Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р

                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 14 октября 2010 г. N 1772-р

                              МОСКВА

     1. Утвердить        прилагаемую       Концепцию       развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
     2. Финансовое  обеспечение расходных обязательств, связанных с
реализацией   Концепции,   утвержденной   настоящим  распоряжением,
осуществлять  в  пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в
федеральном  бюджете  на очередной финансовый год и плановый период
на указанные цели.
     3. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
планировании  и  осуществлении  мероприятий  по  вопросам  развития
уголовно-исполнительной   системы  учитывать  положения  Концепции,
утвержденной настоящим распоряжением.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________

     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 14 октября 2010 г.
     N 1772-р

                         К О Н Ц Е П Ц И Я
   развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
                           до 2020 года

          I. Общая характеристика и современное состояние
                  уголовно-исполнительной системы

     По    состоянию    на    1 января    2010 г.   в   учреждениях
уголовно-исполнительной   системы,   обеспечивающих   изоляцию   от
общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:
     в     226 следственных     изоляторах     и    164 помещениях,
функционирующих  в  режиме  следственных изоляторов при колониях, -
131,4 тыс. человек;
     в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;
     в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;
     в   62 воспитательных   колониях   для   несовершеннолетних  -
5,9 тыс. человек.
     В   учреждениях  уголовно-исполнительной  системы  содержалось
69,1 тыс. женщин.    При    11    из   47 исправительных   колоний,
предназначенных   для  отбывания  наказания  женщин,  имелись  дома
ребенка, в которых проживало 846 детей.
     В  2467 уголовно-исполнительных  инспекциях  состояло на учете
534,4 тыс. человек,  осужденных  условно или к отбыванию наказаний,
не связанных с изоляцией их от общества.
     Конвоирование  осужденных  и  лиц,  содержащихся  под стражей,
обеспечивают    специальные    подразделения    по    конвоированию
(32 управления  и  39 отделов),  которые  ежегодно перемещают более
2 млн. человек.
     Медицинское  обслуживание  осужденных  и лиц, содержащихся под
стражей,  осуществляют  медицинские  части или здравпункты в каждом
учреждении,  а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных
исправительных    учреждений    для    больных    туберкулезом    и
9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.
     Для  обеспечения  трудовой  занятости  осужденных  организован
производственный   комплекс,   в   который  входят  313 федеральных
государственных   унитарных   предприятий,   505 центров   трудовой
адаптации       осужденных,      37 лечебно-производственных      и
40 учебно-производственных трудовых мастерских.
     Общеобразовательное   обучение   осужденных   организовано   в
315 вечерних          общеобразовательных          школах         и
521 учебно-консультационном  пункте, 339 профессиональных училищах.
В  целях  обеспечения  свободы совести и вероисповедания осужденных
действуют 510 культовых сооружений и 734 молитвенные комнаты.
     Руководство      учреждениями,     исполняющими     наказания,
осуществляют    территориальные    органы   уголовно-исполнительной
системы  и  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
правоприменительные  функции, функции по контролю и надзору в сфере
исполнения   уголовных   наказаний   в   отношении   осужденных,  -
Федеральная  служба  исполнения  наказаний,  находящаяся  в ведении
Министерства юстиции Российской Федерации.
     Штатная    численность    работников   уголовно-исполнительной
системы   составляет   350,7 тыс. человек,   в  том  числе  имеющих
специальные  звания  сотрудников  уголовно-исполнительной системы -
259,7 тыс. человек.
     Медицинское         обслуживание        личного        состава
уголовно-исполнительной    системы    осуществляют    47 учреждений
здравоохранения,  в  том  числе 25 центров медицинской и социальной
реабилитации,    13 больниц,    6 военно-врачебных    комиссий    и
3 санатория.
     Профессиональную  подготовку  и повышение квалификации личного
состава,     а     также    научно-исследовательское    обеспечение
уголовно-исполнительной  системы  осуществляют 8 учреждений высшего
профессионального  образования  с  7 филиалами, 74 учебных центра и
пункта,      институт      повышения      квалификации      и     2
научно-исследовательских института с 3 филиалами.
     Принимаемые  меры,  в  том  числе ежегодное увеличение объемов
бюджетных      ассигнований,      выделяемых      на     содержание
уголовно-исполнительной  системы,  позволили  добиться определенных
позитивных  результатов в развитии уголовно-исполнительной системы,
улучшить  условия  содержания  осужденных  и  лиц, содержащихся под
стражей,  в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское
обеспечение.
     Совершенствуется   нормативная   правовая   база  деятельности
уголовно-исполнительной  системы,  практика  назначения наказаний и
избрания  меры  пресечения  в  виде содержания под стражей, введены
новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
     Вместе  с  тем,  несмотря  на  сокращение  в течение последних
5 лет  уровня  преступности  в  стране,  к  2010  году  численность
осужденных  к  лишению  свободы  увеличилась  более чем на 115 тыс.
человек, или на 18,6 процента.
     Общее  количество  лиц,  содержащихся  под  стражей,  остается
стабильно  высоким,  а  в  некоторых  регионах их число значительно
превышает   количество   мест   в   следственных   изоляторах.   По
объективным    причинам   темпы   строительства   и   реконструкции
исправительных    учреждений    и    следственных   изоляторов   не
соответствуют   динамике   роста   численности  осужденных  и  лиц,
содержащихся  под  стражей.  Вследствие  этого  в  ряде  учреждений
установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.
     Переполнение  учреждений  ведет  к  общему  ухудшению  условий
содержания  подозреваемых  и  обвиняемых в совершении преступлений,
нарушению  предусмотренных  законом  прав  и интересов осужденных и
лиц,  содержащихся  под стражей, увеличивает нагрузку на работников
уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
     За  несколько  лет  количество  осужденных  за  тяжкие и особо
тяжкие   преступления   возросло   вдвое  и  достигло  к  2010 году
80 процентов  общей численности осужденных к лишению свободы. Более
четверти   осужденных   приговорены  к  длительным  срокам  лишения
свободы,  почти  половина  - отбывает наказание второй раз и более,
что  приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших
граждан.
     Более  80 процентов  осужденных  при  поступлении в учреждения
уголовно-исполнительной   системы   не   имели  профессиональных  и
трудовых   навыков  либо  утратили  их.  Около  50 тыс.  осужденных
нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
     На  1  января  2010 г.  более  90 процентов  (около  800 тыс.)
осужденных  и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло
на  диспансерном    учете по   поводу   различных      заболеваний,
433,7 тыс. -  больны  социально  значимыми  заболеваниями,   в  том
числе 72,46  тыс.  -  психическими  расстройствами,  40,77  тыс.  -
активным туберкулезом, 55,96 тыс. -  ВИЧ-инфекцией,  42,47  тыс.  -
вирусным  гепатитом,  62,04  тыс.  -  наркоманией,  26,32  тыс.   -
алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.
     В  связи  с  этим  значительно возросла нагрузка на работников
уголовно-исполнительной  системы, участились связанные со служебной
деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
     Проблема   противодействия   криминальным  структурам  требует
решения   целого   комплекса  вопросов,  связанных  с  организацией
надлежащего    взаимодействия    правоохранительных    органов   по
нейтрализации  внешних  и  внутренних  факторов,  создающих  угрозу
нормальному  функционированию  исправительных  учреждений,  то есть
угроз  со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов"
и  угроз  "внутри  учреждения",  исходящих  от  лидеров группировок
осужденных отрицательной направленности.
     Служба   в   уголовно-исполнительной   системе   не  считается
престижной    среди    населения   страны.   Заработная   плата   в
уголовно-исполнительной  системе  в  крупных  городах и промышленно
развитых  регионах Российской Федерации существенно меньше среднего
дохода   населения   в   этих  регионах.  Несоответствие  денежного
довольствия  объему, сложности и характеру работы является основным
мотивом  увольнения  работников  уголовно-исполнительной  системы и
снижения требовательности к персоналу.
     Несмотря  на  существенные  изменения, произошедшие в стране в
последние   годы,   уголовно-исполнительная   система   во   многом
сохранила  черты  старой пенитенциарной системы, ориентированной на
другое  общество.  Она  не  учитывает нынешнее состояние экономики,
интеграцию  Российской  Федерации  в  международное  правовое поле,
международные   стандарты   обращения  с  заключенными  и  развитие
гражданского общества.
     Указанные  обстоятельства  обусловили необходимость подготовки
Концепции   развития   уголовно-исполнительной  системы  Российской
Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

           II. Общие положения, цель и задачи Концепции

     Концепция   предусматривает   основные  направления,  формы  и
методы   совершенствования   и   развития   уголовно-исполнительной
системы,  ее  взаимосвязь с государственными органами и институтами
гражданского      общества,     обеспечивающую     функционирование
уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
     Основными целями Концепции являются:
     повышение   эффективности   работы   учреждений   и   органов,
исполняющих  наказания,  до уровня европейских стандартов обращения
с осужденными и потребностей общественного развития;
     сокращение    рецидива   преступлений,   совершенных   лицами,
отбывшими  наказание  в  виде  лишения  свободы,  за счет повышения
эффективности  социальной и психологической работы в местах лишения
свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
     гуманизация  условий содержания лиц, заключенных под стражу, и
лиц,   отбывающих  наказание  в  виде  лишения  свободы,  повышение
гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
     Для  достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
     совершенствование       уголовно-исполнительной       политики
(организации  исполнения  наказаний),  направленной на социализацию
осужденных;
     изменение  структуры уголовно-исполнительной системы, создание
новых  видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде
лишения   свободы,   отказ   от   коллективной   формы   содержания
осужденных;
     осуществление   раздельного  содержания  осужденных  с  учетом
тяжести     совершенного     преступления    и    криминологической
характеристики осужденного;
     изменение  идеологии  применения  основных средств исправления
осужденных     в     местах    лишения    свободы    с    усилением
психолого-педагогической  работы  с  личностью  и  подготовки  ее к
жизни в обществе;
     разработка  форм проведения воспитательной работы, организации
образовательного  процесса  и трудовой занятости осужденных в новых
условиях отбывания наказания;
     модернизация   и  оптимизация  системы  охраны  исправительных
учреждений  и следственных изоляторов, укрепление материальной базы
следственных       изоляторов,      исправительных      учреждений,
уголовно-исполнительных инспекций;
     повышение   эффективности  управления  уголовно-исполнительной
системой   с   учетом   ее  новой  структуры,  в  том  числе  путем
формирования   современной  информационной  и  телекоммуникационной
инфраструктуры;
     расширение   сферы   применения   наказаний  и  иных  мер,  не
связанных с лишением свободы;
     обеспечение  необходимого  уровня социальной защиты работников
уголовно-исполнительной системы;
     внедрение  современных  технологий  и  технических  средств  в
практику исполнения наказаний;
     совершенствование  ведомственного  контроля  за  деятельностью
уголовно-исполнительной    системы,    обеспечение    гласности   в
деятельности  уголовно-исполнительной  системы, ее подконтрольности
институтам  гражданского  общества,  создание  условий  для участия
общественности  в  решении  стоящих  перед  уголовно-исполнительной
системой задач;
     развитие   международного   сотрудничества  с  пенитенциарными
системами   иностранных   государств,   международными  органами  и
неправительственными организациями.

    III. Основные направления развития уголовно-исполнительной
                              системы

       1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики

     В  рамках  совершенствования  уголовно-исполнительной политики
планируются следующие мероприятия:
     совершенствование   уголовно-исполнительного  законодательства
Российской   Федерации,   направленного   на   изменение  структуры
уголовно-исполнительной  системы и создание новых видов учреждений,
осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
     поиск  и  использование  новых  форм и методов исправительного
воздействия  на  осужденных,  организационных механизмов социальной
работы   с   осужденными,   закрепление  в  уголовно-исполнительном
законодательстве     Российской    Федерации    форм    социальной,
психолого-педагогической  работы с осужденными в качестве основного
средства исправления осужденных;
     дополнение  системы  поощрений  осужденных  иными  стимулами к
правопослушному поведению и активной ресоциализации;
     дифференциация   содержания   осужденных   в   зависимости  от
характера   и   степени   общественной  опасности  совершенных  ими
преступлений,    поведения    во    время    отбывания   наказания,
криминального  опыта  (раздельное  содержание  впервые осужденных к
лишению  свободы  и  ранее  отбывавших  наказание  в  виде  лишения
свободы,  расширение  оснований  направления в колонию-поселение, с
одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);
     закрепление    в    уголовно-исполнительном   законодательстве
Российской  Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с
использованием   электронного   мониторинга  спутниковой  навигации
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
     подготовка     предложений     о    внесении    изменений    в
законодательство     Российской     Федерации,    предусматривающих
применение   электронных   средств  контроля  по  месту  жительства
подозреваемого,  обвиняемого  в  совершении преступлений в качестве
альтернативы содержанию под стражей;
     оптимизация  размещения мест отбывания наказания на территории
страны,  в  том  числе  для  сохранения  социально  полезных связей
осужденных,    доступности    места    отбывания    наказания   для
родственников,  за  исключением  случаев, требующих изоляции членов
организованного   преступного   сообщества,   а  также  обеспечения
безопасности самого осужденного.

    2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания
          в виде лишения свободы, и совершенствование их
              организационно-структурного построения

     Реформирование  системы  учреждений,  исполняющих  наказания в
виде лишения свободы, предполагает:
     изменение   видов  исправительных  учреждений  для  содержания
осужденных  в  местах лишения свободы с фактическим прекращением их
коллективного   содержания,  постоянного  пребывания  осужденных  в
состоянии  стресса, обусловленного необходимостью лавирования между
требованиями администрации и основной массы осужденных;
     создание   правовых   и  организационных  условий  для  замены
существующей  системы  исправительных учреждений на 2 основных вида
учреждений  -  тюрьмы  (общего,  усиленного  и  особого  режимов) и
колонии-поселения   (с   обычным   и   усиленным  наблюдением)  при
сохранении   учреждений,   созданных   для   выполнения специальных
задач,  -   лечебно-исправительных   и    лечебно-профилактических.
Преобразование  воспитательных  колоний  для  несовершеннолетних  в
воспитательные  центры  для   лиц,   совершивших   преступление   в
несовершеннолетнем возрасте;
     разработку     основанных     на     стандартах    Европейских
пенитенциарных   правил     (2006 год)        моделей    тюрьмы   и 
колонии-поселения  с    учетом  требований безопасности общества  и
персонала уголовно-исполнительной системы,  а  также  необходимости
реализации целей исправления осужденных;
     разработку  технической документации, финансово-экономического
обоснования,  архитектурных  проектов  тюремных  зданий, отвечающих
требованиям европейских стандартов;
     раздельное  содержание осужденных к лишению свободы, способных
к   ресоциализации   с  учетом  тяжести  и  общественной  опасности
совершенных  ими преступлений, сведений об их личности, поведения в
местах  лишения  свободы,  отношения к совершенному преступлению, с
одной    стороны,    и   осужденных,   совершивших   особо   тяжкие
преступления,   прочно   усвоивших   и   распространяющих  элементы
поведения криминальной среды, с другой стороны.

   3. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной
    системой, использование инновационных разработок и научного
                            потенциала

     Повышение   эффективности  управления  уголовно-исполнительной
системой,   использование   инновационных   разработок  и  научного
потенциала предполагают:
     совершенствование    ведомственного   контроля,   создание   и
использование   комплексной   системы  непрерывного  мониторинга  и
оценки  деятельности  учреждений  и органов уголовно-исполнительной
системы;
     регулярное   проведение   мониторинга   состава  осужденных  и
персонала   в  целях  получения  объективных  данных  для  принятия
решений   о   дальнейшем   реформировании   уголовно-исполнительной
системы;
     интеграцию  автоматизированных  систем уголовно-исполнительной
системы     с     автоматизированными    системами    судебных    и
правоохранительных органов;
     внедрение  электронного  делопроизводства,  включая  оснащение
всех   учреждений   и   органов   уголовно-исполнительной   системы
автоматизированными   рабочими   местами,  формирование  и  ведение
регистра  унифицированной системы электронных документов, перевод в
цифровой  формат  100 процентов  документов информационных фондов и
архивов  учреждений  и  органов  уголовно-исполнительной  системы к
2020 году;
     совершенствование                               инфраструктуры
информационно-телекоммуникационного   и  других  видов  обеспечения
функционирования  и  развития  системы передачи и обработки данных,
систем информационной безопасности и защиты информации;
     создание  резервного  центра  управления  сетевыми  ресурсами,
позволяющего           повысить          надежность          работы
информационно-телекоммуникационной    сети,   хранения   и   защиты
информации;
     обеспечение     пользователям     информационными    ресурсами
уголовно-исполнительной  системы  возможности  доступа к сети связи
общего  пользования,  сетям  взаимодействующих  федеральных органов
исполнительной  власти  на  основе  межведомственных  регламентов и
соглашений;
     интегрирование    средств    связи   и   передачи   данных   в
телекоммуникационную  инфраструктуру органов исполнительной власти,
судебных    и   правоохранительных   органов   с   учетом   проблем
труднодоступных районов России;
     предоставление  осужденным  и лицам, содержащимся под стражей,
технической     возможности    использования    широкого    спектра
телекоммуникационных     услуг,     в     том     числе     средств
видео-конференц-связи, электронной почты и др.;
     дальнейшее   развитие   сети   специальной   связи   в   целях
обеспечения   информационной  безопасности  уголовно-исполнительной
системы,  участие  в  создании  и  развитии  межведомственных сетей
передачи  шифрованной  информации  органов  государственной власти,
организация    на    их   основе   межведомственного   электронного
документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
     активное   использование   научного  потенциала  ведомственных
образовательных     учреждений     высшего     и    дополнительного
профессионального     образования,    обеспечение    приоритетности
диссертационных   исследований,   направленных  на  научный  анализ
актуальных  проблем  практической деятельности учреждений и органов
уголовно-исполнительной  системы,  повышение  требований к контролю
качества образования;
     проведение  научных исследований, соответствующих современному
уровню  развития  пенитенциарных  систем иностранных государств, на
базе   лабораторий,   научных   центров   и  других  подразделений,
сформированных  по предусмотренным Концепцией направлениям развития
уголовно-исполнительной системы.

  4. Обеспечение международных стандартов обращения с осужденными
   в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей

                 Обеспечение режима и безопасности

     Размещение   осужденных   в   многоместных  общежитиях  делает
невозможным   пресечение   нежелательных   контактов   между  ними.
Установленные   в  настоящее  время  законом  принципы  раздельного
содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему.
     В   то  же  время  преодоление  угрозы  сплочения  криминально
ориентированных   осужденных   и  лиц,  содержащихся  под  стражей,
действий,     дезорганизующих     деятельность    учреждений,    не
обеспечивается   в   условиях  коллективного  содержания  указанной
категории лиц.
     С учетом этого предлагается:
     дифференциация    условий   содержания   осужденных   и   лиц,
содержащихся  под  стражей,  с  целью  обеспечения  выполнения  ими
установленных  правил  режима содержания, создание системы изучения
факторов,  способствующих  эксцессам со стороны осужденных, с целью
выработки  мер,  стимулирующих  правопослушное  поведение,  а также
усиления   ответственности   злостных   нарушителей  установленного
порядка отбывания наказания;
     создание   справедливой  и  контролируемой  системы  мотиваций
осужденных   к   законопослушному  поведению,  влекущему  изменение
условий  отбывания  наказания  и  вида  исправительного учреждения,
условно-досрочное   освобождение   или   замену   неотбытой   части
наказания  более  мягким видом наказания, совершенствование порядка
участия   администрации   исправительных  учреждений  в  реализации
механизмов   условно-досрочного  освобождения  и  замены  неотбытой
части  наказания  более мягким видом наказания с учетом поведения и
личностных характеристик осужденных;
     совершенствование    системы   мер   взыскания   в   отношении
осужденных,  нарушающих  установленный порядок отбывания наказания,
влекущих    изменение    условий   отбывания   наказания   и   вида
исправительного учреждения;
     повышение    эффективности    надзора   за   поведением   лиц,
содержащихся  в  исправительных  учреждениях,  на  основе внедрения
современных   технических   средств   надзора,  повышения  качества
подготовки  работников  уголовно-исполнительной системы и улучшения
условий несения службы;
     разработка   комплекса   мер   по  формированию  у  работников
уголовно-исполнительной   системы  умений  и  навыков,  позволяющих
обеспечить  эффективное  противодействие  противоправному поведению
со  стороны  осужденных,  а  также мер ответственности за нарушение
прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
     совершенствование  мер  предупреждения  и пресечения возможных
неслужебных  связей личного состава уголовно-исполнительной системы
с   осужденными,   преступных   связей  осужденных  между  собой  и
осужденных  с  лицами,  находящимися  за  пределами  исправительных
учреждений;
     создание   системы   противодействия   преступному   поведению
осужденных  на  основе применения современных инженерно-технических
средств   охраны   и   надзора,   новых  технологий  и  подходов  к
организации  безопасности объектов уголовно-исполнительной системы,
а  также  формирования  единой  технической  политики  в области их
оснащения   комплексами   инженерно-технических  средств  охраны  и
надзора.  Оснащение  всех  следственных изоляторов и исправительных
учреждений современными интегрированными системами безопасности;
     применение    сотрудниками   уголовно-исполнительной   системы
комплекса  индивидуальных  профилактических  мер  по предупреждению
правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными;
     введение   мониторинга  за  поведением  осужденных  с  помощью
технологий   электронного  контроля  (видеонаблюдение,  электронные
браслеты, беспроводные технологии и др.);
     повышение   уровня  организации  специальных  перевозок  путем
оптимизации  маршрутов  конвоирования  и улучшения взаимодействия с
государственными  органами  и  организациями,  задействованными при
выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
     использование  спутниковых систем глобального позиционирования
для   мониторинга   за   передвижением  специальных  автомобилей  и
специальных   вагонов   для   перевозки   осужденных,  оборудование
специальных  автомобилей  современными средствами видеонаблюдения и
связи;
     перевод         подразделений         охраны        учреждений
уголовно-исполнительной  системы  на  прогрессивные способы несения
службы,  позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц,
содержащихся  под  стражей,  с привлечением оптимальной численности
персонала;
     поэтапная    замена   специальных   вагонов   моделями   новой
конструкции,  обновление  технических  средств  охраны,  надзора  и
средств    связи,   установленных   на   специальных   транспортных
средствах.

         Материально-бытовые условия содержания осужденных
                  и лиц, содержащихся под стражей

     В  сфере  материально-бытовых  условий содержания осужденных и
лиц, содержащихся под стражей, предполагается:
     завершение  к  2017 году  строительства и ввода в эксплуатацию
26 следственных  изоляторов,  условия  содержания  в  которых будут
соответствовать   европейским  стандартам,  а  также  реконструкция
объектов   действующих   следственных   изоляторов.   Это  позволит
привести  условия  содержания  подозреваемых  и  обвиняемых во всех
следственных   изоляторах   в   соответствие   с  законодательством
Российской  Федерации, устранить основания для обращений российских
граждан в Европейский Суд по правам человека;
     разработка  и  утверждение  в  2012 году  новых видов вещевого
довольствия,  отвечающих  международным  стандартам  и  современным
потребительским  свойствам,  обеспечение новым вещевым довольствием
осужденных  и  лиц,  содержащихся  под  стражей,  в полном объеме к
2015 году;
     выполнение   санитарно-гигиенических   требований  к  условиям
содержания   осужденных   и   лиц,   содержащихся  под  стражей,  в
соответствии  с  установленными  нормативами,  повышение нормативов
жилой площади для осужденных;
     совершенствование   организации   питания  осужденных  и  лиц,
содержащихся   под   стражей,   в   соответствии  с  международными
стандартами;
     обеспечение  продовольственной  безопасности  и  независимости
уголовно-исполнительной  системы  от  колебаний  конъюнктуры  рынка
продуктов    питания    путем    постоянного    повышения    уровня
самообеспеченности   учреждений   уголовно-исполнительной   системы
основными  видами  продовольствия  в общем объеме финансирования на
продовольственное обеспечение;
     оптимизация  системы  закупок для нужд уголовно-исполнительной
системы   в  целях  повышения  ее  экономичности,  эффективности  и
прозрачности,  переход  на  повсеместное  использование электронных
торгов    по   закупкам   товаров,   работ   и   услуг   для   нужд
уголовно-исполнительной системы.

                     Медицинское обслуживание

     В сфере медицинского обслуживания предполагается:
     развитие  медицинской службы уголовно-исполнительной системы в
соответствии     с    основными    концептуальными    направлениями
совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
     обеспечение  гарантированного  объема  бесплатной  медицинской
помощи    на   основе   его   рационального   распределения   между
учреждениями            (подразделениями)           здравоохранения
уголовно-исполнительной   системы  и  учреждениями  государственной
(муниципальной)   системы   здравоохранения   исходя  из  принципов
повышения ее доступности и качества;
     участие    в    реализации   федеральных   целевых   программ,
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
     увеличение  финансирования  на  медицинское  обеспечение  лиц,
содержащихся  в  учреждениях  уголовно-исполнительной  системы,  до
уровня   подушевого   норматива   финансирования,  устанавливаемого
программой  государственных  гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи;
     приведение   материально-технического   оснащения  медицинских
частей,     лечебно-профилактических     учреждений,    учреждений,
обеспечивающих  государственный санитарно-эпидемиологический надзор
на  объектах  уголовно-исполнительной  системы,  в  соответствие  с
условиями  и  требованиями, установленными в сфере здравоохранения,
укрепление    и    развитие    сети    санитарно-гигиенических    и
бактериологических лабораторий;
     при  участии  ведущих  научно-исследовательских  организаций в
области  здравоохранения разработка и внедрение современных методов
профилактики,   диагностики,   лечения   и   реабилитации  наиболее
распространенных  заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной   системы,   с  целью  снижения  уровня  их
заболеваемости, инвалидности и смертности;
     формирование  системы  мер  для  повышения мотивации здорового
образа жизни, создание для этого необходимых условий;
     обеспечение  преемственности  в  проведении  медико-социальных
мероприятий  в отношении осужденных, страдающих социально значимыми
заболеваниями, освобождающихся из мест лишения свободы.

             Трудовая деятельность и профессиональная
                       подготовка осужденных

     В  сфере  трудовой  деятельности и профессиональной подготовки
осужденных предполагается:
     создание   условий   для   трудовой   занятости  осужденных  в
зависимости  от  вида исправительного учреждения, совершенствование
производственно-хозяйственной  деятельности уголовно-исполнительной
системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
     широкое  использование  в качестве одного из основных способов
ресоциализации   вовлечения  в  трудовую  деятельность  осужденных,
отбывающих наказание в колониях-поселениях;
     разработка  новых  принципов  привлечения к труду осужденных в
условиях   тюремного   содержания   и   строгой  дифференциации  их
содержания,   создание  небольших  рабочих  камер  -  мастерских  и
внедрение индивидуальных форм занятости;
     проработка  вопроса  об установлении для учреждений, в которых
отбывают   наказание  несовершеннолетние,  специального  налогового
режима   с   целью  направления  доходов  от  труда  осужденных  на
улучшение условий их содержания;
     создание    дополнительных    рабочих    мест    и    развитие
производственной   и   социальной   сферы   уголовно-исполнительной
системы;
     активное   привлечение  коммерческих  организаций  к  созданию
производственных участков в колониях-поселениях;
     расширение   производства   сельскохозяйственной  продукции  и
стимулирование  создания  колоний-поселений  с сельскохозяйственным
производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
     разработка       наиболее       перспективных      направлений
производственной  деятельности  учреждений  уголовно-исполнительной
системы      в     целях     приоритетного     обеспечения     нужд
уголовно-исполнительной   системы   собственным   производством   и
выпуска конкурентоспособной продукции;
     обновление        производственной       базы       учреждений
уголовно-исполнительной    системы    с   учетом   сформулированных
направлений и приоритетов производственной деятельности;
     оптимизация  системы оплаты труда осужденных в целях повышения
возможностей  компенсации  ущерба  потерпевшим  от  преступлений  и
государству,  обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных
с   их   трудовой   деятельностью,   осуществление   своевременного
пересмотра  расценок  по оплате их труда в зависимости от изменения
производственного  процесса,  изменение  размера части заработанных
денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
     определение  прогнозных  потребностей в рабочих специальностях
и  специалистах  по  отраслям  и  регионам  по  укрупненным группам
профессий, востребованных на рынке труда;
     совершенствование     и     развитие     системы    начального
профессионального   образования   и   профессиональной   подготовки
осужденных,   сохранение,   передислокация,   перепрофилирование  и
создание     новых     образовательных     учреждений    начального
профессионального  образования,  реализующих  все формы организации
образовательного  процесса с различным объемом обязательных занятий
осужденных;
     осуществление  профессионального  обучения  и профессиональной
подготовки  осужденных  с учетом результатов мониторинга прогнозных
потребностей  в  рабочих  кадрах учреждений уголовно-исполнительной
системы  и  региональных  рынков  труда,  в том числе по дефицитным
рабочим   специальностям,   в   целях   создания  высоких  гарантий
трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
     участие  учреждений  и органов уголовно-исполнительной системы
в  региональных  целевых  программах занятости населения и развитии
системы  социального  партнерства в сфере подготовки рабочих кадров
из числа осужденных;
     разработка   программ  профессиональной  подготовки  с  учетом
заявок   от  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации и организаций.

            Социальная, психологическая, воспитательная
              и образовательная работа с осужденными

     В   сфере   социальной,   психологической,   воспитательной  и
образовательной работы с осужденными предполагается:
     создание   справедливой   и   эффективной   системы   стимулов
осужденных  к законопослушному поведению, включая совершенствование
порядка   замены  неотбытой  части  наказания  более  мягким  видом
наказания,  обновление  механизма  условно-досрочного освобождения,
учитывающего  при  его  применении  в отношении осужденного тяжесть
совершенного   преступления,   отбытый   срок   наказания,  рецидив
преступления и возмещение ущерба потерпевшим;
     предоставление   возможности  в  зависимости  от  поведения  и
деятельного  раскаяния  изменения  условий  отбывания  наказания, а
также по решению суда - изменения вида исправительных учреждений;
     разработка  мер  дисциплинарного воздействия за незначительные
правонарушения   (запрет   на   занятия  спортом  и  на  участие  в
культурных   мероприятиях,  запрет  на  пользование  телевизором  и
прессой,  литературой  развлекательного  характера и т. п.) и новых
мер  поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и
обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах;
     усиление   воспитательной   работы   в  отношении  осужденных,
способных  к  ресоциализации,  с особым акцентом на вовлечение их в
трудовую      деятельность,      приобретение     профессии     или
переквалификацию;
     развитие  социальной,  психологической и воспитательной работы
с  осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных,
освоения  ими  основных социальных функций как необходимого условия
исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
     оптимизация   социальной,   психологической  и  воспитательной
работы  с  осужденными  на  основе  функционального  взаимодействия
сотрудников  всех  служб исправительных учреждений с привлечением к
исправительному   процессу  представителей  органов  исполнительной
власти, а также институтов гражданского общества;
     поиск   и   внедрение   новых   индивидуальных   форм  работы,
обеспечивающих  оказание  адресной  социальной,  психологической  и
педагогической    помощи   каждому   осужденному   с   учетом   его
социально-демографической,            уголовно-правовой           и
индивидуально-психологической характеристики;
     совершенствование   духовно-нравственного   и  патриотического
воспитания  осужденных,  планирование,  организация  и проведение в
исправительных      учреждениях     воспитательных     мероприятий,
направленных  на  формирование и развитие у осужденных стремления к
общественно-полезной  деятельности, соблюдению требований законов и
принятых в обществе правил поведения;
     использование   сотрудничества   со  структурами  гражданского
общества,  общественными  объединениями, деятельность которых может
быть   полезна   для   гуманитарно-воспитательного  воздействия  на
осужденных,     активизация    взаимодействия    с    традиционными
конфессиями,   в   частности,  обеспечение  осужденным  возможности
участия    в   религиозных   обрядах,   реализация   совместных   с
традиционными конфессиями гуманитарных проектов;
     расширение  форм  организации  культурного  досуга осужденных,
клубной  и  кружковой  работы,  привлечение  к этой работе деятелей
искусства,   культуры   и  спорта,  в  том  числе  имеющих  широкую
известность   и   позитивный   авторитет,  пополнение  библиотечных
фондов;
     повышение   требований   к  научному  и  методическому  уровню
психодиагностической  и  психокоррекционной  работы,  разработка  и
развитие   психотерапевтического   направления   работы  психолога,
совершенствование   научно-технического   обеспечения  деятельности
психолога,  оптимизация диагностического инструментария психолога и
объема   психодиагностической   работы,   внедрение   инновационных
технологий,   адаптация  передового  отечественного  и  зарубежного
опыта работы;
     разработка   новых   подходов  к  формированию  самодеятельных
организаций  осужденных  с  учетом  интересов  и потребностей в них
самих  осужденных,  совершенствование  правового  регулирования  их
деятельности;
     закрепление    в    законодательстве    Российской   Федерации
социальной  и психологической работы в качестве средств исправления
осужденных,   определение   основных   форм   социальной  работы  с
осужденными,  разработка  норматива  штатной численности социальных
работников,  приведение их численности в исправительных учреждениях
в  соответствие  с  требованиями  практики  и  научно обоснованными
нормативами;
     внедрение  современных  технологий социальной помощи, защиты и
поддержки   в   отношении  наиболее  социально  уязвимых  категорий
осужденных,  а  также  конкретной личности на всех этапах отбывания
наказания;
     дальнейшее   развитие   благоприятных  условий  для  получения
осужденными     общего,     начального,    среднего    и    высшего
профессионального     образования     посредством     заочного    и
дистанционного   обучения,   разработка   и  внедрение  специальных
методик   обучения,  учитывающих  уровень  умственного  развития  и
педагогической  запущенности  осужденных, а также образовательных и
коррекционных программ работы с различными категориями осужденных;
     повышение  роли  высших образовательных учреждений Федеральной
службы   исполнения  наказаний  и  межрегиональных  психологических
лабораторий    территориальных    органов   уголовно-исполнительной
системы  в  разработке и проведении научно-прикладных исследований,
внедрении   диагностических  программ  и  инновационных  технологий
психологической   работы   с   осужденными,   адаптации  передового
отечественного и зарубежного опыта работы;
     совершенствование        научно-технического       обеспечения
деятельности    психолога,    оптимизация    его   диагностического
инструментария     за     счет     внедрения     автоматизированных
диагностических    программ    и    формирования    единого   банка
экспериментальных    данных,    позволяющего    выделять    ведущие
криминогенные    качества    у   осужденных   за   различные   виды
преступлений,   оказывать   индивидуальное   и   дифференцированное
психологическое воздействие;
     разработка  для лиц, осужденных за различные виды преступлений
(преступления  экстремистской  и  террористической  направленности,
преступления  против  половой  неприкосновенности и половой свободы
личности,  корыстные  преступления  и  др.), базовых (обязательных)
программ   психологической   коррекции  личности  для  формирования
социальной  направленности  осужденных,  профилактики деструктивных
проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;
     разработка   и   развитие   психотерапевтического  направления
работы  психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной
системы  отделений  социально-психологической  реабилитации с целью
оказания  профильной  психологической  помощи  осужденным,  имеющим
алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

