Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Положение Министерства по атомной энергии Российской Федерации от 11.10.1999 б/н

                         П О Л О Ж Е Н И Е

       Министерства Российской Федерации по атомной энергии
                       от 11 октября 1999 г.

     О государственном учете и контроле радиоактивных веществ
          и радиоактивных отходов в Российской Федерации

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
             11 ноября 1999 г. Регистрационный N 1976

                        1. Общие положения

     1.1. Настоящее  Положение  о  государственном учете и контроле
радиоактивных  веществ  и  радиоактивных   отходов   в   Российской
Федерации   (далее   -   Положение)   разработано   во   исполнение
постановления Правительства Российской  Федерации  от  11.10.97  г.
N 1298 "Об  утверждении Правил организации системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"<1>,
созданных   в   соответствии  со  статьей  22  Федерального  закона
"Об использовании атомной энергии"<2>.
     1.2. Положение регламентирует порядок ведения государственного
учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов
(РАО)  в  системе  государственного  учета  и контроля в Российской
Федерации (далее - система учета и контроля).
     1.3. Настоящее Положение является обязательным для  выполнения
всеми  юридическими  лицами  независимо  от  формы  собственности и
организационно-правовой    формы     (далее     -     организации),
осуществляющими   деятельность   по   производству,  использованию,
утилизации,  хранению, захоронению, транспортированию и перемещению
через  таможенную  границу  Российской  Федерации  при  экспорте  и
импорте РВ и  РАО;  федеральными  органами  исполнительной  власти,
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
Российской  академией  наук,   осуществляющими   в   рамках   своих
полномочий соответственно государственное управление использованием
атомной энергии,  государственное  регулирование  безопасности  при
использовании  атомной  энергии,  охрану окружающей среды;  а также
государственным научным центром Российской Федерации  -  Российским
научным центром "Курчатовский институт".
     1.4. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с
целью:
     1) определения  наличного  количества  РВ  и  РАО  в   пунктах
(местах) их нахождения, хранения и захоронения;
     2) предотвращения потерь, несанкционированного использования и
хищения РВ и РАО;
     3) представления    в    установленном     порядке     органам
государственной   власти,   органам   государственного   управления
использованием   атомной    энергии,    органам    государственного
регулирования   безопасности  при  использовании  атомной  энергии,
охраны окружающей среды  соответствующей  информации  о  наличии  и
перемещении РВ и РАО, включая их экспорт и импорт;
     4) информационного  обеспечения  для  принятия  управленческих
решений  по  обращению  с  РВ  и  РАО  в   интересах   радиационной
безопасности населения.
     1.5. При осуществлении государственного учета и контроля РВ  и
РАО решаются следующие задачи:
     1) организация ведения учета и контроля РВ и РАО с оформлением
данных для государственного кадастра РАО, предусмотренного разделом
III постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.95 г.
N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими  ядерными  материалами,  их  утилизация  и
захоронение на 1996-2005 годы"<3>;
     2) выявление   потерь,  несанкционированного  использования  и
хищения РВ и РАО;
     3) разработка    нормативных    и   методических   документов,
обеспечивающих функционирование системы учета и  контроля,  включая
методики   определения   количества,   активности,  радионуклидного
состава РВ и РАО,  находящихся  в  пунктах  (местах)  нахождения  и
хранения;
     4) организация   единого   программного   и    информационного
обеспечения системы учета и контроля;
     5) взаимодействие с системой государственного учета и контроля
ядерных   материалов,   единой  государственной  автоматизированной
системой контроля радиационной обстановки,  единой  государственной
системой   радиационного   мониторинга   окружающей  среды,  единой
российской  системой  предупреждения  и   ликвидации   чрезвычайной
ситуации;
     6) формирование в установленном порядке информационных отчетов
(справок)   для   информирования  органов  государственной  власти,
федеральных органов исполнительной власти,  органов  исполнительной
власти  субъектов Российской Федерации о наличии и перемещении РВ и
РАО, а также об их экспорте и импорте, выявленных потерях и случаях
несанкционированного использования и хищения;
     7) организация      обмена      информацией      в      рамках
межправительственных соглашений.
     ____________
     <1> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1997,
N 42, ст. 4782.
     <2> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1995,
N 48, ст. 4552.
     <3> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1995,
N 44, ст. 4184.

