П Р И К А З
Федеральной службы воздушного транспорта России
от 6 мая 2000 г. N 121
Об утверждении и введении в действие Федеральных
авиационных правил "Сертификационные требования
к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую
деятельность по аэродромному обеспечению
полетов воздушных судов"
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
31 августа 2000 г. Регистрационный N 2369
В соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 12, ст. 1383), Законом Российской Федерации "О сертификации
продукции и услуг" от 10.06.93 г. N 5151-I (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4) и во
исполнение Положения о Системе сертификации на воздушном транспорте
Российской Федерации (утверждено Министерством транспорта
Российской Федерации 19.07.95 г. N ССВТ 01-95<1>) приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Федеральные авиационные
правила "Сертификационные требования к юридическим лицам,
осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному
обеспечению полетов воздушных судов".
2. Статс-секретарю - заместителю директора ФСВТ России
К.К.Руппелю направить настоящий приказ на государственную
регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
____________
<1> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 15.02.96 г., регистрационный N 1031
____________
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО АЭРОДРОМНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Утверждены и введены в действие приказом ФСВТ России
от 6 мая 2000 г. N 121
1. Общие положения
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной
сертификации организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность
по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на
внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации
(далее - Правила), разработаны в соответствии с действующими и
нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности
полетов, Системы сертификации на воздушном транспорте Российской
Федерации (далее - ССВТ).
1.2. Обязательная сертификация в области по аэродромному
обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и
международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в
целях:
- создания условий для эффективной деятельности воздушного
транспорта Российской Федерации;
- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов
воздушных судов и авиационной безопасности;
- защиты интересов пассажиров при пользовании услугами
воздушного транспорта.
1.3. Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению
полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных
воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:
- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных
покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного
поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;
- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на
перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях,
действующих на аэродроме; внесение изменений в документы
аэронавигационной информации;
- согласование и контроль за строительством объектов на
аэродроме и приаэродромной территории;
- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в
эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление
контроля за их техническим состоянием;
- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных
происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе
аварийно-спасательной команды аэропорта;
- орнитологическое обеспечение;
- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных
организаций на аэродроме;
- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по
эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту
искусственных покрытий;
- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта
работников, хозяйственных и иных грузов;
- обеспечение спецмашинами работ по организации
аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов,
расследованию авиационных и транспортных происшествий;
- организацию технической эксплуатации и ремонта
спецтранспорта согласно требованиям инструкций
предприятий-изготовителей;
- обеспечение подготовки и аттестации водителей и
руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению
правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;
- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;
- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств
механизации, технологического оборудования.
1.4. Правила содержат сертификационные требования, которые
предъявляются к организациям, желающим осуществлять или
осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов
гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных
линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и
ведомственной принадлежности (далее - Заявитель).
1.5. Сертификация полностью проводится аккредитованными в
установленном порядке Органом по сертификации аэропортов (далее -
ОСА) и региональными органами по сертификации Системы сертификации
на воздушном транспорте Российской Федерации на соответствие
настоящим требованиям.
1.6. Действие Сертификата соответствия может быть
приостановлено, а равно в его действие могут быть внесены изменения
Органом, выдавшим этот документ, в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими
Правилами.
1.7. Действие Сертификата соответствия может быть отменено
решением выдавшего его Органа по сертификации в порядке,
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и
настоящими Федеральными авиационными правилами.
1.8. Проведение обязательной сертификации деятельности по
аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на
внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации
осуществляется возмездно.
1.9. Осуществление деятельности по аэродромному обеспечению
полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных
воздушных линиях Российской Федерации без Сертификата соответствия
или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не
допускается.
1.10. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам,
осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному
обеспечению полетов гражданских воздушных судов, кроме уже
указанных, используются следующие термины, определения и
сокращения:
- Аэродром - участок земли или поверхности воды с
расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием,
предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных
судов.
- Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром,
аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и
отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и
имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный
персонал и других работников.
- Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема
и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные
перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный,
санитарно-карантинный и иной контроль.
- Деятельность, осуществляемая юридическими лицами по
обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их
технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными
материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и
грузов, далее по тексту - "аэропортовая деятельность".
- Комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в
постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления
и стоянки воздушных судов, далее по тексту - "аэродромное
обеспечение".
- Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам
Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации
для подтверждения соответствия сертифицированного юридического лица
установленным требованиям.
1.11. Сертификация организаций-заявителей проводится с
применением процедур, утвержденных в установленном порядке.
2. Требования, предъявляемые к Заявителю
2.1. Требования к организационной структуре
2.1.1. Для осуществления аэропортовой деятельности по
аэродромному обеспечению полетов Заявитель должен иметь в своей
структуре аэродромную службу и службу спецтранспорта.
Состав и название указанных служб могут изменяться в
зависимости от организационной структуры аэропорта Заявителя.
2.1.2. Статус, организация и управление функциональной
деятельностью служб, осуществляющих аэродромное обеспечение
полетов, должны быть определены:
уставом и другими документами, предусмотренными для
юридического лица;
организационной структурой Заявителя, утвержденной в
установленном порядке;
положениями о службах, утвержденными в установленном порядке;
штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке.
2.1.3. Положения о службах должны содержать:
общие положения, отражающие статус, назначение и подчиненность
службы в соответствии с уставом и организационной структурой
Заявителя;
функции службы, включающие перечень работ, выполняемых службой
в соответствии с возложенными на нее задачами;
нормативные и правовые документы, регламентирующие
деятельность службы;
структуру службы, в которой должны быть указаны все
подразделения, входящие в состав службы, их подчиненность и
функциональное назначение.
2.1.4. Структура подразделений Заявителя, занимающихся
аэродромным обеспечением, должна состоять из администрации,
эксплуатационных участков, где группируются по технологическим
признакам персонал и спецмашины, ремонтной мастерской для
проведения технического обслуживания и ремонта спецмашин.
Ремонтная мастерская должна состоять из ремонтных участков,
которые должны быть оснащены оборудованием в соответствии с
технологическим процессом технического обслуживания и ремонта
спецмашин.
2.2. Требования к функциональной деятельности
2.2.1. Функциональная деятельность Заявителя должна
осуществляться согласно утвержденному руководителем Заявителя плану
мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома, табеля выделения
спецмашин и механизмов, разрабатываемого с учетом объема
выполняемых работ, который должен составляться два раза в год на
осенне-зимний период и весенне-летний период.
2.2.2. План мероприятий должен включать:
объемы работ на планируемый период;
способы и сроки выполнения работ;
расчетные значения потребной численности личного состава на
планируемый объем работ;
расчетные значения количества машин и механизмов, материалов и
топлива для содержания и ремонта летного поля.
2.2.3. Обеспечение спецмашинами других служб (подразделений)
Заявителя должно производиться согласно плану распределения (табеля
выделения), разрабатываемого с учетом объема выполняемых работ и
утвержденного его руководителем. Выделение спецмашин для
хозяйственных нужд должно осуществляться на основании заявок
соответствующих служб.
2.2.4. Заявитель должен иметь на текущий год план подготовки к
осенне-зимнему периоду (весенне-летнему периоду), который должен
утверждаться руководителем Заявителя и содержать перечень
планируемых мероприятий, сроки их выполнения, ответственных лиц и
отметку о выполнении мероприятий.
2.2.5. Для учета производственной деятельности подразделения
Заявителя должны иметь:
журнал учета и контроля выполняемых работ;
журнал выхода спецмашин на линию;
журнал учета наработки (пробега) спецмашин.
2.2.6. Заявитель должен иметь утвержденный руководителем
организации документ о фактических данных элементов летного поля с
указанием типа, размеров и очередности очистки элементов аэродрома,
внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади.
2.2.7. Заявитель должен иметь альбом технологических карт
выполнения работ по эксплуатационному содержанию и
восстановительному ремонту аэродромных покрытий, содержащих
информацию по используемым методам и средствам.
2.2.8. Технология работы по аэродромному обеспечению полетов
должна соответствовать положениям руководства по организации работы
и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов и руководству по
эксплуатации гражданских аэродромов.
2.2.9. Для выполнения работ по эксплуатационному содержанию и
восстановительному ремонту искусственных покрытий допускается
использование только сертифицированных материалов.
2.2.10. В службах, осуществляющих аэродромное обеспечение
полетов, должна быть отработана схема взаимодействия
эксплуатационных участков, ремонтной мастерской, персонала между
собой.
2.2.11. Взаимодействие служб Заявителя с другими службами
аэропорта должно осуществляться в соответствии с утвержденной
руководителем аэропорта технологией взаимодействия аэродромной
службы со службой движения и другими наземными службами,
обеспечивающими полеты (далее - технология взаимодействия).
На аэродромах совместного базирования технология
взаимодействия утверждается совместно руководителями секторов
гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации.
Изменения и дополнения в технологию взаимодействия в
соответствии с требованиями руководства по эксплуатации гражданских
аэродромов вносятся до 1 октября каждого года и утверждаются
приказом по аэропорту.
2.2.12. Управление производственной деятельностью и схема
взаимодействия служб, осуществляющих аэродромное обеспечение
полетов, между собой и с другими службами должны обеспечивать
выполнение основных правил безопасности и регулярности полетов
воздушных судов, исключать случаи повреждения воздушных судов на
земле при техническом обслуживании воздушных судов,
эксплуатационном содержании аэродрома, выполнении транспортных
работ в аэропорту.
2.2.13. Технология взаимодействия должна содержать:
указание должностного лица, определяющего готовность аэродрома
к полетам, разрешающего и запрещающего прием и выпуск воздушных
судов;
требования к проведению работ на летном поле;
требования при выезде транспортных средств на летные полосы,
рулежные дорожки и другие рабочие площади;
требования при выполнении работ на аэродроме сторонними
организациями;
обязанности ответственных должностных лиц, обеспечивающих
выполнение полетов, до начала проведения работ, в процессе
выполнения работ, после выполнения работ на летном поле;
требования при замере коэффициента сцепления;
инструкцию по ведению журнала учета состояния летного поля;
позывные абонентов;
позывные аэродромных машин, назначаемые в соответствии с их
типом и гаражным номером;
фразеология радиообмена между абонентами и аэродромной
службой;
порядок вызова и ответа на вызов;
действия при отказе радиосвязи.
2.2.14. Выбор метода организации работы водителей
осуществляется в зависимости от конкретных условий, характера и
объемов работы аэропорта.
2.2.15. Организация работы спецмашин при эксплуатационном
содержании аэродрома должна соответствовать требованиям руководства
по эксплуатации гражданских аэродромов, технологических карт
проведения работ.
2.2.16. Организация движения спецтранспорта и средств
механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц,
ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при
обслуживании воздушных судов, должны соответствовать требованиям
руководства по организации работы и обслуживанию спецавторанспорта
аэропортов.
2.2.17. Должна быть разработана схема расстановки и
организация движения воздушных судов, спецтранспорта и средств
механизации на аэродроме.
2.2.18. Распоряжением начальника соответствующей службы
Заявителя должны быть установлены Правила внутреннего распорядка,
которые определяют порядок:
обеспечения сохранности спецмашин, зданий, оборудования и
имущества;
допуска личного состава на территорию службы и к стоянкам
спецмашин;
выезда на линию и возвращения спецмашин;
организации работы на летном поле, в ремонтно-профилактической
зоне и складах;
вывод личного состава и спецмашин с территории службы в случае
стихийных бедствий.
2.2.19. В службах должны быть организованы контроль и
регистрация выхода спецмашин на линию.
2.3. Требования к наличию зданий и сооружений
2.3.1. Для выполнения производственной деятельности,
удовлетворения собственных хозяйственных нужд Заявителя должно быть
обеспечено необходимыми производственными площадями и должно иметь
в пользовании на весь срок сертифицируемой деятельности:
административно-бытовыми зданиями;
производственными помещениями для проведения технического
обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;
закрытыми складами для хранения запасных частей, химического
реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для
эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта
аэродромных покрытий;
открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и
приготовления материалов для содержания и текущего ремонта
аэродромных покрытий;
закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;
зоной консервации;
контрольно-пропускным пунктом;
площадкой для установки емкостей отработавших нефтепродуктов;
пунктом чистки и мойки техники;
площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;
очистными сооружениями;
автозаправочной станцией;
площадкой для мусоросборников.
2.3.2. Здания и сооружения должны быть оборудованы в
соответствии со следующими требованиями:
2.3.2.1. Административно-бытовое здание должно включать в себя
следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:
рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных
лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности Заявителя,
оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;
комнаты разборов и технической учебы, оснащенные
соответствующими стендами, схемами и плакатами;
комнаты отдыха рабочего состава и водителей
спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;
санитарно-бытовые помещения.
2.3.2.2. Производственные помещения для проведения
технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть
оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными
частями, также иметь помещение для их хранения.
2.3.2.3. Складские помещения должны обеспечивать сохранность
запасных частей, материалов, инвентаря.
Склад для химического реагента должен быть сухим,
неотапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при
необходимости - дробления химического реагента и его загрузку в
распределитель.
Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать
максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон.
Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и
растворителей должны иметь вентиляцию и отвечать требованиям
пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с
техническими условиями на них.
Помещение для травосмесей должно обеспечивать их хранение с
соответствующей температурой и влажностью для данных семян.
2.3.2.4. Площадки для хранения строительных материалов и
приготовления материалов должны быть оснащены оборудованием для
дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего
ремонта аэродромных покрытий.
2.3.2.5. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта должны
иметь твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку.
Должны быть установлены указатели проездов и проходов. Зоны,
опасные для движения, должны быть ограждены или их границы
обозначены предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так
и в ночное время.
2.4. Требования к наличию спецавтотранспорта и средств
механизации
2.4.1. Заявитель должен быть оснащен спецавтотранспортом и
средствами механизации в соответствии с функциональной
деятельностью.
2.4.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой
спецавтотранспорта и средств механизации:
для зимнего содержания аэродрома
роторные снегоочистители;
тепловые и ветровые машины;
комбинированные (универсальные) с плужным, щеточным и
поливо-моечным оборудованием;
машины для очистки от снега посадочных огней;
машины для распределения химреагентов;
пескоразбрасыватели;
оборудование для определения коэффициента сцепления;
аэродромные передвижные электроагрегаты;
для летнего содержания аэродрома и восстановительного
ремонта искусственных покрытий
поливомоечные машины;
тракторы с косилками;
маркировочные машины;
электромагнитные очистители;
разбрасыватели минеральных удобрений;
катки самоходные (прицепные) для уплотнения грунтовой части
летного поля;
оборудование для очистки и заливки швов;
оборудование для восстановления дефектных участков покрытия;
для обеспечения хозяйственной деятельности
автогрейдеры (прицепные грейдеры);
бульдозеры;
экскаваторы;
автокраны;
тракторы вспомогательные;
автосамосвалы;
грузовые и легковые автомобили;
автобусы.
2.4.3. Спецавтотранспорт, допускаемый к эксплуатации на
аэродроме и за его пределами, должен состоять на учете в
соответствующих государственных органах.
2.4.4. Наружная поверхность машин и самоходных механизмов,
работающих на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с
установленными ГОСТами.
2.4.5. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные
дорожки, в соответствии с руководством по организации работы и
обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов, должны быть оборудованы
габаритными и проблесковыми огнями, радиостанцией внутри
аэропортовой связи, буксировочным устройством, средствами
пожаротушения.
2.4.6. Спецавтотранспорт и средства механизации, работающие в
аэропорту, должны быть сертифицированы или приняты на оснащение в
гражданской авиации.
2.5. Требования к наличию материалов для эксплуатационного
содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных
покрытий аэродрома
2.5.1. Заявитель должен иметь необходимый запас материалов для
эксплуатационного содержания и проведения восстановительного
ремонта искусственных покрытий.
2.5.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой
материалов для эксплуатационного содержания и проведения
восстановительного ремонта искусственных покрытий:
эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных
покрытий;
эмали для маркировки переносных маркировочных знаков;
мастики для герметизации швов;
антигололедные реагенты;
быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного
ремонта искусственных покрытий.
2.6. Требования к квалификации персонала
2.6.1. Заявитель должен иметь квалифицированный персонал в
количестве, необходимом для выполнения функций по аэродромному
обеспечению полетов.
2.6.2. На каждого сотрудника службы Заявителя должна быть
разработана должностная инструкция с учетом возложенных на него
функций, утвержденная руководителем (заместителем руководителя)
Заявителя. Должностные инструкции должны отражать основные
обязанности и квалификационные требования к персоналу,
рекомендованные квалификационным справочником, утвержденным в
установленном порядке:
наличие высшего или среднего специального образования;
наличие необходимых квалификационных документов,
удостоверений, дипломов, свидетельств, дающих право осуществлять
деятельность по аэродромному обеспечению полетов;
знание правовой и нормативно-технической документации;
наличие опыта работы по сертифицируемой деятельности.
2.6.3. Обеспечение подготовки (переподготовки, технической
учебы, переучивания) сотрудников должно осуществляться в
соответствии с утвержденным руководителем организации Заявителя
планом на календарный год.
2.6.4. Допуск к работе персонала должен быть оформлен приказом
руководителя организации Заявителя.
2.7. Требования к метрологическому обеспечению Заявителя
2.7.1. Метрологический контроль и поверка средств измерений и
контрольно-измерительных приборов, имеющихся у Заявителя, в том
числе на транспортных средствах и механизмах, должны производиться
только в организациях (подразделениях), имеющих соответствующие
разрешения на выполнение этих работ.
2.7.2. У Заявителя должен быть соответствующий документ,
устанавливающий права, обязанности и ответственность Заявителя и
метрологического органа по вопросам контроля и поверки средств
измерений и контрольно-измерительных приборов.
2.7.3. Для практического осуществления мероприятий и
проведения работ по метрологическому обеспечению распоряжением
руководителя Заявителя назначаются лица, ответственные за
метрологическое измерение, из числа квалифицированных специалистов,
прошедших курс обучения в области метрологии.
2.7.4. В своей деятельности лица, ответственные за
метрологическое обеспечение, должны руководствоваться
соответствующими нормативными актами.
2.8. Требования к наличию нормативной правовой и справочной
документации
2.8.1. В своей деятельности Заявитель должен руководствоваться
и иметь у себя в наличии нормативные, правовые и
организационно-распорядительные документы или выписки из них, в
части, касающейся деятельности по аэродромному обеспечению полетов,
в соответствии с перечнем, установленным руководящим органом ССВТ.
_____________