Циркулярное письмо Министерства культуры
Российской Федерации от 13 января 2000 г.
N 23-06-32
Управление образовательной и научно-информационной поли-
тики в сфере культуры направляет для информации и использова-
ния в практической работе Приказ Минобразования Российской Фе-
дерации от 14.12.99г. N 1170 "Об утверждении Перечня показате-
лей государственной аккредитации учреждений высшего профессио-
нального образования", а также письма Минобразования от
29.11.99г. N 24-50-1131/10 "О сроках представления документов
на лицензирование образовательных программ высшего и послеву-
зовского профессионального образования" и от 15.12.99г. N
14-51-594ин/12 о решении Всероссийской научно-практической
конференции "Развитие системы тестирования в России".
Начальник Управления В.Ф.Зива
Приложение N 1
к циркулярному письму
Минкультуры России
от 13.01.2000 г. N 23-06-32
Об утверждении Перечня показателей государственной
аккредитации учреждений высшего
профессионального образования
Приказ Минобразования Российской Федерации
от 14.12.99 г. N 1170
На основании Федерального закона "О высшем и послевузовс-
ком профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ и в
соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразова-
ния России от 10.11.99 N 9-99.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемый Перечень показателей государс-
твенной аккредитации учреждений высшего профессионального об-
разования.
2.Ректорам высших учебных заведений в срок до 01.02.2000
представить в Научно-информационный центр государственной акк-
редитации Минобразования России (Наводнову В.Г.) сведения о
деятельности высших учебных заведший в соответствии с письмом
Минобразования России от 04.11.99 N 24-58-1077/11 для дополне-
ния центрального банка данных государственной аккредитации.
3.Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации
(Гуничеву В.Н.), Научно-информационному центру государственной
аккредитации Минобразования России (Наводнову В.Г.):
3. 1. Внести дополнения в центральный банк данных госу-
дарственной аккредитации с учетом сведений, полученных от выс-
ших учебных заведений в срок до 01.04.2000.
3.2. Приступить с 01.04.2000 к подготовке информации о
каждом высшем учебном заведении для рассмотрения на заседании
Аккредитационной коллегии Минобразования России вопроса о его
государственной аккредитации на основании сведений из цент-
рального банка данных государственной аккредитации с учетом
утвержденного Перечня показателей государственной аккредита-
ции.
4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра В.Д. Шадрикова.
Министр В.М. Филиппов
Приложение
к приказу Минобразования России
от 14.12.99 N 1170
Перечень показателей
государственной аккредитации учреждений
высшего профессионального образования
Показатель 1. Докуметально-содержательное обеспечение
учебного процесса
1.1. Профессиональная образовательная программа.
1.2. Учебные планы.
1.3. Программы учебных дисциплин.
Показатель 2. Качество подготовки выпускников
2.1. Результаты защиты выпускных квалификационных работ.
2.2. Результаты дисциплинарных и междисциплинарных педа-
гогических измерений при аттестации вуза.
Показатель 3. Структура подготовки кадров по основным об-
разовательным программам
3.1. Профессиональные образовательные программы (профили
подготовки).
Результаты представляются как перечень профессиональных
образовательных программ, принадлежащих одному из следующих
профилей:
Таблица 1. Профили подготовки
Название профиля Группы направлений
подготовки (специальностей)
Гуманитарные науки и религия 020000,520000
Естественные науки и математика 010000,510000
Культура и искусство 050000,521800, 521900
Компьютерные науки 220000, 552800
Медицинские науки и 040000
здравоохранение
Педагогические науки 030000,540000
Сельское хозяйство 310000,560000
Сервис 230000
Строительство и архитектура 290000,550100
Технический (инженерный) 100000,110000,120000,130000,
140000,170000,180000,190000,
200000,210000,550000
Технологический (промышленное 090000,250000,260000,270000
производство) 280000,340000,
Транспорт и связь 150000,240000,550400
Экономика и управление 060000,521600,522000,522300
Военные специальности 160000
Прочие 070000,080000,300000,320000,
330000
3.2. Контингент студентов (структура по профилям подго-
товки).
Показатель 4. Возможность продолжения образования по ос-
новным образовательным программам
4.1. Аспирантура.
4.1.1. Перечень специальностей аспирантуры.
4.1.2. Количество аспирантов на 100 студентов (приведен-
ного контингента).
4.1.3. Процент аспирантов, окончивших аспирантуру (в те-
чение года после окончания) с защитой диссертации.
4.2. Докторантура.
4.2.1. Перечень специальностей докторантуры.
4.2.2. Количество докторантов.
4.3. Диссертационные советы.
4.3.1. Перечень диссертационных советов, количество расс-
мотренных диссертационных работ.
4.4. Образовательные программы, дополнительные к высшему
профессиональному образованию.
4.4.1. Перечень программ, дополнительных к высшему про-
фессиональному образованию, контингент обучаемых.
Показатель 5. Информационное и библиотечное обеспечение
учебного процесса.
5.1. Источники учебной информации по каждой дисциплине:
достаточность их количества и современность.
5.2. Наличие в библиотеке вуза перечня методических посо-
бий (описаний) каждой из лабораторных работ (с указанием на
каких кафедрах находятся).
5.3. Библиотечное обслуживание обучающихся.
5.3.1. Общее состояние библиотеки (удобство обслуживания
читателей, наличие компьютеризованного справочнобиблиографи-
ческого каталога, доступность и достаточность терминалов для
работы с компьютеризованным каталогом, объем средств, ежегодно
направляемых на обновление библиотечного фонда и т.п.).
5.3.2. Объем библиотечных фондов (учебно-методическая,
научная, периодика и др.).
5.3.3. Количество посадочных мест в студенческих читаль-
ных залах 6и6лиотеки (включая читальные залы в общежитиях).
Показатель 6. Уровень информатизации вуза.
6.1. Общее состояние информатизации вуза (наличие и эф-
фективность программы информатизации вуза; удобство обслужива-
ния пользователей компьютерных классов, доступность и доста-
точность терминалов для работы в INTERNET, эффективность при-
менения вычислительной техники в учебном процессе, научной де-
ятельности и управлении вузом, объем средств, ежегодно на-
правляемых на обновление компьютерной базы и программного обе-
спечения, общее состояние информатизации вуза в целом).
6.2. Общее количество вычислительной техники.
6.2.1. Количество вычислительной техники в вузе.
6.2.1.1. Количество IBM PC-совместимых компьютеров (из
них используемых в учебном процессе, научно-исследовательской
деятельности, управлении вузом, объединенных в локальные сети
и INTERNET, имеющих выход в INTERNET). Указывается соотношение
к приведенному контингенту студентов.
6.2.1.2. Количество современных компьютеров (с процессо-
ром Pentium II и выше). Их использование в научной деятельнос-
ти, подготовке аспирантов и докторантов. Указывается соотноше-
ние современных компьютеров к общему числу аспирантов и докто-
рантов.
6.2.1.3. Количество МАС-совместимых компьютеров (из них
используемых в учебном процессе, научно-исследовательской дея-
тельности, управлении вузом).
Показатель 7. Научные исследования.
7.1. Основные научные направления и научные школы вуза.
7.2. Финансирование научных исследований.
7.2.1. Финансирование фундаментальных исследований.
7.2.2. Финансирование прикладных исследований.
7.2.3. Внешнее финансирование исследований (хоздоговоры,
гранты и т.п.).
Показатель 8. Научно-методическая работа..
8.1. Изданные монографии.
8.2. Изданные учебники и учебные пособия (в том числе с
грифами).
Показатель 9. Качественный состав научно-педагогических
кадров.
9.1. Научно-педагогические кадры с учеными степенями и
званиями.
Указывается процент приведенного штата профессорскопрепо-
давательского состава (ППС) с учеными степенями и званиями.
9.2. Научно-педагогические кадры с ученой степенью докто-
ра наук и/или званием профессора.
Показатель 10. Довузовская подготовка и отбор абитуриен-
тов.
10.1. Профориентационная работа.
10.2. Довузовская подготовка первокурсников.
Показатель 11. Востребованность выпускников (информацион-
ный показатель).
11.1. Выпускники, направленные на работу.
11.2. Заявки на выпускников.
Показатель 12. Социальная структура и поддержка студен-
тов.
12.1. Внеучебная работа со студентами.
12.2. Общежития.
12.3. Пункты общественного питания.
Показатель 13. Материально-техническая база вуза.
13.1. Площади зданий и сооружений (собственная, в опера-
тивном управлении, арендованная): учебно-лабораторная, общежи-
тия, спортзалы и другие крытые спортивные сооружения, оздоро-
вительные комплексы, лагеря и базы отдыха.
13.2. Оборудование (учебно-лабораторное, научное).
Показатель 14. Финансовое состояние (устойчивость) вуза.
14.1. Стоимость основных фондов.
14.2. Структура доходов (бюджет, средства, полученные от
научной деятельности, средства, полученные от образовательных
услуг и др.).
14.3. Структура расходов (на оплату труда на НИР, на при-
обретение оборудования, на информационное и библиотечное обс-
луживание и т.п.).
Показатель 15. Внутривузовский механизм гарантии качества
образования.
15.1. Наличие внутривузовской системы управления качест-
вом образования.
15.2. Эффективность действующей системы управления ка-
чеством образования.
Примечание. При экспертной оценке качественных аккредита-
ционных показателей рекомендуется использовать следующую шка-
лу:
Таблица 2. Многобалльная квалиметрическая шкала
Оценка Описание
0 Информация не представлена.
1 Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.
2 Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.
3 Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне.
Очень много существенных недочетов.
4 Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в
работе.
5 Средняя оценка. Работа ведется на относительно
приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.
6 Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем
уровне. Недостатки несущественны.
7 Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем
уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко
исправимы.
8 Достаточно высокая. Практически полностью соответствует
предъявляемым требованиям.
9 Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требова-
ниям.
10 Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым
требованиям. Рекомендуется использовать для
распространения опыта.
Приложение N 2
к циркулярному письму
Министерства культуры России
от 13.01.2000 г. N 23-06-32
О сроках представления документов на лицензирование
образовательных программ высшего и послевузовского
професионального образования
Циркулярное письмо Министерства образования
Российской Федерации от 29.11.99 г. N 24-50-1131/10
Минобразованием России (ранее Госкомвузом России) уста-
новлены сроки представления документов на введение и лицензи-
рование новых программ высшего и послевузовского профессио-
нального образования в образовательных учреждениях и научных
организациях с 1 сентября по 1 января каждого учебного года
(инструктивное письмо Госкомвуза России от 21.12.94 N 30 "О
порядке введения и лицензирования новых образовательных про-
фессиональных программ высшего образования" (Бюллетень Госком-
вуза России 1995. N 2), письмо Госкомвуза России от 20.02.96 N
16-34-041/18 "О порядке введения и лицензирования магистерских
образовательных профессиональных программ", инструктивное
письмо Минобразования России от 12.01.98 N 1 "О порядке лицен-
зирования образовательных учреждений и организаций по новым
для них образовательным программам послевузовского профессио-
нального образования (Бюллетень Минобразования России 1999, N
2).
Вместе с тем Минобразование России еще раз отмечает, что
эти сроки продолжают нарушаться. В 1999 году документы посту-
пали в Министерство в течение января-марта. Отдельные заявле-
ния поступали вплоть до июня.
Анализ причин, вызывающих нарушение сроков представления
документов, показывает, что главными из них являются:
позднее принятие решения вузами и научными организациями
о введении и лицензировании новых специальностей;
для программ высшего профессионального образования - на-
рушение учебно-методическими объединениями вузов России (УМО)
сроков рассмотрения документов вузов об их подготовленности к
реализации открываемых направлений (специальностей).
Согласно распоряжению Минобразования России от 14.04.99 N
398-14 "О сроках рассмотрения документов в Учебно-методических
объединениях" срок подготовки заключения УМО не должен превы-
шать 60 дней, включая время, необходимое для подготовки и
оформления соответствующего решения Президиума или Совета УМО.
Следует также отметить, что не все УМО готовят заключения
о подготовленности вузов к реализации открываемых направлений
(специальностей) по форме, установленной письмом Минобразова-
ния России от 07.10.97 N 06-58-70ин/25-060, что вызывает зат-
руднения при решении вопроса о возможности лицензирования той
или иной программы.
Министерство обращает внимание ректоров вузов, руководи-
телей научных организаций и председателей учебнометодических
объединений на необходимость строгого соблюдения установленных
сроков представления в Министерство материалов для лицензиро-
вания образовательных программ высшего и послевузовского
профессионального образования.
В.Д.Шадриков
Приложение N 3
к циркулярному письму
Минкультуры России
от 13.01.2000 N 23-06-32
Циркулярное письмо Минобразования России
от 15.12.99 N 14-51-594 ин.12
Направляем для практического использования решение Все-
российской научно-практической конференции "Развитие системы
тестирования в России", которая состоялась в г. Москве 25 - 26
ноября 1999 г. на базе Центра тестирование выпускников общеоб-
разовательных учреждений Российской Федерации Московского пе-
дагогического государственного университета.
Начальник Управления,
заместитель председателя
оргкомитета конференции Г.К.Шестаков
РЕШЕНИЕ
Всероссийской научно-практической конференции
"Развитие системы тестирования в России"
г. Москва 25-26 ноября 1999 г.
Во исполнение приказа Минобразования России от 30.09.99 N
428 Министерством образования Российской Федерации и Центром
тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Рос-
сийской Федерации (далее - Центр тестирования) Московского пе-
дагогического государственного университета (MПГУ) в период с
25 по 26 ноября 1999 года проведена Всероссийская научнопрак-
тическая конференция "Развитие системы тестирования в России".
В конференции приняли участие 200 человек: представители
более 120 образовательных учреждений России, органов управле-
ния образованием субъектов Российской Федерации, а также
представители вузов Республики Беларусь и Республики Украина.
Большинство участников конференции представляли коллективы,
внесшие существенный вклад в разработку научно-методических и
организационных основ тестирования и образовании.
На конференции заслушаны и обсуждены 55 докладов и выс-
туплений участников по научно-методическим и практическим
проблемам развития системы тестирования.
Первоочередной задачей создания системы тестирования в
образовании является разработка концептуально-методологических
основ централизованного тестирования, определяющих его роль и
,%ab. в системе непрерывного общего и профессионального обра-
зования в России. Участники конференции отмечают ее актуаль-
ность в связи с возрастающей ролью централизованного тестиро-
вания в образовательном пространстве России.
Заслушав и обсудив доклады и сообщения, участники конфе-
ренции констатируют, что:
1. Следует одобрить в целом "Основные положения концепции
централизованного тестирования в системе непрерывного общего и
профессионального образования". В настоящее время имеется дос-
таточно согласованное понимание целей и задач централизованно-
го тестирования, его роли как важнейшего элемента в общей сис-
теме оценки учебных достижений обучающихся.
2. Эффективность функционирования централизованного тес-
тирования может быть обеспечена лишь при условии профессио-
нального подхода к процессам разработки и применения тестов,
внедрения современных компьютерных технологий.
3. Мировой опыт показывает, что к организациям, которым
доверено проведение массового тестирования в образовании,
должны предъявляться специальные требования, касающиеся уровня
компетентности персонала и материально-технической оснащеннос-
ти. Соответствующим научно обоснованным требованиям должны
удовлетворять используемые тестовые материалы и программноинс-
трументальное обеспечение процессов создания и применения тес-
тов.
4. В настоящее время в ряде регионов России существуют
организации и преподавательские коллективы, накопившие пози-
тивный опыт создания и использования педагогических тестов. В
этой связи Центру тестирования необходимо принять меры по ин-
теграции усилий подобных коллективов с целью повышения таким
путем качества своей работы.
5. Одним из важнейших условий развития системы тестирова-
ния в России является создание необходимой нормативно-правовой
среды, отсутствие которой на настоящий момент существенно тор-
мозит, если не блокирует полностью, позитивные изменения в
складывающейся сети централизованного тестирования.
6. Центр тестирования играет ведущую роль в становлении
системы централизованного тестирования и российском образова-
нии, 1999 год характеризуется его существенным продвижением по
пути методического обеспечения процессов создания и применения
тестов.
Принимая во внимание вышесказанное, участники конференции
считают возможным рекомендовать:
1. Минобразованию России:
определить правовой статус Центра тестирования и его дея-
тельности в регионах с целью формирования нормативно-правовых
основ функционирования системы централизованного тестирования;
разработать систему лицензирования, аттестации и аккреди-
тации организаций, занимающихся массовым тестированием в сфере
образования;
разработать систему повышения квалификации сотрудников
организаций, занимающихся массовым тестированием в сфере обра-
зования с учетом требований педагогической, тестологической и
компьютерной грамотности;
предусмотреть приоритетное финансирование поисковых работ
по созданию тестовых средств и технологий оценки качества под-
готовки обучающихся в рамках Программы "Научное, научнометоди-
ческое, материально-техническое и информационное обеспечение
системы образования";
ускорить работы по созданию системы сертификации педаго-
гических тестовых материалов;
предусмотреть ежегодное проведение всероссийских конфе-
ренций по проблемам развития тестирования в России;
организовать постоянно функционирующий семинар по пробле-
мам тестового контроля для сотрудников органов управления об-
разованием различного уровня;
содействовать созданию и укреплению региональных и специ-
ализированных центров тестирования, аккредитованных Минобразо-
ванием России.
2. Московскому педагогическому государственному универси-
тету:
содействовать созданию необходимой материально-техничес-
кой оснащенности деятельности Центра тестирования.
3. Центру тестирования выпускников общеобразовательных
учреждений Российской Федерации:
развивать практику взаимодействия Центра тестирования с
Департаментом общего среднего образования Минобразования Рос-
сии, Институтом общего среднего образования РАО, Исследова-
тельским центром проблем качества подготовки специалистов, Ла-
бораторией аттестационных технологий МИП-КРО, Центром тестиро-
вания МГУ, сложившуюся в процессе создания аттестационных тес-
тов для выпускников общеобразовательных учреждений;
способствовать интеграции положительного опыта коллекти-
вов, имеющих позитивный опыт в сфере разработки педагогических
тестов;
продолжить развитие и совершенствование научнометодичес-
кого обеспечения процессов создания и применения тестов;
обеспечить секретность при проведении централизованного
тестирования;
активизировать научно-методические работы по созданию
единого банка тестовых заданий с участием представителей реги-
онов;
организовать обучение методике проведения тестирования
всех сотрудников, принимающих участие в централизованном тес-
тировании в различных регионах, с учетом психолого-педагоги-
ческих аспектов тестирования;
организовать стажировки сотрудников Центра тестирования и
представителей регионов в крупнейших зарубежных тестовых служ-
бах и научных центрах, занимающихся исследованиями в области
педагогических измерений;
продолжать подготовку и издание серии работ научного и
методического характера, освещающих достижения Центра тестиро-
вания.
4. Образовательным учреждениям:
предусмотреть поддержку и стимулирование активности пре-
подавательского состава в области научно-методических работ по
проблемам педагогических измерений, а так же непрерывное повы-
шение квалификации преподавателей в этой области;
организовать психолого-педагогическую подготовку обучаю-
щихся к проведению тестирования.