ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 25 октября 1999 г. N 1186
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 26.06.2004 г. N 314
Об утверждении Положения
о Российском авиационно-космическом агентстве
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Российском
авиационно-космическом агентстве.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая
1995 г. N 468 "Об утверждении Положения о Российском космическом
агентстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 22, ст. 2058);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января
1999 г. N 70 "О внесении изменений и дополнений в Положение о
Российском космическом агентстве, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 468"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 4,
ст. 560).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 октября 1999 г.
N 1186
П О Л О Ж Е Н И Е
о Российском авиационно-космическом агентстве
1. Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
реализацию государственной политики, координацию и государственное
регулирование деятельности предприятий и организаций в области
космической деятельности, проведения работ по боевой ракетной
технике стратегического назначения, авиационной и
ракетно-космической технике военного назначения, по гражданской
авиационной технике, в области экспериментальной авиации, а также
выполнение федеральной космической программы России и федеральной
целевой программы развития гражданской авиационной техники России.
Российское авиационно-космическое агентство является
государственным заказчиком по созданию и эксплуатации авиационной и
космической техники научного и социально-экономического назначения,
применяемой для государственных нужд, по созданию гражданской
авиационной техники, федеральных целевых программ, а также
совместно с Министерством обороны Российской Федерации - заказчиком
авиационной и космической техники, применяемой как в научных и
социально-экономических целях, так и в целях обороны и безопасности
Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Российское авиационно-космическое агентство руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Российского авиационно-космического
агентства являются:
1) обеспечение реализации государственной политики в области
исследования и использования космического пространства в мирных
целях;
2) организация и координация работ, выполняемых
ракетно-космической промышленностью по боевым ракетным комплексам
стратегического назначения наземного и морского базирования,
космическим системам и комплексам военного назначения (при
сохранении за Министерством обороны Российской Федерации функций
государственного заказчика указанной техники);
3) организация и обеспечение функционирования объектов
космодрома Байконур, находящихся в ведении Агентства, для
подготовки и проведения запусков космических аппаратов различного
назначения, в том числе в интересах обороны и безопасности страны,
а также по программам международного сотрудничества и коммерческим
проектам;
4) осуществление контроля и совершенствование порядка
создания и производства ракетных и космических комплексов;
5) разработка совместно с Министерством обороны Российской
Федерации, Российской академией наук, заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и организациями и
представление в установленном порядке проектов федеральной
космической программы России, федеральной целевой программы
развития гражданской авиационной техники России, государственного
оборонного заказа по авиационной и ракетно-космической технике и
доведение их до соответствующих предприятий и организаций;
6) выполнение функций государственного заказчика по созданию
космических систем, комплексов и средств научного и
социально-экономического назначения, в том числе наземных объектов
космической инфраструктуры;
7) обеспечение совместно с Министерством обороны Российской
Федерации выполнения государственного оборонного заказа,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
авиационной и ракетно-космической технике различного назначения на
предприятиях и в организациях, находящихся в ведении Российского
авиационно-космического агентства;
8) развитие совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти научно-исследовательской и
испытательной базы космонавтики, создание научно-технического и
технологического задела для совершенствования авиационной и
ракетно-космической техники;
9) обеспечение совместно с Министерством обороны Российской
Федерации запусков космических аппаратов научного и
социально-экономического назначения и управления ими;
10) организация работ по осуществлению пилотируемых
космических полетов, а также по отбору и подготовке космонавтов;
11) взаимодействие в пределах своей компетенции с
соответствующими органами государств - участников Содружества
Независимых Государств и других иностранных государств в области
исследования и использования космического пространства;
12) организация и координация работ по коммерческим
авиационным и космическим проектам и содействие их осуществлению;
13) формирование и обеспечение реализации государственной
научно-технической и промышленной политики в области авиационной и
ракетно-космической техники, разработка и организация выполнения
программы развития, конверсии и структурной перестройки
авиационной и ракетно-космической промышленности;
14) обеспечение выполнения работ по созданию и использованию
авиационной и космической техники в научных и
социально-экономических целях, в том числе работ по международным
авиационным и космическим проектам, а также закупка и поставка в
установленном порядке авиационной и космической техники для
реализации федеральной космической программы России и федеральной
целевой программы развития гражданской авиационной техники России;
15) организация и координация работ, выполняемых авиационной
промышленностью по боевым ракетным комплексам воздушного и
наземного базирования, авиационным комплексам военного назначения,
по военной авиационной технике и вооружению, авиационной и
космической технике двойного назначения в интересах обороны и
безопасности Российской Федерации (при сохранении за Министерством
обороны Российской Федерации функций государственного заказчика по
указанным комплексам и технике);
16) реализация межправительственных соглашений в области
авиационной и космической техники и участие в пределах своей
компетенции в формировании рынка авиационной и космической
техники, в том числе международного;
17) реализация государственной политики в области
стандартизации, унификации, метрологии и управления качеством
авиационной и ракетно-космической техники;
18) решение вопросов обеспечения летной годности, организация
сертификации авиационной и космической техники гражданского
назначения, авиационных и космических услуг, систем качества и
производства, а также проведение сертификации на право управления
предприятиями и организациями авиационной и ракетно-космической
промышленности независимо от формы собственности;
19) выдача лицензий на виды космической деятельности и в
рамках своей компетенции на разработку, производство, утилизацию
военной авиационной техники;
20) организация разработки и выполнения на предприятиях
авиационной и ракетно-космической промышленности мероприятий по
мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации;
21) обеспечение выполнения работ по гарантийному надзору,
промышленной утилизации и уничтожению выводимой из эксплуатации
военной авиационной и ракетно-космической техники, выпускаемой
предприятиями и организациями, находящимися в ведении Агентства;
22) внедрение новых высокоэффективных форм подготовки и
переподготовки кадров в условиях конверсии и структурной
перестройки авиационной и ракетно-космической промышленности;
23) обеспечение промышленной и экологической безопасности на
предприятиях и в организациях, находящихся в ведении Агентства.
4. Российское авиационно-космическое агентство в соответствии
с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие
функции:
1) организует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и организациями системные
исследования по обоснованию основных направлений развития
авиационной и ракетно-космической техники различного назначения и
определению ее тактико-технических характеристик;
2) определяет совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и организациями приоритетные
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и объемы
закупок и поставок космической техники, необходимые для выполнения
федеральной космической программы России и федеральной целевой
программы развития гражданской авиационной техники России,
участвует совместно с Министерством обороны Российской Федерации в
определении приоритетности работ и объемов поставок в целях
выполнения долгосрочной программы создания и использования
авиационной и космической техники военного назначения, боевой
ракетной техники и государственного оборонного заказа;
3) подготавливает на основании федеральной космической
программы России, федеральной целевой программы развития
гражданской авиационной техники России и представляет в
Министерство экономики Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации бюджетную заявку на очередной год;
4) участвует в разработке программы вооружения в части
авиационной и космической техники двойного и военного назначения,
ракетных комплексов стратегического назначения и средств боевого
управления стратегическими ядерными силами;
5) участвует в разработке и реализации международных
договоров Российской Федерации по сокращению и ликвидации
стратегических наступательных вооружений;
6) обеспечивает эксплуатацию объектов космодрома Байконур,
находящихся в ведении Российского авиационно-космического
агентства;
7) участвует в обеспечении безопасности ядерного оружия,
организует выполнение работ по гарантийному и авторскому надзору в
отношении боевой ракетной техники;
8) организует разработку и обеспечивает контроль за
реализацией мер пожарной безопасности на предприятиях, а также на
объектах космодрома Байконур, находящихся в ведении Агентства;
9) осуществляет координацию работы ведомственной охраны
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства;
10) организует и координирует работу по проведению
коммерческих запусков космических аппаратов;
11) издает в пределах своей компетенции методические
рекомендации по вопросам страхования рисков и ответственности при
осуществлении космической деятельности и обеспечивает контроль за
их выполнением;
12) выдает по согласованию с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти технические задания на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
заказчиком которых является Российское авиационно-космическое
агентство;
13) обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти выполнение научно-исследовательских,
экспериментальных и опытно-конструкторских работ в области
космической техники научного и социально-экономического назначения,
производит закупку такой техники и совместно с Министерством
обороны Российской Федерации ее эксплуатацию;
14) финансирует строительство наземных объектов космической
инфраструктуры гражданского назначения и совместно с Министерством
обороны Российской Федерации (при долевом финансировании) -
объектов двойного назначения, а также объектов наземной
экспериментальной базы и объектов предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, в соответствии с федеральной
космической программой России, долгосрочной программой создания и
использования космической техники военного назначения и
государственным оборонным заказом;
15) разрабатывает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации предложения по долевому финансированию
научно-исследовательских, экспериментальных и
опытно-конструкторских работ в области авиационной и
ракетно-космической техники двойного назначения;
16) разрабатывает ежегодно совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и организациями и
утверждает совместно с Министерством обороны Российской Федерации
план запусков космических аппаратов научного и
социально-экономического назначения;
17) вносит по согласованию с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти в Правительство Российской
Федерации предложения о принятии в эксплуатацию космических систем
и комплексов научного и социально-экономического назначения;
18) вносит совместно с Министерством обороны Российской
Федерации в Правительство Российской Федерации предложения о
принятии в эксплуатацию и на вооружение авиационных и космических
систем, комплексов, космических ракетных комплексов двойного
назначения, по которым указанные Агентство и Министерство являются
государственными заказчиками;
19) принимает в эксплуатацию по согласованию с Министерством
обороны Российской Федерации космические средства научного и
социально-экономического назначения (кроме космических систем и
комплексов);
20) обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации создание новых технологий, материалов и
научно-технического задела для разработки перспективных образцов
авиационной и ракетно-космической техники;
21) утверждает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации и по согласованию с другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти в соответствии с
законодательством Российской Федерации нормативно-технические
документы, определяющие порядок разработки, испытаний и
эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники,
обязательные для исполнения предприятиями и организациями,
участвующими в реализации федеральной космической программы России,
долгосрочной программы создания и использования авиационной и
космической техники военного назначения и государственного
оборонного заказа;
22) обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации (на долевой основе), другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти поддержание и развитие
космодромов, центров управления полетами, командно-измерительных
комплексов и иных наземных объектов космической инфраструктуры,
используемых для реализации федеральной космической программы
России, годовых планов запусков и полетов космических аппаратов
различного назначения, испытаний боевой ракетной техники;
23) обеспечивает поддержание и развитие объектов наземной
экспериментальной базы, необходимой для отработки авиационной и
космической техники;
24) разрабатывает предложения по вопросам обеспечения
безопасности, проводит на предприятиях и в организациях,
находящихся в ведении Агентства, единую политику в области защиты
сведений, составляющих государственную тайну, и сохранения
коммерческой тайны;
25) участвует совместно с Министерством обороны Российской
Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в организации работ по использованию
подлежащих сокращению или ликвидации стратегических ракетных систем
для запуска космических аппаратов гражданского назначения;
26) образует по согласованию с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти координационные советы по
направлениям создания авиационной и космической техники в мирных
целях;
27) привлекает внебюджетные финансовые средства для
реализации федеральной космической программы России, федеральной
целевой программы развития гражданской авиационной техники России
и выполнения работ, отнесенных к компетенции Российского
авиационно-космического агентства;
28) заключает в установленном порядке договоры с зарубежными
партнерами на выполнение (в том числе на коммерческой основе)
международных авиационных и космических программ и проектов;
29) взаимодействует с соответствующими органами государств -
участников Содружества Независимых Государств при реализации
Соглашения о совместной деятельности по исследованию и
использованию космического пространства в мирных целях;
30) обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти реализацию международных обязательств
Российской Федерации в области авиационной и космической
деятельности, развитие взаимовыгодного сотрудничества с
организациями иностранных государств;
31) в установленном порядке проводит совместно с Министерством
иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти переговоры о заключении
международных соглашений в области исследования и использования
космического пространства в мирных целях и заключает международные
соглашения с организациями иностранных государств;
32) представляет Российскую Федерацию в Межгосударственном
совете по космосу Содружества Независимых Государств;
33) ведет Регистр космических объектов Российской Федерации,
представляет в ООН информацию о запускаемых Россией космических
аппаратах;
34) участвует в подготовке стандартов, применяемых при
создании и эксплуатации космической техники, а также нормативных
документов по обеспечению требований безопасности при производстве,
испытаниях и эксплуатации гражданской космической техники;
35) информирует общественность о деятельности Агентства,
организует совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти выставки авиационной и ракетно-космической
техники, подготовку и издание научно-технической литературы по
авиации и космонавтике;
36) разрабатывает совместно с Министерством обороны Российской
Федерации, Российской академией наук и заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти проекты законодательных
и иных нормативных правовых актов, регламентирующих исследование и
использование космического пространства;
37) приобретает, арендует, сооружает, реконструирует и
эксплуатирует космическую и иную технику гражданского и двойного
назначения (включая космические аппараты и ракеты-носители), здания
и сооружения, другое имущество, приобретает патенты, лицензии,
ноу-хау;
38) заключает договоры (контракты) на проведение
фундаментальных, научно-исследовательских, экспериментальных,
опытно-конструкторских и технологических работ, работ, связанных с
эксплуатацией авиационной и космической техники, запусками
космических аппаратов, поддержанием и развитием объектов наземной
космической инфраструктуры, экспериментальной базы, с капитальным
строительством и выполнением других задач, возложенных на
Российское авиационно-космическое агентство;
39) представляет Российскую Федерацию в соответствии со своей
компетенцией в международных организациях, действующих в области
исследования и использования космического пространства;
40) осуществляет государственное регулирование и координацию
деятельности предприятий и организаций по исследованию,
разработке, производству и поставкам ракетно-космической техники
различного назначения, а также по оказанию зарубежным организациям
и фирмам услуг в области космической деятельности;
41) участвует совместно с Министерством обороны Российской
Федерации, другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в разработке предложений по обеспечению
обороноспособности Российской Федерации и контроля за выполнением
международных договоров с использованием космических средств;
42) вносит в установленном порядке предложения о кандидатурах
представителей Российской Федерации в органах управления открытых
акционерных обществ;
43) организует и контролирует деятельность предприятий и
организаций, находящихся в ведении Агентства, в области
обеспечения безопасности полетов авиационной техники;
44) координирует деятельность предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, в области обеспечения
безопасности эксплуатации взрывоопасных производств;
45) координирует и регулирует в пределах своей компетенции
внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций,
находящихся в ведении Агентства, по разработке и производству
образцов авиационной и космической техники или ее элементов;
46) участвует в проведении работ по международной
стандартизации космической и авиационной техники;
47) осуществляет разработку в установленном порядке
нормативных правовых актов в области экспериментальной авиации;
48) координирует работу по медицинскому освидетельствованию
летно-испытательного и летно-транспортного персонала
экспериментальной авиации;
49) организует и контролирует деятельность предприятий и
организаций, находящихся в ведении Агентства, в области оказания
услуг по эксплуатации и ремонту авиационной и космической техники,
в том числе за рубежом;
50) разрабатывает и осуществляет техническую политику,
направленную на обеспечение безопасных условий труда на
предприятиях и в организациях, находящихся в ведении Агентства;
51) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
использованием бюджетных средств, кредитов, внебюджетных средств,
а также разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения
по формированию и осуществлению налоговой, финансовой, кредитной,
ценовой политики и по другим вопросам, связанным с
научно-производственной, социальной и хозяйственной деятельностью
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства;
52) участвует в разработке и реализации программы
приватизации, в развитии предпринимательства и конкуренции;
53) организует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти, предприятиями и организациями
маркетинговые исследования, разрабатывает долгосрочные и
краткосрочные прогнозы развития авиационной и ракетно-космической
промышленности;
54) проводит экспертизу и утверждает проекты строительства,
расширения, реконструкции и технического перевооружения
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства;
55) принимает меры по правовой защите объектов
интеллектуальной собственности, а также осуществляет защиту
государственных интересов при решении вопросов использования
указанных объектов, созданных за счет средств федерального бюджета;
56) привлекает на договорной основе экспертов для
консультаций, подготовки и рассмотрения вопросов, касающихся
деятельности Агентства, формирует временные творческие коллективы
и рабочие группы для решения отдельных научно-технических проблем;
57) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти,
предприятий и организаций информацию, необходимую для выполнения
возложенных на Агентство задач;
58) издает в пределах своей компетенции в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, нормативные
правовые акты и осуществляет контроль за их исполнением;
59) создает в установленном порядке территориальные органы и
зарубежные представительства для обеспечения своей деятельности;
60) осуществляет другие функции в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5. Российское авиационно-космическое агентство возглавляет
генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Правительством Российской Федерации.
6. Заместители генерального директора Российского
авиационно-космического агентства назначаются на должность и
освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
Распределение обязанностей между заместителями осуществляется
генеральным директором Агентства.
7. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата
Российского авиационно-космического агентства осуществляется за
счет средств федерального бюджета, предусмотренных на
государственное управление.
8. Генеральный директор Российского авиационно-космического
агентства:
1) руководит деятельностью Агентства;
2) несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Агентство задач, устанавливает степень
ответственности своих заместителей и руководителей структурных
подразделений Агентства за руководство отдельными областями его
деятельности и работу предприятий и организаций, находящихся в
ведении Агентства;
3) утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата Агентства в пределах установленных Правительством
Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, а
также смету расходов на его содержание в пределах ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете на государственное
управление;
4) назначает на должность и освобождает от должности
руководителей структурных подразделений и других работников
центрального аппарата Агентства;
5) решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;
6) назначает на должность и освобождает от должности
руководителей предприятий и организаций, находящихся в ведении
Агентства, в установленном порядке заключает, изменяет и
расторгает контракты с ними, а также утверждает уставы этих
предприятий и организаций;
7) утверждает положения о структурных подразделениях
Агентства;
8) направляет работников Агентства в служебные командировки,
в том числе за пределы Российской Федерации, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
9) издает в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации самостоятельно, а в
необходимых случаях совместно или по согласованию с другими
федеральными органами исполнительной власти приказы и инструкции,
подлежащие обязательному исполнению работниками Агентства, а также
предприятиями и организациями, находящимися в ведении Агентства;
10) учреждает знаки отличия Агентства и награждает ими
работников предприятий и организаций, находящихся в ведении
Агентства, а также иных лиц, принимающих активное участие в
создании авиационной и ракетно-космической техники и работах по
исследованию и использованию космического пространства.
9. В Российском авиационно-космическом агентстве образуется
коллегия в составе генерального директора (председатель коллегии)
и его заместителей, входящих в нее по должности, а также
руководителей структурных подразделений Агентства, ведущих ученых
и специалистов.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности,
утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению
генерального директора Агентства.
10. Коллегия Российского авиационно-космического агентства
рассматривает на своих заседаниях наиболее важные вопросы
обеспечения работ в области исследования и использования
космического пространства, развития авиационной техники,
деятельности Агентства, его структурных подразделений, подбора,
расстановки и подготовки кадров, социально-экономического развития
предприятий и организаций, находящихся в ведении Агентства, а
также другие вопросы, относящиеся к его компетенции.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в
жизнь, как правило, приказами генерального директора Российского
авиационно-космического агентства.
11. При Российском авиационно-космическом агентстве создается
из числа руководящих работников, ученых, конструкторов,
высококвалифицированных специалистов Агентства, Российской
академии наук, Министерства обороны Российской Федерации, других
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а
также предприятий и организаций авиационной и ракетно-космической
промышленности, представителей общественных организаций и
независимых экспертов научно-технический совет, являющийся
коллегиальным совещательным органом.
Состав научно-технического совета и положение о нем
утверждаются генеральным директором Российского
авиационно-космического агентства.
12. Российское авиационно-космическое агентство является
юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный и
иные счета в банковских учреждениях.
__________