ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 27 декабря 2000 г. N 1008
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской Федерации
от 05.03.2007 г. N 145
О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения
градостроительной, предпроектной и проектной документации
В целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Установить, что градостроительная, предпроектная и
проектная документация до ее утверждения подлежит государственной
экспертизе независимо от источников финансирования и формы
собственности объектов строительства, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении
государственной экспертизы и утверждении градостроительной,
предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
3. Государственному комитету Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу и заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти обеспечить проведение
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации (далее именуется - государственная
экспертиза) в соответствии с Положением о проведении
государственной экспертизы и утверждении градостроительной,
предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
4. Государственному комитету Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 6-месячный срок
разработать и утвердить по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти нормативы определения стоимости проведения
государственной экспертизы.
5. В постановлении Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г.
N 290 "Вопросы государственной вневедомственной экспертизы в
РСФСР" слова: "Главное управление государственной вневедомственной
экспертизы при Госкомархстрое РСФСР" и "Главгосэкспертиза РСФСР" в
соответствующем падеже заменить соответственно словами: "Главное
управление государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу" и "Главгосэкспертиза России" в
соответствующем падеже.
6. Признать утратившим силу постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585
"О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной
документации и утверждении проектов строительства" (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 26,
ст. 2427; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 27, ст. 2587).
7. Государственному комитету Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок
представить в установленном порядке предложения о внесении в
нормативные правовые акты изменений и дополнений в связи с
настоящим постановлением.
Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок
привести свои нормативные правовые акты по вопросам
государственной экспертизы в соответствие с настоящим
постановлением.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты по
вопросам государственной экспертизы в соответствие с настоящим
постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2000 г.
N 1008
П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении государственной экспертизы и утверждении
градостроительной, предпроектной и проектной документации
в Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации* и утверждения ее, а также взаимоотношения
заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в
процессе проведения экспертизы.
2. Градостроительная и проектная документация до ее
утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от
источников финансирования и формы собственности предприятий,
зданий и сооружений (далее именуются - объекты), за исключением
документации на объекты, строительные работы на которых не
затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и
безопасности и для строительства, расширения, реконструкции,
технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и
ликвидации (далее именуется - строительство) которых не требуется
разрешения.
Предпроектная документация на объекты, строительство которых
осуществляется частично или полностью за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
государственных кредитов и кредитов, получаемых под
государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве
государственной поддержки, а также на потенциально опасные и
технически особо сложные объекты независимо от источников
финансирования и формы собственности подлежит государственной
экспертизе до утверждения этой документации.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет
собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные
средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме
потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение
о проведении государственной экспертизы предпроектной документации
принимает заказчик (инвестор).
3. Целями государственной экспертизы градостроительной,
предпроектной и проектной документации являются:
а) предотвращение создания объектов, строительство и
использование которых нарушает права физических и юридических лиц
или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке
норм и правил;
б) оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на
строительство объектов, осуществляемое за счет средств
федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской
Федерации.
4. При проведении государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной документации
обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным,
техническим условиям и требованиям по проектированию и
строительству объектов, выданным органами государственного надзора
и контроля и заинтересованными организациями.
Градостроительная, предпроектная и проектная документация,
разработанная в соответствии с указанными исходными данными,
техническими условиями и требованиями, дополнительному
согласованию с органами и организациями, их выдавшими, не
подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством
Российской Федерации.
5. На федеральном уровне государственная экспертиза
градостроительной, предпроектной и проектной документации
проводится:
а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;
б) Главным управлением государственной вневедомственной
экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием
следующих федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных на проведение специализированной экспертизы (далее
именуются - органы специализированной экспертизы):
Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (государственная экспертиза в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций);
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
(государственная экспертиза в области охраны окружающей природной
среды, использования и охраны водных объектов и недр);
Министерство труда и социального развития Российской
Федерации (государственная экспертиза условий труда);
Федеральный горный и промышленный надзор России (экспертиза
промышленной безопасности и рационального использования недр);
другие федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные на проведение государственной экспертизы;
в) федеральными органами исполнительной власти,
уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы (далее
именуются - органы ведомственной экспертизы), в соответствии с
положениями о разграничении функций по государственной экспертизе
и утверждению предпроектной и проектной документации между
соответствующими федеральными органами исполнительной власти и
Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу.
6. На уровне субъектов Российской Федерации государственная
экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной
документации проводится организациями государственной
вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с
участием территориальных органов указанных в пункте 5 настоящего
Положения органов специализированной экспертизы.
7. Перечень документов, представляемых для проведения
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации, определяется нормативно-техническими
требованиями на ее разработку.
____________
* Под градостроительной документацией понимается документация
о градостроительном планировании развития территорий и поселений и
об их застройке, предусмотренная в главах V-IX Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
Под предпроектной документацией понимается обоснование
инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения,
реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и
сооружений.
Под проектной документацией понимается инвестиционный проект,
проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения,
капитального ремонта и технического перевооружения предприятий,
зданий и сооружений, а также консервации и ликвидации опасных
производственных объектов.
II. Разграничение полномочий по проведению государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации
8. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
проводит государственную экспертизу градостроительной,
предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и
утверждению Правительством Российской Федерации.
9. Главное управление государственной вневедомственной
экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит
государственную экспертизу следующей градостроительной
документации:
а) градостроительная документация на объекты
градостроительной деятельности особого регулирования федерального
значения, в том числе:
градостроительная документация о градостроительном
планировании развития особо охраняемых природных территорий
федерального значения и свободных экономических зон;
генеральные планы городов - административных центров
субъектов Российской Федерации; городов, отнесенных к историческим
поселениям федерального значения; городов-курортов федерального
значения; городов - научных центров; поселений с особым режимом
жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые
административно-территориальные образования, города (поселки) при
атомных электростанциях, атомных тепловых электростанциях,
поселения в государственных природных заповедниках, национальных и
природных парках); поселений, расположенных в регионах с особо
неблагоприятными экологическими условиями вследствие
радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичностью, на
территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций
природного или техногенного характера, а также в районах залегания
полезных ископаемых;
б) градостроительная документация, разрабатываемая за счет
средств федерального бюджета и совместного финансирования с
привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) градостроительные разделы федеральных целевых программ,
программ социально-экономического развития территории Российской
Федерации;
г) схемы и проекты развития инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства
территорий федерального значения;
д) консолидированные схемы градостроительного планирования.
10. Главное управление государственной вневедомственной
экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит
государственную экспертизу предпроектной и проектной документации
на:
а) объекты, строительство которых осуществляется полностью
или частично за счет средств федерального бюджета, государственных
кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а
также за счет других средств, поступающих в качестве
государственной поддержки;
б) объекты, находящиеся в государственной собственности;
в) объекты:
строящиеся за границей при техническом содействии Российской
Федерации;
находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и
других государств и строящиеся с привлечением иностранных
инвестиций;
сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции;
включенные в федеральные целевые программы
социально-экономического развития регионов;
г) экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для
массового применения;
д) потенциально опасные и технически особо сложные объекты
независимо от источников финансирования и формы собственности, в
том числе:
ядерно опасные и радиационно опасные объекты (атомные
электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного
цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного
топлива и радиоактивных отходов);
объекты по уничтожению химического оружия и ракетного
топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных
отходов;
гидротехнические сооружения 1 и 2-го классов;
опасные производственные объекты, предусмотренные
приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов";
тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
линии электропередачи и подстанции напряжением 330 киловольт
и выше;
морские порты, космодромы, аэропорты с длиной основной
взлетно-посадочной полосы 1800 метров и более, мосты и тоннели
длиной более 500 метров, метрополитены;
радиолокационные станции, радио- и телецентры, магистральные
линии связи;
общегородские объекты коммунального хозяйства в городах с
расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
крупные объекты пищевой, перерабатывающей промышленности и
сельского хозяйства, оказывающие влияние на продовольственную
безопасность страны и населения или имеющие важное социальное
значение;
объекты оборонной промышленности, включая объекты по
производству конверсионной продукции и продукции двойного
назначения.
11. Организации государственной вневедомственной экспертизы
субъектов Российской Федерации проводят государственную
экспертизу:
а) градостроительной документации, градостроительных разделов
целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых
программ, программ социально-экономического развития территорий
субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных
образований, а также схем и проектов развития инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства
территорий в части соблюдения градостроительных требований, за
исключением градостроительной документации, рассматриваемой
Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы
при Государственном комитете Российской Федерации по строительству
и жилищно-коммунальному комплексу;
б) предпроектной и проектной документации на объекты,
строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации, а также на объекты, строящиеся на
их территориях, независимо от источников финансирования и формы
собственности, в пределах компетенции органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и органов, осуществляющих контроль за соблюдением
нормативных требований по надежности и эксплуатационной
безопасности объектов, за исключением проектной документации,
рассматриваемой Главным управлением государственной
вневедомственной экспертизы при Государственном комитете
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу.
12. Органы ведомственной экспертизы в пределах своей
компетенции проводят в соответствии с установленным ими порядком
государственную экспертизу предпроектной и проектной документации
с участием организаций государственной вневедомственной экспертизы
субъектов Российской Федерации и территориальных органов
специализированной экспертизы.
III. Организация проведения государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной
документации
13. Для проведения государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной документации
необходимые документы в 4 экземплярах представляются:
а) в Экспертный совет при Правительстве Российской
Федерации - по объектам, относящимся к его компетенции;
б) в Главное управление государственной вневедомственной
экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу - по объектам,
указанным в пунктах 9 и 10 настоящего Положения;
в) в органы ведомственной экспертизы - по объектам в
соответствии с положениями о разграничении функций по
государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной
документации между соответствующими федеральными органами
исполнительной власти и Государственным комитетом Российской
Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
г) в организации государственной вневедомственной экспертизы
субъектов Российской Федерации по месту размещения объектов - по
объектам, указанным в пункте 11 настоящего Положения.
14. Орган (организация) государственной экспертизы в срок не
более 30 дней:
а) регистрирует представленные документы и проверяет их
комплектность;
б) определяет совместно с органами специализированной
экспертизы необходимость их участия в проведении государственной
экспертизы, сроки подготовки заключений органов специализированной
экспертизы и стоимость проведения экспертизы;
в) разрабатывает проекты договоров с органами
специализированной экспертизы о выполнении работ в пределах общей
стоимости проведения государственной экспертизы;
г) готовит и предварительно согласовывает с заказчиком
(инвестором) проект договора о проведении государственной
экспертизы;
д) направляет заказчику (инвестору):
проект договора о проведении государственной экспертизы (при
условии соответствия представленных документов установленным
требованиям);
уведомление о сроках представления недостающих документов
(в случае несоответствия представленных документов установленным
требованиям).
15. При неполучении от заказчика (инвестора) в течение
30 дней подписанного им договора о проведении государственной
экспертизы и предусмотренной в нем платы за проведение
государственной экспертизы или непредставлении заказчиком
(инвестором) в указанный срок запрашиваемых документов
государственная экспертиза не проводится, а все документы в
7-дневный срок возвращаются заказчику (инвестору).
16. Стоимость проведения государственной экспертизы
определяется на основании утвержденных в установленном порядке
нормативов. Продолжительность проведения государственной
экспертизы устанавливается договором, но не должна превышать
3 месяцев.
17. В процессе проведения государственной экспертизы по
договоренности с заказчиком (инвестором) могут быть уточнены
стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность
оформляется дополнительным договором. При этом общий срок
проведения государственной экспертизы не должен превышать
6 месяцев.
IV. Сводное заключение по результатам проведения государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации
18. Сводное заключение по результатам проведения
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации (далее именуется - сводное заключение)
содержит совокупную оценку экономической целесообразности и
технической возможности реализации проектных решений с учетом
требований экологической и промышленной безопасности, а также
соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических
решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной
надежности и безопасности. В сводном заключении также
устанавливаются основные технико-экономические показатели
строительства объектов.
19. Сводное заключение подготавливается:
а) на федеральном уровне - Главным управлением
государственной вневедомственной экспертизы при Государственном
комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу;
б) на региональном уровне - организациями государственной
вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.
20. Сводное заключение подготавливается с учетом заключений
(или с участием специалистов) органов специализированной
экспертизы или их территориальных органов, органов ведомственной
экспертизы, заинтересованных органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
других органов и организаций, а также результатов общественного
обсуждения.
21. Сводное заключение утверждается в порядке, установленном
органом, осуществляющим государственную экспертизу, и направляется
заказчику (инвестору).
22. К сводному заключению прилагаются являющиеся его
неотъемлемой частью заключения органов специализированной
экспертизы.
Положительное сводное заключение составляется при наличии
положительных заключений органов специализированной экспертизы и
включает выводы о соответствии градостроительной, предпроектной и
проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по
ее утверждению (согласованию) с указанием основных
технико-экономических показателей.
Без положительного сводного заключения утверждение
градостроительной, предпроектной и проектной документации,
финансирование и строительство объектов независимо от источников
финансирования и формы собственности не допускаются.
Отрицательное сводное заключение содержит выводы:
о необходимости доработки градостроительной, предпроектной и
проектной документации с указанием конкретных недостатков;
о недопустимости использования указанной документации для
строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым
требованиям.
23. В случае составления отрицательного сводного заключения в
связи с необходимостью доработки градостроительной, предпроектной
и проектной документации заказчик (инвестор) вправе представить
документы на повторную государственную экспертизу при условии их
доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в сводном
заключении.
V. Утверждение градостроительной, предпроектной,
и проектной документации
24. Градостроительная документация утверждается в
соответствии со статьями 21-23 Градостроительного кодекса
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
25. Предпроектная документация утверждается заказчиком
(инвестором).
26. Проектная документация утверждается:
а) по объектам, строительство которых осуществляется за счет
средств федерального бюджета, - Государственным комитетом
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу или в порядке, устанавливаемом этим Комитетом совместно
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
б) по объектам, строительство которых осуществляется за счет
бюджетов субъектов Российской Федерации, - в порядке,
устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
в) по объектам, строительство которых осуществляется за счет
собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные
средства, в том числе средства иностранных инвесторов, -
заказчиком (инвестором).
Примечание. Разделы III-IV настоящего Положения в части
проведения государственной экспертизы
градостроительной документации являются
примерными.
____________