                     2. Термины и определения

     В настоящем Положении используются следующие понятия:
+-----------------------------------------------------------------+
¦1) Государственный учет и                                        ¦
¦контроль радиоактивных                                           ¦
¦веществ и радиоактивных                                          ¦
¦отходов                                                          ¦
¦                                                                 ¦
¦   - на федеральном уровне    Государственный учет и контроль  РВ¦
¦                              и  РАО в организациях,  находящихся¦
¦                              на территории Российской Федерации.¦
¦                                                                 ¦
¦   - на региональном уровне   Государственный учет и контроль  РВ¦
¦                              и  РАО в организациях,  находящихся¦
¦                              на   территории    соответствующего¦
¦                              субъекта    Российской   Федерации,¦
¦                              кроме организаций, подведомственных¦
¦                              федеральным  органам исполнительной¦
¦                              власти, Российской академии наук.  ¦
¦                                                                 ¦
¦   - на ведомственном уровне  Государственный учет и контроль  РВ¦
¦                              и  РАО в организациях,  находящихся¦
¦                              на территории Российской  Федерации¦
¦                              и    подведомственных   федеральным¦
¦                              органам   исполнительной    власти,¦
¦                              Российской академии наук.          ¦
¦                                                                 ¦
¦2) Вещество радиоактивное     Вещество в     любом     агрегатном¦
¦                              состоянии,  содержащее радионуклиды¦
¦                              с    активностью,    на     которые¦
¦                              распространяются         требования¦
¦                              федеральных норм и правил.         ¦
¦                                                                 ¦
¦   - источник радионуклид-    Источник ионизирующего   излучения,¦
¦     ный                      содержащий  радионуклид  или  смесь¦
¦                              радионуклидов.                     ¦
¦                                                                 ¦
¦   - источник радионуклид-    Источник излучения,      устройство¦
¦     ный закрытый             которого    исключает   поступление¦
¦                              содержащихся в нем радионуклидов  в¦
¦                              окружающую    среду    в   условиях¦
¦                              применения и износа,  на которые он¦
¦                              рассчитан.                         ¦
¦                                                                 ¦
¦   - источник радионуклид-    Источник излучения,             при¦
¦     ный открытый             использовании   которого   возможно¦
¦                              поступление  содержащихся   в   нем¦
¦                              радионуклидов в окружающую среду.  ¦
¦                                                                 ¦
¦3) Отходы радиоактивные       Не предназначенные для  дальнейшего¦
¦                              использования   вещества   в  любом¦
¦                              агрегатном  состоянии,  в   которых¦
¦                              содержание  радионуклидов превышает¦
¦                              минимальные значения, установленные¦
¦                              федеральными нормами и правилами.  ¦
¦                                                                 ¦
¦   - жидкие радиоактивные     РАО в виде вод и других  жидкостей,¦
¦     отходы                   содержащие  растворенные или в виде¦
¦                              взвесей   радиоактивные   вещества,¦
¦                              активность     которых    превышает¦
¦                              минимальные значения, установленные¦
¦                              федеральными нормами и правилами.  ¦
¦                                                                 ¦
¦   - твердые радиоактивные    РАО в  виде  изделий,   материалов,¦
¦     отходы                   твердых     веществ    и    твердых¦
¦                              биологических объектов,  активность¦
¦                              которых    превышает    минимальные¦
¦                              значения,             установленные¦
¦                              федеральными нормами и правилами.  ¦
¦                                                                 ¦
¦   - отработавшее ядерное     Облученное ядерное         топливо,¦
¦     топливо                  дальнейшее  использование  которого¦
¦                              не предусматривается и отнесенное в¦
¦                              установленном  порядке  к категории¦
¦                              радиоактивных отходов.             ¦
¦                                                                 ¦
¦   - загрязненные радионук-   Территории (земли   и   водоемы   в¦
¦     лидами территории        промышленных,    санитарно-защитных¦
¦                              зонах и зонах наблюдения)  объектов¦
¦                              использования  атомной энергии,  на¦
¦                              которых присутствуют  радиоактивные¦
¦                              вещества в количестве,  превышающем¦
¦                              минимальные значения, установленные¦
¦                              федеральными нормами и правилами, и¦
¦                              способном привести к облучению.    ¦
+-----------------------------------------------------------------+

   3. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие
                 государственному учету и контролю

     Государственному учету и контролю подлежат:
     1) РВ   (в   том   числе   входящие   в  открытые  и  закрытые
радионуклидные  источники),   количества   и   активность   которых
превышают минимальные значения,  установленные федеральными нормами
и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с
которыми  требуется  разрешение (лицензия) органов государственного
регулирования ядерной и радиационной безопасности,  за  исключением
РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных
материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении
на склад готовой продукции;
     2) все виды отходов радиоактивных.
     _______________
     Примечание. Радионуклидные  источники  в   датчиках   пожарной
сигнализации,   эталонные   источники   к   приборам  радиационного
контроля,    радиофармацевтические    препараты,     наборы     для
иммунологического  анализа,  радиоизотопные генераторы медицинского
назначения,   соединения,   меченые   радионуклидами,    а    также
радиоизотопные   препараты  и  растворы  на  основе  короткоживущих
радионуклидов с периодом полураспада  до  60  (шестидесяти)  суток,
включая    йод-125,   учитываются   только   в   организациях,   их
использующих.

  4. Организационная структура государственного учета и контроля
    радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее основные
                              функции

     4.1. Государственный  учет  и  контроль РВ и РАО проводится на
федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
     4.2. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с
использованием  информационных  технологий,  обеспечивающих   сбор,
обработку и передачу информации,  ее защиту от несанкционированного
доступа,  обмен информацией с другими информационными  системами  в
электронной  форме  в  соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации.
     4.3. Органом   управления   системы   учета   и   контроля  на
федеральном уровне является Минатом России,  который в рамках своих
полномочий обеспечивает:
     1) учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;
     2) сбор  и  анализ  информации по учету и контролю РВ и РАО на
региональном и ведомственном уровнях;
     3) формирование  данных  для  государственного  кадастра  РАО,
пунктов их  хранения  и  захоронения,  загрязненных  радионуклидами
территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;
     4) организацию    информационного    взаимодействия    органов
управления  системы учета и контроля федерального,  регионального и
ведомственного уровней;
     5) проведение  научных,  методических и программно-технических
разработок  для  создания,  функционирования  и   совершенствования
системы учета и контроля;  доведение их результатов до организаций,
ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях;
     6) разработку   совместно   с  заинтересованными  федеральными
органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета  и
контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного
состава РВ и РАО и т. п.), единого информационного  и  совместимого
программного обеспечения для ведения баз данных;
     7) координацию работ на федеральном уровне;
     8) представление  органам государственной власти,  федеральным
органам  исполнительной  власти,   осуществляющим   государственное
управление использованием атомной энергии,  другим заинтересованным
органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ
и РАО,  а также об их экспорте и импорте в объеме,  необходимом для
выполнения ими своих полномочий;
     9) деятельность   информационно-аналитических   организаций  и
центра  сбора,  обработки  и  передачи  информации  -  Центрального
информационно-аналитического   центра   государственного   учета  и
контроля  РВ  и  РАО  (далее  именуется  -  ЦИАЦ),   обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
     10) сотрудничество  в  рамках   международных   соглашений   и
программ  (проектов)  по  вопросам  учета  и  контроля  РВ  и РАО в
установленном порядке.
     4.4. Органами   управления   системы   учета   и  контроля  на
региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов
Российской   Федерации,   которые   в   рамках   своих   полномочий
обеспечивают:
     1) проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО
в  организациях,  расположенных  на   территории   соответствующего
субъекта Российской Федерации (кроме организаций,  подведомственных
федеральным органам исполнительной власти);
     2) деятельность    региональных    информационно-аналитических
организаций  и  центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации
системы  учета  и  контроля  РВ  и  РАО  -  далее  именуемых  РИАЦ.
Информация о создании РИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей
направляется в Минатом России;
     3) представление информации об учете и контроле  РВ  и  РАО  в
организациях,   расположенных  на  территории  субъекта  Российской
Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ;
     4) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам
учета и контроля РВ и РАО.
     4.5. Федеральные   органы  исполнительной  власти,  Российская
академия наук,  имеющие подведомственные организации,  деятельность
которых   связана  с  производством,  использованием,  утилизацией,
транспортированием,  хранением и захоронением РВ и  РАО,  в  рамках
своих полномочий обеспечивают:
     1) учет и контроль РВ и РАО на ведомственном уровне;
     2) разработку    и   утверждение   в   установленном   порядке
ведомственных  нормативных  правовых  актов  по  вопросам  учета  и
контроля РВ и РАО;
     3) деятельность   ведомственных    информационно-аналитических
организаций  и  центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации
системы  учета  и  контроля  РВ  и  РАО  -  далее  именуемых  ВИАЦ.
Информация о создании ВИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей
направляется в Минатом России;
     4) представление  информации  об  учете  и  контроле  РВ и РАО
подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ;
     5) проведение научных, методических и технических разработок в
области  создания,  функционирования  и  совершенствования  системы
учета и контроля РВ и РАО.
     4.6. Основные  задачи  и  функции  информационно-аналитических
центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней:
     1) сбор,  контроль   и   обработка   информации   о   наличии,
перемещении,  переработке,  утилизации,  хранении, захоронении РВ и
РАО;
     2) обеспечение   полноты,   достоверности   и   своевременного
обновления баз данных, обобщение и анализ информации;
     3) ведение  кадастров РАО,  пунктов их хранения и захоронения,
загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны
наблюдения организаций;
     4) передача  информации  в  установленном  порядке  в   другие
информационно-аналитические  центры  системы  учета и контроля РВ и
РАО;
     5) подготовка  информационных  и  аналитических  материалов по
вопросам учета и контроля РВ и РАО;
     6) формирование предложений по совершенствованию системы учета
и контроля РВ и РАО;
     7) участие  в  проведении научных,  методических и технических
разработок в области создания, функционирования и совершенствования
системы учета и контроля РВ и РАО.
     4.7. Порядок   деятельности   центрального,   региональных   и
ведомственных  информационно-аналитических  организаций  и  центров
сбора,  обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ
и   РАО   (ИАЦ)  определяется  Минатомом  России,  соответствующими
органами исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  и
федеральными органами исполнительной власти.

    5. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и
                       радиоактивных отходов

     5.1. Государственный  учет и контроль РВ и РАО основываются на
данных   первичного   учета   за   производством,   использованием,
переработкой,  утилизацией,  хранением, захоронением и перемещением
РВ и РАО,  проводимого в организациях,  включая  перемещение  через
таможенную  границу.  Учет РВ и РАО ведется по количеству,  объему,
активности,   радионуклидному   составу,   пунктам   (местам)    их
нахождения,  хранения  и  захоронения.  Порядок  ведения первичного
учета определяется требованиями федеральных норм и правил  учета  и
контроля  РВ  и РАО.  До введения упомянутых нормативных документов
используется временное положение о государственном учете и контроле
РВ   и   РАО  в  организациях,  утверждаемое  Минатомом  России  по
согласованию   с   Госатомнадзором   России,   Минздравом   России,
Госкомэкологией России.
     5.2. Организации,  осуществляющие  деятельность,  связанную  с
использованием и перемещением РВ и РАО, при их передаче и получении
в течение десяти дней информируют региональные и ведомственные  ИАЦ
по   формам   представления  оперативной  информации,  утверждаемым
Минатомом России.
     5.3. Информация   о   наличии   и   перемещении   РВ   и   РАО
организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной
власти,  Российской  академии наук,  направляется в соответствующие
ведомственные   ИАЦ,    а    организациями,    не    входящими    в
вышеперечисленные структуры,  - в региональные ИАЦ, Государственный
научный центр  Российской  Федерации  -  Российский  научный  центр
"Курчатовский    институт"    направляет    указанную    информацию
непосредственно в ЦИАЦ.
     5.4. Организации - изготовители, поставщики РВ, радионуклидных
источников,    приборов    (аппаратов,    установок),    включающих
радионуклидные  источники,  а также организации,  осуществляющие их
переработку,  хранение и захоронение, не реже одного раза в квартал
сообщают  в  ведомственные ИАЦ информацию о передаче (получении) РВ
по  формам  представления  оперативной   информации,   утверждаемым
Минатомом России.
     5.5. Организации,  осуществляющие деятельность  с  РВ  и  РАО,
ежегодно  представляют  в  ИАЦ  соответствующих  уровней сведения о
наличии,  поступлении,  передаче   их   по   формам,   утверждаемым
Госкомстатом России.
     5.6. Для определения физического наличия РВ и РАО  организации
проводят инвентаризацию:
     1) РВ и  мест  их  нахождения  -  ежегодно  в  соответствии  с
положением   о  проведении  инвентаризации  радиоактивных  веществ,
утверждаемым Минатомом России;
     2) РАО   и   пунктов  их  хранения  и  захоронения,  установок
переработки РАО,  а также загрязненных  радионуклидами  территорий,
находящихся  в  пределах зоны наблюдения организаций,  - один раз в
пять лет в соответствии с положением о  проведении  инвентаризации,
утверждаемым Минатомом России.
     5.7. В   случаях   изменения   организационно-правовой   формы
организации,  ее ликвидации или реорганизации,  полного прекращения
работ   с    РВ    или    РАО,    установления    факта    хищения,
несанкционированного  воздействия  на пункты (места) нахождения или
хранения РВ или  РАО,  после  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций  целесообразно  проводить внеочередную инвентаризацию РВ и
РАО.
     5.8. При  обнаружении в организации потерь,  а также найденных
или неучтенных РВ и  РАО  она  немедленно  информирует  вышестоящую
организацию,  органы  внутренних  дел и государственного надзора за
радиационной  безопасностью  и  соответствующие  региональные   или
ведомственные  ИАЦ.  Найденные  и  неучтенные  РВ и РАО ставятся на
учет.
     5.9. Руководители  организаций  и ИАЦ несут ответственность за
своевременность,  достоверность и полноту представляемых данных  по
учету  РВ  и  РАО  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации.
     5.10. Региональные   и   ведомственные   ИАЦ   при   получении
информации  о  перемещении  РВ  и  РАО  в   течение   десяти   дней
представляют эти сведения в ЦИАЦ.
     5.11. Руководители ИАЦ всех уровней,  руководители организаций
обеспечивают  конфиденциальность  информации  с  целью ее защиты от
несанкционированного доступа,  несут ответственность за обеспечение
режима    конфиденциальности    в    соответствии   с   действующим
законодательством  Российской  Федерации.  Сбор,  анализ  и   обмен
информацией,  содержащей  сведения,  представляющие государственную
тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации
"О  государственной  тайне"  и  другими  действующими  нормативными
актами, принятыми в соответствии с указанным законом.
     5.12. Государственный  таможенный комитет Российской Федерации
направляет  в  ЦИАЦ  информацию  о  перемещении  РВ  и  РАО   через
таможенную  границу  Российской  Федерации  при экспорте и импорте.
Сроки и объем представляемой  информации  определяются  соглашением
между Минатомом России и ГТК России.

 6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами
        исполнительной власти по вопросам учета и контроля
           радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

     6.1. Взаимодействие Минатома России осуществляется с целью:
     1) организации    поиска    утраченных    или     установления
происхождения найденных РВ и РАО - с МВД России и ФСБ России;
     2) разработки мероприятий по предотвращению воздействия  РВ  и
РАО  на население,  недра и окружающую среду - с Минздравом России,
Госкомэкологией России, Госгортехнадзором России и МЧС России;
     3) информационного     обмена    с    федеральными    органами
исполнительной власти.
     6.2. Взаимодействие  Минатома  России  с  другими федеральными
органами  исполнительной  власти  осуществляется  для   обеспечения
полноты,  достоверности  и  актуальности  информации  по  следующим
вопросам:
     1) государственного учета и контроля РВ и РАО;
     2) единого    государственного   регистра     предприятий    и
организаций - совместно с Госкомстатом России;
     3) единой государственной автоматизированной системы  контроля
радиационной   обстановки;  государственной  системы  радиационного
мониторинга  окружающей  среды;  государственного   кадастра   РАО,
пунктов  их  хранения  и  захоронения,  загрязненных радионуклидами
территорий - совместно с Госкомэкологией России;
     4) единой   российской  системы  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайной ситуации - совместно с МЧС России.
     6.3. Взаимодействие  Минатома России с Госатомнадзором России,
Минздравом  России,   МВД   России,   ФСБ   России,   МЧС   России,
Госкомэкологией   России,  ГТК  России  осуществляется  в  порядке,
определяемом специальными соглашениями  между  Минатомом  России  и
указанными федеральными органами.

   7. Обучение и подготовка персонала по государственному учету
     и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

     7.1. Подготовка  и  переподготовка персонала,  осуществляющего
учет и контроль на всех  уровнях,  проводится  на  базе  институтов
повышения   квалификации   руководящих  работников  и  специалистов
Минатома России по  программам,  утвержденным  Минатомом  России  и
согласованным    с    заинтересованными    федеральными    органами
исполнительной власти и органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации.  Программы  и  порядок обучения определяются
отдельными документами.
     7.2. На   базе   ЦИАЦ   организуется   постоянно   действующий
консультационный  пункт по вопросам,  связанным с функционированием
системы учета и контроля.

                           ____________

1999-10-11
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест