
Российской  Федерации,  основными задачами геологической отрасли на
долгосрочную перспективу являются:
     воспроизводство    минерально-сырьевой    базы    в   объемах,
необходимых  для  удовлетворения  потребностей  экономики  страны в
минерально-сырьевых  ресурсах,  создания  минерально-сырьевых основ
социально-экономического  развития  регионов Российской Федерации и
обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;
     изучение  территории Российской Федерации, ее континентального
шельфа,  акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и
Антарктики   для   геологического  обеспечения  различных  отраслей
экономики страны и ее геополитических интересов;
     охрана  недр  и рациональное использование минерально-сырьевых
ресурсов  для  удовлетворения  текущих и перспективных потребностей
базовых отраслей экономики;
     оценка  и  прогноз состояния недр на территориях, подверженных
опасным геологическим процессам и явлениям.
     Минерально-сырьевая  база  является  естественным конкурентным
преимуществом  народного  хозяйства и промышленного сектора России,
донором  российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход
на  новый  технологический  уклад.  Экономические и геополитические
интересы  России  и  в  долгосрочной  перспективе будут существенно
зависеть  от  состояния  минерально-сырьевой  базы, воспроизводство
которой  на современном технологическом уровне является центральной
задачей  геологической  отрасли.  Решение  этой задачи определяется
детальностью    геологической    изученности   территории   страны,
результативностью  и  качеством  геолого-разведочных  работ на всех
стадиях  их проведения - от регионального изучения недр до разведки
месторождений полезных ископаемых.
     Россия    располагает    значительными    минерально-сырьевыми
ресурсами  большинства  используемых  в  мире  полезных ископаемых.
Годовой  объем  производства  товарной  продукции  по  таким  видам
минерального  сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды,
алюминий,  медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы,
фосфорные  руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет
более   30 процентов   валового   внутреннего  продукта  Российской
Федерации.
     В   развитии   российского   и  мирового  минерально-сырьевого
комплекса отмечаются следующие основные тенденции:
     повышение  роли новых территорий, акваторий внутренних морей и
континентального  шельфа  в  связи  с  истощением  ресурсной базы в
традиционных   районах  добычи  углеводородов  и  твердых  полезных
ископаемых    на    фоне    исчерпания    фонда    легкооткрываемых
месторождений;
     усиление   внимания   к   новым   для   промышленности   типам
месторождений  твердых  полезных ископаемых, углеводородного сырья,
геотермальным и гидроминеральным ресурсам;
     увеличение  глубин поисков и разработки месторождений полезных
ископаемых;
     снижение  качества руд вводимых в эксплуатацию месторождений и
постепенное  замещение  выбывающих  из  эксплуатации  месторождений
богатых      легкообогатимых     руд     месторождениями     бедных
труднообогатимых руд;
     перемещение  геолого-разведочных  работ  в  удаленные районы и
районы  со сложными горно-геологическими и климатическими условиями
и слабо развитой инфраструктурой.
     С   развитием   научно-технического   прогресса   изменился  и
продолжает  меняться  спектр  используемых  полезных  ископаемых, а
также    отмечается    сокращение   потребления   отдельных   видов
минерального сырья в сочетании с ростом других и появлением новых.
     При  высокой обеспеченности России общими запасами большинства
полезных  ископаемых  в  стране  имеется  дефицит  отдельных  видов
минерального   сырья,   потребность   в   которых   не  покрывается
собственной  добычей  и  удовлетворяется за счет импорта. Причинами
этого       являются       отсутствие      или      неблагоприятное
геолого-географическое  размещение  месторождений качественных руд,
а  также  наличие  технологических  сложностей добычи, обогащения и
переработки минерального сырья.
     Развитие   минерально-сырьевой  базы  находится  под  влиянием
следующих сдерживающих факторов:
     отсутствует       отвечающая      современным      требованиям
геолого-картографическая  основа  по  ряду  перспективных  регионов
России,       что       сдерживает      проведение      опережающих
прогнозно-минерагенических исследований и поисковых работ;
     существенно  сократился  резерв  объектов, на которых возможно
получение   в   ближайшие   годы   значительных  приростов  запасов
интенсивно добываемых полезных ископаемых;
     в  нераспределенном  фонде  недр  велика доля запасов полезных
ископаемых,   освоение  которых  экономически  нецелесообразно  при
используемых   технологиях   добычи,   обогащения   и   переработки
минерального    сырья,   а   также   при   существующем   состоянии
транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
     действующая  система  государственного регулирования отношений
недропользования  не  создает  достаточных  условий для привлечения
инвестиций недропользователей в геолого-разведочные работы;
     существующая  система  государственных  закупок  не  позволяет
обеспечить      непрерывное     осуществление     полного     цикла
геолого-разведочных  работ от обнаружения перспективных площадей до
открытия   и   начала   освоения  месторождений,  продолжительность
которого составляет от 5 до 15 лет.
     Проблема  устойчивого  развития  и  использования минерального
сырья  может  быть  решена  на основе реализации широкого комплекса
мероприятий,     направленных     на    повышение    инвестиционной
привлекательности  геолого-разведочных проектов, расширения объемов
геолого-разведочных    работ    и   повышения   их   эффективности,
совершенствования   административных   и  экономических  механизмов
регулирования   недропользования,   усиления   научно-технического,
инновационного  и  кадрового  обеспечения  геологического  изучения
недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

    IV. Приоритетные направления развития геологической отрасли

     Развитие  геологической  отрасли  в рамках настоящей Стратегии
предусматривается по следующим приоритетным направлениям:
     совершенствование    системы    государственного    управления
геологическим      изучением      недр      и      воспроизводством
минерально-сырьевой базы;
     повышение   инвестиционной   привлекательности  геологического
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
     совершенствование  системы сбора, обработки, анализа, хранения
и предоставления в пользование геологической информации;
     совершенствование        научно-технического       обеспечения
геолого-разведочных работ;
     создание условий для внедрения инновационных технологий;
     совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

         1. Совершенствование государственного управления
                  геолого-разведочными работами

     Совершенствование    государственного   управления   в   сфере
геологического   изучения  недр,  воспроизводства  и  использования
минерально-сырьевой    базы    будет    основано   на   оптимизации
организационной   структуры   геологической   отрасли   и  развитии
принципов   программно-целевого   планирования  геолого-разведочных
работ.
     Необходимо  конкретизировать  функции  и сферу ответственности
государственного    сектора    геологической   отрасли,   а   также
разграничить   вклад   государства   и  бизнеса  в  воспроизводство
минерально-сырьевой   базы.   В   зависимости   от   вида  полезных
ископаемых,  района  проведения  геолого-разведочных работ и других
факторов эта граница может смещаться в ту или иную сторону.
     В     сфере     воспроизводства    минерально-сырьевой    базы
углеводородного   сырья  вклад  государства  должен  ограничиваться
региональной   стадией  изучения  новых  нефтегазоносных  провинций
(научные    исследования,    бурение    параметрических    скважин,
геофизические   работы   регионального   масштаба,   в   том  числе
сейсмические).  Более детальные геофизические исследования, включая
подготовку   перспективных   структур   к  бурению,  а  также  само
поисково-разведочное    бурение    должны    находиться   в   сфере
ответственности  нефтегазодобывающих  компаний и финансироваться за
их счет.
     В   сфере  воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  твердых
полезных  ископаемых  государственный  заказ  в  ряде случаев может
включать  проведение  геолого-разведочных  работ поисково-оценочной
стадии,   а   иногда  (для  месторождений,  имеющих  первостепенное
государственное  и  военно-стратегическое  значение)  - разведочной
стадии.

    Оптимизация организационной структуры геологической отрасли

     Оптимизация  организационной  структуры  геологической отрасли
направлена на достижение следующих целей:
     обеспечение  государственного контроля за стратегически важной
отраслью;
     повышение     эффективности     размещения     и    исполнения
государственного  заказа  в  сфере  геологического  изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
     обеспечение   оптимального   функционирования  государственной
системы лицензирования пользования участками недр;
     обеспечение  более  качественного  выполнения  работ  в  сфере
геологического  изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы;
     повышение  эффективности  управления  имущественным комплексом
геолого-разведочных организаций;
     создание     условий     для    технического    перевооружения
геолого-разведочных     организаций    в    соответствии    с    их
специализацией;
     формирование     единого     информационного     пространства,
консолидирующего    в    себе   информационные   потоки   различной
ведомственной     принадлежности,     относящиеся    к    проблемам
государственного    управления    и    инвестирования   в   области
геологического   изучения  недр,  воспроизводства  и  использования
минерально-сырьевой базы;
     укрепление       кадрового       потенциала       организаций,
специализирующихся по видам работ и полезных ископаемых;
     создание   условий   для  диверсификации  минерально-сырьевого
обеспечения   экономики   страны  за  счет  расширения  российского
присутствия на международном рынке геологических услуг.
     Реструктуризация геологической отрасли предполагает:
     преобразование     федеральных    государственных    унитарных
предприятий    информационно-экспертного    профиля   в   бюджетные
учреждения,   находящиеся   в  ведении  Федерального  агентства  по
недропользованию;
     развитие       научных       организаций,       осуществляющих
научно-аналитическое    обеспечение   выполнения   возложенных   на
Федеральное  агентство  по недропользованию государственных функций
по     геологическому     изучению     недр    и    воспроизводству
минерально-сырьевой   базы,  а  также  совершенствование  принципов
управления ими;
     консолидацию  специализированных  по видам геолого-разведочных
работ  и  полезных  ископаемых  геологических  организаций  в форме
акционерного  общества,  в  уставный  капитал  которого должны быть
переданы    акции    открытых    акционерных    обществ   и   акции
преобразованных   в   открытые   акционерные  общества  федеральных
государственных       унитарных      предприятий,      объединенных
горизонтальными  научно-производственными  связями. Предполагается,
что  в  отношении  этого  акционерного общества позиции акционера -
Российской  Федерации  будут определяться Правительством Российской
Федерации.  Участие  в  управлении  этим  обществом  предполагается
возложить    на    Федеральное   агентство   по   недропользованию.
Финансирование    сервисного    обеспечения    геолого-разведочного
производства  должно  будет  осуществляться  за  счет  внебюджетных
источников.
     Государственный    сектор    геологической   отрасли   призван
обеспечивать выполнение следующих функций:
     государственное  геологическое изучение и выявление ресурсного
потенциала   перспективных   территорий  Российской  Федерации,  ее
континентального  шельфа  и акваторий внутренних морей, а также дна
Мирового океана, Арктики и Антарктики;
     локализация  и  оценка ресурсного потенциала нераспределенного
фонда  недр  в  освоенных  и  новых районах с целью воспроизводства
запасов минерального сырья;
     функционирование государственной системы лицензирования;
     выполнение   государственной   экспертизы   запасов   полезных
ископаемых,  технических проектов разработки месторождений полезных
ископаемых и проектов геолого-разведочных работ;
     государственный  учет  запасов  и прогнозных ресурсов полезных
ископаемых, работ, участков недр и лицензий;
     государственный мониторинг состояния недр;
     государственный  контроль  и надзор за геологическим изучением
недр и рациональным недропользованием.
     Оптимизация    функционирования   негосударственного   сектора
геологической   отрасли   предусматривает   создание   условий  для
дальнейшего  развития геолого-разведочных подразделений действующих
горнорудных     и     нефтегазодобывающих    компаний,    сервисных
геолого-разведочных  структур,  а  также для формирования небольших
геолого-разведочных  компаний  и  усиления  роли субъектов малого и
среднего   предпринимательства   в  проведении  геолого-разведочных
работ  и  разработке  месторождений, не представляющих интереса для
крупных компаний. В этих целях будут приняты следующие меры:
     упрощение   процедуры   получения  лицензии  на  геологическое
изучение  за  счет  собственных или привлеченных средств (вплоть до
введения   заявительного   принципа)   и   обеспечение  возможности
свободного рыночного оборота поисковых лицензий;
     обеспечение  свободного  доступа  к  геологической информации,
полученной   за   счет   средств   федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
     развитие  рыночных  механизмов  привлечения рискового капитала
(бирж,    финансовых    институтов   и   других   механизмов)   для
финансирования геолого-разведочных работ.
     Для     привлечения     субъектов     малого     и    среднего
предпринимательства  к  разработке месторождений, не представляющих
интереса для крупных компаний, предусматривается:
     разработка    критериев    определения   участков   недр,   не
представляющих интереса для крупных компаний;
     упрощение   порядка   предоставления  таких  участков  недр  в
пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;
     обеспечение  возможности  переуступки  прав пользования такими
участками    недр    в   пользу   субъектов   малого   и   среднего
предпринимательства на рыночных условиях.

        Совершенствование программно-целевого планирования

     Программно-целевое   планирование   в   сфере   геологического
изучения  недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой
базы  будет  осуществляться на основе действующих и разрабатываемых
государственных    программ.    Получит    развитие    планирование
геолого-разведочных    работ   в   пределах   естественных   границ
минерагенических    провинций    и   минерально-сырьевых   центров,
выделяемых  с  учетом  возможностей  транспортной  и энергетической
инфраструктуры       территорий       вне       зависимости      от
административно-территориального деления.
     Минерально-сырьевые   центры   определяются  как  совокупность
разрабатываемых   и   планируемых   к   освоению   месторождений  и
перспективных  площадей, связанных общей существующей и планируемой
инфраструктурой  и  имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья
или   продуктов  его  обогащения  в  федеральную  или  региональную
транспортную  систему  (железнодорожный,  трубопроводный  и морской
транспорт) для доставки потребителям.
     Для   выделяемых   объектов   планирования  будет  проводиться
согласование  программ  геолого-разведочных работ, финансируемых за
счет  средств  федерального  бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств пользователей недр.
     Такой  же  подход будет использоваться при подготовке программ
лицензирования с учетом соблюдения следующих основных принципов:
     обеспечение  балансов  между локализацией прогнозных ресурсов,
воспроизводством и освоением запасов полезных ископаемых;
     использование      конкурсных      (аукционных)     механизмов
предоставления  прав  пользования  недрами,  в  том числе на близко
расположенные    участки   недр,   содержащие   малые   и   средние
месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;
     корректировка   программ   социально-экономического   развития
регионов,   направленная   на  совершенствование  энергетической  и
транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых ресурсов.

          2. Повышение инвестиционной привлекательности
               объектов геологического изучения недр

     Повышение   инвестиционной   привлекательности  геологического
изучения  недр  и  воспроизводства  минерально-сырьевой  базы будет
осуществляться  на  основе  совершенствования  нормативно-правового
обеспечения  недропользования  и введения механизмов экономического
стимулирования   геологического   изучения   недр,  воспроизводства
минерально-сырьевой     базы    и    рационального    использования
минерально-сырьевых ресурсов.

        Совершенствование нормативно-правового обеспечения

     Совершенствование   нормативно-правового   обеспечения   будет
направлено  на  снятие  административных барьеров при регулировании
геологического  изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы и предусматривает:
     совершенствование   порядка   предоставления   в   пользование
участков недр федерального значения;
     упрощение   порядка   формирования   перечней  участков  недр,
предоставляемых    в    пользование    без   конкурса   для   целей
геологического  изучения, а также на условиях конкурса или аукциона
для  целей  геологического  изучения,  разведки  и  добычи полезных
ископаемых;
     упрощение  порядка  предоставления  недропользователю права на
разведку   и   разработку  нижележащих  горизонтов  разрабатываемых
участков  недр  и сопредельных участков нераспределенного фонда при
выходе   месторождения   или   отдельных   его  частей  за  пределы
первоначально  предоставленной  лицензионной  площади и последующую
разработку  открытых  месторождений  (залежей),  а  также  введение
возможности  продления сроков действия лицензий с уточнением границ
лицензионной площади;
     создание   нормативной   правовой   базы   для  геологического
изучения   и   разработки   трансграничных  месторождений  полезных
ископаемых;
     разработку  и  утверждение требований к содержанию технических
проектов по видам полезных ископаемых;
     упрощение  порядка  предоставления  в  пользование  для  целей
проведения   поисковых,   разведочных   и   эксплуатационных  работ
земельных   и   лесных   участков,   находящихся   во  всех  формах
собственности, с учетом интереса собственника;
     разработку  и  нормативное  закрепление  понятийного аппарата,
используемого  в  законодательных  и  других  нормативных  правовых
актах, регулирующих отношения в сфере использования недр;
     создание    необходимой    нормативной   правовой   базы   для
функционирования    рынков    частного    акционерного    капитала,
необходимых  для  привлечения  средств  внебюджетных  источников  в
целях осуществления работ по поиску и оценке полезных ископаемых;
     введение    механизма    гарантирования    лицу,    открывшему
месторождение,  в том числе федерального значения, права на участие
в   реализации   проекта   по   обустройству  и  разработке  такого
месторождения;
     создание  прозрачной  системы  санкций  за  нарушение  условий
пользования  недрами  и  установление формализованных оснований для
прекращения,  приостановления  или  ограничения  права  пользования
участками недр.

      Экономическое стимулирование геолого-разведочных работ

     В  целях экономического стимулирования геологического изучения
недр,  воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  и  рационального
недропользования предполагается введение ряда мер.
     В   области   совершенствования  системы  налогов  и  платежей
предусматривается введение следующих мер:
     обоснование   введения  дифференцированной  ставки  налога  на
добычу полезных ископаемых;
     выработка  механизмов  перехода  в долгосрочной перспективе на
налогообложение  добычи  природных  ресурсов  на основе результатов
финансово-хозяйственной    деятельности   организации   (налог   на
добавочный доход);
     оптимизация    механизма   взимания   экспортных   пошлин   на
минеральное сырье и продукты его переработки.
     Введение   налоговых   новаций   планируется   осуществлять  в
соответствии   с   мероприятиями,   предусмотренными  Министерством
финансов  Российской  Федерации  и  заинтересованными  федеральными
органами исполнительной власти.
     В  области совершенствования механизма предоставления участков
недр в пользование предусматриваются следующие меры:
     стимулирование  геолого-разведочной  деятельности  компаний  и
снижение  их  инвестиционных  рисков в процессе пользования недрами
на   участках   федерального  значения  в  части  совершенствования
принципов   возмещения   расходов   недропользователей,   открывших
месторождения полезных ископаемых;
     дальнейшее  совершенствование порядка расчета разового платежа
за пользование недрами;
     совершенствование  порядка  расчета  и  взимания иных платежей
при предоставлении недр в пользование.
     В      части     оптимизации     затрат     недропользователей
предусматривается:
     совершенствование   механизма  осуществления  государственного
заказа   в   части   включения   в   него  положений,  определяющих
особенности  формирования условий торгов применительно к размещению
заказа на ведение геолого-разведочных работ;
     разработка   укрупненных   нормативов   затрат   на   освоение
месторождений по различным регионам Российской Федерации;
     принятие   положения   о   ликвидационном  фонде,  формируемом
компаниями-недропользователями  в  целях финансирования мероприятий
по  консервации  и ликвидации предприятия, восстановлению природной
среды   и   рекультивации   земель  и  благоустройству  территорий.
Отчисления  в  этот фонд будут производиться недропользователями на
специальный  депозитный счет в любом банке на территории Российской
Федерации в течение действия проекта отработки месторождения.
     Кроме  того, в целях развития геолого-разведочной деятельности
и      стимулирования     рационального     пользования     недрами
предусматривается:
     совершенствование  классификации  запасов  и ресурсов полезных
ископаемых в части учета экономических факторов их освоения;
     разработка     мер,     направленных     на     стимулирование
первооткрывателей  месторождений  полезных ископаемых, и дальнейшее
совершенствование института первооткрывательства.

         3. Совершенствование информационного обеспечения
                     геолого-разведочных работ

     Совершенствование  системы сбора, обработки, анализа, хранения
и    предоставления    в   пользование   геологической   информации
предусматривает  обеспечение полноты, достоверности и оперативности
предоставления    геологической   информации   в   соответствии   с
современными  и  перспективными  требованиями  геолого-разведочного
производства     и     государственного    управления    в    сфере
недропользования.
     Для  достижения  требуемого  уровня  полноты,  достоверности и
оперативности      предоставления      геологической     информации
предполагается решить следующие задачи:
     обеспечение    нормативно-правового   регулирования   вопросов
интеллектуальной   собственности   и   коммерческого  использования
геологической  информации,  полученной  как государственными, так и
негосударственными   организациями  за  счет  различных  источников
финансирования;
     разработка  нормативно-правового обеспечения сбора, обработки,
анализа  и хранения геологической информации, в том числе носителей
первичной геологической и геофизической информации;
     актуализация  форм  федерального  статистического наблюдения и
совершенствование  технологии  сбора, обработки, хранения и анализа
собираемых по ним данных.
     Предусматривается      создание     системы     предоставления
геологической  и  сопутствующей информации на безвозмездной основе.
Планируется   предоставить   геологическим   компаниям  возможность
самостоятельной  реализации продукции геологического изучения недр,
полученной  за  счет  средств  внебюджетных  источников. Результаты
геолого-разведочных  работ,  выполненных  на  территории Российской
Федерации  за  счет  средств  частных компаний, могут на протяжении
определенного   времени  составлять  коммерческую  тайну,  а  затем
должны передаваться в открытый доступ.
     Для  обеспечения  свободного  доступа к открытой геологической
информации  будет создан информационный портал, содержащий сведения
о  динамике  ресурсной  базы  и  добычи полезных ископаемых, видах,
объемах,  стоимости  и  результативности геолого-разведочных работ.
Повышение   оперативности  предоставления  в  пользование  основных
информационно-аналитических    продуктов    должно   обеспечиваться
переводом  их  на  электронные  носители,  имеющие  равный статус с
традиционными бумажными документами.

       4. Совершенствование научно-технического обеспечения
                     геолого-разведочных работ

     Совершенствование        научно-технического       обеспечения
геолого-разведочных  работ  планируется  осуществлять  в  следующих
направлениях:
     разработка       перспективных       научных      направлений,
научно-технических   решений,  современных  методов  и  технологий,
приборов   и   оборудования,   призванных   повысить  эффективность
геологического   изучения  недр,  воспроизводства  и  использования
минерально-сырьевой базы страны;
     разработка     типовых     прогнозно-геологических     моделей
месторождений  полезных  ископаемых  для  их  выявления  и оценки в
различных регионах страны;
     целевое   изучение   основных  горнорудных  районов  страны  и
определение  перспектив  выявления  новых  месторождений  и скрытых
рудных   тел  в  пределах  рудных  полей,  на  флангах  и  глубоких
горизонтах отрабатываемых месторождений;
     разработка   и   внедрение   современных  технологий  поисков,
разведки,  добычи, обогащения и переработки минерального сырья, его
комплексного     использования,     направленных    на    повышение
энергоэффективности   и   минимизацию  негативного  воздействия  на
окружающую среду;
     научное  обоснование закономерностей размещения и выявления на
территории  Российской  Федерации нетрадиционных видов минерального
сырья и новых типов месторождений.
     Необходимой  составляющей  всех  этапов  работ,  выполняемых в
геологической      отрасли     (работы     общегеологического     и
минерагенического  назначения,  поиски, оценка, разведка и освоение
месторождений),    является    научно-методическое   сопровождение,
которое     обеспечивает     повышение     воспроизводства    фонда
недропользования, его ликвидной и остродефицитной частей.
     Для   создания   единой   системы  отраслевых  научных  знаний
необходимо:
     сохранение   существующих   и  создание  новых  научных  школ,
совершенствование подготовки специалистов высшей квалификации;
     развитие  теоретических  основ  мониторинга,  моделирования  и
прогнозирования   опасных   геологических   процессов   и  явлений,
обеспечивающих  повышение  точности  риска  и  снижение  ущерба  от
опасных геологических процессов и явлений;
     проведение   на   постоянной   основе   опережающих  проблемно
ориентированных    фундаментальных    геологических   исследований,
обеспечивающих   решение  современных  и  перспективных  прикладных
задач геологической отрасли в части, касающейся:
     обоснования  новых  подходов к минерагеническому районированию
территории   страны   и   оценке   прогнозных   ресурсов   полезных
ископаемых,  а  также разработки моделей глубинного строения рудных
районов;
     разработки  фундаментальных основ оценки ресурсного потенциала
глубоких  горизонтов  осадочных  бассейнов,  прогноза  уникальных и
крупных   месторождений  углеводородов,  в  том  числе  в  пределах
континентального    шельфа   Российской   Федерации   и   акваторий
внутренних морей.
     Необходимо   дальнейшее   развитие   геофизических  методов  и
создание  современных аппаратурно-технологических средств, наиболее
важными из которых являются:
     аэрогеофизические   аппаратурно-технологические   комплексы  с
высокой разрешающей способностью;
     многоканальные     телеметрические     системы     регистрации
геофизических данных с высокой частотой дискретизации;
     геофизическая  аппаратура  на основе сверхпроводящих квантовых
интерференционных датчиков, обладающих высокой чувствительностью.
     Для  обеспечения морских геофизических исследований на опорных
профилях  необходимо  создание  нового  поколения  донных  станций,
использующих  сейсмический и электромагнитный каналы, а также канал
измерения теплового потока.
     Предусматривается  совершенствование  технико-технологического
обеспечения  бурения  и  исследования  глубоких скважин, скважин на
твердые полезные ископаемые и гидрогеологических скважин.
     Для  развития  геолого-разведочных  работ  на  континентальном
шельфе   Российской   Федерации   и   в  Мировом  океане  требуется
переоборудование    и   переоснащение   современными   техническими
средствами     имеющихся     научно-исследовательских    судов    и
строительство новых научно-исследовательских судов.
     Необходимо    создать    современную    метрологическую   базу
обеспечения  единства  измерений при проведении геолого-разведочных
работ и лабораторно-аналитических исследований.
     Передовые   научно-технические  достижения  должны  определять
требования  к  результатам  и  качеству  геолого-разведочных работ,
закрепляемые     соответствующими     стандартами,    регламентами,
рекомендациями и другими нормативными документами.

          5. Инновационное развитие геологической отрасли

     Переход  на  инновационный путь развития геологической отрасли
предполагает    техническое    перевооружение   средств   получения
геологической    информации,    ее   обработки,   интерпретации   и
предоставления в пользование.
     Инновационную  базу средств получения геологической информации
планируется   развивать   на   основе   современных  измерительных,
аналитических   и   интерпретационных   аппаратурно-технологических
комплексов,  специализированных  по видам геолого-разведочных работ
и    минерального    сырья,    а   также   на   основе   технологий
интегрированного   анализа   и  поддержки  принятия  управленческих
решений.
     Предусматривается     широкое     использование    современных
компьютеризированных   систем   сбора,   обработки   и  оперативной
передачи   геологических,  геофизических  и  геохимических  данных.
Особое   значение   имеет  внедрение  информационно-технологических
решений,   обеспечивающих   координацию   данных   из   официальных
источников  цифровой  информации  по  недропользованию.  Для  этого
предусматривается  создание  мотивационных  условий, способствующих
внедрению    передовых    технологий    проведения    всех    видов
геолого-разведочных работ.
     Экономическое     обеспечение    инновационной    деятельности
предусматривает:
     выделение  прямых  инвестиций  за  счет  средств  федерального
бюджета  на  разработку  инновационных проектов, важных для решения
государственных задач, не решаемых частными инвесторами;
     разработку   финансовых   механизмов   развития  инновационной
деятельности  в  сфере  недропользования  путем  создания возможных
условий для реализации лизинговых соглашений;
     субсидирование  процентных  ставок по кредитам, привлеченным в
российских  кредитных  организациях,  и  лизинговым  договорам  для
компаний,  осуществляющих  разработку  и  реализацию  инновационных
проектов;
     внесение  изменений  в законодательство Российской Федерации о
размещении  заказов в целях стимулирования инноваций и модернизации
через систему государственного заказа;
     освобождение   на   определенный   период  времени  от  уплаты
таможенных  пошлин  ввозимого геолого-разведочного оборудования, не
имеющего российских аналогов.

 6. Совершенствование кадрового обеспечения геологической отрасли

     Совершенствование  системы  подготовки и переподготовки кадров
предполагает  разработку  и  реализацию программы подготовки кадров
по   геологическим   специальностям,   включающей  организационные,
нормативно-правовые    и    финансово-экономические    мероприятия,
направленные:
     на обеспечение кадрового потенциала отрасли;
     на    обеспечение   качественной   профессиональной   кадровой
подготовки;
     на оптимизацию размещения образовательных центров;
     на организацию мониторинга кадровой ситуации.
     Обеспечение   потребностей   в  кадровых  ресурсах  необходимо
решать,  прежде всего, за счет повышения престижа профессии геолога
и  закрепления  в  отрасли специалистов, получивших соответствующее
образование. Решению этой проблемы будут способствовать:
     реализация    программ    целевой    подготовки   специалистов
горно-геологического  профиля  с  высшим и средним профессиональным
образованием   на   основе   договоров   на   целевую   контрактную
подготовку, заключаемых между студентом и работодателем;
     обеспечение  конкурентного уровня материального вознаграждения
работников отрасли;
     установление   вознаграждения   за   выслугу  лет  и  введение
социальных гарантий;
     признание    научных    достижений   и   достойное   поощрение
первооткрывательства;
     расширение    возможности    научного,   профессионального   и
административного роста.
     Обеспечение    качественной    подготовки    кадров    требует
постоянного  обновления знаний и реализации принципов непрерывности
общей   и   профессиональной   подготовки   специалистов   по  всем
образовательным уровням.
     В   общеобразовательных   учебных   заведениях  предполагается
развитие  детско-юношеских  геологических  движений  (геологические
кружки,  молодежные  геологические  партии и экспедиции, экскурсии,
выставки,   олимпиады  и  конкурсы),  обеспечивающих  популяризацию
среди     молодого    поколения    профессий    горно-геологической
направленности.
     Система   подготовки  специалистов  геологического  профиля  в
высших учебных заведениях предусматривает:
     рациональную   модель   подготовки   специалистов,   способных
принимать  инженерные  решения в процессе практической деятельности
на   основе   принципа   неразрывного   единства  теоретического  и
практического обучения;
     подготовку     кадров    для    осуществления    инновационной
деятельности  в  области  наукоемких  технологий и коммерциализации
результатов научных разработок;
     повышение  доли  практической  компоненты  в  обучении за счет
увеличения  роли  и обеспеченности самостоятельной работы студентов
с целью повышения их творческой активности;
     закрепление   за   высшими  учебными  заведениями  и  средними
специальными  учебными  заведениями  производственных организаций в
качестве постоянных баз производственной практики студентов;
     стимулирование  заинтересованности  организаций  в  проведении
преддипломной  практики  с последующим трудоустройством выпускников
высших учебных заведений;
     развитие  региональных  центров  (полигонов)  для  прохождения
студентами  учебной  практики при ведущих высших учебных заведениях
горно-геологического профиля;
     переоснащение    учебно-лабораторной    базы   образовательных
учреждений   и  совершенствование  их  научно-методической  базы  в
соответствии с текущими и перспективными задачами отрасли;
     объединение   учебно-образовательных  ресурсов  и  программ  в
единую    общероссийскую    систему   непрерывного   геологического
образования  и  управления  знаниями,  а  также применение в рамках
этой   системы   инновационных   технологий   и   методов  обучения
специалистов;
     создание   в  профильных  научно-исследовательских  институтах
кафедр  высших  учебных заведений, способствующих участию студентов
в научно-исследовательском процессе.
     Для   обеспечения  послевузовской  подготовки  специалистов  и
руководителей геологической отрасли планируется восстановить:
     сеть   учебных   центров   повышения  квалификации,  обеспечив
разработку  новых  организационных, финансовых и методических основ
их деятельности;
     формирование отраслевого кадрового резерва;
     целевую   подготовку   кадров  высшей  квалификации  для  нужд
геологической отрасли.
     Проблему   рационального  размещения  образовательных  центров
предполагается  решить  с  учетом  существующей  географии  учебных
заведений,   количественных   и  качественных  показателей  выпуска
специалистов,  а  также задач, стоящих перед геологической отраслью
на территориальном, региональном и федеральном уровнях.
     Организация  кадрового мониторинга геологической отрасли будет
заключаться    в    целенаправленном    отслеживании   динамики   и
эффективности    подготовки,    переподготовки    и   использования
специалистов   и   руководителей  различных  уровней  геологической
отрасли.
     Мониторинг обеспечит решение следующих задач:
     получение достоверной и всесторонней кадровой информации;
     формирование    банка    данных    персонала    и   разработка
информационно-поисковой системы кадров;
     систематизация,  обобщение статистических данных и определение
динамики и оценок состояния кадрового обеспечения;
     интегрирование   результатов   анализа   в  целостную  систему
оценочных   показателей   для   прогнозирования,   планирования   и
управления кадровыми процессами;
     определение    направлений    дальнейшего    совершенствования
механизма кадрового обеспечения.

      V. Ожидаемые результаты и целевые показатели развития
                       геологической отрасли

     Реализация     настоящей    Стратегии    позволит    перевести
геологическую  отрасль  на  качественно новый уровень, в результате
чего  будет  достигнуто повышение геологической изученности страны,
воспроизводство      минерально-сырьевой      базы,     обеспечение
рационального  недропользования  и  снижение  ущербов от негативных
процессов и явлений.
     Для   оценки   реализации   настоящей  Стратегии  сформирована
система     целевых     показателей,    характеризующих    развитие
геологической   отрасли   по   критериям  инновационного  развития,
кадрового     обеспечения,     инвестиционной    привлекательности,
обусловливающим    развитие    минерально-сырьевой    базы,    рост
геологической  изученности  территории  и увеличение степени охвата
территорий   системой   наблюдений   за   опасными   геологическими
процессами  и  явлениями.  При  этом используются следующие целевые
показатели:
     увеличение  до  70 процентов  доли  геолого-разведочных работ,
выполняемых инновационно-активными организациями;
     достижение  полной  обеспеченности  геологических  организаций
специалистами высшего уровня квалификации;
     обеспечение  роста  объемов  финансирования  за  счет  средств
внебюджетных   источников   вследствие   повышения   инвестиционной
привлекательности   геолого-разведочных   работ   по   отношению  к
достигнутому  уровню  в 2015 году на 20 процентов, в 2020 году - на
40 процентов, в 2030 году - на 50 процентов;
     обеспечение   воспроизводства   минерального  сырья  с  учетом
текущей  и перспективной потребности в разведанных запасах, которое
в    соответствии    с    основными   документами   стратегического
планирования   социально-экономического  развития  страны  составит
соответственно в среднем в год к 2015, 2020 и 2030 годам:
     по  нефти  -  до  490 млн. тонн  в  год, до 500 млн. тонн и до
530 млн. тонн;
     по    природному   газу   -   до   715 млрд. куб. метров,   до
780  млрд. куб. метров и до 900 млрд. куб. метров;
     по золоту - до 210 тонн, до 220 тонн и до 250 тонн;
     по  железной  руде  -  до 180 млн. тонн, до 190 млн. тонн и до
200 млн. тонн;
     по   меди   -   до  1100 тыс. тонн,  до  1250 тыс. тонн  и  до
1400 тыс. тонн;
     по   никелю   -   до  400 тыс. тонн,  до  440 тыс. тонн  и  до
450 тыс. тонн;
     повышение  уровня изученности территории Российской Федерации,
ее   континентального   шельфа   и   акваторий   внутренних   морей
посредством  проведения  работ  общегеологического  и  специального
назначения   к   2012 году   до  45 процентов,  к  2020 году  -  до
50 процентов и к 2030 году - до 70 процентов;
     повышение  уровня изученности территорий Российской Федерации,
подверженных  влиянию  опасных геологических процессов и явлений, к
2015 году  -  до  55 процентов,  к  2020 году - до 60 процентов и к
2030 году  - до 80 процентов.

             VI. Риски реализации настоящей Стратегии

     Для   достижения   поставленной   цели   настоящей   Стратегии
необходимо  учитывать  макроэкономические, операционные, социальные
и научно-технологические риски.
     Макроэкономические   риски   связаны  с  возможным  ухудшением
внутренней   и  внешней  конъюнктуры,  со  снижением  темпов  роста
экономики  и уровня инвестиционной активности, с высокой инфляцией,
кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.
     Источниками возникновения таких рисков являются:
     снижение   объемов  выпуска  продукции  наиболее  ресурсоемких
отраслей экономики;
     неблагоприятное  изменение  внутренней  и  внешней конъюнктуры
в смежных отраслях экономики;
     недостаток  мощностей  и  низкий  технический уровень развития
отечественного   приборо-   и   машиностроения   для  геологической
отрасли;
     несоответствие  объема  выделяемых  государственных инвестиций
на     геологическое     изучение     недр     и    воспроизводство
минерально-сырьевой базы требованиям настоящей Стратегии.
     Нестабильность    международной   обстановки   может   оказать
негативное  влияние  на  реализацию  проектов с участием зарубежных
партнеров,  объемы международного кооперационного сотрудничества, а
также  на  снижение  инвестиционной  привлекательности  и  рейтинга
кредитного  доверия  к  геологической  отрасли со стороны кредитных
организаций и международных финансовых институтов.
     Операционные   риски   связаны  с  недостатками  в  процедурах
управления,   поддержки   и   контроля   за  реализацией  настоящей
Стратегии,   в  том   числе   с  недостатками  нормативно-правового
обеспечения.   Эффективное   и  динамичное  развитие  геологической
отрасли  во  многом  зависит  от  создания благоприятного правового
климата   для  инновационного  развития.  Несвоевременное  внесение
назревших   изменений  в  нормативную  правовую  базу  может  стать
источником  серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного
развития отрасли.
     К    операционным    рискам    следует    отнести    возможное
перепрофилирование геологических организаций при их приватизации.
     Социальные         риски         обусловлены         дефицитом
высококвалифицированных    кадров    геологической    отрасли   для
осуществления  научных  исследований,  геолого-разведочных  работ и
полномочий на федеральном и региональном уровнях.
     Научно-технологические   риски   возникают  при  недостаточном
финансировании  работ, направленных на усиление научно-технического
и   инновационного   развития  геологической  отрасли,  создание  и
внедрение современных технологий.
     Риски       достижения       показателей       воспроизводства
минерально-сырьевой    базы    определяются   также   вероятностным
характером геолого-разведочного процесса.
     Необходимым    условием   эффективной   реализации   настоящей
Стратегии    является    минимизация   указанных   рисков,   анализ
промежуточных  результатов ее выполнения и принятие оперативных мер
по  корректировке  приоритетных  направлений развития геологической
отрасли.

       VII. Финансовое обеспечение, этапы и сроки реализации
                        настоящей Стратегии

     Финансирование   предусмотренных   настоящей   Стратегией  мер
предполагается  осуществлять  за счет средств федерального бюджета,
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  средств внебюджетных
источников.
     Направления  и  механизмы  развития  геологической  отрасли  в
соответствии   с   настоящей   Стратегией   нацелены  на  повышение
эффективности  использования  финансовых средств, предусматриваемых
на     геологическое     изучение     недр     и    воспроизводство
минерально-сырьевой базы.
     Финансовое  обеспечение  мероприятий, связанных с оптимизацией
организационной   структуры  геологической  отрасли,  экономическим
стимулированием   геологического   изучения  недр,  воспроизводства
минерально-сырьевой   базы   и  рационального  недропользования,  с
созданием  условий  для  внедрения инновационных технологий за счет
средств  федерального  бюджета  на исполнение принимаемых расходных
обязательств,    предусматривается    уточнять    по    результатам
рассмотрения   этих   обязательств   в  установленном  порядке  при
подготовке  федерального  бюджета  на  очередной  финансовый  год и
плановый период.
     Стратегия реализуется в 3 этапа:
     первый этап - 2010-2012 годы;
     второй этап - 2013-2020 годы;
     третий этап - 2021-2030 годы.
     На  первом  этапе  предусматривается  создание  первоочередных
нормативно-правовых и экономических механизмов развития отрасли.
     На  втором  этапе  предполагается завершение институциональных
преобразований,  в том числе связанных с совершенствованием системы
государственного       управления      геологической      отраслью,
совершенствованием  системы  сбора,  обработки, анализа, хранения и
предоставления  в  пользование  геологической информации, усилением
научно-технического  и  кадрового  обеспечения  геолого-разведочных
работ.  При  этом  предполагается обеспечить геологическое изучение
территории  страны  и  воспроизводство  минерально-сырьевой  базы в
объемах,   достаточных  для  функционирования  экономики  страны  в
условиях инновационного развития.
     Реализация  настоящей  Стратегии  на первом и втором этапах не
потребует  изменений  финансового  обеспечения  геолого-разведочных
работ,   предусмотренных  долгосрочной  государственной  программой
изучения  недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на
основе  баланса  потребления  и воспроизводства минерального сырья,
утвержденной    Министерством   природных   ресурсов   и   экологии
Российской Федерации.
     На  третьем этапе в результате введения в действие нормативной
правовой   базы   в   части   повышения  доступности  геологической
информации,  заявительного  принципа получения и свободного оборота
поисковых       лицензий      инвестиционная      привлекательность
геолого-разведочной  деятельности  значительно  возрастет. При этом
вклад   недропользователей   в   решение   проблем  воспроизводства
минерально-сырьевой  базы Российской Федерации, ее континентального
шельфа  и  акваторий  внутренних  морей будет определяющим. С этого
времени  средства  федерального  бюджета  должны будут направляться
преимущественно  на  региональное геологическое изучение территории
Российской   Федерации,   ее   континентального  шельфа,  акваторий
внутренних  морей,  дна  Мирового  океана,  Арктики  и Антарктики в
целях  обеспечения потребностей различных отраслей экономики страны
и  защиты  ее геополитических интересов. Указанные изменения найдут
отражение   в  государственной  программе  геологического  изучения
недр.

     VIII. Система управления реализацией настоящей Стратегии

     Для   достижения   стратегической   цели  настоящей  Стратегии
формируется    система    управления    ее   реализацией,   которая
предполагает:
     формирование   плана   мероприятий   по  реализации  настоящей
Стратегии и эффективной организационной модели по его выполнению;
     концентрацию   имеющихся   ресурсов   на  достижении  значений
целевых показателей развития геологической отрасли;
     создание  механизма  мониторинга,  оценки и минимизации рисков
реализации настоящей Стратегии.
     Реализация   настоящей   Стратегии   осуществляется   органами
государственной    власти   в   соответствии   с   полномочиями   в
установленной   сфере   деятельности.   При   реализации  настоящей
Стратегии    соответствующими   органами   государственной   власти
представляется   в   Министерство  природных  ресурсов  и  экологии
Российской   Федерации   промежуточная   отчетность   о  фактически
достигнутых  значениях  целевых  показателей развития геологической
отрасли,   проблемах   и   рисках,   предпринимаемых  мерах  по  их
преодолению.
     Координация  реализации  настоящей  Стратегии  возлагается  на
Министерство  природных  ресурсов  и экологии Российской Федерации.
Задачами  координатора  являются  организация  системы мониторинга,
анализ  хода  реализации  настоящей  Стратегии и оценка достигнутых
результатов,  а  также  представление  в  Правительство  Российской
Федерации   сводной   отчетности   и   предложений  по  оптимизации
комплекса мер и их финансового обеспечения.

                           ____________

2010-06-21
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест