П Р И К А З
Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 29 марте 1999 г. N 9Ц
Об утверждении Правил перевозок автотракторной техники
на железнодорожном транспорте
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
7 октября 1999 г. Регистрационный N 1928
(В редакции приказов Министерства путей сообщения Российской
Федерации от 06.12.2001 г. N 47; от 18.12.2001 г. N 50)
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный
устав железных дорог Российской Федерации" приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила перевозок
автотракторной техники на железнодорожном транспорте.
ПРАВИЛА
перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте
Утверждены приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 9Ц
(В редакции приказов Министерства путей сообщения Российской
Федерации от 06.12.2001 г. N 47; от 18.12.2001 г. N 50)
Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки, приема к
перевозке в универсальных и специализированных (четырехосные крытые
вагоны, предназначенные для перевозки легковых автомобилей, и
двухъярусные платформы) вагонах по железным дорогам и выдачи
легковых, грузовых, специальных автомобилей, автобусов,
троллейбусов, их кузовов, тракторов, экскаваторов,
сельскохозяйственных машин, мотоколясок и другой техники на
колесном и гусеничном ходу (далее - автотракторная техника). (В
редакции Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 18.12.2001 г. N 50)
2. Подготовка автотракторной техники к перевозке
осуществляется в соответствии с ГОСТ 26653-90 "Подготовка
генеральных грузов к транспортированию".
3. Автотракторная техника подготавливается к перевозке таким
образом, чтобы обеспечивалась ее сохранность и безопасность
движения поездов в процессе перевозки.
Для этой цели грузоотправитель:
демонтирует и упаковывает легкоснимаемые комплектующие детали
и узлы. Список снятых комплектующих деталей и узлов указывается
грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной (далее -
накладная) в графе "Особые заявления и отметки отправителя"
(графа 4);
защищает упаковочным материалом все бьющиеся детали.
4. Демонтированные комплектующие детали и узлы автотракторной
техники, размещенные на время перевозки в кабине, салоне,
багажнике, крытом кузове, а также узлы, установленные на своих
штатных местах в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове,
допускается перевозить без упаковки.
При перевозке автотракторной техники отправительскими
маршрутами или группами вагонов (два вагона и более) комплектующие
детали и узлы, запчасти, инструмент перевозятся в крытых вагонах,
универсальных контейнерах в соответствующей упаковке и следуют
вместе со всей партией автотракторной техники. В этом случае в
графе 4 накладной грузоотправитель указывает: "Инструмент,
комплектующие детали и узлы не вкладывались".
При перевозке автотракторной техники в четырехосных крытых
вагонах, предназначенных для перевозки легковых автомобилей,
демонтаж легкоснимаемых комплектующих деталей и узлов и защита
бьющихся деталей не требуются. (В редакции Приказа Министерства
путей сообщения Российской Федерации от 18.12.2001 г. N 50)
При перевозке автотракторной техники с разными видами
технологической некомплектности в графе 4 накладной указывается
перечень недостающих деталей и узлов по каждой единице перевозимой
автотракторной техники.
При отсутствии в графе 4 накладной достаточного места для
перечисления всех снятых грузоотправителем и недостающих деталей и
узлов на отдельном листе бумаги размером не более формата накладной
составляется перечень этих деталей. В графе 4 накладной
указывается: "Перечень снятых (недостающих) деталей прилагается".
Этот перечень составляется в четырех экземплярах на бланках со
штемпелем грузоотправителя и подписывается грузоотправителем. На
всех экземплярах перечня должен быть указан номер накладной и
проставлен календарный штемпель железнодорожной станции (далее -
станция) отправления. Один экземпляр вместе с квитанцией о приеме
груза выдается на станции отправления грузоотправителю, второй
остается на станции отправления. Два других экземпляра перечня
прикрепляются к накладной и дорожной ведомости, один из которых
выдается вместе с накладной грузополучателю, другой остается на
станции назначения груза.
5. Грузоотправитель перед предъявлением груза к перевозке
закрывает двери кабин, салонов, кузовов, капоты, багажники, отсеки
и т. п. на защелки, замки, а при необходимости оборудует их
дополнительными запорными устройствами и пломбирует.
6. Грузоотправителем составляется информационный листок,
прикрепляемый на внутренней стороне лобового стекла кабины, в
котором указывается название и марка содержащегося в топливном баке
в пределах допустимого количества топлива (для автотракторной
техники грузоподъемностью до 5 т количество топлива в баках не
должно превышать 10 л; для автотракторно техники грузоподъемностью
свыше 5 т - 15 л), число пломб, ящиков с запасными частями и
инструментами, места их нахождения, список снятых комплектующих
деталей и узлов, перечень недостающих деталей при некомплектной
поставке, а также отметка "Инструмент, комплектующие детали и узлы
не вкладывались" при перевозке отправительскими маршрутами и
группами вагонов. На лобовое стекло кабины также прикрепляется
схема строповки для перегрузки автотракторной техники
грузоподъемными устройствами.
7. Порядок подготовки автотракторной техники к перевозке
разрабатывается грузоотправителем по каждой марке такой техники с
соблюдением нормативно-технических требований (технических условий,
государственных и отраслевых стандартов) и согласовывается:
при систематической отгрузке автотракторной техники - со
службой грузовой и коммерческой работы и службой ведомственной
охраны управления железной дороги отправления; (В редакции Приказа
Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 06.12.2001 г. N 47)
при разовой отгрузке - с отделом грузовой и коммерческой
работы и отрядом ведомственной охраны отделения железной дороги
отправления, а при отсутствии отделения с соответствующими службами
управления железной дороги отправления. (В редакции Приказа
Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 06.12.2001 г. N 47)
В указанном порядке, утвержденном грузоотправителем, копия
которого должна находиться на станции погрузки, должны быть
предусмотрены соответствующие способы защиты бьющихся деталей,
способы упаковки и места размещения легкоснимаемых комплектующих
деталей, узлов и запасных частей, способы блокирования дверей,
места хранения ключей, число и места наложения пломб.
В случаях, когда по конструктивным особенностям автотракторная
техника не может отгружаться в собранном виде, она частично
разбирается.
Первый экземпляр согласованного порядка хранится на станции
отправления и должен быть выслан по первому требованию службы
грузовой и коммерческой работы железной дороги назначения. Копии
согласованного порядка хранятся у грузоотправителя и в
соответствующих подразделениях железных дорог, с которыми он
согласован.
8. При подготовке автотракторной техники к перевозкам в районы
Крайнего Севера и труднодоступные районы, а также на экспорт наряду
с соблюдением настоящих Правил должны быть учтены требования
соответствующих государственных стандартов, технических условий и
договоров.
9. Автотракторная техника, погруженная в открытом подвижном
составе, принимается железной дорогой к перевозке с проверкой
правильности ее размещения и крепления, наличия на технике пломб
грузоотправителя, количества расположенных на подвижном составе вне
кабин и кузовов автотракторной техники ящиков с крупногабаритными
деталями и узлами, наличия информационного листка и по внешнему
осмотру.
Комплектность автотракторной техники, содержание емкостей и
отсеков опломбированных пломбами грузоотправителя железная дорога
при приеме автотракторной техники к перевозке не проверяет.
Выдача автотракторной техники на станциях назначения и
передача на пограничных передаточных станциях и пунктах перевалки
при коммерческой исправности перевозки производится в том же
порядке, что и при приеме ее к перевозке на станции отправления.
10. Перевозка автотракторной техники маршрутами или группами
вагонов осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов
на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной и
правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на
железнодорожном транспорте.
При перевозке автотракторной техники в одном маршруте или
группе вагонов, следующих по одному перевозочному документу, ключи
от всех машин укладываются в специальный планшет с ячейками, номера
которых соответствуют номерам машин. Планшет перевозится в кабине
или багажнике одной из машин, ключ от которой упаковывается,
опечатывается грузоотправителем и прочно прикрепляется к
перевозочным документам, о чем в графе 4 накладной делается
соответствующая отметка с указанием номера машины, которой
принадлежит данный ключ.
11. При предъявлении одним грузоотправителем в одном вагоне,
контейнере нескольких автомобилей в адрес нескольких получателей (в
том числе на одну станцию назначения) на каждый автомобиль
оформляется отдельная накладная.
12. Сопровождение автотракторной техники при перевозке
производится в порядке, установленном правилами перевозок грузов в
сопровождении на железнодорожном транспорте.
13. Вагоны, предназначенные для перевозки легковых
автомобилей, после выгрузки принимаются железной дорогой с
проверкой их исправности, комплектности и направляются на станцию
приписки: (В редакции Приказа Министерства путей сообщения
Российской Федерации от 18.12.2001 г. N 50)
четырехосные крытые вагоны, предназначенные для перевозки
легковых автомобилей, - по полным перевозочным документам и
запломбированные грузоотправителем запорно-пломбировочными
устройствами; (В редакции Приказа Министерства путей сообщения
Российской Федерации от 18.12.2001 г. N 50)
двухъярусные платформы - по пересылочным накладным формы
ГУ-27сп в соответствии с правилами заполнения перевозочных
документов на железнодорожном транспорте.
Перевозочные документы и пересылочные накладные на возврат
порожних вагонов оформляет грузополучатель, осуществивший выгрузку
автотракторной техники из этих вагонов.
Возврат собственных или арендованных вагонов осуществляется со
взысканием платы в размере, установленном в тарифном руководстве.
Особенности перевозки автопоездов и контрейлеров
14. К перевозке по железным дорогам принимаются груженые и
порожние автопоезда (автомобиль-тягач в сцепе с полуприцепом,
прицепом) и контрейлеры (специальный полуприцеп - фургон на
пневмоколесном ходу, предназначенный для перевозок тарно-штучных
грузов) следующих типоразмеров:
автопоезда всех типов, в том числе с прицепами стандартной
массой брутто не более 44 т, общей длиной не более 18350 мм,
шириной 2500 мм и высотой не более 4000 мм;
контрейлеры максимальной массой брутто не более 38,5 т и
шириной 2500 мм.
15. Брезентовые чехлы кузовов автопоездов и контрейлеров
должны быть в исправном состоянии без каких-либо повреждений, а
также иметь приспособления для крепления к кузову. Петли и
отверстия в брезентовом чехле и кузове не должны иметь нарушений.
Обвязочный трос должен быть целым без следов сращивания.
16. Груз в кузовах автопоездов и контрейлеров должен быть
размещен в соответствии с техническими условиями размещения и
крепления грузов в вагонах и контейнерах.
17. Кузова автопоездов и контрейлеров должны быть
опломбированы грузоотправителем. Порожние кузова автопоездов и
контрейлеров могут не пломбироваться.
18. Грузоотправителем (либо по его поручению
водителем-экспедитором) должно быть обеспечено надежное закрытие на
ключ дверей кабины и исключение несанкционированного доступа к
аккумулятору, запасному колесу и другим комплектующим деталям и
узлам.
Допускаемое количество горючего, перевозимого автопоездом,
определяется емкостью топливного бака, но не должно превышать
200 литров.
19. Закрепляющий тент трос должен быть надежно запассован и не
иметь обрывов, а концы основного закрепляющего тент троса должны
быть соединены надежным узлом, на который также накладывается
пломба или пломбировочное устройство.
20. Перевозка автопоездов по железной дороге может
производиться в сопровождении уполномоченного грузоотправителем
водителя-экспедитора в специально выделенном вагоне для
сопровождения. Порядок сопровождения автопоездов устанавливается
правилами перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном
транспорте.
Перевозка контрейлеров по железной дороге может производиться
без сопровождения.
21. Перевозка автопоездов и контрейлеров производится между
станциями, открытыми для операций с ними, включая пограничные
передаточные станции и пункты передачи на другой вид транспорта, и
осуществляется прямыми отправительскими маршрутами, укрупненными
группами вагонов в составе прямых и групповых ускоренных поездов и
в соответствии с порядком организации на железных дорогах
маршрутных перевозок.
22. Погрузка автопоездов и контрейлеров на специализированный
подвижной состав может производиться на местах общего и необщего
пользования.
Прием к перевозке автопоездов и контрейлеров осуществляется
после проверки правильности их размещения и закрепления в открытом
подвижном составе, целостности автопоездов и контрейлеров по
внешнему осмотру, проверки наличия и состояния
запорно-пломбировочных устройств, установленного МПС России типа.
23. На перевозку каждого груженого, порожнего автопоезда,
контрейлера грузоотправитель должен представить заполненную в
установленном порядке накладную формы ГУ-29-к. На груженые
автопоезда, контрейлеры, следующие без сопровождения, заполненная
накладная представляется вместе с транспортной (автомобильной)
накладной, выписанной на размещенный в кузове груз.
Регистрационные номера автопоездов и контрейлеров, а также их
номинальная масса брутто проставляются в тех графах, где
предусмотрено проставление маркировочных кодов и массы брутто
контрейлеров.
В графе "Тип отправки" накладной делается отметка:
"АПД" - в случае предъявления к перевозке автопоезда;
"КТР" - в случае предъявления к перевозке контрейлера.
В графе "Наименование груза" указывается наименование груза,
размещенного в кузове, в полном соответствии с записью, сделанной в
транспортной (автомобильной) накладной. Остальные графы накладной
заполняются в соответствии с приложением 2 к правилам перевозок
грузов в универсальных контейнерах.
Оформление перевозочных документов на перевозку автопоездов и
контрейлеров в международном сообщении (кроме Финляндии)
производится в соответствии с требованиями Соглашения о
международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
24. В накладную грузоотправителем наряду с другими сведениями
вносятся сведения о массе размещенного в кузове груза: собственная
масса автопоезда, контрейлера и размер общей массы брутто отправки,
а также сведения о количестве и контрольных знаках
запорно-пломбировочных устройств.
25. Перевозка опасных грузов по железной дороге в автопоездах
и контрейлерах осуществляется в соответствии с правилами перевозок
опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном
порядке.
Перевозка продовольственных или иных грузов, требующих при
перевозке соблюдения определенного температурного режима и
вентиляции, допускается грузоотправителем только в специально
оборудованных для перевозки таких грузов автопоездах, контрейлерах.
26. При приеме к перевозке груженых и порожних автопоездов и
контрейлеров все имеющиеся неисправности, которые не угрожают
безопасности персонала железных дорог, а также не влекут за собой
несохранность груза (например, отсутствие фары, повреждение стекла
кабины и др.), фиксируются грузоотправителем
(водителем-экспедитором) в накладной в графе "Особые заявления и
отметки отправителя".
При отсутствии в накладной места для перечисления указанных
неисправностей автопоездов или контрейлеров грузоотправителем
(водителем-экспедитором) составляется и подписывается перечень
неисправностей в четырех экземплярах на отдельном листе (бланке) со
штемпелем грузоотправителя и подписывается грузоотправителем
(водителем-экспедитором). На всех экземплярах перечня должен быть
указан номер накладной и проставлен календарный штемпель станции.
Один экземпляр перечня прикладывается к накладной, второй -
выдается грузоотправителю (водителю-экспедитору) вместе с
квитанцией о приеме груза, третий - остается в делах станции
отправления, четвертый - вкладывается в кузов машины автопоезда,
контрейлера. При этом в графе 4 накладной указывается: "Перечень
неисправностей, не угрожающих персоналу железных дорог и
безопасности перевозки по железным дорогам, прилагается".
27. В накладной грузоотправителем также делается отметка о
том, что размещение груза в кузове автопоезда, контрейлера
произведено в соответствии с требованиями технических условий
размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и не угрожает
безопасности персонала железных дорог и перевозке по следующей
форме: "Размещение груза в кузове не угрожает безопасности
перевозки по железной дороге".
28. Выдача автопоездов и контрейлеров на станции назначения с
неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами производится
по наружному осмотру.
29. Въезд и выезд автопоездов, ввоз и вывоз контрейлеров на
(со) станцию(и) производится персоналом и средствами соответственно
грузоотправителя, грузополучателя по пропускам, выдаваемым в
товарной конторе станции или на терминале.
Выезд с территории станции назначения автопоездов и
контрейлеров с грузом, находящимся под таможенным контролем,
разрешается по пропускам после осуществления таможенных процедур, в
соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном
транспорте.
____________