ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П о с т а н о в л е н и е
от 15 мая 1995 г. N 466
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 21.03.98 г. N 332
Об утверждении Положения о Министерстве социальной
защиты населения Российской Федерации
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве социальной
защиты населения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 167 "Об
утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения
Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 832).
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 мая 1995 г.
N 466
П О Л О Ж Е Н И Е
о Министерстве социальной защиты населения
Российской Федерации
I. Общие положения
1. Министерство социальной защиты населения Российской
Федерации (Минсоцзащиты России) является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции
проведение единой государственной политики в области социальной
защиты населения.
2. Минсоцзащиты России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим
Положением.
3. Минсоцзащиты России, подведомственные ему предприятия,
учреждения, организации, а также органы социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации образуют единую государственную
систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную
поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан,
ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их
семей, развитие системы социальных служб, реализацию
государственной политики в области пенсионного обеспечения.
4. Минсоцзащиты России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
государственными внебюджетными фондами, органами местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями,
общественными объединениями, гражданами.
5. Минсоцзащиты России является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских
учреждениях, печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, а также
соответствующие печати, штампы и бланки.
Местонахождение Минсоцзащиты России - г. Москва.
II. Основные задачи, функции и права Минсоцзащиты России
6. Основными задачами Минсоцзащиты России являются:
разработка основ государственной политики в области социальной
защиты населения в пределах своей компетенции;
участие в разработке прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации и ее регионов и проектов программных
документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного
населения;
разработка на основе мониторинга и прогнозирования социальных
процессов и реализация федеральных и отраслевых программ по
социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и
малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей;
разработка мер, направленных на реализацию законодательства
Российской Федерации в области социальной защиты населения;
участие в разработке предложений по совершенствованию
принципов государственных социальных гарантий применительно к
отдельным регионам, типам поселений, категориям и группам
населения;
разработка социальных норм и нормативов в пределах своей
компетенции;
подготовка совместно с федеральными органами исполнительной
власти стандартов в области социальной защиты населения;
организация совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской
Федерации государственного пенсионного обеспечения;
создание совместно с федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации государственной системы социального обслуживания
населения, содействие ее развитию, а также созданию и развитию
муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное
обслуживание населения;
организация медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;
организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, пожилых граждан и ветеранов;
участие в обеспечении функционирования и совершенствования
системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей;
организация международного сотрудничества по вопросам,
относящимся к его компетенции, с учетом международных договоров
Российской Федерации;
участие в формировании и проведении финансово-экономической и
инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и
мероприятий по социальной защите населения;
обеспечение функционирования ведомственной системы
специального профессионального образования в области социальной
защиты населения;
взаимодействие с межведомственными комиссиями по вопросам,
относящимся к его компетенции;
подготовка заключений на проекты законодательных и иных актов,
федеральных и иных программ, прогнозирование социальных последствий
принимаемых решений;
обеспечение контроля за правильным и единообразным применением
законодательства Российской Федерации в области социальной защиты
населения по вопросам, относящимся к его компетенции;
разработка совместно с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и внесение на рассмотрение Правительства Российской
Федерации предложений по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в области социальной защиты населения по
вопросам, отнесенным к его компетенции;
координация деятельности органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с
межрегиональными объединениями, союзами и ассоциациями социальной
защиты населения, общественными объединениями;
организация и координация разработки и внедрения в
государственной системе социальной защиты населения современных
информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной
системы обработки информации в органах социальной защиты населения.
7. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцзащиты
России осуществляет следующие функции:
а) в области пенсионного обеспечения:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в области пенсионного обеспечения и реализует ее во
взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации;
организует работу органов социальной защиты населения по
назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий
и осуществляет ее методическое обеспечение;
создает и развивает автоматизированные системы назначения и
выплаты государственных пенсий;
организует и осуществляет контроль за правильностью назначения
и выплаты государственных пенсий, обоснованностью и целевым
расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюджета
органам социальной защиты населения;
содействует развитию негосударственных форм пенсионного
обеспечения;
подготавливает проекты международных договоров и соглашений в
области пенсионного обеспечения и организует работу по реализации
международных договоров и соглашений Российской Федерации в
пределах своей компетенции;
осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской
Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами
Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации, международными договорами и соглашениями
Российской Федерации;
выполняет в соответствии с законодательством Российской
Федерации функции, связанные с назначением и выплатой
государственных пенсий, пособий и компенсаций отдельным категориям
граждан;
б) в области социального обслуживания населения:
организует совместно с федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации с учетом социально-демографических особенностей регионов
и потребностей различных категорий и групп населения создание и
развитие разветвленной сети комплексных и специализированных
государственных, а также муниципальных, частных и иных служб,
осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и
нестационарных), - учреждений по реабилитации и социальному
обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан,
отделений социальной помощи на дому, центров социальной помощи
семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению,
социальных приютов для детей и подростков,
социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров
помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационных
центров для детей и подростков с ограниченными возможностями,
кризисных центров и других;
участвует в оказании помощи по обеспечению социальной защиты
граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без
определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных
переселенцев;
осуществляет координацию и методическое обеспечение
деятельности учреждений социального обслуживания независимо от их
организационно-правовых форм;
проводит прием граждан по вопросам социальной защиты
населения;
в) в области медико-социальной экспертизы, реабилитации
инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики по проблемам инвалидности и инвалидов и реализует ее во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляет меры по организации и развитию службы
медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации
инвалидов;
координирует и контролирует реализацию федеральных программ по
социальной поддержке инвалидов;
осуществляет совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации меры по обеспечению инвалидов
специальными транспортными средствами, приспособлениями
производственного и бытового характера, другими техническими
средствами реабилитации инвалидов и ухода за ними;
обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи
населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,
предоставляемых гражданам при протезировании;
содействует совместно с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации увеличению производства и совершенствованию технологии
изготовления протезно-ортопедических изделий, производству их новых
видов, а также развитию сети предприятий различных форм
собственности по производству протезно-ортопедических изделий;
участвует в формировании государственной политики в области
градостроительства в целях обеспечения доступности объектов
социальной инфраструктуры для инвалидов и пожилых граждан;
содействует созданию и совершенствованию деятельности
научно-исследовательских, конструкторско-технологических
организаций, центров медико-социальной и профессиональной
реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и
организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов, независимо
от форм собственности;
способствует развитию физической культуры и спортивного
движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;
оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их
деятельности;
г) в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов
и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
координирует в пределах своей компетенции разработку и
реализацию федеральных программ по улучшению положения пожилых
граждан и ветеранов;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан
и ветеранов законодательством Российской Федерации;
д) в области социальной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства:
разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в области социальной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
координирует в пределах своей компетенции разработку и
реализацию федеральных программ по улучшению положения семьи,
женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание
государственной поддержки наиболее нуждающимся в ней;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и
детей законодательством Российской Федерации;
осуществляет методическое обеспечение работы органов
социальной защиты населения по назначению и выплате пособий
гражданам, имеющим детей;
разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание
условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с
ограниченными возможностями;
разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными
организациями меры, направленные на устранение детской
безнадзорности, социального сиротства, профилактику асоциальных
явлений среди подростков, коррекцию девиантного поведения
несовершеннолетних, а также меры, связанные с охраной прав детей,
созданием нормальных условий для их жизнедеятельности;
осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и
школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их
попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни;
участвует в создании системы государственной поддержки
одаренных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей;
обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и негосударственными организациями и объединениями отдых
и оздоровление детей в период школьных каникул;
е) в области социальной защиты граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей:
подготавливает проекты нормативных правовых актов, федеральных
и иных программ, касающихся социальной поддержки ветеранов войны и
военной службы;
координирует взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, общественных объединений и субъектов хозяйственной
деятельности при разработке и реализации межрегиональных программ и
мер по социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы;
обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей
военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву;
координирует создание и совершенствование системы социальной
реабилитации инвалидов военной службы;
осуществляет организационно-техническое обеспечение работы
Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
осуществляет информационное и методическое обеспечение
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей;
участвует в разработке и осуществлении программ и планов
мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и
сохранению российских воинских захоронений за рубежом и
контролирует исполнение указанных программ и планов;
ж) в области международного социально-экономического
сотрудничества:
обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной
власти участие Российской Федерации в деятельности международных
организаций в области социальной политики;
взаимодействует в установленном порядке по вопросам
государственной политики в области социальной защиты населения с
соответствующими органами государств - участников Содружества
Независимых Государств, а также других зарубежных стран;
осуществляет внешнеэкономическое сотрудничество по вопросам,
входящим в его компетенцию;
з) в области финансово-экономической и инвестиционной
политики:
финансирует подведомственные ему предприятия, учреждения
и организации, федеральные программы и мероприятия по социальной
защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
федерального бюджета, а также осуществляет анализ расходов на
реализацию региональных программ и мероприятий по социальной защите
населения;
подготавливает экономические обоснования организации на
федеральном уровне различных видов социальной помощи населению;
участвует в пределах своей компетенции в подготовке
предложений по формированию налоговой политики в отношении
предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность,
связанную с оказанием населению социальной помощи, а также в
отношении отдельных социально уязвимых групп населения;
осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
совершенствованию организации и нормирования труда работников
подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;
рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных ему предприятий, учреждений и
организаций;
организует и проводит на подведомственных ему предприятиях, в
подведомственных ему учреждениях и организациях
контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный
финансовый контроль;
проводит совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации инвестиционную политику, обеспечивающую
оптимальное использование государственных централизованных
капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию и
техническое перевооружение действующих предприятий, учреждений и
организаций государственной системы социальной защиты населения;
привлекает внебюджетные средства для финансирования
федеральных целевых программ по социальной защите населения и
укреплению материальной базы государственной системы социальной
защиты населения;
осуществляет лицензирование деятельности физических и
юридических лиц в социальной сфере и сертификацию их продукции и
услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) в области подготовки, повышения квалификации кадров и
научно-исследовательской деятельности:
разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными
предприятиями, учреждениями и организациями социальной защиты
населения программы кадрового обеспечения государственной системы
социальной защиты населения, организует подготовку и повышение
квалификации работников органов социальной защиты населения;
осуществляет организационно-методическое руководство
деятельностью подведомственных ему учебных заведений и курсов
повышения квалификации руководящих работников и специалистов
государственной системы социальной защиты населения и контроль за
ней;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке по
согласованию с Министерством труда Российской Федерации
тарифно-квалификационные характеристики работников государственной
системы социальной защиты населения;
определяет направления научных исследований по вопросам
социальной защиты населения, координирует эти исследования и
проводит в установленном порядке экспертизу эффективности их
результатов;
к) в области охраны труда, обеспечения социальных льгот и
гарантий для работников подведомственных ему предприятий,
учреждений и организаций:
разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на
обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение норм и
правил по охране труда работников подведомственных ему предприятий,
учреждений и организаций;
осуществляет совместно с Министерством труда Российской
Федерации методическое руководство службами охраны труда
подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций,
разрабатывает и утверждает инструкции, разъяснения, рекомендации
для этих служб, организует обучение их руководителей;
осуществляет контроль за соблюдением государственных
социальных льгот и гарантий, установленных для работников
подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;
в установленном порядке участвует в разработке, заключении и
выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве
представителя работодателя от лица подведомственных ему
предприятий, учреждений и организаций, а от лица иных предприятий,
учреждений и организаций - при условии делегирования ими
Минсоцзащиты России соответствующих полномочий.
8. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцзащиты
России имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, юридических лиц независимо от их
организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности
материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его
компетенцию;
проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи,
организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим
в его компетенцию;
привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и
специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем,
относящихся к его ведению.
III. Организация деятельности Минсоцзащиты России
9. Минсоцзащиты России возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Российской
Федерации по предложению Председателя Правительства Российской
Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Минсоцзащиты России задач и осуществление им своих
функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности по его представлению Правительством
Российской Федерации.
10. Министр социальной защиты населения Российской Федерации:
руководит на принципах единоначалия деятельностью Минсоцзащиты
России, координирует и контролирует деятельность подведомственных
ему предприятий, учреждений и организаций;
распределяет обязанности между заместителями Министра;
утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата Минсоцзащиты России в пределах установленных
Правительством Российской Федерации численности работников и фонда
оплаты труда, а также смету расходов на его содержание в пределах
средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание
федеральных органов исполнительной власти;
утверждает положения о подразделениях Минсоцзащиты России,
уставы (положения) подведомственных ему предприятий, учреждений и
организаций;
назначает на должность и освобождает от должности работников
центрального аппарата Минсоцзащиты России, а также в установленном
порядке руководителей подведомственных ему предприятий, учреждений
и организаций, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые
договоры (контракты).
11. В структуру центрального аппарата Минсоцзащиты России
наряду с функциональными подразделениями входят департаменты,
ведающие организацией деятельности основных подотраслей социальной
защиты населения и образуемые решениями Правительства Российской
Федерации.
Руководители департаментов назначаются в порядке,
установленном действующим законодательством.
12. Минсоцзащиты России на основе и во исполнение
законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции
издает приказы и инструкции, обязательные для исполнения
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их
организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности.
13. В Минсоцзащиты России образуется коллегия в составе
Министра социальной защиты населения Российской Федерации
(председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих
работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии
могут также входить руководители и специалисты предприятий,
учреждений и организаций системы социальной защиты населения.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты
населения.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь
приказами Министра.
14. В ведении Минсоцзащиты России находится Республиканский
(федеральный) фонд социальной поддержки населения, действующий в
соответствии с положением о нем, утвержденным Правительством
Российской Федерации.
15. При Минсоцзащиты России действует Инспекция
негосударственных пенсионных фондов, осуществляющая разрешительные
и контрольные функции в отношении негосударственных пенсионных
фондов и специализированных компаний по управлению активами
негосударственных пенсионных фондов, а также содействующая развитию
негосударственного пенсионного обеспечения.
Инспекция действует в соответствии с положением о ней,
утвержденным Правительством Российской Федерации.
16. Для научного анализа проблем социальной защиты населения в
Минсоцзащиты России образуется научно-методический совет, а в целях
обеспечения научного руководства и координации работ по реализации
федеральных программ по социальной поддержке инвалидов - экспертный
совет (советы).
В состав научно-методического и экспертного советов могут
входить представители федеральных органов исполнительной власти,
ведущие ученые и специалисты, занимающиеся социальными вопросами.
Составы научно-методического и экспертного советов и положения о
них утверждаются Министром социальной защиты населения Российской
Федерации.
____________