     5. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы,
                  и постпенитенциарная адаптация

    Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы

     Рационализация   политики   в  области  уголовного  правосудия
предполагает   увеличение   к   2020 году  общей  численности  лиц,
осужденных  к  наказаниям,  не связанным с изоляцией осужденного от
общества,   на  200 тыс. человек  за  счет  применения  ограничения
свободы  и  других  видов наказаний, увеличения количества санкций,
предусматривающих  наказания, не связанные с изоляцией от общества,
и расширения практики назначения данных наказаний судами.
     Эффективное   применение   наказаний,  альтернативных  лишению
свободы,  в  отношении  лиц,  совершивших  преступления небольшой и
средней   тяжести,   должно   обеспечивать   защиту   общества   от
преступника,  снижение  уровня  криминализации общества, разобщение
преступного  сообщества,  снижение  численности лиц, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы.
     С  целью  обеспечения  эффективного  контроля  за  исполнением
осужденным  обязанностей и ограничений предполагается использование
аудиовизуальных,  электронных  и иных технических средств надзора и
контроля,   автоматизированного   компьютерного  учета  осужденных,
внедрение  в  практику работы учреждений, исполняющих наказания, не
связанные   с   изоляцией   осужденных   от   общества,   программы
психологической коррекции личности и изменения поведения.
     Для достижения указанной цели необходимо:
     совершенствование   законодательства   в   области  исполнения
наказаний,   не  связанных  с  изоляцией  осужденных  от  общества,
расширение  их  перечня  за  счет  введения  новых видов наказаний,
дополнение   оснований   применения   существующих   альтернативных
наказаний - исправительных и обязательных работ;
     придание  работе  уголовно-исполнительных инспекций социальной
направленности  с  акцентом  на  вовлечение  осужденных  в трудовую
деятельность,    приобретение   профессии   или   переквалификацию,
активизация  сотрудничества  со  структурами гражданского общества,
способными   оказать   позитивное   гуманитарное   воздействие   на
осужденных,     оптимизация     социальной,    психологической    и
воспитательной работы с осужденными;
     привлечение   органов   местного   самоуправления,   занятости
населения,    образования    и   здравоохранения,   общественности,
реабилитационных  центров  и иных организаций к процессу социальной
адаптации и исправлению осужденных.
     В  связи  с  расширением правоприменительной практики судов по
назначению  наказаний,  альтернативных  лишению свободы, дальнейшей
гуманизацией   уголовных   наказаний,  предполагаемой  передачей  в
уголовно-исполнительную   систему   полномочий   по   осуществлению
контроля   за   условно-досрочно  освобожденными  из  мест  лишения
свободы  прогнозируется  увеличение  численности  лиц, состоящих на
учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
     В  этих  условиях  необходимо  принятие  мер  по  формированию
качественно   новых   учреждений,  способных  эффективно  исполнять
наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.
     Для  достижения  указанных  целей предусматривается реализация
следующих мер:
     разработка  законодательных  и иных нормативных правовых актов
Российской     Федерации,     предусматривающих    возложение    на
уголовно-исполнительные   инспекции   полномочий   по  контролю  за
условно-досрочно   освобожденными   лицами.  При  разработке  таких
нормативных  правовых  актов  необходимо  учесть  вопросы  оказания
социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам;
     оптимизация   структуры   уголовно-исполнительных   инспекций,
создание      таких     инспекций     в     районных,     городских
административно-территориальных  образованиях,  где они в настоящее
время      отсутствуют,      организация      "опорных     пунктов"
уголовно-исполнительных  инспекций в отдаленных населенных пунктах,
где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.
     В  целях  обеспечения  эффективного  исполнения альтернативных
наказаний,  не  связанных  с  изоляцией  осужденного от общества, и
контроля   за  лицами,  освобожденными  из  мест  лишения  свободы,
необходимы:
     закрепление        норматива        штатной        численности
уголовно-исполнительных  инспекций  и доведения его до 2,1 процента
среднегодовой   численности   осужденных,   состоящих  на  учете  в
уголовно-исполнительных инспекциях;
     обеспечение       и       внедрение       в       деятельность
уголовно-исполнительных  инспекций телекоммуникационных технологий,
электронного  документооборота  и  ведения  электронных  личных дел
осужденных,  создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не
связанным с изоляцией осужденных от общества;
     обеспечение          уголовно-исполнительных         инспекций
аудиовизуальными,  электронными  и  иными  техническими  средствами
надзора  и  контроля  в  целях эффективного контроля за осужденными
без изоляции от общества;
     придание        социальной        направленности        работе
уголовно-исполнительных         инспекций,        предусматривающей
ресоциализацию,  формирование  правопослушного поведения осужденных
без изоляции от общества;
     улучшение         материально-технического         обеспечения
уголовно-исполнительных   инспекций,   а   также   обеспечение   их
собственными помещениями.

       Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных,
               предотвращение рецидива преступлений

     Обеспечение     постпенитенциарной    адаптации    осужденных,
предотвращение   рецидива   преступлений   предполагает  разработку
системы  следующих  мер по подготовке осужденного к освобождению из
мест лишения свободы:
     предоставление  для  лиц,  заканчивающих  отбывание длительных
сроков   лишения   свободы,  возможности  прохождения  специального
тренинга,  включающего широкую информацию об изменениях в обществе,
новых   формах   социальной   жизни,   а  для  некоторых  категорий
осужденных -      предоставление     возможности     перевода     в
колонию-поселение  с  разрешением  кратковременных  выездов к месту
предполагаемого жительства;
     создание   условий   для   подготовки  освобождающихся  лиц  к
дальнейшей  постпенитенциарной  адаптации  через  службу  пробации,
создание   которой   предусматривается   Концепцией   долгосрочного
социально-экономического  развития  Российской  Федерации на период
до  2020 года,  утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

    6. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи
   осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование
   сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание
 условий для осуществления общественного контроля за деятельностью
                  уголовно-исполнительной системы

     В   рамках   совершенствования  сотрудничества  с  институтами
гражданского  общества  и  осуществления  контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной системы предполагается:
     обеспечение         прозрачности         в        деятельности
уголовно-исполнительной  системы  на  основе  широкого  привлечения
институтов  гражданского  общества  к процессу исполнения уголовных
наказаний,  осуществления  общественного  контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной   системы  с  участием  Уполномоченного  по
правам  человека  в Российской Федерации и уполномоченных по правам
человека  в  субъектах  Российской  Федерации,  Уполномоченного при
Президенте  Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных
по  правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества
с   неправительственными   организациями,  со  средствами  массовой
информации,  изучения  общественного  мнения  о работе учреждений и
органов   уголовно-исполнительной   системы,  а  также  разъяснение
имеющих   публичное   значение   аспектов   уголовно-исполнительной
политики,  прав  и  обязанностей  осужденных,  их  родственников  и
близких,  публичная  реакция  на  получившие  общественный резонанс
запросы   и   жалобы  в  адрес  учреждений  уголовно-исполнительной
системы;
     принятие   мер   по   содействию  общественным  наблюдательным
комиссиям,  в  том  числе  рассмотрение  возможности  их  участия в
обеспечении      деятельности     институтов     условно-досрочного
освобождения,  подготовке  решений  об  изменении условий отбывания
наказания   и   вида  исправительного  учреждения  в  качестве  мер
поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
     взаимодействие  с  представителями средств массовой информации
в  вопросах  освещения  мер, направленных на обеспечение надлежащих
условий   содержания   подозреваемых,   обвиняемых   и  осужденных,
повышения  престижности  службы  в уголовно-исполнительной системе,
противодействия    дискредитации    ее   деятельности.   Содействие
формированию  в  обществе  позитивного  и уважительного отношения к
труду   работников   уголовно-исполнительной  системы,  их  роли  в
обеспечении общественной безопасности;
     расширение   практики   размещения  актуальной  информации  на
официальных    интернет-сайтах    Федеральной   службы   исполнения
наказаний   и   ее   территориальных   органов,   а  также  крупных
информационных агентств;
     повышение  роли  общественных  советов  при Федеральной службе
исполнения    наказаний    и   ее   территориальных   органах   как
координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
     активное  включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и   искусства,  известных  спортсменов,  представителей  молодежных
движений   и   организаций,   зарегистрированных   в  установленном
порядке;
     содействие  реализации  общественно-гуманитарных  проектов,  в
рамках  которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному
поведению  осужденных  и  их  ресоциализации,  в частности, за счет
участия    общественности    в   устройстве   судьбы   осужденного,
освобождающегося из мест лишения свободы;
     привлечение  общественных  организаций  к  работе по повышению
уровня   правосознания   и   правовой   грамотности   осужденных  и
работников уголовно-исполнительной системы;
     использование     потенциала     религиозных    конфессий    в
духовно-нравственном   просвещении   и   воспитании   осужденных  и
работников  уголовно-исполнительной системы, а также для социальной
адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
     развитие   благотворительности,   попечительства,  создание  в
каждом  территориальном  органе  уголовно-исполнительной системы, а
также при исправительных учреждениях попечительских советов.

      7. Кадровое обеспечение и социальный статус работников
                  уголовно-исполнительной системы

     В       рамках      кадрового      обеспечения      работников
уголовно-исполнительной системы предполагается:
     определение    нормативов   штатной   численности   работников
исправительных  учреждений  и  следственных  изоляторов  на  основе
принятых    норм    законодательства    Российской    Федерации   и
международной   практики,   установление  оптимальной  нагрузки  на
работников    уголовно-исполнительной    системы,    работающих   в
непосредственном  контакте  с  осужденными  и лицами, содержащимися
под стражей;
     выработка   требований   к   служебному  поведению  работников
уголовно-исполнительной     системы,     создание     правовых    и
организационных условий для их соблюдения;
     разработка  и  принятие мер (стандартов), основанных на единой
системе  обязанностей,  запретов  и  ограничений,  направленных  на
предупреждение коррупции;
     проведение   комплекса  мероприятий  по  дальнейшему  развитию
структуры       профессионального       образования      работников
уголовно-исполнительной системы;
     подготовка   высококвалифицированных   специалистов   за  счет
перехода   образовательных   учреждений  высшего  профессионального
образования  Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат
как основной уровень профессионального образования;
     повышение   качества   образовательных   программ   в  области
юриспруденции,  экономики,  государственного  управления,  усиление
антикоррупционной   направленности   в  образовательных  программах
дополнительного     профессионального     образования    работников
уголовно-исполнительной системы;
     реализация  политики сокращения штатной численности работников
уголовно-исполнительной  системы  за  счет  использования  в работе
инновационных технологий;
     обеспечение  высокого  социального  статуса  и  престижа труда
работника    уголовно-исполнительной    системы,    законодательное
определение  системы  социальных  гарантий,  в  том числе выделения
жилья   работникам  уголовно-исполнительной  системы  и  членам  их
семей,  развитие  сети региональных медико-реабилитационных центров
для   профилактики   профессиональной  деформации,  психологической
перегрузки    и    организации    семейного    отдыха    работников
уголовно-исполнительной системы;
     широкое   применение   практики   материального  и  морального
стимулирования    работников    уголовно-исполнительной    системы,
дальнейшее развитие системы мер поощрения;
     повышение   качества   службы   и   условий  труда  работников
уголовно-исполнительной  системы,  соответствующих характеру работы
и   уровню   условий  труда  работников  пенитенциарных  учреждений
развитых европейских государств;
     разработка   и   реализация  комплекса  мер,  направленных  на
обеспечение   безопасности   службы   и   создание   рабочих  мест,
оснащенных   современными   техническими   и  телекоммуникационными
средствами  управления  процессами  охраны,  режима  и  надзора  за
осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
     обеспечение    сбалансированности   процессов   сохранения   и
обновления   количественного   и   качественного   состава  кадров,
повышения их профессиональной компетенции;
     разработка    и    осуществление    мер,    направленных    на
предупреждение      и      пресечение     коррупции     работниками
уголовно-исполнительной системы;
     ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы;
     разработка  и  осуществление  комплекса  мер,  направленных на
внедрение      конкурсной      системы     замещения     должностей
правоохранительной    службы,    включая    проведение   конкурсных
испытаний;
     подготовка   и   переподготовка  кадров  с  учетом  дальнейшей
дифференциации  видов  наказаний,  повышения  роли видов наказаний,
альтернативных   лишению   свободы,   пенитенциарной  психологии  и
пенитенциарной медицины;
     подготовка    работников    уголовно-исполнительной   системы,
владеющих  новейшими  психологическими и педагогическими методиками
и  технологиями  воздействия  на  поведение  граждан  в условиях их
изоляции  от  общества,  в  том  числе  и  навыками работы с новыми
телекоммуникационными системами;
     совершенствование  специальной  и  психофизической  подготовки
работников  уголовно-исполнительной  системы  за счет максимального
приближения   содержания  программ  обучения  к  реальным  условиям
оперативно-служебной    деятельности,    улучшения    методического
обеспечения  и условий проведения занятий, развитие и популяризация
видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;
     реализация  в  рамках  ведомственного  плана  комплекса мер по
искоренению    коррупции    и    должностных    злоупотреблений   в
уголовно-исполнительной  системе, определение в качестве приоритета
в    работе    по    предупреждению    нарушений    противодействия
злоупотреблениям  в  сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной
системы,  незаконному  содействию условно-досрочному освобождению и
коррупционному  содействию  незаконному  доступу  в  места  лишения
свободы   предметов   как   разрешенных,   так   и   запрещенных  к
использованию.

    8. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными
    системами иностранных государств, международными органами и
                неправительственными организациями

     Расширение  контактов  с пенитенциарными системами иностранных
государств,   международными   неправительственными  организациями,
научно-исследовательскими,  образовательными  и  научными  центрами
Организации  Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза,
государств  - участников Содружества Независимых Государств и стран
дальнего зарубежья предполагает:
     развитие    международного    сотрудничества,    изучение    и
распространение  зарубежного  опыта  в сфере исполнения наказаний и
содержания  под  стражей,  совместную  подготовку  специалистов для
уголовно-исполнительной  системы,  проведение  научных исследований
на основе реализации международных проектов;
     участие   в   работе   международных  научных  и  практических
конференций,  других  форумов по проблемам пенитенциарной практики,
внедрение    в    деятельность    уголовно-исполнительной   системы
международных   стандартов   обращения   с  осужденными  и  лицами,
содержащимися под стражей;
     прохождение    совместных   стажировок,   обучение   персонала
уголовно-исполнительной   системы   формам   и   методам  работы  с
осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

           IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Концепция  призвана  на  период до 2020 года обеспечить основу
дальнейшего  развития  уголовно-исполнительной системы, приближения
ее   деятельности   к   международным   стандартам  и  потребностям
общественного развития.
     Реализация  Концепции  приведет в 2020 году к расширению сферы
применения  уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы,
созданию    условий,   исключающих   распространение   в   обществе
криминальной   субкультуры,   созданию  системы  регламентированных
стимулов  правопослушного  поведения осужденных, разработке системы
новых  исправительных  технологий  работы с осужденными, основанных
на  достижениях  в  области  психологии  и  медицины,  педагогики и
права,   повышению   уровня  материального  обеспечения  работников
уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.
     Ожидаемым  результатом реализации Концепции является повышение
эффективности    деятельности    уголовно-исполнительной   системы,
направленной   на   достижение   целей   наказания   и  минимизацию
негативных    социальных   последствий,   связанных   с   изоляцией
осужденных от общества.

                   V. Этапы реализации Концепции

     На   первом    этапе   реализации  Концепции  (2010-2012 годы)
предусматривается:
     утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;
     разработка   нормативных   правовых   актов,  направленных  на
реализацию положений Концепции;
     разработка  и  корректировка  федеральных  целевых программ по
основным направлениям реализации Концепции;
     выработка    новых    механизмов    содействия    деятельности
общественных  наблюдательных  комиссий, разработка новых подходов к
применению института условно-досрочного освобождения;
     формирование   организационной  структуры  медицинской  службы
уголовно-исполнительной    системы,    обеспечивающей   эффективную
реализацию   мероприятий,  направленных  на  достижение  единого  и
соответствующего  государственным  нормативам  уровня  медицинского
обслуживания  как  сотрудников,  так  и  осужденных,  а  также лиц,
содержащихся  под  стражей,  проработка  вопроса  о  предоставлении
медицинской  помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в
полном   объеме   учреждениями   здравоохранения,  не  входящими  в
уголовно-исполнительную систему.
     На   втором  этапе  реализации   Концепции   (2013-2016  годы)
предусматривается:
     перепрофилирование  большей  части исправительных учреждений в
тюрьмы   общего,   усиленного  и  особого  режима,  создание  новых
колоний-поселений;
     анализ  проведенной работы и (при необходимости) корректировка
мероприятий, предусмотренных Концепцией.
     На   третьем  этапе  реализации   Концепции   (2016-2020 годы)
будут  завершены  плановые  и  программные  мероприятия по основным
направлениям    деятельности    уголовно-исполнительной    системы,
предусмотренные  Концепцией.  Намечается  разработка  документа  по
планированию    развития    уголовно-исполнительной    системы   на
последующие годы.

                    VI. Финансовое обеспечение

     Финансирование    мероприятий,   предусмотренных   Концепцией,
предполагается  осуществлять за счет средств федерального бюджета в
пределах  бюджетных  ассигнований,  предусмотренных  в  федеральном
бюджете  на очередной финансовый год и плановый период на указанные
цели.
     Совершенствование     медицинского    обеспечения    персонала
уголовно-исполнительной   системы   и   осужденных,   в  том  числе
приведение   оснащения  медицинских  частей  и  больниц  учреждений
уголовно-исполнительной   системы  в  соответствие  с  действующими
стандартами,    внедрение    современных    методов   профилактики,
диагностики  и лечения, предполагается осуществлять на первом этапе
реализации  Концепции  за  счет  экономии, достигнутой в результате
совершенствования  организационной  структуры  медицинской  службы,
рационализации     системы     распределения     и    использования
материально-технических  и  кадровых  ресурсов в пределах бюджетных
ассигнований,   ежегодно  выделяемых  из  федерального  бюджета  на
содержание уголовно-исполнительной системы.

                          ______________

2010-10-14
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест