Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.03.1996 № 188-II ГД

                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                Об обращении в Конституционный Суд
                       Российской Федерации

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации,   руководствуясь   статьей   125  (пункт  "а"  части  2)
Конституции Российской Федерации,  п о с т а н о в л я е т:
     1. Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации с
прилагаемым  запросом   о   соответствии   Конституции   Российской
Федерации  Указа  Президента  Российской  Федерации от 2 марта 1996
года N 315 "О порядке  переноса  срока  выборов  в  законодательные
(представительные)    органы   государственной   власти   субъектов
Российской Федерации".
     2. Поручить   заместителю  Председателя  Государственной  Думы
Федерального  Собрания   Российской   Федерации   Бабурину   Сергею
Николаевичу,   председателю   Комитета   Государственной   Думы  по
законодательству  и  судебно-правовой  реформе  Лукьянову  Анатолию
Ивановичу,  председателю  Комитета  Государственной  Думы  по делам
Федерации и  региональной  политике  Иванченко  Леониду  Андреевичу
представлять  Государственную Думу при рассмотрении данного запроса
в Конституционном Суде Российской Федерации.

     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                            Г. Н. Селезнев

     Москва
     22 марта 1996 года
     N 188-II ГД
     __________________

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

     В Конституционный Суд
     Российской Федерации

                              ЗАПРОС

          О соответствии Конституции Российской Федерации
 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N  315
        "О порядке переноса срока выборов в законодательные
         (представительные) органы государственной власти
                  субъектов Российской Федерации"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации (г.  Москва,  ул.  Охотный ряд,  д. 1) в лице заместителя
Председателя Государственной Думы Федерального Собрания  Российской
Федерации   Бабурина   Сергея  Николаевича,  председателя  Комитета
Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе
Лукьянова Анатолия Ивановича, председателя Комитета Государственной
Думы по делам Федерации и региональной политике  Иванченко  Леонида
Андреевича   на   основании   постановления   Государственной  Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 22 марта 1996 года  N
188-II  ГД  и  в  соответствии  со  статьей 125 (пункт "а" части 2)
Конституции  Российской  Федерации,    статьей    84   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации"  просит   Конституционный   Суд   Российской   Федерации
проверить   соответствие  Конституции  Российской  Федерации  Указа
Президента Российской Федерации от 2  марта  1996  года  N  315  "О
порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные)
органы  государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации"
(Российская газета,  1996,  6 марта,  N 45),  изданного Президентом
Российской Федерации (Москва, Кремль).
     Основанием для  обращения  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует  ли  Конституции  Российской  Федерации вышеназванный
Указ.
     Позиция Государственной  Думы  состоит в том,  что данный Указ
противоречит Конституции Российской Федерации.
     Согласно статье  5  (часть 3) Конституции Российской Федерации
Федеративное  устройство  Российской  Федерации  основано   на   ее
государственной   целостности,   единстве  системы  государственной
власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной    власти    Российской    Федерации   и   органами
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации.  Согласно
статье  76  (часть 4) Конституции Российской Федерации вне пределов
ведения  Российской  Федерации,  совместного   ведения   Российской
Федерации   и  субъектов  Российской  Федерации  республики,  края,
области,  города  Федерального  значения,  автономная   область   и
автономные  округа осуществляют собственное правовое регулирование,
включая  принятие  законов  и  иных  нормативных  правовых   актов.
Исчерпывающий  перечень  предметов  ведения  Российской Федерации и
совместного ведения Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации  устанавливается в статьях 71 и 72 Конституции Российской
Федерации.  Вопросы о проведении выборов, о переносе срока выборов,
об  определении  даты их проведения в указанный перечень не входят.
Положение пункта "н"  части  1  статьи  72  Конституции  Российской
Федерации  об  установлении  общих  принципов  организации  системы
органов государственной власти и органов местного самоуправления не
может быть идентифицировано с указанными вопросами. Согласно статье
77 (часть  1)  Конституции  Российской  Федерации  система  органов
государственной     власти     субъектов    Российской    Федерации
устанавливается  ими  самостоятельно  в  соответствии  с   основами
конституционного  строя  Российской  Федерации  и общими принципами
организации    представительных    и     исполнительных     органов
государственной  власти,  установленными Федеральным законом,  а не
указами.  В  соответствии  со  статьей  73  Конституции  Российской
Федерации  вне  пределов  ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам  совместного  ведения  Российской
Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации  субъекты Российской
Федерации   обладают   всей   полнотой   государственной    власти.
Следовательно,  Президент  Российской  Федерации  своим Указом от 2
марта 1996 года N 315  допустил  превышение  своих  конституционных
полномочий,  чем  нарушил  статьи  3  (часть  4)  и  90  (часть  3)
Конституции Российской Федерации.
     Позиция Государственной  Думы  также  заключается  в том,  что
Президент Российской Федерации данным Указом нарушает избирательные
права граждан Российской Федерации.
     В соответствии со статьей 3 Конституции  Российской  Федерации
носителем   суверенитета   и   единственным   источником  власти  в
Российской Федерации является ее многонациональный  народ,  который
осуществляет  свою  власть  непосредственно,  а  также через органы
государственной власти и  органы  местного  самоуправления.  Высшим
непосредственным  выражением  власти  народа  являются референдум и
свободные выборы.  Никто не вправе присваивать власть в  Российской
Федерации.   Захват   власти  или  присвоение  властных  полномочий
преследуются по федеральному закону.
     В соответствии  со  статьей  32  (части  1  и  2)  Конституции
Российской Федерации  граждане  Российской  Федерации  имеют  право
участвовать  в  управлении  делами государства как непосредственно,
так и через своих  представителей.  Граждане  Российской  Федерации
имеют  право  избирать  и  быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
     В соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации   в
Российской Федерации признаются и  гарантируются  права  и  свободы
человека и гражданина (часть 1 статьи 17),  общепризнанные принципы
и нормы международного права и  международные  договоры  Российской
Федерации  являются  составной  частью  правовой системы Российской
Федерации (часть 4 статьи 15).
     Согласно статье   25   (пункт   "б")  Международного  пакта  о
гражданских  и  политических  правах,  действие  которого  признано
Российской    Федерацией,   в   целях   обеспечения   народовластия
предусматривается,  что каждый гражданин должен иметь без какой  бы
то  ни  было  дискриминации  и  необоснованных  ограничений право и
возможность голосовать и быть избранным на подлинных  периодических
выборах,  проводимых  на  основе всеобщего и равного избирательного
права   при   тайном   голосовании   и   обеспечивающих   свободное
волеизъявление избирателей.
     Согласно статье  21  (часть  3)   Всеобщей   декларации   прав
человека,  действие  которой  также признано Российской Федерацией,
устанавливается,  что  воля  народа  должна  быть  основой   власти
правительства;   эта   воля   должна   находить  себе  выражение  в
периодических  и  нефальсифицированных  выборах,   которые   должны
проводиться  при  всеобщем  и  равном  избирательном  праве,  путем
тайного голосования или же посредством  других  равнозначных  форм,
обеспечивающих свободу голосования.
     Президент Российской Федерации своим Указом от  2  марта  1996
года   N  315  (  абзац  второй  пункта  1)  не  распространяет  на
законодательные  (представительные)  органы  субъектов   Российской
Федерации  при  принятии  ими  решений о переносе сроков их выборов
действие нормы  о  двухгодичном  сроке  полномочий  законодательных
(представительных)  органов  власти субъектов Российской Федерации,
изложенной в пункте 3 Положения об основных началах  организации  и
деятельности   органов   государственной  власти  краев,  областей,
городов  федерального  значения,  автономной  области,   автономных
округов  Российской  Федерации  на период поэтапной конституционной
реформы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22
октября   1993   года  N  1723  "Об  основных  началах  организации
государственной власти в субъектах Российской Федерации".
     Этим Президент  Российской  Федерации  нарушает  избирательные
права граждан  Российской  Федерации  на  проведение  периодических
выборов,   установленные   вышеупомянутыми  нормами  международного
права.  Исходя  из  статьи  3  (часть  1)  Конституции   Российской
Федерации  властные  полномочия  законодательным (представительным)
органам субъектов Российской Федерации передавались не  Президентом
Российской  Федерации,  а  народом и на определенный срок (в данном
случае Указом Президента Российской Федерации от  22  октября  1993
года  N  1723  этот  срок  определен  -  2 года).  После проведения
указанных выборов ни Президент Российской  Федерации,  ни  кто-либо
другой,  кроме самих избирателей,  не вправе изменить срок действия
мандата доверия.  Властные полномочия были переданы  представителям
народа  во  время  выборов на определенный срок,  поэтому продление
законодательными (представительными) органами субъектов  Российской
Федерации своих полномочий без воли избирателей можно рассматривать
как присвоение власти или  властных  полномочий,  что  противоречит
статье 3 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
     Государственная Дума  считает,  что   Президентом   Российской
Федерации были нарушены статьи 3,  32 (части 1 и 2),  80 (часть 2),
90 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
     В связи   с   вышеизложенным   Государственная   Дума   просит
Конституционный Суд  Российской  Федерации  проверить  соответствие
Конституции   Российской   Федерации  Указа  Президента  Российской
Федерации от 2 марта 1996 года N  315  "О  порядке  переноса  срока
выборов в законодательные (представительные) органы государственной
власти субъектов Российской Федерации".

     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                            Г. Н. Селезнев

                         ________________

1996-03-22
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест