ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 17 ноября 2010 г. N 2026-р
МОСКВА
О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации,
Правительством Республики Белоруссия и Правительством Республики
Казахстан об обеспечении доступа
к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике,
включая основы ценообразования и тарифной политики
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона
"О международных договорах Российской Федерации" одобрить
представленный Минэнерго России согласованный с МИДом России и
другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и предварительно проработанный с Белорусской и
Казахстанской Сторонами проект Соглашения между Правительством
Российской Федерации, Правительством Республики Белоруссия и
Правительством Республики Казахстан об обеспечении доступа к
услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике,
включая основы ценообразования и тарифной политики (прилагается).
Поручить Первому заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации Шувалову И.И. провести с участием МИДа России
и Минэнерго России переговоры с Белорусской и Казахстанской
Сторонами и по достижении договоренности подписать от имени
Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив
вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального
характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
Проект
С О Г Л А Ш Е Н И Е
между Правительством Российской Федерации,
Правительством Республики Белоруссия и Правительством Республики
Казахстан об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных
монополий в электроэнергетике, включая основы ценообразования и
тарифной политики
Правительство Российской Федерации, Правительство Республики
Белоруссия и Правительство Республики Казахстан, далее именуемые
Сторонами,
руководствуясь Договором о Таможенном союзе и Едином
экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договором об
учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября
2000 г., Договором об обеспечении параллельной работы
электроэнергетических систем государств - участников Содружества
Независимых Государств от 25 ноября 1998 г., Соглашением о
транзите электрической энергии и мощности государств - участников
Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г.,
Соглашением о взаимопомощи в случаях аварий и других чрезвычайных
ситуаций на электроэнергетических объектах государств - участников
Содружества Независимых Государств от 30 мая 2002 г., Концепцией
формирования общего электроэнергетического рынка
государств - участников Содружества Независимых Государств от
25 ноября 2005 г., Соглашением о формировании общего
электроэнергетического рынка государств - участников Содружества
Независимых Государств от 25 мая 2007 г. и Концепцией формирования
общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС от
12 декабря 2008 г.,
стремясь развивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере
производства и передачи электрической энергии,
выражая готовность к равноправному сотрудничеству в области
электроэнергетики на основе взаимного доверия и невмешательства в
управление электроэнергетическими системами государств Сторон,
стремясь содействовать формированию общего
электроэнергетического рынка Российской Федерации, Республики
Белоруссия и Республики Казахстан в рамках Единого экономического
пространства,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Основные понятия
Для целей настоящего Соглашения используются следующие
основные понятия:
"субъекты внутреннего рынка электрической энергии" - лица,
являющиеся субъектами рынка электрической энергии (мощности)
государства в рамках Единого экономического пространства в
соответствии с законодательством этого государства, осуществляющие
деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство
электрической энергии (мощности), приобретение и продажу
электрической энергии (мощности), энергоснабжение потребителей,
оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности),
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт
электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи
электрической энергии (мощности);
"услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике"
- услуги по передаче электрической энергии по электрической сети,
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и иные
услуги, отнесенные в соответствии с законодательством государств
Сторон к сфере естественных монополий;
"доступ к услугам субъектов естественных монополий в
электроэнергетике" - возможность субъекта внутреннего рынка
электрической энергии государства одной Стороны воспользоваться
услугами субъектов естественных монополий в электроэнергетике на
территории государства другой Стороны;
"общий электроэнергетический рынок государств в рамках
Единого экономического пространства" - система отношений между
субъектами внутренних рынков электрической энергии государств
Сторон, связанная с куплей-продажей электрической энергии
(мощности) и сопутствующих услуг, действующая на основании общих
правил и соответствующих договоров;
"внутренние потребности государств Сторон" - объемы
электроэнергии (мощности), необходимые для потребления на
территории соответствующих государств Сторон;
"межгосударственная передача электрической энергии
(мощности)" - оказание уполномоченными организациями Сторон услуг
по перемещению и(или) замещению электрической энергии (мощности).
В зависимости от особенностей законодательства государств Сторон
соответствующие отношения оформляются договорами о транзите или
иными договорами, включая договоры купли-продажи электроэнергии
(мощности);
"перемещение электрической энергии (мощности)" - обеспечение
перетоков произведенной на территории государства одной Стороны
электрической энергии (мощности) по электрической сети на
территорию государства другой Стороны между точками поставки,
расположенными на их границах;
"замещение электрической энергии (мощности)" -
взаимосвязанная и одновременная поставка равных объемов
электрической энергии (мощности) в энергосистему и из нее через
разные точки поставки, расположенные на границе (границах)
государства Стороны.
Статья 2
Принципы взаимодействия в области электроэнергетики
1. Взаимодействие Сторон в области электроэнергетики
основывается на следующих принципах:
1) использование технических и экономических преимуществ
параллельной работы электроэнергетических систем государств Сторон
(далее - энергосистемы государств Сторон);
2) ненанесение экономического ущерба при осуществлении
параллельной работы;
3) использование механизмов, основанных на рыночных
отношениях и добросовестной конкуренции, в качестве одного из
основных инструментов формирования устойчивой системы
удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность);
4) поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка
государств в рамках Единого экономического пространства на основе
параллельно работающих энергосистем государств Сторон с учетом
особенностей существующих моделей рынков электрической энергии
(мощности) государств Сторон;
5) поэтапная гармонизация законодательств государств Сторон в
области электроэнергетики;
6) гармонизация технических норм и правил.
2. Регулирование деятельности субъектов естественных
монополий в электроэнергетике осуществляется на основании единых
принципов, правил и методов, определяемых в соглашении о единых
принципах и правилах регулирования деятельности субъектов
естественных монополий.
3. Стороны содействуют координации программ развития
электроэнергетики своих государств с целью обеспечения
эффективного сотрудничества в области электроэнергетики в
долгосрочной перспективе.
Статья 3
Принципы обеспечения беспрепятственного доступа к услугам
субъектов естественных монополий в электроэнергетике
В пределах имеющейся технической возможности Стороны
обеспечивают беспрепятственный доступ к услугам субъектов
естественных монополий в электроэнергетике при условии
приоритетного использования указанных услуг для обеспечения
внутренних потребностей государств Сторон на основе следующих
принципов:
единообразие требований по отношению к субъектам внутренних
рынков электрической энергии государств Сторон, установленных
законодательством государства Стороны, на территории которого
предоставляются такие услуги;
учет законодательства государств Сторон при предоставлении
доступа к услугам субъектов естественных монополий в
электроэнергетике при условии приоритетного использования
указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств
Сторон;
обеспечение надлежащего технического состояния объектов
электроэнергетики, влияющих на режимы параллельной работы
энергосистем, при оказании услуг субъектами естественных монополий
в электроэнергетике;
договорное оформление отношений, возникающих между субъектами
внутренних рынков электрической энергии государств в рамках
Единого экономического пространства;
возмездность оказания услуг субъектами естественных монополий
в электроэнергетике.
Статья 4
Принципы, меры обеспечения и практическая реализация
беспрепятственной межгосударственной передачи электрической энергии
(мощности)
1. Обеспечение межгосударственной передачи электрической
энергии (мощности) осуществляется на основе следующих принципов:
1) межгосударственная передача электрической энергии
(мощности) через энергосистему сопредельного государства в рамках
Единого экономического пространства обеспечивается Сторонами в
пределах имеющейся технической возможности при условии
приоритетного обеспечения внутренних потребностей государств
Сторон;
2) определение технической возможности межгосударственной
передачи электрической энергии (мощности) осуществляется исходя из
следующих приоритетов:
обеспечение внутренних потребностей государства Стороны,
через энергосистему которой планируется осуществление
межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии
(мощности) из одной части энергосистемы государства Стороны в
рамках Единого экономического пространства в другую ее часть через
энергосистему сопредельного государства Стороны;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии
(мощности) через энергосистему государства одной Стороны из
энергосистемы государства другой Стороны в энергосистему
государства третьей Стороны;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии
(мощности) через энергосистему государства Стороны в рамках
Единого экономического пространства в целях исполнения
обязательств в отношении субъектов электроэнергетики государств,
территории которых не входят в единое экономическое пространство;
3) при межгосударственной передаче электрической энергии
(мощности) уполномоченные организации Сторон руководствуются
принципом возмещения стоимости межгосударственной передачи
электрической энергии (мощности) исходя из особенностей
законодательства государства Стороны;
4) межгосударственная передача электрической энергии
(мощности) в целях исполнения обязательств в отношении субъектов
электроэнергетики государств, территории которых не входят в
Единое экономическое пространство, регулируется на двусторонней
основе с учетом законодательства государств Сторон.
2. В целях реализации мер по обеспечению межгосударственной
передачи электрической энергии (мощности) в рамках Единого
экономического пространства через энергосистемы государств Сторон
Стороны осуществляют следующие согласованные подготовительные
мероприятия:
до начала календарного года поставки электроэнергии
(мощности) уполномоченные организации Сторон заявляют о плановых
объемах, предполагаемых к межгосударственной передаче
электрической энергии (мощности) для учета их в прогнозных
балансах производства и потребления электроэнергии (мощности), в
том числе с целью учета таких поставок при расчете тарифов на
услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
на основании расчетов плановой стоимости межгосударственной
передачи электрической энергии (мощности) уполномоченные
организации Сторон заключают контракты во исполнение достигнутых
договоренностей.
В целях обеспечения беспрепятственной межгосударственной
передачи электрической энергии (мощности) через энергосистемы
государств Сторон в рамках Единого экономического пространства
уполномоченные органы Сторон используют единую методологию
государств в рамках Единого экономического пространства,
включающую порядок определения технических условий и объемов
межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), а
также согласованные подходы к ценообразованию на услуги, связанные
с межгосударственной передачей электрической энергии (мощности).
Данная единая методология утверждается протоколом к настоящему
Соглашению и является его неотъемлемой частью.
3. Практическая реализация беспрепятственной
межгосударственной передачи электрической энергии (мощности)
осуществляется в следующем порядке:
1) определяемые в соответствии с законодательством государств
Сторон уполномоченные организации Сторон обеспечивают
межгосударственную передачу электрической энергии (мощности) по
территории своего государства в соответствии с единой
методологией, предусмотренной пунктом 2 статьи 4 настоящего
Соглашения, и с учетом законодательства своего государства;
2) осуществление межгосударственной передачи электрической
энергии (мощности) и обеспечение эксплуатации объектов
электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения
межгосударственной передачи электрической энергии (мощности),
производятся в соответствии с нормативными правовыми актами и
нормативно-техническими документами государства Стороны,
предоставляющей услуги, связанные с обеспечением
межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);
3) в случае отказа в межгосударственной передаче
электрической энергии (мощности) уполномоченные организации Сторон
обеспечивают предоставление обосновывающих материалов о причинах
отказа.
Статья 5
Принципы ценообразования (тарифообразования) на услуги субъектов
естественных монополий в электроэнергетике
Ценообразование (тарифообразование) на услуги субъектов
естественных монополий в электроэнергетике осуществляется в
соответствии с законодательством государств Сторон.
Тарифы на услуги субъектов естественных монополий в
электроэнергетике на общем электроэнергетическом рынке государств
в рамках Единого экономического пространства не должны превышать
аналогичные внутренние тарифы для субъектов внутреннего рынка
электрической энергии.
Статья 6
Внесение изменений и разрешение споров
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут
вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или)
применением положений настоящего Соглашения, разрешаются в первую
очередь путем переговоров и консультаций.
Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение 6 месяцев
с даты официальной письменной просьбы о проведении переговоров и
консультаций, направленной одной из Сторон спора другой Стороне
спора, то при отсутствии иной договоренности между Сторонами спора
относительно способа его разрешения любая из Сторон спора может
передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского
экономического сообщества.
Урегулирование отношений по передаче электрической энергии
(мощности) осуществляется с учетом других международных договоров.
Статья 7
Применение Соглашения в отношении третьих государств
Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как
обязывающее любую Сторону распространять правила и (или)
преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи
государства, которые не являются участниками настоящего
Соглашения, или на хозяйствующие субъекты таких третьих
государств, их товары или услуги.
Статья 8
Срок действия Соглашения
Настоящее Соглашение подлежит ратификации при наличии единой
методологии государств в рамках Единого экономического
пространства, предусмотренной пунктом 2 статьи 4 настоящего
Соглашения, и вступает в силу с даты получения депозитарием
последней ратификационной грамоты.
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу,
присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о
порядке вступления в силу международных договоров, направленных на
формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из
них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.
Совершено в г. ____________ "____" __________ 20__ г. в одном
подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии
Таможенного союза, которая является его депозитарием и направит
каждой Стороне его заверенную копию.
За Правительство За Правительство За Правительство
Республики Белоруссия Республики Казахстан Российской Федерации
____________