ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 14 октября 2010 г. N 1772-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с
реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением,
осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
на указанные цели.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития
уголовно-исполнительной системы учитывать положения Концепции,
утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2010 г.
N 1772-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
до 2020 года
I. Общая характеристика и современное состояние
уголовно-исполнительной системы
По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от
общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:
в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях,
функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, -
131,4 тыс. человек;
в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;
в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;
в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних -
5,9 тыс. человек.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось
69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний,
предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома
ребенка, в которых проживало 846 детей.
В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете
534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний,
не связанных с изоляцией их от общества.
Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей,
обеспечивают специальные подразделения по конвоированию
(32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более
2 млн. человек.
Медицинское обслуживание осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом
учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных
исправительных учреждений для больных туберкулезом и
9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.
Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован
производственный комплекс, в который входят 313 федеральных
государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой
адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и
40 учебно-производственных трудовых мастерских.
Общеобразовательное обучение осужденных организовано в
315 вечерних общеобразовательных школах и
521 учебно-консультационном пункте, 339 профессиональных училищах.
В целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных
действуют 510 культовых сооружений и 734 молитвенные комнаты.
Руководство учреждениями, исполняющими наказания,
осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной
системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере
исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, -
Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении
Министерства юстиции Российской Федерации.
Штатная численность работников уголовно-исполнительной
системы составляет 350,7 тыс. человек, в том числе имеющих
специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы -
259,7 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного состава
уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 учреждений
здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной
реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и
3 санатория.
Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного
состава, а также научно-исследовательское обеспечение
уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений высшего
профессионального образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и
пункта, институт повышения квалификации и 2
научно-исследовательских института с 3 филиалами.
Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов
бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание
уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных
позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы,
улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское
обеспечение.
Совершенствуется нормативная правовая база деятельности
уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и
избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены
новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних
5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность
осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс.
человек, или на 18,6 процента.
Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается
стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно
превышает количество мест в следственных изоляторах. По
объективным причинам темпы строительства и реконструкции
исправительных учреждений и следственных изоляторов не
соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц,
содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений
установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.
Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий
содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,
нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и
лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников
уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо
тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году
80 процентов общей численности осужденных к лишению свободы. Более
четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения
свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более,
что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших
граждан.
Более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения
уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и
трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных
нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
На 1 января 2010 г. более 90 процентов (около 800 тыс.)
осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло
на диспансерном учете по поводу различных заболеваний,
433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том
числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. -
активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. -
вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. -
алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.
В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников
уголовно-исполнительной системы, участились связанные со служебной
деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
Проблема противодействия криминальным структурам требует
решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией
надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по
нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу
нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть
угроз со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов"
и угроз "внутри учреждения", исходящих от лидеров группировок
осужденных отрицательной направленности.
Служба в уголовно-исполнительной системе не считается
престижной среди населения страны. Заработная плата в
уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно
развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего
дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного
довольствия объему, сложности и характеру работы является основным
мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и
снижения требовательности к персоналу.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в
последние годы, уголовно-исполнительная система во многом
сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на
другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики,
интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле,
международные стандарты обращения с заключенными и развитие
гражданского общества.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской
Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
II. Общие положения, цель и задачи Концепции
Концепция предусматривает основные направления, формы и
методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной
системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами
гражданского общества, обеспечивающую функционирование
уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются:
повышение эффективности работы учреждений и органов,
исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения
с осужденными и потребностей общественного развития;
сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами,
отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения
эффективности социальной и психологической работы в местах лишения
свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и
лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение
гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
совершенствование уголовно-исполнительной политики
(организации исполнения наказаний), направленной на социализацию
осужденных;
изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание
новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде
лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания
осужденных;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом
тяжести совершенного преступления и криминологической
характеристики осужденного;
изменение идеологии применения основных средств исправления
осужденных в местах лишения свободы с усилением
психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к
жизни в обществе;
разработка форм проведения воспитательной работы, организации
образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых
условиях отбывания наказания;
модернизация и оптимизация системы охраны исправительных
учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы
следственных изоляторов, исправительных учреждений,
уголовно-исполнительных инспекций;
повышение эффективности управления уголовно-исполнительной
системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем
формирования современной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры;
расширение сферы применения наказаний и иных мер, не
связанных с лишением свободы;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников
уголовно-исполнительной системы;
внедрение современных технологий и технических средств в
практику исполнения наказаний;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в
деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности
институтам гражданского общества, создание условий для участия
общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной
системой задач;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными
системами иностранных государств, международными органами и
неправительственными организациями.
III. Основные направления развития уголовно-исполнительной
системы
1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики
В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики
планируются следующие мероприятия:
совершенствование уголовно-исполнительного законодательства
Российской Федерации, направленного на изменение структуры
уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений,
осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
поиск и использование новых форм и методов исправительного
воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной
работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном
законодательстве Российской Федерации форм социальной,
психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного
средства исправления осужденных;
дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к
правопослушному поведению и активной ресоциализации;
дифференциация содержания осужденных в зависимости от
характера и степени общественной опасности совершенных ими
преступлений, поведения во время отбывания наказания,
криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к
лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения
свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с
одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);
закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве
Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с
использованием электронного мониторинга спутниковой навигации
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
подготовка предложений о внесении изменений в
законодательство Российской Федерации, предусматривающих
применение электронных средств контроля по месту жительства
подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве
альтернативы содержанию под стражей;
оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории
страны, в том числе для сохранения социально полезных связей
осужденных, доступности места отбывания наказания для
родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов
организованного преступного сообщества, а также обеспечения
безопасности самого осужденного.
2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания
в виде лишения свободы, и совершенствование их
организационно-структурного построения
Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в
виде лишения свободы, предполагает:
изменение видов исправительных учреждений для содержания
осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их
коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в
состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между
требованиями администрации и основной массы осужденных;
создание правовых и организационных условий для замены
существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида
учреждений - тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и
колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при
сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных
задач, - лечебно-исправительных и лечебно-профилактических.
Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в
воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в
несовершеннолетнем возрасте;
разработку основанных на стандартах Европейских
пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и
колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и
персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости
реализации целей исправления осужденных;
разработку технической документации, финансово-экономического
обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих
требованиям европейских стандартов;
раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных
к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности
совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в
местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с
одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие
преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы
поведения криминальной среды, с другой стороны.
3. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной
системой, использование инновационных разработок и научного
потенциала
Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной
системой, использование инновационных разработок и научного
потенциала предполагают:
совершенствование ведомственного контроля, создание и
использование комплексной системы непрерывного мониторинга и
оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы;
регулярное проведение мониторинга состава осужденных и
персонала в целях получения объективных данных для принятия
решений о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной
системы;
интеграцию автоматизированных систем уголовно-исполнительной
системы с автоматизированными системами судебных и
правоохранительных органов;
внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение
всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
автоматизированными рабочими местами, формирование и ведение
регистра унифицированной системы электронных документов, перевод в
цифровой формат 100 процентов документов информационных фондов и
архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к
2020 году;
совершенствование инфраструктуры
информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения
функционирования и развития системы передачи и обработки данных,
систем информационной безопасности и защиты информации;
создание резервного центра управления сетевыми ресурсами,
позволяющего повысить надежность работы
информационно-телекоммуникационной сети, хранения и защиты
информации;
обеспечение пользователям информационными ресурсами
уголовно-исполнительной системы возможности доступа к сети связи
общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов
исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и
соглашений;
интегрирование средств связи и передачи данных в
телекоммуникационную инфраструктуру органов исполнительной власти,
судебных и правоохранительных органов с учетом проблем
труднодоступных районов России;
предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей,
технической возможности использования широкого спектра
телекоммуникационных услуг, в том числе средств
видео-конференц-связи, электронной почты и др.;
дальнейшее развитие сети специальной связи в целях
обеспечения информационной безопасности уголовно-исполнительной
системы, участие в создании и развитии межведомственных сетей
передачи шифрованной информации органов государственной власти,
организация на их основе межведомственного электронного
документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
активное использование научного потенциала ведомственных
образовательных учреждений высшего и дополнительного
профессионального образования, обеспечение приоритетности
диссертационных исследований, направленных на научный анализ
актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю
качества образования;
проведение научных исследований, соответствующих современному
уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на
базе лабораторий, научных центров и других подразделений,
сформированных по предусмотренным Концепцией направлениям развития
уголовно-исполнительной системы.
4. Обеспечение международных стандартов обращения с осужденными
в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей
Обеспечение режима и безопасности
Размещение осужденных в многоместных общежитиях делает
невозможным пресечение нежелательных контактов между ними.
Установленные в настоящее время законом принципы раздельного
содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему.
В то же время преодоление угрозы сплочения криминально
ориентированных осужденных и лиц, содержащихся под стражей,
действий, дезорганизующих деятельность учреждений, не
обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной
категории лиц.
С учетом этого предлагается:
дифференциация условий содержания осужденных и лиц,
содержащихся под стражей, с целью обеспечения выполнения ими
установленных правил режима содержания, создание системы изучения
факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью
выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также
усиления ответственности злостных нарушителей установленного
порядка отбывания наказания;
создание справедливой и контролируемой системы мотиваций
осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение
условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения,
условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части
наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка
участия администрации исправительных учреждений в реализации
механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой
части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и
личностных характеристик осужденных;
совершенствование системы мер взыскания в отношении
осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания,
влекущих изменение условий отбывания наказания и вида
исправительного учреждения;
повышение эффективности надзора за поведением лиц,
содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения
современных технических средств надзора, повышения качества
подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения
условий несения службы;
разработка комплекса мер по формированию у работников
уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих
обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению
со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение
прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных
неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы
с осужденными, преступных связей осужденных между собой и
осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных
учреждений;
создание системы противодействия преступному поведению
осужденных на основе применения современных инженерно-технических
средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к
организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы,
а также формирования единой технической политики в области их
оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и
надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных
учреждений современными интегрированными системами безопасности;
применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы
комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению
правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными;
введение мониторинга за поведением осужденных с помощью
технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные
браслеты, беспроводные технологии и др.);
повышение уровня организации специальных перевозок путем
оптимизации маршрутов конвоирования и улучшения взаимодействия с
государственными органами и организациями, задействованными при
выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
использование спутниковых систем глобального позиционирования
для мониторинга за передвижением специальных автомобилей и
специальных вагонов для перевозки осужденных, оборудование
специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и
связи;
перевод подразделений охраны учреждений
уголовно-исполнительной системы на прогрессивные способы несения
службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц,
содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности
персонала;
поэтапная замена специальных вагонов моделями новой
конструкции, обновление технических средств охраны, надзора и
средств связи, установленных на специальных транспортных
средствах.
Материально-бытовые условия содержания осужденных
и лиц, содержащихся под стражей
В сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и
лиц, содержащихся под стражей, предполагается:
завершение к 2017 году строительства и ввода в эксплуатацию
26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут
соответствовать европейским стандартам, а также реконструкция
объектов действующих следственных изоляторов. Это позволит
привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех
следственных изоляторах в соответствие с законодательством
Российской Федерации, устранить основания для обращений российских
граждан в Европейский Суд по правам человека;
разработка и утверждение в 2012 году новых видов вещевого
довольствия, отвечающих международным стандартам и современным
потребительским свойствам, обеспечение новым вещевым довольствием
осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в полном объеме к
2015 году;
выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям
содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в
соответствии с установленными нормативами, повышение нормативов
жилой площади для осужденных;
совершенствование организации питания осужденных и лиц,
содержащихся под стражей, в соответствии с международными
стандартами;
обеспечение продовольственной безопасности и независимости
уголовно-исполнительной системы от колебаний конъюнктуры рынка
продуктов питания путем постоянного повышения уровня
самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы
основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на
продовольственное обеспечение;
оптимизация системы закупок для нужд уголовно-исполнительной
системы в целях повышения ее экономичности, эффективности и
прозрачности, переход на повсеместное использование электронных
торгов по закупкам товаров, работ и услуг для нужд
уголовно-исполнительной системы.
Медицинское обслуживание
В сфере медицинского обслуживания предполагается:
развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в
соответствии с основными концептуальными направлениями
совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской
помощи на основе его рационального распределения между
учреждениями (подразделениями) здравоохранения
уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной
(муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов
повышения ее доступности и качества;
участие в реализации федеральных целевых программ,
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц,
содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до
уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого
программой государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи;
приведение материально-технического оснащения медицинских
частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений,
обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с
условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения,
укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и
бактериологических лабораторий;
при участии ведущих научно-исследовательских организаций в
области здравоохранения разработка и внедрение современных методов
профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее
распространенных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, с целью снижения уровня их
заболеваемости, инвалидности и смертности;
формирование системы мер для повышения мотивации здорового
образа жизни, создание для этого необходимых условий;
обеспечение преемственности в проведении медико-социальных
мероприятий в отношении осужденных, страдающих социально значимыми
заболеваниями, освобождающихся из мест лишения свободы.
Трудовая деятельность и профессиональная
подготовка осужденных
В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки
осужденных предполагается:
создание условий для трудовой занятости осужденных в
зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование
производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной
системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
широкое использование в качестве одного из основных способов
ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных,
отбывающих наказание в колониях-поселениях;
разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в
условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их
содержания, создание небольших рабочих камер - мастерских и
внедрение индивидуальных форм занятости;
проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых
отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового
режима с целью направления доходов от труда осужденных на
улучшение условий их содержания;
создание дополнительных рабочих мест и развитие
производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной
системы;
активное привлечение коммерческих организаций к созданию
производственных участков в колониях-поселениях;
расширение производства сельскохозяйственной продукции и
стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным
производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
разработка наиболее перспективных направлений
производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной
системы в целях приоритетного обеспечения нужд
уголовно-исполнительной системы собственным производством и
выпуска конкурентоспособной продукции;
обновление производственной базы учреждений
уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных
направлений и приоритетов производственной деятельности;
оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения
возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и
государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных
с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного
пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения
производственного процесса, изменение размера части заработанных
денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях
и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам
профессий, востребованных на рынке труда;
совершенствование и развитие системы начального
профессионального образования и профессиональной подготовки
осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и
создание новых образовательных учреждений начального
профессионального образования, реализующих все формы организации
образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий
осужденных;
осуществление профессионального обучения и профессиональной
подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных
потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной
системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным
рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий
трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
в региональных целевых программах занятости населения и развитии
системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров
из числа осужденных;
разработка программ профессиональной подготовки с учетом
заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и организаций.
Социальная, психологическая, воспитательная
и образовательная работа с осужденными
В сфере социальной, психологической, воспитательной и
образовательной работы с осужденными предполагается:
создание справедливой и эффективной системы стимулов
осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование
порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом
наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения,
учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть
совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив
преступления и возмещение ущерба потерпевшим;
предоставление возможности в зависимости от поведения и
деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а
также по решению суда - изменения вида исправительных учреждений;
разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные
правонарушения (запрет на занятия спортом и на участие в
культурных мероприятиях, запрет на пользование телевизором и
прессой, литературой развлекательного характера и т. п.) и новых
мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и
обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах;
усиление воспитательной работы в отношении осужденных,
способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в
трудовую деятельность, приобретение профессии или
переквалификацию;
развитие социальной, психологической и воспитательной работы
с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных,
освоения ими основных социальных функций как необходимого условия
исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
оптимизация социальной, психологической и воспитательной
работы с осужденными на основе функционального взаимодействия
сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к
исправительному процессу представителей органов исполнительной
власти, а также институтов гражданского общества;
поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы,
обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и
педагогической помощи каждому осужденному с учетом его
социально-демографической, уголовно-правовой и
индивидуально-психологической характеристики;
совершенствование духовно-нравственного и патриотического
воспитания осужденных, планирование, организация и проведение в
исправительных учреждениях воспитательных мероприятий,
направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к
общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и
принятых в обществе правил поведения;
использование сотрудничества со структурами гражданского
общества, общественными объединениями, деятельность которых может
быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на
осужденных, активизация взаимодействия с традиционными
конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности
участия в религиозных обрядах, реализация совместных с
традиционными конфессиями гуманитарных проектов;
расширение форм организации культурного досуга осужденных,
клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей
искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую
известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных
фондов;
повышение требований к научному и методическому уровню
психодиагностической и психокоррекционной работы, разработка и
развитие психотерапевтического направления работы психолога,
совершенствование научно-технического обеспечения деятельности
психолога, оптимизация диагностического инструментария психолога и
объема психодиагностической работы, внедрение инновационных
технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного
опыта работы;
разработка новых подходов к формированию самодеятельных
организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них
самих осужденных, совершенствование правового регулирования их
деятельности;
закрепление в законодательстве Российской Федерации
социальной и психологической работы в качестве средств исправления
осужденных, определение основных форм социальной работы с
осужденными, разработка норматива штатной численности социальных
работников, приведение их численности в исправительных учреждениях
в соответствие с требованиями практики и научно обоснованными
нормативами;
внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и
поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий
осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания
наказания;
дальнейшее развитие благоприятных условий для получения
осужденными общего, начального, среднего и высшего
профессионального образования посредством заочного и
дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных
методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и
педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и
коррекционных программ работы с различными категориями осужденных;
повышение роли высших образовательных учреждений Федеральной
службы исполнения наказаний и межрегиональных психологических
лабораторий территориальных органов уголовно-исполнительной
системы в разработке и проведении научно-прикладных исследований,
внедрении диагностических программ и инновационных технологий
психологической работы с осужденными, адаптации передового
отечественного и зарубежного опыта работы;
совершенствование научно-технического обеспечения
деятельности психолога, оптимизация его диагностического
инструментария за счет внедрения автоматизированных
диагностических программ и формирования единого банка
экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие
криминогенные качества у осужденных за различные виды
преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное
психологическое воздействие;
разработка для лиц, осужденных за различные виды преступлений
(преступления экстремистской и террористической направленности,
преступления против половой неприкосновенности и половой свободы
личности, корыстные преступления и др.), базовых (обязательных)
программ психологической коррекции личности для формирования
социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных
проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;
разработка и развитие психотерапевтического направления
работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной
системы отделений социально-психологической реабилитации с целью
оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим
алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.
5. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы,
и постпенитенциарная адаптация
Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы
Рационализация политики в области уголовного правосудия
предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц,
осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от
общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения
свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций,
предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества,
и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению
свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и
средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от
преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение
преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы.
С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением
осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование
аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и
контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных,
внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не
связанные с изоляцией осужденных от общества, программы
психологической коррекции личности и изменения поведения.
Для достижения указанной цели необходимо:
совершенствование законодательства в области исполнения
наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества,
расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний,
дополнение оснований применения существующих альтернативных
наказаний - исправительных и обязательных работ;
придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной
направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую
деятельность, приобретение профессии или переквалификацию,
активизация сотрудничества со структурами гражданского общества,
способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на
осужденных, оптимизация социальной, психологической и
воспитательной работы с осужденными;
привлечение органов местного самоуправления, занятости
населения, образования и здравоохранения, общественности,
реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной
адаптации и исправлению осужденных.
В связи с расширением правоприменительной практики судов по
назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей
гуманизацией уголовных наказаний, предполагаемой передачей в
уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению
контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения
свободы прогнозируется увеличение численности лиц, состоящих на
учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В этих условиях необходимо принятие мер по формированию
качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять
наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.
Для достижения указанных целей предусматривается реализация
следующих мер:
разработка законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, предусматривающих возложение на
уголовно-исполнительные инспекции полномочий по контролю за
условно-досрочно освобожденными лицами. При разработке таких
нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания
социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам;
оптимизация структуры уголовно-исполнительных инспекций,
создание таких инспекций в районных, городских
административно-территориальных образованиях, где они в настоящее
время отсутствуют, организация "опорных пунктов"
уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах,
где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.
В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных
наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и
контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы,
необходимы:
закрепление норматива штатной численности
уголовно-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 процента
среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в
уголовно-исполнительных инспекциях;
обеспечение и внедрение в деятельность
уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий,
электронного документооборота и ведения электронных личных дел
осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не
связанным с изоляцией осужденных от общества;
обеспечение уголовно-исполнительных инспекций
аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами
надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными
без изоляции от общества;
придание социальной направленности работе
уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей
ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных
без изоляции от общества;
улучшение материально-технического обеспечения
уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечение их
собственными помещениями.
Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных,
предотвращение рецидива преступлений
Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных,
предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку
системы следующих мер по подготовке осужденного к освобождению из
мест лишения свободы:
предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных
сроков лишения свободы, возможности прохождения специального
тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе,
новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий
осужденных - предоставление возможности перевода в
колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту
предполагаемого жительства;
создание условий для подготовки освобождающихся лиц к
дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации,
создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
6. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи
осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование
сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание
условий для осуществления общественного контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной системы
В рамках совершенствования сотрудничества с институтами
гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной системы предполагается:
обеспечение прозрачности в деятельности
уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения
институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных
наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам
человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при
Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных
по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества
с неправительственными организациями, со средствами массовой
информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение
имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной
политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и
близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс
запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной
системы;
принятие мер по содействию общественным наблюдательным
комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в
обеспечении деятельности институтов условно-досрочного
освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания
наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер
поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
взаимодействие с представителями средств массовой информации
в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих
условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных,
повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе,
противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие
формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к
труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в
обеспечении общественной безопасности;
расширение практики размещения актуальной информации на
официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения
наказаний и ее территориальных органов, а также крупных
информационных агентств;
повышение роли общественных советов при Федеральной службе
исполнения наказаний и ее территориальных органах как
координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных
движений и организаций, зарегистрированных в установленном
порядке;
содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в
рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному
поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет
участия общественности в устройстве судьбы осужденного,
освобождающегося из мест лишения свободы;
привлечение общественных организаций к работе по повышению
уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и
работников уголовно-исполнительной системы;
использование потенциала религиозных конфессий в
духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и
работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной
адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
развитие благотворительности, попечительства, создание в
каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а
также при исправительных учреждениях попечительских советов.
7. Кадровое обеспечение и социальный статус работников
уголовно-исполнительной системы
В рамках кадрового обеспечения работников
уголовно-исполнительной системы предполагается:
определение нормативов штатной численности работников
исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе
принятых норм законодательства Российской Федерации и
международной практики, установление оптимальной нагрузки на
работников уголовно-исполнительной системы, работающих в
непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися
под стражей;
выработка требований к служебному поведению работников
уголовно-исполнительной системы, создание правовых и
организационных условий для их соблюдения;
разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой
системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на
предупреждение коррупции;
проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию
структуры профессионального образования работников
уголовно-исполнительной системы;
подготовка высококвалифицированных специалистов за счет
перехода образовательных учреждений высшего профессионального
образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат
как основной уровень профессионального образования;
повышение качества образовательных программ в области
юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление
антикоррупционной направленности в образовательных программах
дополнительного профессионального образования работников
уголовно-исполнительной системы;
реализация политики сокращения штатной численности работников
уголовно-исполнительной системы за счет использования в работе
инновационных технологий;
обеспечение высокого социального статуса и престижа труда
работника уголовно-исполнительной системы, законодательное
определение системы социальных гарантий, в том числе выделения
жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их
семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров
для профилактики профессиональной деформации, психологической
перегрузки и организации семейного отдыха работников
уголовно-исполнительной системы;
широкое применение практики материального и морального
стимулирования работников уголовно-исполнительной системы,
дальнейшее развитие системы мер поощрения;
повышение качества службы и условий труда работников
уголовно-исполнительной системы, соответствующих характеру работы
и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений
развитых европейских государств;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на
обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест,
оснащенных современными техническими и телекоммуникационными
средствами управления процессами охраны, режима и надзора за
осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
обеспечение сбалансированности процессов сохранения и
обновления количественного и качественного состава кадров,
повышения их профессиональной компетенции;
разработка и осуществление мер, направленных на
предупреждение и пресечение коррупции работниками
уголовно-исполнительной системы;
ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы;
разработка и осуществление комплекса мер, направленных на
внедрение конкурсной системы замещения должностей
правоохранительной службы, включая проведение конкурсных
испытаний;
подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей
дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний,
альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и
пенитенциарной медицины;
подготовка работников уголовно-исполнительной системы,
владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками
и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их
изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми
телекоммуникационными системами;
совершенствование специальной и психофизической подготовки
работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального
приближения содержания программ обучения к реальным условиям
оперативно-служебной деятельности, улучшения методического
обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация
видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;
реализация в рамках ведомственного плана комплекса мер по
искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в
уголовно-исполнительной системе, определение в качестве приоритета
в работе по предупреждению нарушений противодействия
злоупотреблениям в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной
системы, незаконному содействию условно-досрочному освобождению и
коррупционному содействию незаконному доступу в места лишения
свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных к
использованию.
8. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными
системами иностранных государств, международными органами и
неправительственными организациями
Расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных
государств, международными неправительственными организациями,
научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами
Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза,
государств - участников Содружества Независимых Государств и стран
дальнего зарубежья предполагает:
развитие международного сотрудничества, изучение и
распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и
содержания под стражей, совместную подготовку специалистов для
уголовно-исполнительной системы, проведение научных исследований
на основе реализации международных проектов;
участие в работе международных научных и практических
конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики,
внедрение в деятельность уголовно-исполнительной системы
международных стандартов обращения с осужденными и лицами,
содержащимися под стражей;
прохождение совместных стажировок, обучение персонала
уголовно-исполнительной системы формам и методам работы с
осужденными и лицами, содержащимися под стражей.
IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Концепция призвана на период до 2020 года обеспечить основу
дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, приближения
ее деятельности к международным стандартам и потребностям
общественного развития.
Реализация Концепции приведет в 2020 году к расширению сферы
применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы,
созданию условий, исключающих распространение в обществе
криминальной субкультуры, созданию системы регламентированных
стимулов правопослушного поведения осужденных, разработке системы
новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных
на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и
права, повышению уровня материального обеспечения работников
уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.
Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение
эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы,
направленной на достижение целей наказания и минимизацию
негативных социальных последствий, связанных с изоляцией
осужденных от общества.
V. Этапы реализации Концепции
На первом этапе реализации Концепции (2010-2012 годы)
предусматривается:
утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;
разработка нормативных правовых актов, направленных на
реализацию положений Концепции;
разработка и корректировка федеральных целевых программ по
основным направлениям реализации Концепции;
выработка новых механизмов содействия деятельности
общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к
применению института условно-досрочного освобождения;
формирование организационной структуры медицинской службы
уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную
реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и
соответствующего государственным нормативам уровня медицинского
обслуживания как сотрудников, так и осужденных, а также лиц,
содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении
медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в
полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в
уголовно-исполнительную систему.
На втором этапе реализации Концепции (2013-2016 годы)
предусматривается:
перепрофилирование большей части исправительных учреждений в
тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых
колоний-поселений;
анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка
мероприятий, предусмотренных Концепцией.
На третьем этапе реализации Концепции (2016-2020 годы)
будут завершены плановые и программные мероприятия по основным
направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы,
предусмотренные Концепцией. Намечается разработка документа по
планированию развития уголовно-исполнительной системы на
последующие годы.
VI. Финансовое обеспечение
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией,
предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные
цели.
Совершенствование медицинского обеспечения персонала
уголовно-исполнительной системы и осужденных, в том числе
приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений
уголовно-исполнительной системы в соответствие с действующими
стандартами, внедрение современных методов профилактики,
диагностики и лечения, предполагается осуществлять на первом этапе
реализации Концепции за счет экономии, достигнутой в результате
совершенствования организационной структуры медицинской службы,
рационализации системы распределения и использования
материально-технических и кадровых ресурсов в пределах бюджетных
ассигнований, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на
содержание уголовно-исполнительной системы.
______________