П О Л О Ж Е Н И Е
Министерства Российской Федерации по атомной энергии
от 11 октября 1999 г.
О государственном учете и контроле радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в Российской Федерации
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
11 ноября 1999 г. Регистрационный N 1976
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о государственном учете и контроле
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской
Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.97 г.
N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"<1>,
созданных в соответствии со статьей 22 Федерального закона
"Об использовании атомной энергии"<2>.
1.2. Положение регламентирует порядок ведения государственного
учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов
(РАО) в системе государственного учета и контроля в Российской
Федерации (далее - система учета и контроля).
1.3. Настоящее Положение является обязательным для выполнения
всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и
организационно-правовой формы (далее - организации),
осуществляющими деятельность по производству, использованию,
утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению
через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и
импорте РВ и РАО; федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих
полномочий соответственно государственное управление использованием
атомной энергии, государственное регулирование безопасности при
использовании атомной энергии, охрану окружающей среды; а также
государственным научным центром Российской Федерации - Российским
научным центром "Курчатовский институт".
1.4. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с
целью:
1) определения наличного количества РВ и РАО в пунктах
(местах) их нахождения, хранения и захоронения;
2) предотвращения потерь, несанкционированного использования и
хищения РВ и РАО;
3) представления в установленном порядке органам
государственной власти, органам государственного управления
использованием атомной энергии, органам государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и
перемещении РВ и РАО, включая их экспорт и импорт;
4) информационного обеспечения для принятия управленческих
решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной
безопасности населения.
1.5. При осуществлении государственного учета и контроля РВ и
РАО решаются следующие задачи:
1) организация ведения учета и контроля РВ и РАО с оформлением
данных для государственного кадастра РАО, предусмотренного разделом
III постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.95 г.
N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1996-2005 годы"<3>;
2) выявление потерь, несанкционированного использования и
хищения РВ и РАО;
3) разработка нормативных и методических документов,
обеспечивающих функционирование системы учета и контроля, включая
методики определения количества, активности, радионуклидного
состава РВ и РАО, находящихся в пунктах (местах) нахождения и
хранения;
4) организация единого программного и информационного
обеспечения системы учета и контроля;
5) взаимодействие с системой государственного учета и контроля
ядерных материалов, единой государственной автоматизированной
системой контроля радиационной обстановки, единой государственной
системой радиационного мониторинга окружающей среды, единой
российской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайной
ситуации;
6) формирование в установленном порядке информационных отчетов
(справок) для информирования органов государственной власти,
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о наличии и перемещении РВ и
РАО, а также об их экспорте и импорте, выявленных потерях и случаях
несанкционированного использования и хищения;
7) организация обмена информацией в рамках
межправительственных соглашений.
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 42, ст. 4782.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 48, ст. 4552.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 44, ст. 4184.
2. Термины и определения
В настоящем Положении используются следующие понятия:
+-----------------------------------------------------------------+
¦1) Государственный учет и ¦
¦контроль радиоактивных ¦
¦веществ и радиоактивных ¦
¦отходов ¦
¦ ¦
¦ - на федеральном уровне Государственный учет и контроль РВ¦
¦ и РАО в организациях, находящихся¦
¦ на территории Российской Федерации.¦
¦ ¦
¦ - на региональном уровне Государственный учет и контроль РВ¦
¦ и РАО в организациях, находящихся¦
¦ на территории соответствующего¦
¦ субъекта Российской Федерации,¦
¦ кроме организаций, подведомственных¦
¦ федеральным органам исполнительной¦
¦ власти, Российской академии наук. ¦
¦ ¦
¦ - на ведомственном уровне Государственный учет и контроль РВ¦
¦ и РАО в организациях, находящихся¦
¦ на территории Российской Федерации¦
¦ и подведомственных федеральным¦
¦ органам исполнительной власти,¦
¦ Российской академии наук. ¦
¦ ¦
¦2) Вещество радиоактивное Вещество в любом агрегатном¦
¦ состоянии, содержащее радионуклиды¦
¦ с активностью, на которые¦
¦ распространяются требования¦
¦ федеральных норм и правил. ¦
¦ ¦
¦ - источник радионуклид- Источник ионизирующего излучения,¦
¦ ный содержащий радионуклид или смесь¦
¦ радионуклидов. ¦
¦ ¦
¦ - источник радионуклид- Источник излучения, устройство¦
¦ ный закрытый которого исключает поступление¦
¦ содержащихся в нем радионуклидов в¦
¦ окружающую среду в условиях¦
¦ применения и износа, на которые он¦
¦ рассчитан. ¦
¦ ¦
¦ - источник радионуклид- Источник излучения, при¦
¦ ный открытый использовании которого возможно¦
¦ поступление содержащихся в нем¦
¦ радионуклидов в окружающую среду. ¦
¦ ¦
¦3) Отходы радиоактивные Не предназначенные для дальнейшего¦
¦ использования вещества в любом¦
¦ агрегатном состоянии, в которых¦
¦ содержание радионуклидов превышает¦
¦ минимальные значения, установленные¦
¦ федеральными нормами и правилами. ¦
¦ ¦
¦ - жидкие радиоактивные РАО в виде вод и других жидкостей,¦
¦ отходы содержащие растворенные или в виде¦
¦ взвесей радиоактивные вещества,¦
¦ активность которых превышает¦
¦ минимальные значения, установленные¦
¦ федеральными нормами и правилами. ¦
¦ ¦
¦ - твердые радиоактивные РАО в виде изделий, материалов,¦
¦ отходы твердых веществ и твердых¦
¦ биологических объектов, активность¦
¦ которых превышает минимальные¦
¦ значения, установленные¦
¦ федеральными нормами и правилами. ¦
¦ ¦
¦ - отработавшее ядерное Облученное ядерное топливо,¦
¦ топливо дальнейшее использование которого¦
¦ не предусматривается и отнесенное в¦
¦ установленном порядке к категории¦
¦ радиоактивных отходов. ¦
¦ ¦
¦ - загрязненные радионук- Территории (земли и водоемы в¦
¦ лидами территории промышленных, санитарно-защитных¦
¦ зонах и зонах наблюдения) объектов¦
¦ использования атомной энергии, на¦
¦ которых присутствуют радиоактивные¦
¦ вещества в количестве, превышающем¦
¦ минимальные значения, установленные¦
¦ федеральными нормами и правилами, и¦
¦ способном привести к облучению. ¦
+-----------------------------------------------------------------+
3. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие
государственному учету и контролю
Государственному учету и контролю подлежат:
1) РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые
радионуклидные источники), количества и активность которых
превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами
и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с
которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного
регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением
РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных
материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении
на склад готовой продукции;
2) все виды отходов радиоактивных.
_______________
Примечание. Радионуклидные источники в датчиках пожарной
сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного
контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для
иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского
назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также
радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих
радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток,
включая йод-125, учитываются только в организациях, их
использующих.
4. Организационная структура государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее основные
функции
4.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО проводится на
федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
4.2. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с
использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор,
обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного
доступа, обмен информацией с другими информационными системами в
электронной форме в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации.
4.3. Органом управления системы учета и контроля на
федеральном уровне является Минатом России, который в рамках своих
полномочий обеспечивает:
1) учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;
2) сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на
региональном и ведомственном уровнях;
3) формирование данных для государственного кадастра РАО,
пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами
территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;
4) организацию информационного взаимодействия органов
управления системы учета и контроля федерального, регионального и
ведомственного уровней;
5) проведение научных, методических и программно-технических
разработок для создания, функционирования и совершенствования
системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций,
ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях;
6) разработку совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и
контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного
состава РВ и РАО и т. п.), единого информационного и совместимого
программного обеспечения для ведения баз данных;
7) координацию работ на федеральном уровне;
8) представление органам государственной власти, федеральным
органам исполнительной власти, осуществляющим государственное
управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным
органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ
и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для
выполнения ими своих полномочий;
9) деятельность информационно-аналитических организаций и
центра сбора, обработки и передачи информации - Центрального
информационно-аналитического центра государственного учета и
контроля РВ и РАО (далее именуется - ЦИАЦ), обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
10) сотрудничество в рамках международных соглашений и
программ (проектов) по вопросам учета и контроля РВ и РАО в
установленном порядке.
4.4. Органами управления системы учета и контроля на
региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, которые в рамках своих полномочий
обеспечивают:
1) проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО
в организациях, расположенных на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти);
2) деятельность региональных информационно-аналитических
организаций и центров сбора, обработки и передачи информации
системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых РИАЦ.
Информация о создании РИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей
направляется в Минатом России;
3) представление информации об учете и контроле РВ и РАО в
организациях, расположенных на территории субъекта Российской
Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ;
4) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам
учета и контроля РВ и РАО.
4.5. Федеральные органы исполнительной власти, Российская
академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность
которых связана с производством, использованием, утилизацией,
транспортированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках
своих полномочий обеспечивают:
1) учет и контроль РВ и РАО на ведомственном уровне;
2) разработку и утверждение в установленном порядке
ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и
контроля РВ и РАО;
3) деятельность ведомственных информационно-аналитических
организаций и центров сбора, обработки и передачи информации
системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых ВИАЦ.
Информация о создании ВИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей
направляется в Минатом России;
4) представление информации об учете и контроле РВ и РАО
подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ;
5) проведение научных, методических и технических разработок в
области создания, функционирования и совершенствования системы
учета и контроля РВ и РАО.
4.6. Основные задачи и функции информационно-аналитических
центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней:
1) сбор, контроль и обработка информации о наличии,
перемещении, переработке, утилизации, хранении, захоронении РВ и
РАО;
2) обеспечение полноты, достоверности и своевременного
обновления баз данных, обобщение и анализ информации;
3) ведение кадастров РАО, пунктов их хранения и захоронения,
загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны
наблюдения организаций;
4) передача информации в установленном порядке в другие
информационно-аналитические центры системы учета и контроля РВ и
РАО;
5) подготовка информационных и аналитических материалов по
вопросам учета и контроля РВ и РАО;
6) формирование предложений по совершенствованию системы учета
и контроля РВ и РАО;
7) участие в проведении научных, методических и технических
разработок в области создания, функционирования и совершенствования
системы учета и контроля РВ и РАО.
4.7. Порядок деятельности центрального, региональных и
ведомственных информационно-аналитических организаций и центров
сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ
и РАО (ИАЦ) определяется Минатомом России, соответствующими
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
федеральными органами исполнительной власти.
5. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
5.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО основываются на
данных первичного учета за производством, использованием,
переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением
РВ и РАО, проводимого в организациях, включая перемещение через
таможенную границу. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему,
активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их
нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного
учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и
контроля РВ и РАО. До введения упомянутых нормативных документов
используется временное положение о государственном учете и контроле
РВ и РАО в организациях, утверждаемое Минатомом России по
согласованию с Госатомнадзором России, Минздравом России,
Госкомэкологией России.
5.2. Организации, осуществляющие деятельность, связанную с
использованием и перемещением РВ и РАО, при их передаче и получении
в течение десяти дней информируют региональные и ведомственные ИАЦ
по формам представления оперативной информации, утверждаемым
Минатомом России.
5.3. Информация о наличии и перемещении РВ и РАО
организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной
власти, Российской академии наук, направляется в соответствующие
ведомственные ИАЦ, а организациями, не входящими в
вышеперечисленные структуры, - в региональные ИАЦ, Государственный
научный центр Российской Федерации - Российский научный центр
"Курчатовский институт" направляет указанную информацию
непосредственно в ЦИАЦ.
5.4. Организации - изготовители, поставщики РВ, радионуклидных
источников, приборов (аппаратов, установок), включающих
радионуклидные источники, а также организации, осуществляющие их
переработку, хранение и захоронение, не реже одного раза в квартал
сообщают в ведомственные ИАЦ информацию о передаче (получении) РВ
по формам представления оперативной информации, утверждаемым
Минатомом России.
5.5. Организации, осуществляющие деятельность с РВ и РАО,
ежегодно представляют в ИАЦ соответствующих уровней сведения о
наличии, поступлении, передаче их по формам, утверждаемым
Госкомстатом России.
5.6. Для определения физического наличия РВ и РАО организации
проводят инвентаризацию:
1) РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с
положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ,
утверждаемым Минатомом России;
2) РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок
переработки РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий,
находящихся в пределах зоны наблюдения организаций, - один раз в
пять лет в соответствии с положением о проведении инвентаризации,
утверждаемым Минатомом России.
5.7. В случаях изменения организационно-правовой формы
организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения
работ с РВ или РАО, установления факта хищения,
несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или
хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций целесообразно проводить внеочередную инвентаризацию РВ и
РАО.
5.8. При обнаружении в организации потерь, а также найденных
или неучтенных РВ и РАО она немедленно информирует вышестоящую
организацию, органы внутренних дел и государственного надзора за
радиационной безопасностью и соответствующие региональные или
ведомственные ИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на
учет.
5.9. Руководители организаций и ИАЦ несут ответственность за
своевременность, достоверность и полноту представляемых данных по
учету РВ и РАО в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
5.10. Региональные и ведомственные ИАЦ при получении
информации о перемещении РВ и РАО в течение десяти дней
представляют эти сведения в ЦИАЦ.
5.11. Руководители ИАЦ всех уровней, руководители организаций
обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от
несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение
режима конфиденциальности в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации. Сбор, анализ и обмен
информацией, содержащей сведения, представляющие государственную
тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации
"О государственной тайне" и другими действующими нормативными
актами, принятыми в соответствии с указанным законом.
5.12. Государственный таможенный комитет Российской Федерации
направляет в ЦИАЦ информацию о перемещении РВ и РАО через
таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте.
Сроки и объем представляемой информации определяются соглашением
между Минатомом России и ГТК России.
6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами
исполнительной власти по вопросам учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
6.1. Взаимодействие Минатома России осуществляется с целью:
1) организации поиска утраченных или установления
происхождения найденных РВ и РАО - с МВД России и ФСБ России;
2) разработки мероприятий по предотвращению воздействия РВ и
РАО на население, недра и окружающую среду - с Минздравом России,
Госкомэкологией России, Госгортехнадзором России и МЧС России;
3) информационного обмена с федеральными органами
исполнительной власти.
6.2. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными
органами исполнительной власти осуществляется для обеспечения
полноты, достоверности и актуальности информации по следующим
вопросам:
1) государственного учета и контроля РВ и РАО;
2) единого государственного регистра предприятий и
организаций - совместно с Госкомстатом России;
3) единой государственной автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки; государственной системы радиационного
мониторинга окружающей среды; государственного кадастра РАО,
пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами
территорий - совместно с Госкомэкологией России;
4) единой российской системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайной ситуации - совместно с МЧС России.
6.3. Взаимодействие Минатома России с Госатомнадзором России,
Минздравом России, МВД России, ФСБ России, МЧС России,
Госкомэкологией России, ГТК России осуществляется в порядке,
определяемом специальными соглашениями между Минатомом России и
указанными федеральными органами.
7. Обучение и подготовка персонала по государственному учету
и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
7.1. Подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего
учет и контроль на всех уровнях, проводится на базе институтов
повышения квалификации руководящих работников и специалистов
Минатома России по программам, утвержденным Минатомом России и
согласованным с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Программы и порядок обучения определяются
отдельными документами.
7.2. На базе ЦИАЦ организуется постоянно действующий
консультационный пункт по вопросам, связанным с функционированием
системы учета и контроля.
____________