ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 1 июня 2000 г. N 426
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 02.02.2006 г. N 60
Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 29.04.2002 г. N 284)
В соответствии с Федеральным законом
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-гигиеническом
мониторинге.
2. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 29.04.2002 г. N 284)
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать
с участием органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
мероприятия по социально-гигиеническому мониторингу, предусмотрев
осуществление их финансирования за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября
1994 г. N 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом
мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1994, N 25, ст. 2711);
пункт 4 изменений, которые вносятся в некоторые решения
Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений
Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся
Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2000 г.
N 426
П О Л О Ж Е Н И Е
о социально-гигиеническом мониторинге
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок
проведения социально-гигиенического мониторинга и формирования
федерального информационного фонда данных социально-гигиенического
мониторинга.
2. Социально-гигиенический мониторинг - государственная
система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья
населения и среды обитания человека, а также определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется -
мониторинг).
3. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне
субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований
на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке
нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также
методических материалов.
5. Федеральный информационный фонд данных
социально-гигиенического мониторинга (далее именуется - федеральный
информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии
здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на
основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных
правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза
и определения причинно-следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека
на основе системного анализа и оценки риска для здоровья
населения;
в) обеспечение межведомственной координации деятельности по
ведению мониторинга в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выработки
предложений для принятия решений федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
а) за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания
человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные,
паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук,
инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные
излучения), социальными (питание, водоснабжение, условия быта,
труда и отдыха) и иными факторами (ведется органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации);
б) за природно-климатическими факторами, источниками
антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том
числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву
(ведется Федеральной службой России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской
Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по
статистике и подведомственными им организациями);
в) за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами
исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный
контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями
радиационного контроля);
г) за факторами социальной среды человека (ведется
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике,
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и подведомственными им организациями);
д) за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется
Министерством труда и социального развития Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике,
Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и подведомственными им организациями в рамках
всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы);
е) за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых
продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации, государственной ветеринарной службы Российской
Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими
государственный надзор в области стандартизации и сертификации).
8. Проведение мониторинга осуществляется путем:
а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием
среды обитания человека;
б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных
наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания
человека;
в) использования всех информационных баз данных о состоянии
здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся
структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов
исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта,
обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции,
налоговой полиции, осуществляющими государственный
санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на
железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, на объектах обороны и оборонного
производства и иного специального назначения.
9. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на
человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды
обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по
предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды
обитания человека на здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер, направленных на
охрану здоровья населения и среды обитания человека;
д) информирование государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций независимо от их
организационно-правовой формы, а также граждан о результатах,
полученных в ходе мониторинга.
Порядок проведения мониторинга
10. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне
субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований
осуществляется органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно
с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
11. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации совместно с органами местного
самоуправления и организациями осуществляют:
а) сбор, хранение, первичную обработку, оценку информации,
полученной в ходе мониторинга, и передачу ее в центры
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах
Российской Федерации;
б) подготовку предложений для органов местного самоуправления
по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения в городских и сельских поселениях.
12. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и на
транспорте (водном, воздушном) совместно с уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
организациями осуществляют:
а) ведение баз данных мониторинга на уровне субъектов
Российской Федерации и на транспорте;
б) проведение анализа полученных данных, выявление
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и
факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики
наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на
транспорте;
в) подготовку предложений для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления
факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их
устранения;
г) передачу информации в федеральный информационный фонд.
13. Министерство здравоохранения Российской Федерации
осуществляет:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) единое методическое обеспечение мониторинга в Российской
Федерации;
в) подготовку предложений для федеральных органов
исполнительной власти по реализации мер, направленных на охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
г) совершенствование единых технологий приема и передачи
данных по информационным каналам связи для формирования
федерального информационного фонда.
14. Структура, объем и периодичность представления данных,
полученных в ходе мониторинга, в федеральный информационный фонд
определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
15. Представление в федеральный информационный фонд данных,
полученных в ходе мониторинга, обмен ими между органами
исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими
в его проведении, осуществляются на безвозмездной основе.
__________