ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
"К Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину
в связи с подписанием в городе Кишиневе 21 апреля 1999 года
Протокола между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Молдова о взаиморасчетах, связанных
с временным пребыванием воинских формирований Российской
Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации
Б.Н.Ельцину в связи с подписанием в городе Кишиневе 21 апреля 1999
года Протокола между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Молдова о взаиморасчетах, связанных с
временным пребыванием воинскими формирований Российской Федерации в
Приднестровском регионе Республики Молдова".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение
Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину, в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, Президенту Приднестровской Молдавской
Республики И.Н.Смирнову, в Верховный Совет Приднестровской
Молдавской Республики.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение для
опубликования в Российской газете" и "Парламентской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
22 июня 1999 года
N 4180-II ГД
_________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Президенту Российской Федерации
Б.Н.Ельцину
в связи с подписанием в городе Кишиневе 21 апреля 1999 года
Протокола между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Молдова о взаиморасчетах,
связанных с временным пребыванием воинских формирований
Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова
Глубокоуважаемый Борис Николаевич!
В целях установления государственно-правовых отношений между
Республикой Молдова и Приднестровьем 8 мая 1997 года в городе
Москве был подписан Меморандум об основах нормализации отношений
между Республикой Молдова и Приднестровьем (далее - Меморандум),
который можно рассматривать как гарантийный договор, представляющий
в настоящее время одну из форм международных гарантий. К тому же
Российская Федерации и Украина как государства-гаранты представлены
в Организации Объединенных Наций, а Российская Федерация как
государство - продолжатель Союза ССР является и членом Совета
Безопасности ООН.
В Меморандуме подчеркивается, что нормализация отношений между
Сторонами должна происходить в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права. Согласно статье 11
Меморандума "Стороны строят свои отношения в рамках общего
государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года".
Вместе с тем Первым заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации В.А.Густовым 21 апреля 1999 года в городе
Кишиневе подписан Протокол между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Молдова о взаиморасчетах,
связанных с временным пребыванием воинских формирований Российской
Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова (далее -
Протокол).
Вопреки сложившимся политико-правовым реалиям Республика
Молдова пытается с помощью международных договоров с Российской
Федерацией решить сложную внутреннюю геополитическую проблему -
установить свою юрисдикцию над Приднестровьем. Это нашло отражение
в подписанном в городе Кишиневе 17 сентября 1996 года Соглашении
между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской
Федерации о реструктуризации задолженности Республики Молдова по
государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией
(далее - Соглашение), и в Протоколе. Соглашение было внесено
Правительством Российской Федерации на ратификацию в
Государственную Думу 13 января 1997 года, но при этом не были
выполнены требования статьи 5 Соглашения. 21 марта 1997 года на
заседании палаты проект федерального закона о ратификации
Соглашения не набрал необходимого числа голосов и был отложен без
дополнительного голосования.
В связи с вышеизложенным ссылка в абзаце втором пункта 1
Протокола на нератифицированное и не вступившее в силу Соглашение
неправомерна.
Следует добавить, что Протокол в соответствии с подпунктом "а"
пункта 1 статьи 2 Венской конвенции о праве международных договоров
1969 года и Меморандумом следует рассматривать как международный
договор Российской Федерации и составную часть Соглашения.
Государственная Дума исходит из того, что на основании
подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона
"О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит
ратификации в соответствии с требованиями Конституции Российской
Федерации и указанного Федерального закона.
Было бы юридически некорректно оставить без внимания и тот
факт, что ни в Соглашении, ни в Протоколе не рассматриваются
положения Меморандума как гарантийного договора, согласно которому
"Стороны будут продолжать становление между ними
государственно-правовых отношений".
По мнению Государственной Думы, Российская Федерация как
государство-гарант должна исходить из того понимания, что
Соглашение и Протокол должны выполняться с учетом Меморандума, в
противном случае Молдавская Сторона исходя из внутреннего права
может предложить свое толкование положений Соглашения и Протокола в
целях установления государственного суверенитета Республики Молдова
над Приднестровьем.
Необходимо отметить также, что переговоры и консультации в
городе Кишиневе проводились с нарушением прав Приднестровья,
закрепленных в Меморандуме и подтвержденных договоренностями на
высшем уровне в городе Одессе 20 марта 1998 года.
Протокол непосредственно затрагивает сферу законных интересов
и ответственности, относящуюся к компетенции Приднестровья, и
принят без какого-либо участия Приднестровской Стороны, что
противоречит пункту 3 Меморандума, в соответствии с которым решения
по данным вопросам принимаются не иначе как по согласию Сторон.
Принимая во внимание обращение руководства Приднестровья в
Государственную Думу, Российская Федерация как государство-гарант в
соответствии с положениями пунктов 8 и 10 Меморандума должна, по
мнению Государственной Думы, предложить меры по нормализации
ситуации, сложившейся в связи с подписанием документов о
взаиморасчетах, связанных с временным пребыванием воинских
формирований Российской Федерации в Приднестровье, и о вывозе
военно-технического имущества с его территории.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона
"О международными договорах Российской Федерации" Государственная
Дума рекомендует органам государственной власти Российской
Федерации при подписании от имени Российской Федерации договоров с
Республикой Молдова исходить из статьи 15 Федерального закона
"О международных договорах Российской Федерации" и из Меморандума
об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и
Приднестровьем.
Москва
22 июня 1999 года