Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 07.06.1995 № 834-I ГД

                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                Об обращении в Конституционный Суд
                       Российской Федерации

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации,   руководствуясь   статьей  125  (часть  5)  Конституции
Российской Федерации и статьей 84 Регламента Государственной  Думы,
п о с т а н о в л я е т:
     1. Обратиться в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с
прилагаемым  запросом  о  даче  толкования  статьи  107 Конституции
Российской Федерации.
     2. Поручить  Первому  заместителю Председателя Государственной
Думы   Митюкову   Михаилу   Алексеевичу,   председателю    Комитета
Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе
Исакову Владимиру Борисовичу, председателю Комитета Государственной
Думы  по  делам Федерации и региональной политике Шаповалову Сергею
Александровичу представлять Государственную Думу  при  рассмотрении
данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.

     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              И. П. Рыбкин

     Москва
     7 июня 1995 года
     N 834-I ГД
     ________________

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

     В Конституционный Суд
     Российской Федерации

                              ЗАПРОС

  О даче  толкования статьи 107 Конституции Российской Федерации

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации (г.  Москва,  ул.  Охотный ряд,  д.  1)  в  лице  Первого
заместителя  Председателя  Государственной  Думы  Митюкова  Михаила
Алексеевича,  председателя   Комитета   Государственной   Думы   по
законодательству   и  судебно-правовой  реформе  Исакова  Владимира
Борисовича,  председателя Комитета Государственной  Думы  по  делам
Федерации  и региональной политике Шаповалова Сергея Александровича
на  основании  постановления  Государственной   Думы   Федерального
Собрания  Российской  Федерации  от 7 июня 1995 года N 834-I ГД и в
соответствии  со  статьей  125  (часть  5)  Конституции  Российской
Федерации,  статьей  105  Федерального  конституционного  закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации"  просит  Конституционный
Суд  Российской  Федерации  дать  толкование статьи 107 Конституции
Российской Федерации,  принятой всенародным голосованием 12 декабря
1993 года.
     В соответствии со статьей 107 (часть 1) Конституции Российской
Федерации   принятый   федеральный   закон   в  течение  пяти  дней
направляется  Президенту  Российской  Федерации  для  подписания  и
обнародования.   Статья   105   (часть  1)  Конституции  Российской
Федерации  устанавливает,  что   федеральные   законы   принимаются
Государственной  Думой  и  в  соответствии со статьей 105 (часть 3)
Конституции Российской Федерации передаются на рассмотрение  Совета
Федерации.  Совет  Федерации не принимает федеральные законы,  а по
результатам рассмотрения одобряет или  отклоняет  их.  Кроме  этого
необходимо учитывать, что не все федеральные законы рассматриваются
Советом  Федерации,  и   в   этом   случае   не   рассмотренные   в
четырнадцатидневный   срок  Советом  Федерации  федеральные  законы
считаются одобренными.
     В связи  с  этим  обнаружилась  неопределенность  в  том,  кто
направляет Президенту  Российской  Федерации  федеральный  закон  в
соответствии  со  статьей  107  (часть  1)  Конституции  Российской
Федерации  -  Государственная  Дума,  которая  принимает  закон   в
соответствии  со  статьей  105  (часть  1)  Конституции  Российской
Федерации, или Совет Федерации, в котором находится закон в связи с
его  рассмотрением  в  соответствии  со  статьей  105 (части 3 и 4)
Конституции Российской Федерации.
     Государственная Дума   считает,   что  она  должна  направлять
Президенту Российской  Федерации  в  соответствии  со  статьей  107
(часть  1) Конституции Российской Федерации принятые ею федеральные
законы,  которые  не   были   рассмотрены   Советом   Федерации   в
установленный  четырнадцатидневный  срок  и не относятся к законам,
подлежащим  обязательному  рассмотрению  в   Совете   Федерации   в
соответствии  со статьей 106 Конституции Российской Федерации,  так
как  эти  законы  считаются   одобренными   Советом   Федерации   в
соответствии  со  статьей  105  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации.   В   противном   случае   может    возникнуть    другая
неопределенность,  какие  правовые действия и с чьей стороны должны
быть произведены,  а также какая ответственность наступит, если эти
действия не будут произведены в том случае, если Совет Федерации не
рассмотрел  в  четырнадцатидневный  срок  федеральный  закон  и  не
направил его в пятидневный срок Президенту Российской Федерации.
     В соответствии со  статьей  107  (части  2  и  3)  Конституции
Российской  Федерации  Президент  Российской  Федерации  в  течение
четырнадцати дней подписывает федеральный закон  и  обнародует  его
либо  отклоняет.  Других  правовых  действий  Президента Российской
Федерации в отношении направленных ему в  соответствии  со  статьей
107  (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральных законов
Конституция Российской Федерации не предусматривает. В связи с этим
возникает  неопределенность,  какие  правовые  действия  и  с  чьей
стороны должны быть произведены,  а  также  какова  ответственность
Президента  Российской  Федерации в случае,  если в соответствии со
статьей 107 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации им и  не
подписан и не отклонен федеральный закон.
     Учитывая вышеизложенное,  а также  в  связи  с  имеющей  место
практикой  возвращения  Президентом  Российской  Федерации принятых
федеральных законов без рассмотрения  возникает  вопрос:  может  ли
Государственная Дума расценивать эти действия Президента Российской
Федерации  как  отклонение   принятого   федерального   закона   и,
следовательно, повторно его рассматривать в соответствии со статьей
107 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
     В связи   с   вышеизложенным   Государственная   Дума   просит
Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статьи 107
Конституции Российской Федерации в отношении того, кем направляется
Президенту  Российской  Федерации  принятый  федеральный  закон   -
Государственной   Думой   или   Советом  Федерации,  а  также  дать
толкование  того,  как  расценивать   любые   действия   Президента
Российской  Федерации,  противоречащие  статье  107  (части  2 и 3)
Конституции   Российской   Федерации,    в    отношении    принятых
Государственной   Думой   и   направленных  ему  для  подписания  и
обнародования в соответствии со статьей 107 (часть  1)  Конституции
Российской Федерации федеральных законов.

     Приложения:

     1. Текст статьи 107 Конституции Российской Федерации.
     2. Письмо Президента Российской Федерации от 10 мая 1995  года
N Пр-624.
     3. Письмо Президента Российской Федерации от 24 мая 1995  года
N Пр-712.

     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              И. П. Рыбкин

                           ____________

     Приложение N 1
     к запросу Государственной Думы Федерального
     Собрания Российской Федерации
     (постановление Государственной
     Думы от 7 июня 1995 года N 834-I ГД)

         Текст статьи 107 Конституции Российской Федерации

     "1. Принятый   федеральный   закон   в   течение   пяти   дней
направляется  Президенту  Российской  Федерации  для  подписания  и
обнародования.
     2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати  дней
подписывает федеральный закон и обнародует его.
     3. Если Президент Российской Федерации в течение  четырнадцати
дней  с  момента  поступления федерального закона отклонит его,  то
Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией
Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если
при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в  ранее
принятой  редакции  большинством  не  менее  двух третей голосов от
общего числа членов Совета Федерации  и  депутатов  Государственной
Думы,  он  подлежит  подписанию  Президентом Российской Федерации в
течение семи дней и обнародованию. "

     Государственная Дума Федерального
     Собрания

     Председателю Государственной Думы                И. П. Рыбкину

                           ____________

                             ПРЕЗИДЕНТ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Приложение N 2
     N Пр-624 к запросу Государственной Думы
     Федерального Собрания Российской
     Федерации (постановление Государственной
     Думы от 7 июня 1995 года N 834-I ГД)
     Москва, Кремль
     10 мая 1995 г.

     Необходимо отметить,  что  в  последнее  время   Председателем
Государственной   Думы  и  его  заместителями  активно  формируется
практика направления  федеральных  законов  на  подпись  Президенту
Российской  Федерации  непосредственно  ими  самими.  Так,  25 и 26
апреля 1995 г.  были направлены три федеральных закона  "Об  особом
порядке  приватизации  организаций  государственного  телевидения и
радиовещания  в  Российской   Федерации",   "Об   общих   принципах
организации   системы   органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в  Закон
Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".  28
апреля 1995 г.  из Государственной Думы поступили  два  федеральных
закона:  "О  моратории  на  одностороннее  сокращение Черноморского
флота" и "О государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания  Российской  Федерации".  И  3 мая 1995 г.  - еще один
Федеральный закон "О  распространении  действия  закона  Российской
Федерации    "О    дополнительных    гарантиях    и    компенсациях
военнослужащим,   проходящим   военную   службу   на    территориях
Закавказья,   Прибалтики   и   Республики   Таджикистан,   а  также
выполняющим  задачи  в  условиях  чрезвычайного  положения  и   при
вооруженных  конфликтах" на военнослужащих,  а также лиц рядового и
начальственного состава,  курсантов и слушателей учебных  заведений
Министерства  внутренних  дел  Российской Федерации,  выполняющих и
выполнявших задачи в условиях вооруженного  конфликта  в  Чеченской
Республике".
     Причем, Президенту    России    для    подписания    поступили
одновременно   по   два  текста  Федерального  закона  "О  внесении
изменений и дополнений в Закон  Российской  Федерации  "О  воинской
обязанности   и   военной   службе"   и   Федерального   закона  "О
распространении   действия   закона   Российской    Федерации    "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим,  проходящим
военную службу на территориях Закавказья,  Прибалтики и  Республики
Таджикистан,  а  также  выполняющим задачи в условиях чрезвычайного
положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих,  а также
лиц  рядового  и  начальственного  состава,  курсантов и слушателей
учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации,
выполняющих  и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта
в Чеченской Республике":  по одному от Председателя Государственной
Думы и от Председателя Совета Федерации.
     Помимо чисто технико-юридических аспектов  относительно  того,
насколько  оба  текста являются идентичными,  а также какой из двух
указанных  текстов  представляет  собой  оригинал  и  должен   быть
подписан и обнародован Президентом Российской Федерации,  возникает
и вопрос о  соответствии  данной  практики  Конституции  Российской
Федерации.
     Во-первых, в  соответствии  со  статьями  105,   106   и   107
Конституции  Российской Федерации предусмотрена следующая процедура
прохождения федерального закона:
     а) закон принимается Государственной Думой;
     б) принятый Государственной Думой закон в  течение  пяти  дней
передается на рассмотрение в Совет Федерации;
     в) закон считается  одобренным,  если  за  него  проголосовало
более  половины от общего числа членов Совета Федерации либо если в
течение четырнадцати дней он не был рассмотрен  Советом  Федерации.
Совет  Федерации  в  обязательном  порядке  рассматривает законы по
вопросам,  перечисленным  в  статье  106   Конституции   Российской
Федерации;
     г) если Советом Федерации закон отклонен, то он направляется в
Государственную   Думу   для   повторного  рассмотрения.  В  случае
несогласия Государственной Думы с решением Совета  Федерации  закон
считается   принятым,   если  при  повторном  голосовании  за  него
проголосовало не  менее  двух  третей  от  общего  числа  депутатов
Государственной Думы;
     д) принятый закон в течение пяти дней направляется  Президенту
Российской Федерации для подписания и обнародования.
     Во-вторых, статья   107   Конституции   Российской   Федерации
определяет  порядок  направления  на  подпись Президенту Российской
Федерации "принятого федерального закона". В статье 105 Конституции
Российской  Федерации,  определяющей  порядок  принятия федеральных
законов,  употребляются в отношении разных этапов  законодательного
процесса понятия закон,  "принятый Государственной Думой", и закон,
"считающийся  принятым".  Из  содержания  статей  94,  105  и   107
Конституции Российской Федерации вытекает,  что "принятым" в смысле
статьи 107 Конституции Российской Федерации  считается  федеральный
закон принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации
(в   том   числе   и   не   рассмотренный   Советом   Федерации   в
четырнадцатидневный  срок)  либо  принятый после отклонения Советом
Федерации не менее чем двумя  третями  от  общего  числа  депутатов
Государственной Думы.
     Как видно из изложенного, оригинал текста федерального закона,
принятого  Государственной  Думой,  направляется в Совет Федерации,
где он и находится до момента его одобрения или  отклонения.  После
одобрения  Советом Федерации закон должен быть направлен Президенту
Российской Федерации для подписания и обнародования именно  Советом
Федерации,  имеющим  оригинал  текста  закона.  В случае отклонения
Советом Федерации закон  возвращается  в  Государственную  Думу,  и
только  в  случае принятия отклоненного Советом Федерации закона не
менее чем двумя третями от общего числа  депутатов  Государственной
Думы  он  направляется  на  подпись Президенту Российской Федерации
Государственной Думой.
     Таким образом,   представляется,   что   практика  направления
федеральных законов  на  подпись  Президенту  Российской  Федерации
непосредственно   Председателем   Государственной   Думы  либо  его
заместителями не только не соответствует логике статей  105,  106 и
107 Конституции Российской Федерации, но и приводит к игнорированию
мнения Совета Федерации в законодательном процессе,  в том числе  и
по   вопросам,   подлежащим  обязательному  рассмотрению  в  Совете
Федерации.
     В связи  с  изложенным  полагаю  необходимым привести практику
направления федеральных законов на  подпись  Президенту  Российской
Федерации  в  соответствие  с Конституцией Российской Федерации   и
возвращаю без рассмотрения тексты  федеральных  законов  "Об  общих
принципах   организации   системы  органов  государственной  власти
субъектов Российской  Федерации",  "О  моратории  на  одностороннее
сокращение  Черноморского  флота"  и  "О  государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"  в
Государственную  Думу,  а также поступившие из Государственной Думы
экземпляры текстов федеральных  законов  "О  внесении  изменений  и
дополнений  в  Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и
военной службе" и "О  распространении  действия  закона  Российской
Федерации    "О    дополнительных    гарантиях    и    компенсациях
военнослужащим,   проходящим   военную   службу   на    территориях
Закавказья,   Прибалтики   и   Республики   Таджикистан,   а  также
выполняющим  задачи  в  условиях  чрезвычайного  положения  и   при
вооруженных конфликтах"

     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

                           ____________

     Приложение N 3
     N Пр-712
     к запросу Государственной Думы
     Федерального Собрания Российской
     Федерации (постановление
     Государственной от 7 июня Думы 1995 года
     N 834-I ГД)
     г. Москва, Кремль
     24 мая 1995 г.

                  ПРЕЗИДЕНТ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            Государственная Дума Федерального Собрания
                       Российской Федерации
          Председателю Государственной Думы И. П. Рыбкину

     Повторно возвращаю  Вам  Федеральный закон "Об общих принципах
организации  системы  органов  государственной   власти   субъектов
Российской Федерации", направленный для подписания и обнародования.
     Полагаю, что   на   подписание   и   обнародование    принятые
федеральные  законы могут направляться только Советом Федерации,  а
не Государственной Думой,  за  исключением  случая,  установленного
пунктом  5  статьи  105  Конституции Российской Федерации,  то есть
несогласия Государственной Думы с решением Совета  Федерации,  если
при повторном голосовании за данный федеральный закон проголосовало
не менее двух третей  от  общего  числа  депутатов  Государственной
Думы.
     Федеральный закон  "Об  общих  принципах  организации  системы
органов  государственной власти субъектов Российской Федерации" был
принят Государственной Думой 7 апреля 1995 года,  отклонен  Советом
Федерации  в целом 4 мая 1995 года,  более Государственной Думой не
рассматривался.
     Регламент Государственной   Думы  решает  вопросы  внутреннего
распорядка  деятельности  Государственной  Думы,  и  его  нормы  не
являются обязательными для Президента Российской Федерации и Совета
Федерации.
     Часть третья   статьи  105  Конституции  Российской  Федерации
устанавливает,  что  Государственная  Дума  передает  принятые   ею
федеральные законы в Совет Федерации,  который по смыслу статьи 105
и передает их на подписание и обнародование.

     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

                           ____________

1995-06-07
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест