ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О "круглом столе" на тему "О состоянии борьбы с
преступностью и мерах по укреплению правопорядка
и законности в Российской Федерации"
Рассмотрев рекомендации по результатам "круглого стола" на
тему "О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению
правопорядка и законности в Российской Федерации", Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Одобрить положения и выводы, изложенные в рекомендациях по
результатам "круглого стола" на тему "О состоянии борьбы с
преступностью и мерах по укреплению правопорядка и законности в
Российской Федерации" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру
Российской Федерации, законодательные (представительные) и
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ
Москва
26 июля 2000 года
N 231-СФ
____________
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 июля 2000 года
N 231-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам "круглого стола" на тему "О состоянии борьбы с
преступностью и мерах по укреплению законности и правопорядка в
Российской Федерации"
Заслушав и обсудив сообщения руководителей федеральных
правоохранительных органов на тему "О состоянии борьбы с
преступностью и мерах по укреплению правопорядка и законности в
Российской Федерации", а также обменявшись мнениями по обсуждаемому
вопросу, участники "круглого стола" отмечают следующее.
Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти
и правоохранительными органами, добиться в 1999 году существенных
сдвигов в укреплении правопорядка и законности в стране не удалось,
криминогенная обстановка продолжала обостряться. И в 2000 году
положение с преступностью не улучшается.
В 1999 году количество зарегистрированных преступлений
превысило трехмиллионный рубеж и по сравнению с 1998 годом
увеличилось на 16,3 процента.
В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и
особо тяжкие преступления (их доля составляет 61,6 процента).
Возросло число убийств, в том числе заказных, похищений граждан,
захватов заложников и других опасных преступлений против личности.
Повысились организованность, профессионализм и вооруженность
преступников, усилились их жестокость и агрессивность. В общем
количестве преступлений увеличилась доля хищений оружия и
боеприпасов. На этом фоне растет прямое противодействие
преступников правоохранительным органам. За год от преступных
посягательств погибло около 400 работников правоохранительных
органов и свыше 700 работников получили телесные повреждения.
Среди совершивших преступления увеличилось почти на 20
процентов количество лиц, не имеющих постоянного источника дохода,
и более чем на 12 процентов - количество ранее судимых лиц.
Тревогу вызывает изменение числа преступлений, совершенных
группой лиц или лицами в составе организованных преступных групп.
Эти показатели увеличились соответственно на 20,5 процента и 14,5
процента.
Определяющее воздействие на углубление кризиса оказывает
организованная преступность, укрепляющая свои позиции в органах
государственной власти. Ничто так не подрывает авторитет власти и
доверие к ней граждан, не отравляет моральный климат в обществе и
не разрушает государственность, как откровенное и беззастенчивое
использование чиновниками и руководителями различных рангов своего
служебного положения в корыстных интересах. Так, в 1999 году
выявлено на 12,7 процента больше подобных преступлений по сравнению
с 1998 годом. При этом количество пресеченных фактов взяточничества
возросло на 18,3 процента. Сегодня эти явления превращаются в
угрозу для национальной безопасности страны и существования самого
российского государства.
Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономической
деятельности. Расширяются интересы криминальных структур в
кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на рынке ценных
бумаг. Растет количество противоправных сделок по вывозу сырьевых,
энергетических и других ресурсов за рубеж. Ежегодное число
выявленных преступлений экономической направленности возрастает на
17-20 процентов. По экспертным оценкам, организованными преступными
группировками контролируется до 50 процентов частных предприятий и
до 60 процентов государственных предприятий. Продолжается отток
отечественных капиталов за рубеж, он составляет ежемесячно от 1 до
1,5 млрд. долларов США.
Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики
(прежде всего в вопросах собственности) по-прежнему проводится без
разработки адекватного механизма защиты государства и
добросовестного предпринимательства от противоправных
посягательств.
Серьезную тревогу вызывает все больший рост числа
преступлений, связанных с доставкой, распространением и хранением
наркотиков. Эти показатели возросли по сравнению с 1998 годом на
13,8 процента.
Продолжает оставаться высоким уровень преступности среди
несовершеннолетних. Отмечается значительное "омоложение"
преступности - средний возраст правонарушителей составляет 14-15
лет. В последние годы все чаще подростковая преступность носит
групповой характер с признаками организованности и особой
жестокости. Ежегодно до 100 тысяч подростков и более совершают
общественно опасные деяния, не достигнув возраста, с которого
наступает уголовная ответственность.
Обострение криминогенной обстановки связано как с отсутствием
на деле единого правового пространства, так и с многочисленными
нарушениями законности, в том числе допускаемыми в ходе
расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел.
Во многих регионах России органами государственной власти
принимаются правовые акты, противоречащие Конституции Российской
Федерации и Федеральным законам.
Участники "круглого стола" отмечают, что проблема укрепления
законности и правопорядка в стране, способность государства
обеспечить конституционное право граждан на личную безопасность
превратились в политический фактор, влияющий на авторитет
государственной власти и ход реформ в стране. Реальных же рычагов
воздействия на преступность пока не создано. Отсутствует целостный
механизм контроля государства и общества за исполнением законов.
Совет Федерации на протяжении всей своей деятельности считает
одной из основных задач создание и расширение правовой базы в
области борьбы с преступностью, в области деятельности
правоохранительных органов. Неоднократно эти проблемы обсуждались
на заседаниях Совета Федерации, "круглых столов" и на парламентских
слушаниях. Однако компетентные органы не в должной мере реализуют
предложения Совета Федерации по укреплению правопорядка и усилению
борьбы с преступностью.
В частности, не учтено большинство рекомендаций, изложенных в
постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации от 24 сентября 1997 года N 308-СФ "О парламентских
слушаниях "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении
правопорядка в Российской Федерации в современных условиях" и от
4 сентября 1998 года N 392-СФ "Об информации и. о. Министра
внутренних дел Российской Федерации и директора Федеральной службы
безопасности Российской Федерации о криминогенной обстановке в
Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности,
пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов
в органы государственной власти".
Участники "круглого стола" считают, что для повышения
эффективности противодействия преступности, укрепления правопорядка
и законности в стране необходимо принятие целого комплекса
дополнительных общегосударственных мер.
В этих целях участники "круглого стола" вносят следующие
рекомендации.
1. Просить Президента Российской Федерации:
провести в 2000 году съезд или всероссийскую конференцию
работников правоохранительных органов страны под председательством
Президента Российской Федерации, на которых с учетом складывающейся
криминогенной обстановки определить дополнительные меры по
укреплению правопорядка и законности в Российской Федерации;
создать вневедомственный орган, координирующий деятельность
правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией;
разработать с привлечением Федерального Собрания Российской
Федерации, Администрации Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и правоохранительных органов
пакет законопроектов, направленных на усиление борьбы с
организованной преступностью и коррупцией, на противодействие
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, а
также разработать проект концепции обеспечения экономической
безопасности Российской Федерации.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
представить на утверждение Президенту Российской Федерации
проект основ государственной политики в области борьбы с
преступностью, разработанный правоохранительными органами в 1999
году;
поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации Федеральные законы о ратификации подписанных Российской
Федерацией Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации
доходов от преступной деятельности (1990 г.), Конвенции об
уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) и Европейской
конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного
оружия (1978 г.);
ускорить решение вопроса о присоединении России к Европейской
конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972 г.),
Европейской конвенции об осуществлении прав детей (1996 г.),
Европейской конвенции о гражданско-правовой ответственности за
коррупцию (1999 г.);
завершить разработку проекта программы возвращения из-за
рубежа незаконно вывезенных валютных средств и их конфискации,
предусмотрев, в частности, создание правительственной комиссии с
участием в ней представителей правоохранительных органов,
Министерства юстиции Российской Федерации, Главного контрольного
управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты
Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и
органов валютного контроля. Предусмотреть в указанном проекте
программы "ревизию" экспортно-импортных контрактов за последние
четыре-пять лет по сделкам с нефтью и сопутствующими материалами,
газом, металлами, оружием и компонентами к нему, пищевыми
продуктами и агропромышленным оборудованием. В этих же целях
поручить органам и агентам валютного контроля страны определить,
сколько валюты было незаконно переведено за рубеж, через какие
кредитные учреждения, по поручениям каких клиентов банков, в адрес
каких стран, банков и фирм эти деньги были незаконно переведены;
принять меры по выполнению изложенного в постановлении Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 4 сентября
1998 года N 392-СФ предложения о воссоздании Межведомственной
комиссии по социальной профилактике правонарушений Правительства
Российской Федерации;
разработать систему криминологической экспертизы
законопроектов;
рассмотреть вопрос о создании единой централизованной
независимой системы судебных экспертиз с финансированием ее из
федерального бюджета на базе Российского федерального центра
судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и
Республиканского Центра судебно-медицинской экспертизы Министерства
здравоохранения Российской Федерации;
разработать и осуществить меры, предусматривающие
взаимодействие правоохранительных органов с другими
заинтересованными министерствами и ведомствами по вопросу контроля
за сделками, которые совершаются с участием фирм,
зарегистрированных в оффшорных зонах;
пересмотреть порядок государственной регистрации юридических
лиц в целях предотвращения регистрации фирм по утраченным паспортам
или по паспортам умерших лиц;
установить единый порядок доступа сотрудников
правоохранительных и налоговых органов к данным государственных
реестров предприятий и организаций, а также к банкам данных
Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:
доработать и принять Федеральные законы "Об участии граждан
Российской Федерации в обеспечении правопорядка", "О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации", "Об адвокатуре в Российской
Федерации", "О военной полиции", "О государственной защите
потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному
судопроизводству";
ускорить принятие новых Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, федеральных законов
"О государственной системе профилактики правонарушений",
"О государственном финансовом контроле", "Об основах
государственной системы предупреждения преступлений",
"О политическом экстремизме";
возвратиться к вопросу о наделении Генерального прокурора
Российской Федерации правом законодательной инициативы и правом
обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
4. Предложить органам государственной власти субъектов
Российской Федерации:
ускорить работу по приведению конституций, уставов и других
нормативых правовых актов субъектов Российской Федерации в
соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и
федерального законодательства;
продолжить работу по созданию конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации.
5. Рекомендовать руководителям правоохранительных органов
разработать порядок взаимодействия правоохранительных органов в
области:
использования и реализации оперативной информации о
деятельности юридических лиц, находящихся под контролем
организованных преступных групп (сообществ);
налаживания и поддержания контактов с правоохранительными
органами зарубежных стран по вопросам выявления сфер деятельности
российских организованных преступных группировок за рубежом с
использованием возможностей Национального центрального бюро
Интерпола в Российской Федерации;
регулярного обмена информацией об источниках и каналах
контрабандного вывоза и ввоза валюты, стратегически важных товаров,
а также товаров военного и двойного назначения.
6. Просить Верховный Суд Российской Федерации изучить практику
применения судами уголовного закона в части конфискации имущества
по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической
деятельности и при необходимости внести этот вопрос на рассмотрение
Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
___________